Понятие научного исследования: структура, виды. Задачи психологического исследования: теоретико-экспериментальные, прикладные, практические 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие научного исследования: структура, виды. Задачи психологического исследования: теоретико-экспериментальные, прикладные, практические



Научное исследованиепроцесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.. Структур а: Научное исследование, или научно-исследовательская работа (труд), как процесс любого труда включает в себя три основных компонента (составляющих): целесообразную деятельность человека, т. е. собственно научный труд, предмет научного труда и средства научного труда. Целесообразная научная деятельность человека, опирающаяся на совокупность конкретных методов познания и необходимая для приобретения новых или уточненных знаний об объекте исследования (предмете труда), использует соответствующее научное оборудование (измерительное, вычислительное и др.), т. е. средства труда. Предмет научного труда – это объект исследования, на познание которого направлена деятельность ученого. Объектом исследования может быть любой предмет материального мира (на­пример, автомобиль), явление (например, процесс сгорания рабочей смеси в цилиндре двигателя), связь между явлениями (например, между боковым уводом и заносом автомобиля), свойство (например, маневренность автомобиля). Помимо объекта в предмет исследования входят и предшествующие знания об объекте.

Структура экспериментального исследования состоит из следующих этапов:
1. Постановка задачи или определение темы. Любое исследование начинается с определения темы (она ограничивает то, что будем исследовать). Исследование проводится в трех случаях:
1- проверка гипотезы о существовании явления;
2- проверка гипотезы о существовании связи между явлениями;
3- проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.
Первичная постановка проблемы заключается в постановке гипотезы. Психологическая гипотеза, или экспериментальная, — гипотеза о психическом явлении, инструментом проверки которой служит психологическое исследование.
Психологическую гипотезу часто путают со статистической, которая выдвигается в ходе статистического анализа результатов эксперимента. 2. Этап работы с научной литературой – теоретический обзор. Создается первоначальная база. Теоретический обзор обязательно связан с темой исследования. (В курсовой работе – цель – показать, насколько знакомы с литературой на выбранную тему). Включает в себя: поиск определений базовых понятий, составление библиографии по тематике исследования.
3. Этап уточнения гипотезы и определения переменных. Определение экспериментальной гипотезы.
4. Выбор экспериментального инструмента и условий эксперимента (отвечает на вопрос – «как организовать исследование?»):
1- Позволяет управлять независимой переменной. Независимая переменная — в научном эксперименте переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.
2- Позволяет регистрировать зависимую переменную. Зависимая переменная — в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.
5. Планирование экспериментального исследования:
1- Выделение дополнительных переменных.
2- Выбор экспериментального плана.
Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.
6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом.
7. Проведение эксперимента
1- Подготовка эксперимента
2- Инструктирование и мотивирование испытуемых
3- Собственно экспериментирование
8. Статистическая обработка
1- Выбор методов статистической обработки
2- Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
3- Проведение статистической обработки
9. Интерпретация результатов и выводы
10. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала.

Виды: Исследования по их характеру можно разделить на фундаментальные и приклад­ные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без уче­та практического эффекта от применения знании. Прикладное исследование про­водится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Как и междисциплинар­ные, эти исследования требуют участия специалистов различных областей и прово­дятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести гене­тические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексные иссле­дования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значи­мых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, ис­следование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Задачи психологического исследования:

К задачам Y исследования как к теоретико-экспериментальным относятся следование определенным нормативам, кот. нужны для учета исследователем определенных правил содержательного вывода при организации экспериментального рассуждения о предмете о предмете изучения и того, что принято называть культурой исследования. Психологический эксперимент должен удовлетворять критериям научности, используя определенные нормативы. Наука – нормативна, так как использует сложившиеся способы, понятия, схемы мышления и т.д.Научное мышления – это «искусственное» мышление (это надындивидуальное мышление).
Нормативное научное мышление вкл. всю отрефлексированную или используемую на данном этапе развития науки систему исследовательских методов как способов структурирования так или иначе понимаемого предмета изучения. Это лишь возможности познания, кот проявляются реальностной познавательной деятельностью. Исследовательские парадигмы могут в разной степени быть предотворены в реальной деятельности ученого.. Этапы выдвижения и проверки гипотез – это нормативы и необходимые элементы экспериментрования. Гипотеза - это утверждение, истинность или ложность которого не известна, но может быть проверена опытным путем. Эмпирическая проверка гипотез, выводимых из дедуктивных конструкций – цель любого эмпирического метода исследования.
Особенность эксперимента – проверка причинно-следственных гипотез (каузальных) и использование способов контроля причинных выводов. Эксперименты проверяют не все гипотезы.Установление закономерностей – это еще не формулирование Y законов.
Закон – это констатация обобщенного характера, т.е указание диапазона, в рамках которого дейтсвует выявленная фактическая закономерность. Нормативы определения исследования своей позиции в понимании предмета изучения. Задачи Y исследования с точки зрения теоретического эксперимента – следование нормативам, а также проверка гипотез, выявление закономерностей и формирование законов и общенаучного воззрения..
Но Y эксперименты могут проводится не только в научных целях, они могут обслуживать решение других – практических задач (эффективность продажи, эксперименты с наушниками, разучивания пьес).
Прикладное значение: использование знаний Y исследования для других научных знаний.

 

5.Этапы психологического исследования. Постановка проблемы психологического исследования. Определение объекта и предмета психологического исследования.

Этапы психологического исследования:Исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них обязательна, часть, в некоторых случаях, может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок. основные три этапа психологического исследования и кратко рассмотрим их содержание:

Подготовительный этап

Постановка проблемы.

Выдвижение гипотезы.

Планирование исследования.

II. Основной этап

Сбор данных.

III. Заключительный этап

Обработка данных.

Интерпретация результатов.

Выводы и включение результатов в систему знаний.

 

Постановка проблемы психологического исследования. Проблема (от греч. problema – задача, задание) есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос может встать перед исследователем как некоторый пробел в знаниях и умениях, необходимых в практике, в том числе в научной практике.

Постановка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий:

Обнаружение дефицита информации.

Осознание потребности в устранении этого дефицита.

Описание (вербализация) проблемной ситуации на естественном языке.

Формулирование проблемы в научных категориях и терминах.

Грамотное и квалифицированное исполнение перечисленных пунктов предопределяется глубоким знанием состояния дел в данной области, хорошей в ней ориентацией. Эта ориентация приобретается, как правило, по двум каналам:

знакомство с публикациями на данную тему

обмен информацией с коллегами, занятыми в этой сфере.

Обычно научному исследованию предшествует изложение подобного ознакомления с проблемой в виде литературного обзора.

Определение объекта и предмета психологического исследования:

Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования. Под объектом понимается тот фрагмент реального мира, на который направляются исследовательские действия и усилия. Предмет исследования определяет аспект изучения выбранного объекта и специфику исследования. Иначе говоря, "объект познания – это форма данности объективной реальности субъекту" познания, а "предмет научного познания – это форма данности познаваемого объекта познающему субъекту".

 

6. Проблема актуальности психологического исследования. 1) Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое "белое пятно" в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия. 2) Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения. 3) Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных. 4) Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде. 5) Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения. Обоснование актуальности выбранной темы не должно быть многословным. Практически всегда для этого может быть достаточно одной страницы. Как и любое научное исследование, выпускная квалификационная работа должна обладать научной новизной. Актуальное исследование обычно имеет данное качество. Не следует полагать, будто научная новизна есть только в тех исследованиях, которые завершились открытием. Любой признак проведенного исследования, позволяющий употребить понятие «впервые» при характеристике полученных результатов, дает основание говорить о научной новизне. Что относиться к научной новизне? Обнаруженные новые взаимосвязи психических явлений,

Уточненные характеристики психических явлений, Неописанные ранее детали возрастной динамики явления

Апробация методики (исследовательской, диагностической, обучающей, коррекционной на новом контингенте испытуемых или обучаемых) и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.01 с.)