Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормирование в области обращения с отходами —

Поиск

В це­лях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, умень­шения количества отходов примени­тельно к индивидуальным предпри­нимателям и юрид. лицам, осуществ­ляющим деятельность в области об­ращения с отходами, устанавливают­ся нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Норматив образования отходов — это установленное количество отходов конкретного вида при производ­стве единицы продукции.

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определен­ным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Лимит размещения отходов — это объем (масса) отходов, кото­рый допускается размещать в установленный период времени. Он определяется, исходя из норм расхода сырья и материалов с уче­том планируемого объема производства продукции за вычетом пла­нового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию от­ходов или переданных сторонним природопользователям в каче­стве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объемов (массы) образования отходов и возможности экологиче­ски приемлемого размещения отходов данного наименования.

2 вопрос. Виды водопользования.
Водопользование может быть двух видов - общее и специальное.

Статья 47. Право общего водопользования.
Общее водопользование осуществляется гражданами для удовлетворения их нужд (купание, плавание на лодках, любительское и спортивное рыболовство, водопой животных, забор воды из водных объектов без применения сооружений или технических устройств и из колодцев)бесплатно, без закрепления водных объектов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений.
С целью охраны жизни и здоровье граждан, охраны окружающей естественной среды и с других предусмотренных законодательством оснований районные и городские Совета по представлению государственных органов охраны окружающей естественной среды, водной хозяйства, санитарного надзора и других специально уполномоченных государственных органов устанавливают места, где запрещается купание, плавание на лодках, забор воды для питьевых или бытовых нужд, водопой животных, а также за определенных оснований определяют другие условия, которые ограничивают общее водопользование на водных объектах, расположенных на их территории.
Местные Совета обязаны сообщать население об установленных ими правила, которые ограничивают общее водопользование.
На водных объектах, предоставленных в аренду, общее водопользование допускается на условиях, установленных водопользователем, по согласованию с органом, который предоставил водный объект в аренду.
Водопользователь, который взял водный объект в пользование на условиях аренды, обязан доказывать к известная население условия водопользования, а также о запрете общего водопользования на водном объекте, предоставленному в аренду.
Если водопользователем или соответствующим Советом не установлены такие условия, общее водопользование признается разрешенным без ограничений.
Статья 48. Специальное водопользование.
Специальное водопользование - это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сбрасывание загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сбрасывание загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов.
Специальное водопользование осуществляется юридическими и физический лицами прежде всего для удовлетворения питьевых нужд населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и других государственных и общественных нужд.
Не принадлежат к специальному водопользованию:

  • пропуск воды через гидроузлы (кроме гидроэнергетических);
  • подача (перекачивание) воды водопользователям в маловодные регионы;
  • устранение вредного действия вод (подтопление, засол, заболочивания);
  • использование подземных вод для изъятия полезных компонентов;
  • изъятие воды из недр вместе с добычей полезных ископаемых;
  • выполнение строительных, дноуглубительных и взрывных работ;
  • добыча полезных ископаемых и водных растений;
  • прокладывание трубопроводов и кабелей;
  • проведение буровых, геологоразведочных работ;
  • другие работы, которые выполняются без забора воды и сбрасывание обратных вод.
    Статья 49. Право на осуществление специального водопользования.
    Специальное водопользование осуществляется на основании разрешения.
    Разрешение на специальное водопользование выдается:
  • государственными органами охраны окружающей естественной среды - в случае использования воды водных объектов общегосударственного значения;
  • городскими Советами по согласованию с государственными органами охраны окружающей естественной среды - в случае использования воды водных объектов местного значения.

