Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие научного исследования: структура, виды. Задачи психологического исследования: теоретико-экспериментальные, прикладные, практические
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.. Структур а: Научное исследование, или научно-исследовательская работа (труд), как процесс любого труда включает в себя три основных компонента (составляющих): целесообразную деятельность человека, т. е. собственно научный труд, предмет научного труда и средства научного труда. Целесообразная научная деятельность человека, опирающаяся на совокупность конкретных методов познания и необходимая для приобретения новых или уточненных знаний об объекте исследования (предмете труда), использует соответствующее научное оборудование (измерительное, вычислительное и др.), т. е. средства труда. Предмет научного труда – это объект исследования, на познание которого направлена деятельность ученого. Объектом исследования может быть любой предмет материального мира (например, автомобиль), явление (например, процесс сгорания рабочей смеси в цилиндре двигателя), связь между явлениями (например, между боковым уводом и заносом автомобиля), свойство (например, маневренность автомобиля). Помимо объекта в предмет исследования входят и предшествующие знания об объекте. Структура экспериментального исследования состоит из следующих этапов:
Виды: Исследования по их характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знании. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Как и междисциплинарные, эти исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Задачи психологического исследования:
К задачам Y исследования как к теоретико-экспериментальным относятся следование определенным нормативам, кот. нужны для учета исследователем определенных правил содержательного вывода при организации экспериментального рассуждения о предмете о предмете изучения и того, что принято называть культурой исследования. Психологический эксперимент должен удовлетворять критериям научности, используя определенные нормативы. Наука – нормативна, так как использует сложившиеся способы, понятия, схемы мышления и т.д.Научное мышления – это «искусственное» мышление (это надындивидуальное мышление).
5.Этапы психологического исследования. Постановка проблемы психологического исследования. Определение объекта и предмета психологического исследования.
Этапы психологического исследования:Исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них обязательна, часть, в некоторых случаях, может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок. основные три этапа психологического исследования и кратко рассмотрим их содержание: Подготовительный этап Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы. Планирование исследования. II. Основной этап Сбор данных. III. Заключительный этап Обработка данных. Интерпретация результатов. Выводы и включение результатов в систему знаний.
Постановка проблемы психологического исследования. Проблема (от греч. problema – задача, задание) есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос может встать перед исследователем как некоторый пробел в знаниях и умениях, необходимых в практике, в том числе в научной практике. Постановка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий: Обнаружение дефицита информации. Осознание потребности в устранении этого дефицита. Описание (вербализация) проблемной ситуации на естественном языке. Формулирование проблемы в научных категориях и терминах. Грамотное и квалифицированное исполнение перечисленных пунктов предопределяется глубоким знанием состояния дел в данной области, хорошей в ней ориентацией. Эта ориентация приобретается, как правило, по двум каналам: знакомство с публикациями на данную тему обмен информацией с коллегами, занятыми в этой сфере. Обычно научному исследованию предшествует изложение подобного ознакомления с проблемой в виде литературного обзора. Определение объекта и предмета психологического исследования: Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования. Под объектом понимается тот фрагмент реального мира, на который направляются исследовательские действия и усилия. Предмет исследования определяет аспект изучения выбранного объекта и специфику исследования. Иначе говоря, "объект познания – это форма данности объективной реальности субъекту" познания, а "предмет научного познания – это форма данности познаваемого объекта познающему субъекту".
6. Проблема актуальности психологического исследования. 1) Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое "белое пятно" в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия. 2) Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения. 3) Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных. 4) Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде. 5) Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения. Обоснование актуальности выбранной темы не должно быть многословным. Практически всегда для этого может быть достаточно одной страницы. Как и любое научное исследование, выпускная квалификационная работа должна обладать научной новизной. Актуальное исследование обычно имеет данное качество. Не следует полагать, будто научная новизна есть только в тех исследованиях, которые завершились открытием. Любой признак проведенного исследования, позволяющий употребить понятие «впервые» при характеристике полученных результатов, дает основание говорить о научной новизне. Что относиться к научной новизне? Обнаруженные новые взаимосвязи психических явлений, Уточненные характеристики психических явлений, Неописанные ранее детали возрастной динамики явления Апробация методики (исследовательской, диагностической, обучающей, коррекционной на новом контингенте испытуемых или обучаемых) и др.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.01 с.) |