Тема 1. Понятие, предмет и система криминологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие, предмет и система криминологии



Криминология

Учебное пособие

 

Челябинск

УДК 65.01 (075.8)

К– 188

 

Фабрика Т.А. Криминология: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2016. – 254 с.

 

 

В пособии отражены основные вопросы криминологии.

Кроме обширного теоретического материала пособие снабжено программой курса, контрольными вопросами, тестовыми заданиями, глоссарием. Пособие рекомендовано для самостоятельного изучения материала по криминологии студентам заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий по направлению «Юриспруденция». Рекомендуется в качестве пособия для подготовки к экзаменам по криминологии студентам всех форм обучения.

 

Ил. 33, табл. 17, библиографический список - 89 назв.

 

Рецензенты:

кафедра уголовного права и процесса ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»;

А.А. Казаков, судья Курчатовского района г. Челябинска

 

ISBN

 

 

© ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», 2016

© Фабрика Т.А., 2016

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………………………6

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………………..……………………………………7

 

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ…………………………...….13

1.1. Понятие криминологии……………………………………...…………………….….13

1.2. Предмет криминологии…………………………………………………….…………13

1.3. Система криминологии…………………….................................................................14

1.4. Цели и задачи криминологии.......................................................................................15

1.5. Взаимосвязь криминологии с иными юридическими и гуманитарными науками.16

Вопросы и задания для самопроверки …………………….…………………………………...19

 

2. РАЗВИТИЕ КРИМИНОЛОГИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В РОССИИ.....20

2.1. Возникновение криминологии как науки…………………………………………...20

2.2. Зарубежные криминологические теории……………………………………………23

2.3. История отечественной криминологии……………………………………….……..28

2.4.Современный период развития криминологии…...……………………………….....30

Вопросы и задания для самопроверки …….…………………………………………………...31

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……32

3.1. Понятие методики криминологических исследований………………….………….32

3.2. Методы криминологических исследований…………………………………………33

3.3. Этапы криминологического исследования…………………………….....................37

Вопросы и задания для самопроверки ………………………………………….……………...38

 

4. ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ………………....................39

4.1. Понятие, признаки и виды преступности……………………………….…………...39

4.2. Количественные и качественные показатели преступности (состояние, динамика, структура, характер)…………………………………………………........................................41

4.3. Иные показатели преступности (география преступности, цена преступности, экология преступности)……………………………………………………………………………44

4.4. Понятие и виды латентной преступности. Методы изучения латентной преступности………………………………………………………………………………………………..45

Вопросы и задания для самопроверки …………….…………………………………………...46

 

5. ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ И ПЛАНИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С НЕЙ……………………………………………………….....47

5.1. Понятие и система причин преступности ………………………………………......47

5.2. Классификация причин и условий преступности…………………….......................48

5.3. Общесоциальные причины преступности…………………………………...............48

5.4. Условия, способствующие совершению преступления…………………………….50

5.5. Понятие предупреждения преступности………………………….…………………51

5.6. Классификация мер предупреждения преступности……………………………….59

5.7. Субъекты предупреждения преступности…………………………………………..62

5.8. Понятие криминологического прогноза. Цель, задачи и практическая значимость криминологического прогнозирования. Виды и сроки криминологических прогнозов…..71

5.9. Понятие и виды криминологического планирования………………………………77

Вопросы и задания для самопроверки ………...……….………………………………............79

6. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА……………………………….……………………..............80

6.1. Понятие личности преступника...................................................................................80

6.2. Криминологическая характеристика личности преступника....................................83

6.3. Классификация и типология личности преступника…………………….…………88

6.4. Учение о жертве преступления как научное направление. Этимология понятия «жертва». Понятия виктимологии…………………………………..…………………………90

Вопросы и задания для самопроверки ………….……………………………………………...96

 

7. ПРЕСТУПНОСТЬ И ИНЫЕ ФОРМЫ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ……………...97

7.1. Понятие девиантного и делинквентного поведения. Формы асоциального поведения………………………………………………………………………………………..97