Выдача разрешения на специальное водопользование осуществляется по ходатайству водопользователя с обоснованием нужды в воде, согласованным с государственными органами водного хозяйства, - в случае использования поверхностных вод, государственными органами геологии - в случае использования подземных вод и государственными органами здравоохранения - в случае использования водных объектов, отнесенных категории лечебных.
Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование утверждается Кабинетом Министров Украины.
В разрешении на специальное водопользование устанавливаются лимит забора воды, лимит использования воды и лимит сбрасывания загрязняющих веществ. В случае наступления маловодья эти лимиты могут быть уменьшены специально уполномоченными государственными органами без корректирования разрешения на специальное водопользование.
Специальное водопользование является платным.
Статья 50. Сроки специального водопользования.
Сроки специального водопользования устанавливаются органами, которые выдали разрешение на специальное водопользование.
Специальное водопользование может быть краткосрочным (до трех лет) или долгосрочным (от трех до двадцати пяти лет).
В случае необходимости срок специального водопользования может быть продолжено на период, который не превышает соответственно краткосрочного или долгосрочного водопользования.
Продление сроков специального водопользования за ходатайством заинтересованных водопользователей осуществляется государственными органами, которые выдали разрешение на специальное водопользование.
3 вопрос. Одним из главных принципов природопользования определен федеральным законом "об охране окружающей среды" является научно-обоснованное сочетание экологических, социальных, экономических интересов общества. Реализация этого принципа достаточно сложна и до недавнего времени приоритеты отдавались экономическим интересам страны. В связи с законом экологические приоритеты в большинстве случаев соблюдались именно нормативы призваны устанавливать научное обосновательное сочетание экологических и социально-экономических интересов. Поскольку население в соответствии с конституцией имеет право на благоприятную среду обитания, нормативы позволяют гарантировать качество ОС. Под ним подразумевается степень соответствия природных условий потребностей человека или других животных организмов. До определения уровня антропоенного воздействия необходимо сочетание природных условий обеспечивающиеся самой природой за счет самоочищения, саморегуляции, самовосстновления. Нарастающее воздействие производственной деятельности на окружающую среду потребов. введения нормирования. Под ним понимается административный метод регулирования управления качества окр. среды. Чаще нормирование применяется в совокупном с экономическим методом. Влюбом случае нормирование осуществляется исходя из потребностей человека, устанавливается границы количественного изменений и показатели, т.е. определяется норма для человека. Под экологическим нормированием понимается научно обоснованное ограничение воздействия хозяйственной или иной деятельности на ресурсы бисферы, обеспечивает как социально-экономические, так и экологическое развитие общества. Это самоограничение деятельности.

В основе экологического нормирования лежат принципы:

- принцип цели, т.к. приоритет долгосрочных последствий для общества и природы в целом над краткосрочн. эколог. интерес отдельных природопользователей или отраслей, региональный интерес над локальным

- принцип опережения, заключается в том что организуется разработка нормативного воздействия должна предшествовать началу этого воздействия

- принцип порога, установление причин, значений воздействия, характеризующих экологическую безопасность

- принцип саморегуляции, т.е. учет в хозяйственной деятельности (+) и (-) связей для регулирования социально экономического развития

- принцип понижения удельного риска- развитие только таких направлений материальные потребление, при которых снижает антропогенную нагрузку на единицу площади и единицу производимой продукции. Нормативы качества компонентов включают в себя в первую очередь санитарные гигиенические нормативы- это качественно количественные показатели, соблюдение которых характеризует безопасные или оптимальные условия среды обитания для человека

Экзаменационный билет №11

  1. С какой целью применяются биологические показатели почв? Что влияет на активность почвенной микрофлоры и фауны.

Степень загрязненности почв зависит как от антропогенной нагруз­ки, так и от других факторов: способности почв к самоочищению, разло­жению и трансформации загрязняющих веществ в ходе минерализации и гумификации. Такой биологический фактор, как способность к самоочи­щению, определяется прежде всего активностью почвенной микрофлоры и почвенных животных, физико-химических условий и свойств почвы. Антропогенные воздействия (внесение удобрений, обработка пестицидами, режим мелиорации и. иссушение), а также факторы окружающей среды (температура, осадки, топография территории), влияют на активность почвенной микрофлоры и фауны.

В разрушении химических веществ в почве участвуют различные группы организмов, в том числе бактерии, грибы, актиномицеты, растения. По­следние поглощают и перерабатывают загрязняющие вещества в ходе своего метаболизма.

В экологических исследованиях почв используют различные биологи­ческие показатели: «дыхание», показатели целлюлозоразлагающей актив­ности, активность ферментов (уреазы, дегидрогеназы, фосфатазы), чис­ленность грибов, дрожжей и др. Обычно используют несколько показателей, так как их «чувствительность» к различным загрязняющим веществам су­щественно отличается.

При оценке экологического состояния почв в работах по выявлению зон экологического неблагополучия основными показателями являются критерии физической деградации, химической и биологической загряз­ненности.

Признаком биологической деградации (в результате токсического воздействия) является снижение уровня активной микробной маасы; ме­нее точным является показатель дыхания почвы.

