Свидетельства об употреблении христианами клятвы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свидетельства об употреблении христианами клятвы.



Святого апостола Варнавы: "каждый, из вас да не имеет злобы против ближнего своего и не любит клятвы ложной. Не употребляй понапрасну имени Господня."

Тертуллиана: "мы и клянемся; только не гениями императоров... Обыкновенно, заклинаем демонов, т.е. гениев, чтобы изгнать их из людей, и не клянемся (ими), чтобы оказать им божескую честь."

Святого Ефрема Сирина: "я, Ефрем, умираю и пишу завещание: пред вами, как пред искренними и единодушными братиями, подтверждаю, что вера моя есть здравая, даже клятвенно удостоверяю в ее непоколебимости ... Клянусь Снисходившим на гору Синайскую и Вещавшим из камня (Исх. 17:6); клянусь устами возопившими: "Елои!" (Мр 15:34). Клянусь Тем, Кто продан Иудою и биен в Иерусалиме; клянус ь могуществом Заушенного по ланите и величием Приявшего заплевание. Клянусь... единым Божиим существом и единою волею, что не отделялся я от Церкви, не восставал против Божия всемогущества. Когда говорил это Ефрем, и весь народ плакал, бывшая тут девица по имени Лампротата, дочь военачальника едесского... поклялась и сказала пред всем собранием: клянусь Богом, Которому служил ты от юности до старости своей, что не употреблю более носилок и мужи не понесут меня... Блаженный отвечал: прежде нежели умер я, желаю дать тебе благословение."

"Епископ или пресвитер или диакон... в клятвопреступлении обличенный, да будет извержен из священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного" (25-е апост. правило).

"Клятвопреступник (мирянин) десять лет да не приобщается: два лета находясь между плачущими, три - между слушающими писания, четыре - между припадающими, один стоя с верными, - и тогда сподобится причастия" (64-е правил. святого Василия Великого; ср. 29-е прав., осуждающее клятву необдуманную "к соделанию зла другому").

Указанные правила, возбраняя клятву ложную и необдуманную, свидетельствуют о позволительности клятвы истинной и законной в уважительных случаях.

На 4-м вселенском соборе, именуемом Халкидонским, отцы собора постановили потребовать от египетских епископов, чтобы они дали клятвенное обещание разъяснить, почему они медлят подписать послание святого Льва, папы римского, к Флавиану. Это требование клятвы, исходившее от отцов вселенского собора, ясно говорит о том, что они считали ее вполне христианским делом в особых случаях.

 

Опровержение возражений.

Сектанты говорят:

1) Иисус Христос запретил клятву именем Божиим: "Я говорю вам: не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что от город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет" (Мт 5:34-37).

Книжники иудейские и фарисеи, зная общее уважение и доверие к тому, что подтверждено клятвою и боясь ответственности пред законом за произнесение имени Божия в обыкновенных разговорах и сделках, не подлежащих контролю закона, установили клятвы сотворенными предметами. (ср. Мт 23:16-18).

Евреи клялись этими предметами во лжи, нарушали клятвенные обеты и думали, что за все это невиновны пред Богом, так как клятвы их не сопровождались произнесением имени Божия.

Господь Иисус Христос, пришедший не нарушить закон или пророков, но исполнить Своим учением (Мт 5:33-37), осудил установившуюся у евреев практику, восстановил истинный смысл закона о клятве и пресек поводы к обходу его. Он напомнил (Мт 5:33) слушателям постановления закона, в которых идет речь о непозволительности вносить ложь (Лев. 19:12) и обман в дело клятвы (Втор 23:21), запретил (Мт 5:34-36) употреблявшиеся в частной жизни и в частных сношениях друг с другом клятвы предметами, о которых умалчивал закон, причем определенно указал на род таких клятв: небом, землею, Иерусалимом, головою, - и установил, что последователи Его, стремясь к идеалу (будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный - стих 48), должны так располагать свое поведение, чтобы их слова да-да, нет-нет в обыкновенном течении жизни были достаточны для уверения других. О клятве именем Божиим, заповеданной Богом, и употреблявшейся среди народа иудейского в потребных случаях, Иисус Христос в Нагорной проповеди совсем не упомянул. Если бы Он отрицал всякую клятву, то непременно и прежде всего должен был указать на клятву именем Божиим и безусловно воспретить ее. Наоборот, Сам Он неоднократно ссылался на Бога Отца во свидетельство истинности своих слов и даже не противился принятию присяги на суде (ср. Мт 26:63-64). Из этого очевидно, что Иисус Христос клятвы именем Божиим не запрещал, а допускал ее в особых случаях.

