Специфика кросс-культурных исследований в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика кросс-культурных исследований в психологии.



Кросс-культурные исследования (далее ККИ) направлены на изучение психики и поведения человека с точки зрения их обусловленности социальными и культурными факторами. В качестве подвергающихся сравнению культурных групп могут выступать целые нации, но могут сравниваться и этнические группы, живущие в рамках одной страны.

Выделяют 6 культурных зон:

Африка, Азия, Австралия, Европа и Среднеземноморский бассейн, Северная Америка, Южная Америка.

Но разброс различий внутри культурных зон столь же велик, как и между этими зонами. Поэтому в большинстве случаев вопрос должен решаться в соответствии со спецификой задач эксперимента, а именно на основе выделения тех параметров культуры в качестве воздействующих факторов (или НП), которые предположительно оказывают влияние на интересующую исследователя ЗП.

Цель ККИ заключается в том, чтобы объяснять и изучать кросс-культурные сходства и различия. В ККИ принципиальная трудность состоит в исследовании всех возможных вариантов альтернативных интерпретаций результатов. Проблемы:

культура с содержательной точки зрения сама по себе не представляет достаточно осмысленной переменной. Культура – некоторое сборное понятие, под которым скрываются самые разные переменные.

различия в результатах по тесту, измеряющих ЗП может быть связано с артефактными измерениями.

Особенности ККИ.

В ККИ экспериментальный контроль невозможно осуществить. ККИ могут быть отнесены к категории квазиэксперимента, в котором сравниваются уже существующие, готовые группы. Главное отличие между воздействием в классической экспериментальной традиции и ККИ состоит в контроле за НП. Культура может рассматриваться как НП, но в отличие от истинного эксперимента, где НП полностью управляется исследователем, культура является переменной, которая находится вне активного экспериментального контроля. Исследователи могут выбирать культуры, а также управлять подбором испытуемых в группы, но они не могут манипулировать специфическими аспектами культуры так, как они контролируют НП в истинных экспериментах. Культура является слишком общим понятием, чтобы быть осмысленной объяснительной переменной и поэтому должна быть заменена своими составляющими. Эти составляющие называют «контекстными переменными» или культурными измерениями.

Типы ККИ. типология по 2-м основным критериям:

проводится ли исследование с целью проверки положений, т.е. направлено ли оно на проверку заранее сформулированных гипотез или является поисковым.

включение контекстных переменных для объяснения наблюдаемых культурных сходств и различий.

ККИ:

 

1. Обобщающие исследования: направлены на проверку возможности переноса или обобщения результатов, полученных в одной культ группе на др. культ группы. Не интересуют особенности культур, сравнение идет по основному параметру, входящему в интерпретационную часть гипотезы и является предметом эксперимента.

2. Исследования, базирующиеся на сформулированной теории. Важной составляющей этих исследований являяются характеристики культурного контекста. В исследовании проверяются определенные заранее сформулированные гипотезы. Такого рода проверки должны быть осуществлены на выборке различных культур, варьирующих по исследуемым параметрам.

3. Исследование психологических различий. Схема исследования предполагает измерение по крайней мере в 2-х различных культурах. Исследователь определяет, есть ли различия в средних стандартных отклонениях, показателях надежности и факторной структуре измерительной процедуры (теста). Цель – нахождение кросс-кулльтурных различий. Но при этом исследователь не обладает теорией, на основании которой можно было бы предсказать их природу. Контекстные переменные обычно не включают в схему такого эксперимента, а объяснения обнаруженных различий выдвигаются лишь после его проведения. Специальные исследования внешней валидности. Направлены на изучение содержания и причин кросс-культурных различий с использованием конкретных переменных. В них не выдвигается никаких предварительных гипотез о природе различий. При этом исследователь пытается подвергнуть проверке ряд разнообразных контекстных переменных, которые являются факторами, влияющими на результаты (ЗП). В ККИ прямой контроль за воздействием обычно недоступен. Культурные факторы оказывают свое влияние на протяжении длительного периода жизни. Влияние определенного фактора культуры обычно вводится после эксперимента исходя из различий между группами.

Предварительный и преднамеренный отбор культурных популяций – наиболее важный способ экспериментального контроля, применимый в ККИ. Предсказание различий между культурными группами по некоторым ЗП возможно, только если группы отбирались в соответствии с определенной теорией так, чтобы репрезентировать различные состояния НП.

В случае с разными культурными популяциями набор переменных, по которым различают испытуемых, огромен и межгрупповые различия бывают больше, чем внутри одного общества.

Основные проблемы контроля состава выборки:

сопоставимость – они должны быть одинаковы по многим факторам и различны по одному

доступность – можно уговорить человека.