В качестве комплексного показателя загрязнения почвы рекоменду­ют использовать показатель фитотоксичности. Фитотоксичность — тес­товый интегральный показатель, который понимают как свойство загряз­ненной почвы подавлять прорастание семян, рост и развитие высших растений.

Показатель фитотоксичности начали применять наряду с традици­онными показателями при разработке ПДК гербицидов с 1982 г. При биотестировании снижение числа проростков семян по сравнению с контрольной серией считают показателем наличия фитотоксичности почвы.

Загрязнение почвенного покрова происходит практически при всех видах хозяйственной деятельности человека. Основными источниками загрязнения почв в России являются промышленные отходы производства черных и цветных металлов, а также отходы химической промышленности и её продукция (органические химические соединения, продукты неорганической химии, ПАВ и др.) Не следует забывать, что значительный вклад в загрязнение окружающей среды вносят выбросы предприятий этих производств в атмосферу: диоксид серы, оксид углерода, твердые вещества (пыль, зола, сажа, дым, сульфаты, нитраты и др.), оксиды азота, углеводороды и летучие органические соединения.

Значительный вклад в загрязнение окружающей среды вносят предприятия простого органического синтеза. Это, прежде всего, технологические отходы - остатки или продукты, отработанные в технологическом цикле и имеющие, как следствие ухудшенные физико-химические свойства. Количество и состав их различны, но большая часть представлена углеводородами, число которых только на промышленных и транспортных предприятиях превышает 200 наименований.

При производстве высокомолекулярных соединений источниками загрязнения почв являются мономеры, растворители, катализаторы, стабилизаторы, наполнители красители и т.д., а также непосредственно и сама продукция - лакокрасочные материалы (растворы смол или синтетических веществ в органических растворителях), пластмассы, резина, продукты переработки, в том числе химической, древесины и некоторые другие вещества.

  1. Каковы принципы допустимого воздействия на природные экосистемы?

Выделяют два различных понятия: „допустимые антропогенные воздействия” и „допустимые антропогенные нагрузки”на природные экосистемы, окружающую среду и биосферу

Любая возникающая за счет какого-либо воздействия нагрузка в экологической системе, способная вывести ее из естественного (нормального) состояния, определяется как экологическая нагрузка. Если экологическая нагрузка не вызовет нежелательных последствий, изменений у обитающих на земле организмов, и в первую очередь у человека, а также не приведет к ухудшению (слабому или существенному) качества природной среды, ее можно считать допустимой.

Под допустимым антропогенным воздействием на окружающую природную среду (ОПС) следует понимать воздействие, складывающееся из отдельных однородных и разнородных воздействий, которое не влияет на качество окружающей среды или изменяет природную среду в допустимых пределах, т.е. не разрушает существующую экосистему и не вызывает неблагоприятных последствий у важнейших популяций, в первую очередь у человека.

Понятие допустимого воздействия связано со следующими представлениями:

– о высоком и приемлемом качестве природной среды;

– о допустимых и критических реакциях экосистем, других элементов биосферы на воздействия и о состоянии экосистем в интервалах, ограниченных такими реакциями;

– о допустимых и критических величинах факторов воздействия, соответствующих допустимым или критическим состояниям систем в любой точке, а также усредненных по пространству – для отдельного организма, популяции, сообщества, экосистемы, биосферы в целом;

– о допустимых колебаниях качества природной среды;

– о допустимых и критических нагрузках на организм, популяции,

сообщество, экосистему и биосферу в целом.

Следует принимать во внимание два уровня воздействия вредных факторов на природные системы:

– уровень критического воздействия (начиная с которого может иметь место гибель или необратимая деградация данной системы, например выпадение каких-либо видов);

– уровень допустимого воздействия, существенно отличающийся от критического.

В этом случае речь идет о сравнительно небольших изменениях качества природной среды, не влияющих на нормальное функционирование экосистем и отдельных популяций, об оценке интенсивности (величины) факторов воздействия, не приводящих к значительным изменениям в пределах границ, называемых допустимыми.

Для того чтобы поддержать состояние экологического благополучия, необходимо, чтобы допустимое воздействие соответствовало допустимой нагрузке.Следовательно, нужно знать количественные характеристики, т.е. величины как антропогенных воздействий, так и антропогенных нагрузок.