Согласившись с сектантским утверждением об отмене Иисусом Христом всякой клятвы и в том числе клятвы именем Божиим, необходимо допустить, будто бы Он говорил одно, а делал другое (?!). Но кто не ужаснется от таких мыслей?

Отвергающие клятву указывают на слова Спасителя: не клянись вовсе в которых будто бы содержится безусловное воспрещение всякой вообще клятвы. Но если бы это выражение содержало безусловное запрещение всякой клятвы, то представляется непонятным, зачем Господь перечисляет еще виды запрещаемых Им клятв (ни небом... на землею... ни Иерусалимом... ни головою). Это перечисление подает мысль, что запрещение (не клянись вовсе) не безусловное и простирается не на все виды клятв, а только на перечисленные. Во-вторых, если Он безусловно воспретил всякую клятву, то почему, перечисляя виды запрещаемых клятв, не поименовал клятвы именем Божиим? Наконец, запрещение клятвы именем Божиим свидетельствовало бы, что Иисус Христос разорил закон, установивший ее (Втор 6:13) и пророков (Исаии 45:23; 65:16; Иер 12:16), предвещавших о существовании клятвы именем Божиим в Новом Завете.

2) Клятву именем Божиим, как и вообще всякую клятву, запрещает апостол Иаков: прежде всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас да, да и нет, нет, дабы вам не подпасть осуждению (Иак. 5:12).

В приведенном месте апостол прямо и положительно запрещает клятву предметами сотворенными; о клятве именем Божиим не упоминает. Он запрещает клясться небом, землею и никакою другою клятвою, т.е. никаким другим подобным сотворенным предметом: храмом, золотом храма, жертвенником и проч. Клятвы предметами и клятва именем Божиим по своему существу прямо противоположны, и не мог апостол под выражением: " и никакою другою клятвою " подразумевать последнюю. В клятвах означенные предметы, как неодушевленные, не призывались во свидетельство истинности и непреложности обещания, а представлялись в виде залога: клянущийся ими выражал готовность лишиться их, не видеть их более, если слово его окажется лживым. Но имел ли право клянущийся отдавать в залог исполнения обещания предметы (небо, землю и др.). ему лично не принадлежащие и в его власти не находящиеся? Такие клятвы не имели никакого оправдания, были лишены смысла, почему и запрещены. Такова ли клятва Богом? Нет. Бог в клятвах не может быть обещаем или представляем в залог, Он призывается, как свидетель, помощник и мздовоздаятель. Благоговейное призывание Бога, поставление себя пред лицо и суд Его есть дело благочестивое. Так поступал по примеру Иисуса Христа и апостол Павел (1 Фес. 2:5, 10 и др.), заповедавший: умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор 4:16; 11:1; Фил. 3:17). Дабы вам не подпасть осуждению (εις υποκρισιν - ответу) за неуместность клятвы предметами.

3) Клятва именем Божиим есть зло, так как по слову Иисуса Христа все, что сверх да или нет, от лукавого (Мт 5:37).

От лукавого не клятва именем Божиим, которую установил Сам Бог (Втор 6:13), а подозрительность, недоверие к словам да или нет, вследствие существования среди людей лжи и обмана (ибо он лжец и отец лжи Ин. 8:44), вынуждающих христиан в потребных случаях прибегать к клятвенному заверению истинности и непреложности своего свидетельства или обещания.

Если происхождение клятвы обусловливается существованием среди людей лжи, обмана, недоверия и подозрительности, то отсюда нет никаких оснований заключать, что клятва есть зло. Клятва именем Божиим не зло, а добро, так как побуждает людей к правдивому, честному выполнению лежащего на них того или другого долга, укрепляет доверие к показаниям и обещаниям и таким образом является одним из лучших средств для победы над злом той среды, в которой живут и действуют христиане.

4) Мы и без клятвы именем Божиим говорим правду, почему и отказываемся от присяги.

Сектанты, говоря так о себе, горделиво превозносятся своею правдивостью и забывают слово Божие: не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (2 Кор 10:18; ср. Рим 12:3). Неужели они по своему нравственному совершенству выше апостола Иоанна, учившего: " если говорим. что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас? " (1 Ин 1:8).

