Источники и виды психологических гипотез. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и виды психологических гипотез.



Гипотеза - утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем. Выводится из дедуктивных конструкций.

Источники гипотез

К выдвижению гипотез ученый должен обращаться, потому что нет правил, действуя в соответствии с которыми можно было бы выводить новые законы из новых эмпирических результатов.

К. Поппер: источники гипотез - проблема не Этальной психологии, а психологии творчества.

Готтсданкер: гипотеза есть догадка.

Не все догадки проверяются в качестве гипотез. В каждой науке есть "невозможные" на сегодняшний день развития науки гипотезы, которые по умолчанию не рассматриваются.

Парадокс К. Поппера (один из) - возникновение в русле старого течения новых гипотез, которые, развиваясь, эмпирически подкрепляясь, становятся основанием для смены парадигм и критериев научного знания.

Важно понимать 2 проблемы при выдвижении гипотез:

1. Ученый пользуется теми схемами мышления, которые есть на данный момент и определяются системой понятий и особенностями выделения изучаемого предмета в рамках психологических школ;

2. Есть возможность выдвижения новых гипотез, которые, казалось бы, менее всего детерминированы сложившейся системой категорий и подходов.

М.Г. Ярошевский: понятие категориальных регулятивов. Изменение научного объяснения при развитии мировой психологической мысли определяет не изменение приемов формально-логических операций ученого (которые являются необходимым условием компетентности для всех ученых всех школ), а изменение познавательных структур (предметно-логического строя мысли).

Ученый должен владеть при построении исследования:

1. Общими нормативами науки (которые безличны);

2.Системой личностного знания (М. Полани) - убеждения в том числе.

М. Полани: формирование гипотез должно тоже учитываться при обсуждении научного метода.

Мамардашвили: деятельность психолога - это:

1 овладение имеющимися нормативами;

2 их преодоление.

 

Виды гипотез

Фресс, Пиаже: 2 больших категории гипотез:

1. Индуктивные гипотезы - появляются при наблюдении за фактами. Это ответы на вопрос, который поставил исследователь. Состоит в предположении существования к-л зависимости между фактами. Гипотеза возникает только когда устанавливается связь между наблюдаемыми фактами.

2. Дедуктивные гипотезы - выводятся из уже известных отношении или теорий, которые она обобщает. Гинетеза - не результат наблюдения, а выведена исходя из уже добытых знании.

В эксперименте проверяются причинно-следственные (каузальные) гипотезы. Корнилова:

1. Исследовательская гипотеза ("рабочая" - Теплов) - направлена на правдоподобное объяснение возможности видеть в управляемом факторе "воздействие", детерминирующее изменения ЗП. Цель Эта - проверка этой гипотезы. Рабочая гипотеза - фиксирует в себе то, что Эти может проводиться для сбора новых данных, относительно которых еще не сложилось теоретически обоснованных схем их психологических интерпретаций. Применяется при историческом способе изложения результатов Этального исследования.

2. Теоретическая гипотеза - когда данные рассматриваются в контексте вопроса, для ответа на который проводился Эт. Гипотеза здесь - утверждение законообразного причинного характера. Может не иметь места в Эте с практическими целями, но в этом случае все равно должны быть сформулированы доводы о возможности обобщения Этальных данных. Благодаря теоретической гипотезе по принципу организации условного суждения "если..., то..." эксплицируется Этальная гипотеза.

3,4. Этальная гипотеза. Обычно включает детерминистски сформулированное объяснение отношения между НП и ЗП при определенном уровне других - третьих - переменных. Противопоставлена контргипотезе. Эт должен проводиться так, чтобы были равные шансы получить как Этальную гипотезу, так и контргипотезу. Получение данных в пользу контргипотезы тоже полезно, т. к. способствует прибавлению знания. Контргипотеза и Этальная гипотеза входят в одну и ту же теоретическую интерпретацию. ЭГ всегда открыты для дальнейшей проверки - асимметрия вывода (см. вопрос 14). В обычном Эте всегда анализируется не все поле возможных научных гипотез, а одна содержательная гипотеза в двух формулировках: за (ЭГ) и против (КГ). ЭГ должна включать одно определенное объяснение - исследовать одну причинно-следственную связь. Бывает, что ЭГ и КГ включают разные теоретические объяснения (но не разные способы задания НП, ЗП и др.). Тогда решение в пользу одной гипотезы делает возможным выбор между двумя теоретическими гипотезами. "Контрольный Эт" - позволяет осуществить выбор между двумя конкурирующими теориями или установить их относительную "подкрепленность" со стороны эмпирии.

Соотношение теоретических и Этальных гипотез:

Они всегда находятся в импликативном отношении друг к другу: Р -> Q (если Р, то Q), где Р - теоретическое положение, Q - следующая из него на эмпирическом уровне закономерность. Таких Q может быть множество: Q1, Q2, Q3 и т.д. Высказывание "если Р, то Q" не является чисто логическим, поскольку Q относится к области реальности, а Р остается в мире теорий. Однако, нет ограничения, которое бы запрещало выведение Q из какой-то другой теории (Р1, Р2 и т.д.).

5."Третья" по отношению к Этальной гипотезе и контргипотезе конкурирующая гипотеза (их может быть больше, чем одна) - основана на другом теоретическом толковании.

Парадокс К. Поппера (один из): система оцениваемых в Эте гипотеч и поле возможных других интерпретаций устанавливаемых закономерностей не тождественны.

6. Статистические гипотезы - гипотезы о выборочных значениях фиксируемых показателей, основаны на представлениях о распределении вероятностей в некотором «выборочном пространстве» событий. Уровень статистических гипотез - необходимый компонент проверки психологических гипотез, если хочется получить значимые результаты. В статистических гипотезах нет утверждения о каузальном характере влияния НП. "Статистическая проверка гипотезы" - выяснение того, насколько совместима эта гипотеза с имеющимся(наблюдаемым) результатом случайного выбора. Уровень значимости -вероятность ошибочно отвергнуть статистическую нуль-гипотезу. Обычно указывают минимальный уровень значимости, на котором можно отвергнуть гипотезу. Различают формулировки нуль-гипотезы НО как гипотезы об отсутствии различий между выборочными показателями переменных и направленной гипотезы Н1 - о предполагаемых различиях. Возможно получение результатов, когда уровень значимости недостаточен для суждения о том, можно или нет отвергнуть нуль-гипотезу. Это требует искать «третье» объяснение (т.е. рассматривать влияние НП за рамками объяснительного контекста соотношения Этальной и контргипотез).

Статистические решения основаны на вероятностных суждениях. С этим связан один из парадоксов развития Этального метода: истинность детерминистски сформулированных утверждений о каузальных зависимостях оценивается вероятностно - Парадокс К. Поппера (один из). Вероятностно оценивается не само отношение между переменными и не истинность психологического объяснения, а достоверность того, что ожидаемая зависимость эмпирически установлена.

Т. н. точные гипотезы - когда в Эте организуются "очищенные" условия для проверки этих гипотезы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.171 (0.008 с.)