Разработка нормативов допустимых уровней загрязнения окружающей среды приобрела экологический характер; она требует знания путей распространения, трансформации, возможного накопления ингредиента, характера его взаимодействия с биотической и абиотической составляющими биосферы, соотношения между концентрациями загрязнений различных сред и возможными скоростями поступления этого ингредиента из различных сред в организмы животных и человека. Таким образом, для разработки нормативов допустимого воздействия необходимо выполнить комплекс работ по изучению характера и закономерности распространения, накопления, деструкции, биоаккумуляции, трофических превращений загрязняющих веществ, их трансформации в экосистемах, перехода из одной среды в другую в локальном, региональном и глобальном масштабах.

Нормирование качества ОПС представляет собой прежде всего деятельность по установлению нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Нормативы качестваОПС подразделяются на три группы: санитарно–гигиенические, экологические (производственно-хозяйственные) и комплексные, сочетающие в себе признаки первой и второй групп.

  1. Стадии экологической экспертизы. Документы и материалы, представляемые на государственную экологическую экспертизу.

Принципы проведения экологической экспертизы

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и её последствий;

обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, качество, проведение экологической экспертизы.

Цель – предупреждение возможности негативных последствий реализации экспертируемых объектов, их неблагоприятного воздействия на здоровье населения, на окружающую природную среду и природные ресурсы, включая предотвращение причинения им вреда при осуществлении управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности.

Первый этап — работа экспертной комиссии начинается с пленарного заседания, нередко с приглашением представителей средств массовой информации, на котором одним из руководителей министерства производится представление Председателя экспертизы, его заместителей и руководителей рабочих групп.

Второй этап — рассмотрение проекта экспертами по рабочим группам. В процессе экспертирования предусмотрен взаимный обмен информацией и обсуждения с проектировщиками. В случае необходимости эксперты имеют возможность выезда на места для уточнения деталей.

Третий этап — завершение работы на уровне отдельных групп и подгрупп, когда их руководитель на основании индивидуальных заключений составляет общее заключение по группе и оно доводится до сведения проектировщиков.

Четвертый этап — составление сводного заключения на базе заключений отдельных групп. Сводное заключение (заключение) — это нормативный документ, имеющий свою структуру.

1. Вводная часть. Состав экспертной комиссии, перечень представленных проектных материалов.

2. История вопроса (проекта).

3. Характеристика проекта и альтернативных вариантов.

4. Оценочная (аналитическая часть) по основным группам экспертной комиссии.

5. Результирующая часть — замечания и предложения.

6. Выводы.

Материалы, представляемые на государственную экологическую экспертизу, должны отражать полный состав проекта, согласно действующим нормативам и содержать:
1) комплексную эколого-социальную и экономическую оценку воздействия последствий планируемой деятельности, включая:
сводную пояснительную записку;
проект с характеристиками объекта экспертизы, технологий и технологических процессов намечаемого производства, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды.
материалы ОВОС, оформленные в виде документа, уровень разработки которого соответствует стадиям проектирования;
электронную версию проекта, расчета рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое, обоснование объемов эмиссий в формате "Excel";
2) заявление об экологических последствиях планируемой деятельности;
3) результаты учета общественного мнения;

13. В материалах, представляемых на рассмотрение в экспертные органы, должны быть отражены, в зависимости от характеристики намечаемой деятельности, решения по:
1) внедрению эффективных материалов, энергосберегающих, мало- и безотходных технологических процессов;
2) рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, комплексной переработке и утилизации отходов производства и потребления;
3) обеспечению эффективной очистки сточных вод, использование их для технических нужд, приоритетные направления очистки, такие как отказ от сброса неочищенных вод в природные водотоки и водоемы, на рельеф местности;

14. ОВОС проводится на всех стадиях проектирования. Материалы ОВОС и проектные разработки намечаемой или реализуемой деятельности представляются заказчиком (инициатором) государственной экологической экспертизы и должны включать следующие сведения:
1) характеристику состояния окружающей природной среды места осуществления планируемой деятельности;
2) определение видов и уровней воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и здоровье населения в нормальных условиях и при аварийных ситуациях и их социально-экономических последствий;

15. На основании результатов выполненной ОВОС заказчиком (инициатором) подготавливается и представляется в составе экспертируемых материалов заявление об экологических последствиях планируемой или осуществляемой хозяйственной деятельности, которое является основанием для подготовки решения о ее реализации.