Наша личная правдивость, если бы даже и была несомненною, не дает права отказываться от присяги в особенных случаях, так как другие люди бывают лишены возможности знать о ней. Сама воплощенная Истина (Ин. 14:6) Иисус Христос, когда видел недоверие к Себе, ссылался на Бога Отца во свидетельство истинности Своих слов, а по Его примеру поступал и апостол Павел. Отказываясь от клятвы и присяги под предлогом своей правдивости сектанты ставят себя выше Иисуса Христа, принявшего присягу на суде (Мт 26:63-64) и сказавшего: ученик не выше учителя, а слуга не выше господина своего: довольно для ученика, что бы от был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его (Мт 10:24-25).

5) Принявшие присягу часто говорят ложь и не исполняют своих обещаний, посему присяга излишня.

Люди по свойственной им греховности злоупотребляют не одной только присягой, а и многими другими благами: Священным Писанием (2 Пет. 3:16), свободой (Лук 15:12-16; Гал 5:13 и др.), здоровьем, языком (Иаков. 3:5-12) и др., но отсюда никак не следует, что все это, и в том числе присяга, не есть добро, а потому излишня.

Если присяга не всегда располагает принимающих ее к истинности и непреложности свидетельства или обещания, то вина не в ней, а в нравственной испорченности человека. При господстве в мире зла с его проявлениями лжи, обмана, недоверия и подозрительности клятва, как средство для заверения в правдивости, является обязательной и необходимой. Если бы среди людей существовала правдивость и неразлучное с нею взаимное доверие, то не было бы места и клятве. Но разве люди достигали или достигнут когда-либо все без исключения нравственного совершенства, указанного Иисусом Христом? (Мт 5:48).

6) Для чего присягают перед крестом и евангелием? Евреи клялись пред жертвенником (3 Цар 8:31), а христиане пред новозаветным жертвенником - Святым Крестом, на котором Господь предал себя за нас в приношение и жертву Богу (Еф 5:2). Святое Евангелие и Крест являются символами нашего спасения. Клянущийся пред ними и лобызающий их выражает свое благоговение и свидетельствует о своей готовности, в случае неисполнения обещания, лишиться благ, дарованных Господом через Святые Крест и Евангелие.

 

Пост.

Понятие о посте.

"Пост, тот именно, который принадлежит к числу христианских добродетелей, есть воздержание от всех или по причине какой-либо немощи от некоторых яств, равно и от пития, также от всех мирских предметов и от всех худых пожеланий с тою целью, чтобы христианин удобнее мог совершать молитву свою и умилостивлять Бога; также, чтобы мог умертвить плотские вожделения и получить благодать Божию." "Для похвального поста, - учит святой Василий Великий, - недостаточно одного воздержания от яств, но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост - удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего - истинный пост." Воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования любит Господь, потому что через изнурение плоти устрояет освящение. Воздержание же от пищи само по себе недостаточно для того, чтобы сделать пост похвальным; а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближение должно иметь с теми, от кого можно получить пользу так, чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничества... Такой образ жизни отнимает у плотского мудрования все, чем оно питается, и не дает ему преобладать над духом, а плоти творить дела ей свойственные."

"Честь поста, - наставляет святой Иоанн Златоуст, - составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, если кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица, и не засматриваться на чужую красоту... Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы... Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?"

 

Пост - Божие установление.

"Пост - дар древний... Не думай, что день очищения, установленный для Израиля в седьмой месяц, в десятый день месяца (Лев. 16:29) есть начало поста. Углубись в историю и ищи древность его происхождения... Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: " а от древа познания добра и зла не ешь от него " (Быт. 2:17). "Α сие не ешь" есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мт 9:12). Самое пребывание в раю есть образ поста... В раю не было ни вина, ни заклания животных, ни мясоядений."

"Как невоздержность в пище бывает причиною и источником бесчисленных зол для рода человеческого, так пост и презрение удовольствий чрева всегда были для нас причиною несказанных благ. Сотворив вначале человека и зная, что это врачевство весьма нужно ему для душевного спасения, Бог тотчас же и в самом начале дал первозданному следующую заповедь: " от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него " (Быт. 2:16, 17). Слова "это ешь, а этого не ешь" заключали некоторый вид поста.

Но ныне еще говорит Господь: " обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании " (Иоил. 2:13).

Так говорит Господь Саваоф: " пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого и пост десятого сделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир " (Зах. 8:19).

" Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Α ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно " (Мт 6:16-18). Т.е. кто постится лицемерно, чтобы обратить внимание других на свой пост, тот лишается благоволения Божия за свое тщеславие. Господу, видящему тайное, угоден пост, сопровождаемый сердечным сокрушением о грехах и раскаянием.

"Сам Господь, - пишет святой Ефрем Сирин, - научает тебя, во-первых, не заботиться настолько об угождении людям, чтобы посты твои происходили ради славы пред людьми, а во-вторых, чтобы, постясь тайными постами, ты снискивал себе милость Воздаятеля... дабы похвала тех, кои знают о твоих постах, не лишила тебя награды за пост."

"Спаситель заповедал нам, - замечает святой Иоанн Златоуст, - не только не выставлять на вид добрых дел своих, но и тщательно укрывать их... Заповедует помазывать голову не с тем, чтобы мы непременно делали это, но чтобы тщательно старались скрывать пост, это стяжание свое."

" Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые " (Мр 2:19-22; ср. Мт 9:14-17; Лук 5:33-39).

"Ныне Я, жених, - объясняет блаженный Феофилакт, - нахожусь с ними, и потому они должны радоваться, а не поститься, но когда Я буду взят из сей жизни, тогда, подвергаясь напастям, они будут и поститься, и скорбеть. Называет Себя женихом не только потому, что обручал Себе девственные души, но и потому, что время первого пришествия Его есть время не плача и горя для верующих в Него и не тяжелое время, но успокаивающее нас крещением без дел закона... Как небеленая, т.е. новая, заплата по своей твердости только раздерет ветхую одежду, если будет пришита к ней, и как новое вино по своей крепости разорвет старые мехи, так и ученики Мои еще не окрепли, и потому, если обременим их, мы через это сделаем им вред, так как они по немощи своего ума похожи еще на ветхую одежду. Итак, не следует возлагать на них тяжелой заповеди поста. Новая, суровая заплата и новое вино означают пост, а старая одежда и старые мехи - слабость учеников."

 

Цель поста.

Пост установлен с той целью, чтобы содействовать христианину:

а) распинать плоть со страстями и похотями (Гал 5:24; ср. Еф 4:22-24). Пост, укрощая в нас плотские пожелания и влечения, возвышает и укрепляет душу, способствует ей о горнем помышлять, а не о земном (Кол. 3:2).

"Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту и помышлять о горнем и ставит выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом тонут, так и пост, делая ум наш более легким, способствует... устремлению к небу и к предметам небесным. Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе."

" Ибо плоть желает противного духу, и дух - противного плоти; они друг другу противятся " (Гал 5:17; ср. Иак. 1:14-15).

" Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу " (1 Пет 2:11).

"Поелику же они (дух и плоть), - наставляет святой Василий Великий, - друг другу противятся, отнимем у плоти ее дерзновение, приумножим же душевную силу, чтобы, с помощью поста одержав победу над страстями, увенчаться нам венцами воздержания. Как на весах, когда обременена одна сторона, противоположная ей поднимается вверх; так и в человеке, как всякий может видеть, происходит подобное. С приращением плоти ум делается иногда несколько слабее, и, обратно, при благоустройстве ума нередко утончается плоть. Или не знаешь, что как в бою споборничество одному производит одоление другого, так предающийся на сторону духа порабощает плоть? Ибо они противоборствуют друг другу. Поэтому, если хочешь сделать крепким ум, обуздай плоть постом. Это и есть то самое, что сказал апостол: в какой мере внешний человек тлеет, в такой внутренний обновляется (2 Кор 4:16), - и еще: когда я немощен, тогда силен " (2 Кор 12:10).

б) отражать искушения диавола!

Ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его (беса)? Иисус же сказал им: по неверию вашему... Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мт 17:19-21; ср. Мр 9:28-29), которые являются необходимыми последствиями веры. Вера не может существовать как без молитвы, так и без воздержания, самоограничения, поста.

"Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Для того, - отвечает святой Иоанн Златоуст, - что кроме веры и пост много придает крепости: он научает великому любомудрию, человека делает ангелом и укрепляет против сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе, - нужна еще молитва, и она должна предшествовать. И смотри, какие блага происходят от этих двух добродетелей. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немного требует; а кто требует немного, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то и апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов."

" Сорок дней Он был искушаем от диавола, и ничего не ел в эти дни " (Лук 4:2). "Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против диавола - пост."