7.2. Связь пьянства с преступностью. Понятие пьянства…………………………….....99

7.3. Понятие наркомании, токсикомании и их связь с преступностью. Понятие наркотического средства, «оборот наркотических средств», «психотропные вещества», «одурманивающие вещества». Особенности личности наркомана и токсикомана………...…...102

7.4. Понятие проституции. Связь проституции с преступность………………............108

7.5. Связь преступности с бродяжничеством, попрошайничеством, особенности преступлений, совершаемых данной социальной группой…………………………………….112

Вопросы и задания для самопроверки …….………………………………………………….115

 

8. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ…………………………...…………………………………...116

8.1. Понятие и основные показатели экономической преступности. Тенденция развития экономической преступности……………………………................................................116

8.2. Причины и условия экономической преступности…………………..……………120

8.3. Криминологическая характеристика личности преступников, совершающих экономические преступления…………………………………………………………………….127

8.4. Предупреждение преступлений в сфере экономики………………………............135

8.5. Криминологическая характеристика преступлений против собственности. Состояние и структура преступности против собственности …………………………..…137

8.6. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности, их типология и классификация…………………………………..................143

8.7. Особенности предупреждения преступлений против собственности………..…..149

Вопросы и задания для самопроверки ……………………………….……………………….150

 

9. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ..151

9.1. Понятие и признаки профессиональной преступности…………………………...151

9.2. Понятие и признаки рецидивной преступности…………………………………...152

9.3. Понятие и признаки организованной преступности………………………............155

9.4. Формы и методы профилактики и предупреждения профессиональной, рецидивной, организованной преступности……………………………………………….160

Вопросы и задания для самопроверки ………………………………………………………..161

 

10. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…………………………………………………………………162

10.1. Преступность несовершеннолетних лиц, ее уровень, структура и динамика….162

10.2. Причины и условия преступности несовершеннолетних…………………….….170

10.3. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников………………………………………………………………………………………………172

10.4. Система специальных государственных и общественных мер предупреждения преступности несовершеннолетних………………………….................................................173

Вопросы и задания для самопроверки ……………………………………….……………….174

 

11. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.....................................................................................................................175

11.1. Понятие и общая характеристика насильственной преступности. Состояние, структура и динамика насильственных преступлений……………………………..………175

11.2. Причины и условия насильственной преступности……………………………...179

11.3. Криминологическая характеристика лиц, совершающих насильственные преступления. Социально-психологические и нравственные особенности……………....181

11.4. Предупреждение насильственных преступлений………………………………..184

Вопросы и задания для самопроверки …………………….………………………………….185

 

12. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕОСТОРОЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ…………………………………………………………………………….186

12.1. Понятие и общая характеристика неосторожной преступности. Структура неосторожной преступности……………………….................................................................186

12.2. Причины и условия неосторожных преступлений…………………………….…188

12.3. Криминологическая характеристика неосторожных преступников……............190

12.4. Предупреждение неосторожных преступлений, общесоциальные и специальные меры……...…………………………………………………………………………………….191

Вопросы и задания для самопроверки ……………………………………….……………….194

 

13. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ…196

13.1. Понятие женской преступности. Состояние, структура и динамика преступности женщин………………………………………………………………………………………...196

13.2. Причины преступности женщин……………………………………………….….199

13.3. Личность женщины-преступницы………………………………………………...204

13.4. Предупреждение преступности женщин………………………………….............210

Вопросы и задания для самопроверки ……………….……………………………………….215

 

14. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ…….216

14.1. ООН и международное сотрудничество государств по предупреждению преступности…………………………………………………………………………………..216

14.2. Создание Интерпола как международной организации уголовной полиции. Основные задачи, цели и структура Интерпола. Интерпол и борьба с транснациональной уголовной преступностью, отдельными видами преступлений…………………………...224

14.3. Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации……….228

Вопросы и задания для самопроверки …………………….………………………………….232

 

ТЕСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ……………………..………………………………………..233

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ………………………...…………………………….244

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...........................................251

 

КЛЮЧ К ТЕСТУ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ…………………………………………………260

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Криминология является дисциплиной вариативной части профессионального цикла в подготовке юристов-правоведов, дающей основные представления о преступности, личности преступника, причинах и условиях преступности и их предупреждении.