16. К документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу, также прилагаются копии:
1) в случае проведения отраслевых экспертиз - соответствующих заключений;
2) в случае представления на повторную государственную экологическую экспертизу данного проекта - ранее выданных заключений государственной экологической экспертизы;
3) в случае рассмотрения проектной документации в уполномоченном органе - предложения и замечания к заключению государственной экологической экспертизы от соответствующего территориального подразделения.

17. Документация по применению технологий, техники за исключением транспортных средств и оборудования, в том числе перемещаемых (ввозимых) в Республику Казахстан
18. Материалы на размещение объектов хозяйственной деятельности и выбор земельных участков формируются в соответствии с требованиями земельного законодательства Республики Казахстан и должны содержать следующие материалы:
1) заявление о согласовании на выделение земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его размеров, местоположения (с приложением копии картографического материала);
2) акт выбора земельного участка под строительство объекта (или технико-экономическое обоснование вариантов его строительства), содержащий обзор состояния окружающей среды (первую стадию ОВОС);
3) материалы технико-экономического обоснования строительства объекта, привязанного к выбранной площадке, содержащие предварительную ОВОС (ПредОВОС).

Экзаменационный билет №12

  1. Правила и принципы экологического страхования и экологического аудита в системе экологического маркетинга. Экологическое страхование (страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде).

Страхование - есть общественный институт, автономный объект с чётко зафиксированными целями, функциями и местом в общественной структуре, действующий в интересах членов общества и не зависящий от каких-либо учреждений и государства. Какие-либо российские консультанты описывают в собственноличных работах определение "Экострахование" в роли устройства страхования географических объектов, какие выступают как объекты собственности. В зарубежной практике понятие экологическое страхование не применяется, а рассматривается определение страхования гражданской ответственности хозяев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, причиненного технологической аварией или бедствием. Экономические интересы субъектов экологического страхования - страхователей и компаний страховщиков, 3-х лиц и страны - считаются побуждающими мотивами формирования рынка экологического страхования. Деталями экологического страхования являются страховой риск, объект и предмет страхования, страховая сумма, страховые выплаты.

Экологический аудит - это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) компаний. Концепция экологического аудита, разработанная в конце 70-х гг. в США, впервые использовалась на практике для проверки соблюдения компаниями экологических требований законов, законодательных актов и нормативов. Экологический аудит включает проверку следующих видов деятельности:
У выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;
У определение уровня экологичности компании (проводится в том случае, если данная компания не имеет официально принятых планов или
программ в области окружающей среды);
У функционирование системы экоуправления;
У получение экологического сертификата;
У выполнение финансовых обязательств и выплата долгов, правильность определения уровня рисков при слиянии и приобретении компаний;
У составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.
Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах. Международные стандарты ИСО по экологическому аудиту включают методические материалы по принципам экологического аудита (ISO 14010), процедуру аудита систем экологического управления (SO 14011/1) и квалификационные требования к специалистам по экологическому аудиту (ISO 1402).

Введение обязательного экологического страхования считается социально необходимым, поскольку результаты экологических катастроф затрагивают круг интересов большого числа предприятий и фирм, людей и государства полностью. Можно выделить в качестве вида экологического страхования, страховую деятельность природных объектов и систем от вероятных рисков опасных ситуаций естественного характера. Экологическое страхование ответственности, как правило, распределяется на потенциально рискованные объекты в случае необходимости возмещения ущерба третьим лицам в случае технологической аварии либо катаклизма.

  1. Особенности химического, физического и биологического загрязнения и нормирования их воздействия. Нормирование качества компонентов окружающей среды.

Под биологическим загрязнением понимают привнесение в экосистемы в результате антропогенного воздействия нехарактерных для них видов живых организмов (бактерий, вирусов и др.), ухудшающих условия существования естественных биотических сообществ или негативно влияющих на здоровье человека.

Основными источниками биологического загрязнения являются сточные воды предприятий пищевой и кожевенной промышленности, бытовые и промышленные свалки, кладбища, канализационная сеть, поля орошения и др. Из этих источников разнообразные органические соединения и патогенные микроорганизмы попадают в почву, горные породы и подземные воды. По данным санэпидстанций, патогенные кишечные палочки обнаруживаются в подземных водах на глубине до 300 м от поверхности земли.