в) обрести милость у Бога:

Ниневитяне, обратившись от злого пути своего и от насилия рук своих (Ионы 3 гл.), постом умилостивили Бога.

Царь Ахав постом, соединенным с сокрушением, отклонил Божие определение о себе (3 Цар 21:27-29; ср. Иоил. 2:12, 15, 18).

Святая Анна пророчица " не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь " (Лук 2:37).

г) приближаться к Богу: "Моисей не осмелился бы приступить к дымящейся вершине, не дерзнул бы взойти во мрак, если бы не вооружил себя постом. Во время поста принял он заповедь, перстом Божиим начертанную на скрижалях (Исх. 34:28). Пост соделал Илию зрителем великого видения (3 Цар 19:8-12). Павла, между прочим, и пост, о котором он также упоминает, хвалясь своими скорбями (2 Кор 6:5; 11:27), возвел на третье небо" (12:2).

 

В ветхозаветное время постились:

Пророк Моисей (Исх 34:28), царь и пророк Давид (Пс 34:13; 108:24), пророк Даниил (Дан. 10:2-3), Неемия (Неем. 1:4), народ еврейский (Суд. 20:26; 1 Цар. 7:6; 2 Цар. 1:12; 2 Парал. 20:3; 2 Езд 8:49-50; Иер 36:9 и др.).

" Α все, что писано было прежде, написано нам в наставление " (Рим 15:4; ср. 1 Кор 10:11).

 

В новозаветное время постились:

Господь Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей пред выступлением на общественное Свое служение (ср. Мт 4:2). Этим примером Он освятил и установил пост для Своих последователей.

"Познай и научись, - говорит святой Иоанн Златоуст, - что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому то и Сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения."

Святой Иоанн Предтеча был строгим постником: пищею его были акриды и дикий мед (Мт 3:4). Пророки и учителя Антиохийской церкви постились (Деян 13:2). Апостолы Павел и Варнава помолились с постом (Деян 14:23). Апостол Павел пишет о себе: " усмиряю и порабощаю тело мое " (1 Кор 9:27).

"Здесь он показывает, - объясняет святой Иоанн Златоуст, - что они и преданы чревоугодию, и не обуздывают этой страсти, и под предлогом совершенства удовлетворяют ей, о чем он и выше (1 Кор 6:13) с сожалением говорил: " пища - для чрева, и чрево - для пищи... Дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. " Если же Павел, учитель столь многих, опасался этого даже после того, как распространил проповедь, сделался благовестником и получил господство над вселенной, то что должны сказать мы? Не думайте, говорит, будто для вашего спасения достаточно того, что вы уверовали; если мне, который проповедал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам."

" Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении... в бдениях, в постах " (2 Кор 6:4-5); " много раз был... в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте " (11:26-27).

В апостольское время христиане постились: " не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве " (1 Кор 7:5; Деян 27:9).

 

Христианину необходим пост:

" Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями " (Гал 5:24).

" Попечения о плоти не превращайте в похоти " (Рим 13:14).

" Многими, скорбями надлежит нам войти в царство Божие " (Деян 14:22; Мт 7:14; Лук 13:24).

 

Слово Божие осуждает нарушителей поста:

" Ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил от Бога, создавшего его " (Втор 32:15).

" Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочери ее: в гордости, пресыщении и праздности " (Иез 16:49).

" Горе вам, пресыщенные ныне " (Лук 6:25)!

" Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством " (Лук 21:34; ср. 16:19, 23).

" Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме: они мыслят о земном " (Фил. 3:19).

 

В дни поста мяса не вкушали:

" Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои " (Дан. 10:3). " Пищею его (Иоанна Предтечи) были акриды и дикий мед " (Мт 3:4).

 

Свидетельства святых отцов.

"Аще кто, епископ или пресвитер или диакон или иподиакон или чтец или певец, не постится в святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, - да будет извержен. Аще же мирянин, - да будет отлучен" (Апост. 69 правило).

Святого Поликарпа, епископа Смирнского: "оставив суетные и ложные учения многих. обратимся к преданному изначала слову; будем бодрствовать в молитвах, пребывать в постах."

Святого Киприана, епископа Карфагенского: "обратимся ко Господу всем сердцем, умилостивим Его гнев и негодование, как Сам Он внушает (Иоил. 2:12), постом, плачем и рыданием!... Даниил, несмотря на многократное одобрение его веры и непорочности, несмотря на то, что Господь часто являл ему Свое благоволение за его доблести и достохвальные качества, старается еще угодить Богу постом, повергается во вретище и в пепле."