Типы стратегий отбора популяций:

1. по соображениям удобства, когда выбор конкретной исследуемой группы не связан с решением теоретических вопросов и зачастую обусловлен случайностью.

2. систематический отбор – группы в разных культурах подбираются определенным систематическим образом, в соответствии с некоторой сформулированной теорией

3. случайный отбор культурных групп – включение большое количество случайно отобранных культур (рандомизация) –

проблема рандомизации в том, что в выводах трудно решить, является ли полученный эффект результатом валидных различий между культурами или неконтролированных различий по демографическим характеристикам. Поэтому более адекватна стратегия стратифицированного случайного отбора испытуемых, позволяющая контролировать переменные, связанные с демографическими характеристиками. 2 способа их контроля:

распределение испытуемых в выборке

статистический контроль


35.Схемы корреляционных исследований. Соотношение корреляционного и квазиэкспериментального подходов. Построить схему исследования – значит подготовить предписания, после выполнения которых исследователь получает ответ по исследуемой проблеме, то есть приобретает большую возможность понимания реальных влияний.Хорошая схема исследования увеличивает внутреннюю и внешнюю валидность исследования. Идеальная схема исследования позволяет однозначно интерпретировать результаты и отклонить наименее вероятные интерпретации.

Корреляционный метод. С помощью корреляционного метода изучается отношение между двумя переменными, не опосредованное вмешательством исследователя. Таким образом, отсутствуют какие-либо манипуляции переменными, изучается также отношение между событиями и выражается количественным образом размах данного отношения. Этот метод является существенной альтернативой экспериментальному методу, но он не позволяет установить точного отношения причинности.Экспериментальный метод предполагает разработку плана управления независимой переменной, т.е. схемы задания ее уровней, отличающихся способами предъявления их разным, но уравненным (или эквивалентным) группам либо одному и тому же испытуемому в определенной последовательности. Этот экспериментальный план является одновременно и планом измерения зависимой переменной как показателя изменений исследуемого базисного процесса, на который предположительно оказывают влияние экспериментальные воздействия. Корреляционные схемы также включают определение порядка получения данных, но только как плана измерения переменных. Планы обработки полученных результатов могут быть при этом схожими с теми, которые применяются для анализа экспериментальных данных.Корреляционное исследование разбивается на серию независимых друг от друга измерений в группе испытуемых Р.

Во втором случае мы имеем несколько рандомизированных групп, различающихся по одному или нескольким определенным критериям. В общем виде план такого исследования описывается матрицей вида: Р ´ О (испытуемые ´ измерения).

Схемы:

1.Сравнение двух групп. Он применяется для установления сходства или различия двух естественных или рандомизированных групп по выраженности того или иного психологического свойства или состояния.

2. Одномерное исследование одной группы в разных условиях. План этого исследования аналогичен предыдущему. Но по своей сути он близок к эксперименту, так как условия, в которых находится группа, различаются. В случае корреляционного исследования мы не управляем уровнем независимой переменной, а лишь констатируем изменение поведения индивида в новых условиях. Примером может служить изменение уровня тревожности детей при переходе из детского сада в 1-й класс школы: группа одна и та же, а условия различные. Схема этого плана выглядит очень просто: АО1 В О 2, где А и В – разные условия. Испытуемые могут отбираться из генеральной популяции случайным образом или представлять собой естественную группу. Обработка данных сводится к оценке сходства между результатами тестирования в условиях A и В. Для контроля эффекта последовательности можно произвести контрбалансировку и перейти к корреляционному плану для двух групп:

3. Корреляционное исследование попарно эквивалентных групп. Этот план используется при исследовании близнецов методом внутрипарных корреляций. Дизи-готные или монозиготные близнецы разбиваются на две группы: в каждой – один близнец из пары. У близнецов обеих групп измеряют интересующие исследователя психические параметры. Затем вычисляется корреляция между параметрами (О -корреляция) или близнецами (Р-корреляция). Существует множество более сложных вариантов планов психогенетических исследований близнецов.

4. Для проверки гипотезы о статистической связи нескольких переменных, характеризующих поведение, проводится многомерное корреляционное исследование. Оно реализуется по следующей программе. Отбирается группа, которая представляет собой либо генеральную совокупность, либо интересующую нас популяцию. Отбираются тесты, проверенные на надежность и внутреннюю валидность. Затем группа тестируется по определенной программе:

