Документация, в которой закреплены нормативные показатели Основные конвенции и протоколы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документация, в которой закреплены нормативные показатели Основные конвенции и протоколы.



Этот международный договор подписан в 1950 году и вступил в силу 3 сентября 1953 года. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы каждого человека и обязывает государства, ратифицировавшие Конвенцию, гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав посредством Европейского суда по правам человека(ЕСПЧ), рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции. Любой гражданин, считающий, что его права и свободы, закрепленные какой-либо статьёй Конвенции, были нарушены, имеет возможность обратиться в ЕСПЧ, если соответствующая статья была ратифицирована государством, которое обвиняется в нарушении прав.

Новые государства-члены обязаны подписать её и ратифицировать в течение одного года. В тексте Конвенции можно выделить две части: перечень защищаемых прав и порядок деятельности Европейского суда. Протоколы № 2, 3, 5, 8, 9, 10, 11, 14бис (утратил силу после вступления в силу протокола № 14) и № 14 посвящены изменениям в порядке деятельности Суда, как и не вступивший в силу (по состоянию на 2015 год) протокол №

Экзаменационный билет №8

1.Критерии выявления зон экологического неблагополучия. Критерии оценки изменения природной среды.
В настоящее время хозяйственная деятельность человека стала соиз­меримой с процессами, происходящими в природе. Совершенно очевид­но, что человечество не может бесконтрольно продолжать загрязнять окру­жающую среду, но оно не может и прекратить или хотя бы снизить темпы хозяйственной деятельности. Единственно приемлемый путь выхода из сложившейся ситуации — установление рациональных взаимоотношений с окружающей природой. Рациональные взаимоотношения — это не просто «охрана природы», а использование природных ресурсов без ущерба, обеспечение их возобновления. Таким образом, эпоха, в которую мы живем — это эпоха регламентированных взаимоотношений с природой, когда стали необходимыми количественные оценки се состояния и регулирование величины антропогенной нагрузки.

В основе современного законодательства различных стран, в том числе РФ, регулирующего антропогенные нагрузки на окружающую природную среду и обеспечивающего безопасность среды для человека, лежит система экологического нормирования.

Нормирование антропогенных воздействий основано на установле­нии нормативов концентраций загрязняющих веществ — стандартов до­пустимых концентраций: предельно допустимых концентраций (ПДК), ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ), максимально допустимых уровней (МДУ), допустимых остаточных количеств (ДОК), предельно допустимых уровней (ПДУ) и др.Одним из основных путей ограничения негативного влияния на биосферу является нормирование (установление норм) допустимых уровней воздействия на отдельные экосис­темы и компоненты всей биосферы.

2. Контроль качества окружающей среды. Способы контроля.

В соответствии с действующим природоохранительным зако­нодательством РК нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установле­ния предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводст­во природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяй­ственной деятельности.


Определенная таким образом цель подразумевает наложение граничных условий (нормативов) как на собственно источники и факторы воздействия (прежде всего, обусловленные хозяйст­венной деятельностью), так и на характеристики среды и откли­ки экосистем. Принцип антропоцентризма верен и в отношении истории развития нормирования: значительно ранее прочих были установлены нормативы приемлемых для человека условий среды (прежде всего, производственной). Тем самым было поло­жено начало работам в области санитарно-гигиенического норми­рования. Однако человек не самый чувствительный из биологи­ческих видов, и принцип «защищен человек — защищены и экосистемы», вообще говоря, неверен. Экологическое нормирова­ние предполагает учет так называемой допустимой нагрузки на экосистему. Допустимой нагрузкой считается такая, под воздей­ствием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вы­зывает нежелательных последствий у живых организмов и не ве­дет к ухудшению качества среды. К настоящему времени извест­ны лишь некоторые попытки учета нагрузки для растений суши и для сообществ водоемов рыбохозяйственного назначения (не­сколько слов об этом будет сказано в разделе, посвященном нормированию качества воды).
Как экологическое, так и санитарно-гигиеническое норми­рование основаны на знании эффектов, оказываемых разнооб­разными факторами воздействия на живые организмы. Одним из важных понятий в токсикологии и в нормировании является понятие вредного вещества. В специальной литературе принято называть вредными веществами все вещества, воздействие кото­рых на биологические системы может привести к отрицательным последствиям. Кроме того, как правило, все ксенобиотикн (чужеродные для живых организмов, искусственно синтезиро­ванные вещества) рассматривают как вредные.

Установление нормативов качества окружающей среды и продуктов питания основывается на концепции пороговости воздействия. Порог вредного действия — это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают из­менения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. Таким образом, пороговая доза вещества (или поро­говое действие вообще) вызывает у биологического организма отклик, который не может быть скомпенсирован за счет гомеостатических механизмов (механизмов поддержания внутреннего равновесия организма).
Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанав­ливаются и утверждаются специально уполномоченными госу­дарственными органами в области охраны окружающей природ­ной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Они по­этапно совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов. В основе санитарно-гигиенического нормирования лежит понятие предельно допустимой концентрации.

3. Особенности химического, физического и биологического загрязнения и нормирования их воздействия. Нормирование качества компонентов окружающей среды.

Качество природной среды — совокупность показателей со­стояния ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает (или не обеспечивает) полноценные процессы об­мена веществ и энергии в природе, между природой и челове­ком, а также условия для воспроизводства жизни. Качество при­роды обеспечивается самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных для нее веществ.

Качество ОС характеризуется совокупностью химических, физических, биологических и иных ее показателей.


Благоприятная окружающая среда — такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естествен­ных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Нормирование в области охраны ОС — деятельность по ус­тановлению:
• нормативов (показателей) качества ОС;

• нормативов допустимого воздействия на ОС при осу­ществлении хозяйственной и иной деятельности;

• иных нормативов в области охраны ОС;

• государственных стандартов и иных нормативных доку­ментов в области охраны ОС.

Цель нормирования — государственное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС, га­рантирующего сохранение благоприятной ОС при соблю­дении социальных и экономических интересов общества.

Разработка нормативов в области охраны ОС включает в себя:
• установление оснований для разработки или пересмотра нормативов;

• научно-исследовательские работы по обоснованию нор­мативов;

• экспертизу, утверждение и опубликование в установ­ленном порядке;

• контроль за применением и соблюдением нормативов;

• формирование и ведение единой информационной базы данных;

• оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов.
Роль нормативов качества ОС заключается, с одной сторо­ны, в оценке ее (среды) качества, с другой — в установлении лимитов (ограничений) на источники вредного воздействия.

В связи с этим нормативы качества базируются на трех ос­новных показателях:

медицинском — пороговом уровне угрозы здоровью че­ловека, его генетической программе;

технологическом — способности экономики техниче­скими средствами обеспечить выполнение установлен­ных пределов воздействия на человека и среду его оби­тания;

научно-техническом — способности с помощью техни­ческих средств контролировать соблюдение пределов всех видов антропогенного воздействия на человека и окружающую его среду.

Нормативы качества не относятся к числу законодатель­ных норм. Это технические или технико-экономические пока­затели, которые сами по себе не обладают юридической силой. Как и многие другие научно-технические рекомендации и раз­работки, они помогают в решении тех или иных вопросов, од­нако не являются обязательными для соблюдения.

Норматив становится юридически обязательным только с мо­мента утверждения его компетентным органом.

Нормативы качества окружающей среды едины и обяза­тельны для всех природопользователей, независимо от формы собственности и подчиненности на всей территории РК.

Экзаменационный билет №9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.60.33 (0.009 с.)