Святого Петра, архиепископа Александрийского (+ 311 г.): "никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые дни благословно заповедано нам поститься по преданию. В среду - по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток, потому что Он пострадал за нас" (15 прав).

Святого Ефрема Сирина: "пост - дело досточестное и богоугодное... Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост доблесть в бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву к небу. Пост - матерь здравия... Пост - путь к покаянию. Пост - виновник слез. Пост не любит ни мира, ни того, что в мире."

Святого Василия Великого: "полезен пост во всякое время для подъемлющих его: потому что на постящегося не смеют нападать демоны... но гораздо более полезен он ныне, когда во всей вселенной возвещается о нем проповедь. И нет ни одного острова, ни твердой земли, ни города, ни народа, ни отдаленного края, где не была бы слышна сия проповедь; напротив того, и воинские станы, и путешественники, и мореплаватели, и купцы, - все равно слышат и с радостью принимают повеление (о посте). Итак, поелику возвращающийся круг времени привел к нам сии многожеланные дни, все приимем их с радостью, как древних своих воспитателей."

Святого Григория Богослова: "Христос постился пред искушением, а мы постимся пред Пасхою... Христос противопоставляет пост искушениям, а у нас знаменует он умерщвление со Христом и служит предпразднственным очищением."

Святого Кирилла Иерусалимского: "не будь более ехидною (ср. Мт 3:7), но как некогда был ты порождением ее, то оставь, говорит он, образ прежней греховной жизни. Всякий змей, вползая в узкое место, оставляет старую чешую и, через сжатие себя скинувши старость, юнеет телом. Так и ты, говорит он, взойди узкими и тесными вратами; изнурив себя постом, изгони то, что губит тебя."

Святого Иоанна Златоуста: "радуюсь и веселюсь, видя ныне, что церковь Божия красуется множеством своих чад... и вместе с тем желаю быть для вас провозвестником наступления святой четыредесятницы, как врачевства душ наших. Α общий всех нас Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить нас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом посте... Это есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие, откуда изгнана всякая житейская пышность, где нет ни крика, ни шума, ни беганья поваров, ни заклания животных, но вместо всего этого господствует совершенное спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и бесчисленные блага."

 

Опровержение возражений.

Сектанты говорят:

1) Богу угоден не телесный пост, а духовный. " Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся " (Исаии 58:6-7).

Пост иудеев ограничивался одним воздержанием от пищи и не сопровождался сердечным сокрушением о грехах, делами любви и милосердия, почему, как пост лицемерный, был не угоден Богу. Отсюда вывод правильный тот, что истинный пост, заповеданный Богом (который Я избрал - стих 5), не должен быть только телесным, но и духовным. В приведенном месте (ср. Исайи 58:3-4) телесный пост не отрицается, а утверждается. Без телесного поста не может быть и поста духовного: " ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти; они друг другу противятся " (Гал 5:17).

"Воздержание от пищи Бог повелевает для того, - учит святой Иоанн Златоуст, - чтобы мы обуздывали порывы плоти и делали ее послушным орудием для исполнения заповедей."

"Тем, кто хочет чисто и свято поститься, следует удаляться, - замечает святой Кирилл Александрийский, - от собственных своих желаний, стремиться к тому, что угодно Богу, и покорно преклоняться пред Его желаниями. Но тогдашние Израильтяне не делали этого, напротив следовали своим собственным желаниям, пренебрегая угодным Законодателю, вовлекали подчиненных в суды и ссоры, тогда как должны были склонять к единодушию враждующих между собою и водворять мир среди впадших в разногласия. Но они прилагали свое старание к совершенно противоположному... Пост, который не таков, есть ложный пост и есть только как бы вид поста, и не имея в себе свойств истинного поста, он смешон и неприличен. Ибо те, кто совершенно нерадит о том, чтобы быть чистыми и добрыми, не совершает никаких добрых дел, а потом упражняется в бесплодном и бесполезном воздержании от пищи, как в великом и почтенном в очах Божиих деле, - всуе подвизается и бьет воздух. Их подвиг не доставит им наград, потому что неприятен Богу."