В сточных водах целлюлозно-бумажных, нефтеперерабатывающих и текстильных предприятий объем микрофлоры может достигать опасной для человека величины. В качестве источника углерода и энергии микроорганизмы используют сложные полимеры (целлюлозу, углеводороды нефти и др.).

Химическое загрязнение – поступление в окружающую среду загрязнителей в виде химических веществ, образующихся непосредственно в ходе естественных, природно-антропогенных и антропогенных процессов (первичное загрязнение), либо образование (синтез) вредных и опасных загрязнителей в ходе физико-химических процессов в среде (вторичное загрязнение). В нашей стране опасность химического загрязнения окружающей среды по-прежнему находится на первом месте среди других видов загрязнения

Химикам известно 4–5 млн. химических соединений, число которых ежегодно возрастает приблизительно на 10%. По данным ВОЗ, человек в быту или производственной деятельности контактирует с 60–70 тыс. химических соединений, число которых ежегодно увеличивается на 200–1000 новых веществ. Если только 1% химических соединений, с которыми человек вынужден контактировать, могут оказывать вредное действие на его здоровье, то и тогда их число чрезвычайно велико (до десятка тысяч и более).

Загрязнение физическое - связано с изменением физических, температурно-энергетических, волновых и радиационных параметров внешней среды.

К физическому загрязнению можно отнести:

- тепловое;

- шумовое;

- радиоактивное;

- электромагнитное;

- световое.

Тепловое загрязнение – нагревание воды, воздуха или почвы в результате попадания в окружающую среду тепловых отходов предприятий топливно-энергетического комплекса (тепловые и атомные электростанции), при сжигании попутного газа нефтедобывающей промышленности, от газовых факелов нефтехимических предприятий, при утечке тепла в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Электромагнитное загрязнение связано с высоковольтными линиями электропередач, электроподстанциями, радио- и телепередающими станциями, а также с микроволновых печей, компьютеров, радиотелефонов.

Радиоактивное загрязнение биосферы — превыше­ние естественного уровня содержания в окружающей природной среде радиоактивных веществ. Оно может быть вызвано как естественными, так и антропогенными факторами (разработка радиоактивных руд, аварии на АЭС, испытание ядерного оружия и др

Шум экологический — одна из форм загрязнения ок­ружающей среды, которая состоит в увеличении уровня шума сверх природного фона и действует отрицательно на живые организмы (включая человека). Звук – это механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20.000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей – инфразвуком.

Нормирование качества окружающей природной среды производится для установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной Деятельности.

В систему оценки техногенного воздействия на окружающую среду входит широкий класс экологических нормативов, включающих предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допустимые сбросы (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты, размещение твердых отходов, квоты изъятия природных ресурсов, а также многочисленные нормы и регламентации различных сторон хозяйственной деятельности.

Сегодня различают две группы экологических нормативов: предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в природных компонентах и предельно-допустимые уровни (ПДУ) физических свойств природной среды (вкусовые качества, прозрачность, запах, территориальная целостность и т.д.).

  1. Виды, формы природопользования. Субъекты и объекты природопользования

Право природопользования является одним из важнейших институтов экологического (и природоресурсного) права.

Право природопользования – это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное).

Виды права природопользования По критерию объекта – это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее деление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми под транспорт, и т. п. Следовательно, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности (например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа).

По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования.

Общее право характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов – личностным характером пользования и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.

Природопользование можно подразделять по подотраслям, например, недропользование, водопользование и т.д. Подобных классификаций много.

С точки зрения необходимости получать разрешение:

Общее природопользование. Реализуется гражданами в силу естественных прав. Не требует разрешений. Напр, право потреблять атмосферный воздух, находиться на территории леса (до 2006 года был лесной сервитут, но сейчас он не применяется). Также возможность для граждан РФ использовать водные объекты для собственных целей, не связанных с извлечением прибыли и т.д. Количество такого П. сокращается.

Специальное природопользование. Носит целевой характер, связано с извлечением прибыли (чаще всего), нуждается в юридическом закреплении, т.е. действует на основании правоустанавливающих документов.

Особое природопользование. Реализуется в основном ЮЛ, то, что раньше было государственным заказом, когда крупные предприятия добывают полезные ископаемые на основании договора между предприятием и государством. Связано с безопасностью государства.

По сроку природопользования (не всегда однозначна):

Срочное

Бессрочное

Субъектами права природопользования явл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.8.126 (0.012 с.)