где А, В, С... N – тесты, Оi – операция тестирования.Данные исследования представлены в форме матрицы: тхп, где т – количество испытуемых, n – тесты. Матрица “сырых” данных обрабатывается, подсчиты-ваются коэффициенты линейной корреляции. Получается матрица вида т ´ n, где n – число тестов. В клеточках матрицы – коэффициенты корреляции, по ее диагонали – единицы (корреляция теста с самим собой). Матрица симметрична относительно этой диагонали. Корреляции оцениваются на статистические различия следующим образом: сначала r переводится в Z-оценки, затем для сравнения r применяется Z -критерий Стьюдента. Значимость корреляции оценивается при ее сопоставлении с табличным значением. При сравнении r эксп. и r теор. принимается гипотеза о значимом отличии корреляции от случайной при заданном значении точности (a = 0,05 или a 0,001). В некоторых случаях возникает необходимость вычисления множественных корреляций, частных корреляций, корреляционных отношений или редукции размерности – уменьшения числа параметров. 5.Структурное корреляционное исследование. От предшествующих вариантов эта схема отличается тем, что исследователь выявляет не отсутствие или наличие значимых корреляций, а различие в уровне значимых корреляционных зависимостей между одними и теми же показателями, измеренными у представителей различных групп.

Поясним этот случай примером. Допустим, нам необходимо проверить гипотезу о том, влияет ли пол родителя и пол ребенка на сходство или различие их личностных черт, например уровня нейротизма по Айзенку. Для этого мы должны провести исследование реальных групп – семей. Затем вычисляются коэффициенты корреляции уровней тревожности родителей и детей. Получаются 4 основных коэффициента корреляции: 1) мать–дочь; 2) мать–сын; 3) отец–дочь; 4) отец–сын, и два дополнительных: 5) сын–дочь; 6) мать–отец. Если нас интересует лишь сравнение сходства–различия первой группы корреляций, а не исследование ассортативности, то мы строим 4-клеточную таблицу 2´2 (табл. 5.14).

Дети Родители
Мать Отец
1 Дочь r11 r12
2 Сын r13 r14

6. Лонгитюдное корреляционное исследование. Лонгитюдное исследование – вариант квазиэкспериментальных исследовательских планов. Воздействующей переменной психолог, проводящий лонгитюдное исследование, считает время. Оно является аналогом плана тестирования одной группы в разных условиях. Только условия считаются константными. Результатом любого временного исследования (в том числе и лонгитюдного) является построение временного тренда измеряемых переменных, которые могут быть аналитически описаны теми или иными функциональными зависимостями.Лонгитюдное корреляционное исследование строится по плану временных серий с тестированием группы через заданные промежутки времени. Соотношение корреляционного и квазиэкспериментального подходов в психологии.Зачастую их планы очень похожи, особенно если в качестве квазиэкспериментального плана используется контроль post factum. В обоих случаях считается корреляция, и нет никакого управления переменными, однако, в случае квазиэкспериментов мы претендуем на то, чтобы проверять каузальную гипотезу путем отброса альтернативных интерпретаций объяснения связи переменных, а в корреляционных исследованиях мы этого не делаем. То есть если начали претендовать на каузальное объяснение, то мы ушли с безопасной почвы корреляционного подхода где нам надо было всего лишь установить связь на зыбкую почву квазиэксперимента, где нужно обосновать переход к каузальной гипотезе.

Параметры различения корреляционных исследований:
Схемы корр. иссл - это формы контроля при получении эмпир данных - это аналог контроля в эте. В них нет изменения НП, которое делает этатор. Общее у схем корр иссл: переменные уже есть. Различия схем корр иссл:
1. одна из переменных в разной степени приближается к НП: есть случаи, где вполне можно условно выделить НП, и случаи, где трудно сказать, что есть НП.
2. Считается ли в них коэфф корр или нет. Это разумно, если значения каждой переменной имеют колоколообразное распределение.
3. Цель корр иссл - чисто познавательная или практическая.

 


36.Методика «двойной стимуляции»: экспериментальный и психотехнический аспекты. Методика двойной стимуляции — методика, первоначально разработанная Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым для изучения процесса образования понятий. В ней используются два ряда стимулов, из которых первый выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а второй — функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется. Так в эксперименте Выготского – Сахарова в качестве стимулов–объектов использовались фигуры различных цветов, формы, высоты и размеров, а в качестве стимулов–средств — слова, написанные на обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными понятиями. Испытуемый должен был сформулировать понятие, постепенно раскрывая его признаки на основании отбора фигур, которые, по его мнению, выступали носителями данного понятия. При этом оказывалось возможным исследовать, как испытуемый применяет знаки для управления своими мыслительными процессами и как в зависимости от способа употребления слова протекает весь процесс образования понятий. В дальнейшем методика получила широкое методологическое осмысление как средство анализа развития и функционирования высших психических функций в целом.


37.Факт и артефакт в эксперименте. Проблема контроля в эксперименте. Требование для реализации достоверных или валидных выводов. Артефактные выводы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.169.91 (0.034 с.)