Церковь Православная никогда не отрицала духовного поста и считает его обязательным условием спасительности поста телесного. К такому посту она наставляет своих чад песнопениями и молитвословиями. "Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления - сих оскудение пост истинный есть и благоприятный."

"Пост не удаление брашен только совершим, но всякие вещественные страсти отчуждение."

"Постящеся, братие, телесно, постимся и духовно: разрешим всякий союз неправды... всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб и нищих бескровных введем в дом, да приимем от Христа Бога великую милость."

2) Пост мы отвергаем, так как Иисус Христос учил: не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мт 15:11).

Эти слова Спасителя являются ответом на вопрос фарисеев и книжников не о посте, не о родах пищи скоромной и постной, а о том, почему ученики Его преступают предание старцев, ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб (стих 2). По просьбе учеников Господь так объяснил притчу сию (стих 15, ср. стих 11): оскверняет человека исходящие из его сердца злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления... Α есть неумытыми руками не оскверняет человека (стих 17-20).

Господь Иисус Христос постов не отвергал а Своим примером (Мф 4:2) освятил пост, дал заповедь о посте (Мт 6:16-18; 9:15-17) и учил о силе его (Мт 17:21).

Если понимать слова Христовы (Мт 15:11) по сектантски, то окажется, что несоблюдение поста, объедение и пьянство не оскверняют человека, так как пища и напитки "входят в уста." Сектанты, по-видимому, не знают, что по учению Церкви православной оскверняет человека в пост не скоромная пища, которая сама по себе не представляет ничего скверного и потому дозволительная во всякое другое время, а нарушение заповеди Божией, неповиновение Церкви, нежелание распинать плоть со страстями и похотями (Гал 5:24).

3) Постится ли человек или нет, - дело безразличное: пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы, - ничего не приобретаем; не едим ли, - ничего не теряем (1 Кор 8:8).

Указанные слова апостола составляют разъяснение по вопросу не о посте, а об употреблении в пищу идоложертвенного (стих 1-4, ср. 7-10).

Мысль его та, что хотя пища сама по себе не приносит нам духовной пользы, но наше отношение к ней не безразлично с нравственной стороны. Так апостол осуждает христианина, когда он, имея знание (стих 4-7), ест идоложертвенное на соблазн для немощных и этим своим поступком обнаруживает отсутствие братской любви. Иисус Христос предостерегал Своих последователей от невоздержания в пище и питии (Лук 21:34), так как оно свидетельствует о чревоугодии, о потворстве похоти (ср. Рим 13:14), о нежелании бороться с вожделениями плоти (Гал 5:16-17, 24). Следовательно, воздержание в пище (пост), соблюдаемое христианином для духовно-нравственных целей (ср. Гал 5:24), есть дело во славу Божию (1 Кор 10:31), приближающее его к Богу, а не дело безразличное.

"Апостол не прямо переходит, - объясняет святой Иоанн Златоуст, - к заключению, что надобно воздерживаться от жертв идольских, чтобы не причинить вреда ближнему, но, предварительно только указав на это, внушает нечто более важное. Что же такое? То, что хотя бы невоздержание и не причинило никому вреда и не соблазняло ближнего, - и в таком случае не должно этого делать, потому что это было бы дело бесполезное... Потому он наперед и говорит: пища не приближает нас к Богу. Видишь ли, как он унижает то, что, по-видимому, происходило от совершенного знания? Бдим ли мы, ничего не приобретаем, т.е. не заслуживаем благоволения Божия, как бы сделав что-нибудь доброе и великое; не едим ли, ничего не теряем, т.е. не получаем какого-нибудь урона. Таким образом доселе он доказывал, что ядение жертв идольских излишне и ничтожно, так как то, что не приносит пользы, когда есть, и не вредит, когда нет, то излишне. Далее показывает весь происходящий от того вред, и наперед вред для братии."

"Под брашном (пищею) здесь разумеется именно идоложертвенное, - замечает епископ Феофан. - Мысль апостола такова: вы, хвалящиеся высоким умом и ясным пониманием дела, не думайте, что ценное что-либо совершаете пред очами Бога, когда вкушаете остатки от жертв идолам. Никакой прибавки к вашей богоугодности, стяженной другими делами, от этого не бывает Не думайте также, что те, кто не ест такого рода брашен, умаляется через то в очах Божиих. Нет, их богоугодность, стяженная другим путем, через это никакого урона или лишения не терпит. - Отсюда видно, как неосновательно прилагать слова апостола к постам."



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.078 с.)