Учебное пособие «Криминология» подготовлена на основе научных трудов проф. А. И. Долговой, Г. Т. Журавлева, Е. В. Ковалевской, Л. В. Сердюка, А. В. Михайлова, В. Д. Малкова, В. Н. Кудрявцева и других ученых-криминологов.

Данная дисциплина ориентирована на привитие квалификации самостоятельных криминологических исследований уголовной, социальной и экономической статистики, на освоение математическими и социологическими методиками анализа преступности, личности преступника, причин и условий преступности. Современному юристу надлежит квалифицированно и грамотно составлять профилактические документы, уметь анализировать проекты правовых актов.

Студенты и слушатели должны уметь самостоятельно составлять криминологические правовые акты, в частности, профилактические разделы обвинительных заключений и приговоров, определения судов об устранении причин и условий преступлений, по материалам архивных и опубликованных уголовных дел давать оценку эффективности предупреждения преступности правоохранительными органами, писать проекты постановлений и предостережений органов прокуратуры и внутренних дел.

Материал данной дисциплины сопровождается тренировочными тестовыми заданиями. Пособие также включает итоговый тест, толковый словарь и список рекомендованной литературы. При изучении дисциплины кроме учебно-практического пособия необходимо в обязательном порядке использовать Уголовный кодекс РФ 1996 года (в частности нормы Особенной части уголовного законодательства, в которых определяются конкретные преступления по родам и видам).

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины – приобретение студентами знаний о преступности как социально-правовом явлении, причинах преступности в целом и конкретных преступлений, личности преступника, планировании и программировании борьбы с преступностью, методике и процедуре криминологического исследования, прогнозировании преступности, частных криминологических теорий, описывающих и объясняющих закономерности отдельных видов преступности и противодействия им.

К основным задачам учебной дисциплины относятся:

1) теоретическое осмысление вопросов преступности и связанных с ней проблем;

2) овладение методиками анализа преступности, детерминантов преступности и личности преступника;

3) развитие навыков проведения самостоятельных криминологических исследований;

4) умение анализировать уголовно-статистический материал, проекты правовых законов;

5) умение самостоятельно составлять криминологические правовые акты и программы;

6) осуществление оценки эффективности предупреждения преступности, осуществляемой субъектами профилактики.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОСОВЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Криминология» (Б3.В.5) являетсядисциплиной вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) – Юриспруденция.

Профессионально грамотному использованию криминологических знаний по уголовному, гражданскому, экологическому праву и другим отраслям права, а также в правоприменительной и правоохранительной деятельности существенным образом способствует наличие у юристов знаний других отраслей, таких как педагогика, социология, психология. Криминология, являясь самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, вместе с тем тесно взаимосвязана со многими смежными областями научных знаний и предметами, изучаемыми в высших учебных заведениях юридического профиля. Изучение дисциплины «Криминология» базируется, прежде всего, на знаниях, умениях и навыках, полученных бакалаврами при освоении дисциплины «Уголовное право». На основе знаний и умений, полученных при изучении дисциплины «Криминология», бакалавром возможно дальнейшее успешное прохождение итоговой государственной аттестации.

Дисциплина изучается на 2 курсе заочной формы обучения в 4 семестре.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО:

общие общекультурные компетенции для всех профилей:

ОК-9: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.

- общие профессиональные компетенции для всех профилей:

ПК-1: способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

ПК-12: способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению.

В результате освоения компетенций студент должен:

Знать (ОК-9):

- различные правовые явления, юридические факты, правовые нормы и правовые отношения, являющиеся объектами криминологического исследования.

Уметь:

- использовать способы, приемы, средства сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, ее причинах и условиях;

- оперировать криминологическими категориями и понятиями.

Владеть:

- юридической терминологией

Знать (ПК-1):

- меры борьбы с преступностью, методы криминологического прогнозирования ее развития и планирования мер борьбы с ней.

Уметь:

- выявлять причины и условия преступности.

Владеть:

- навыками по предупреждению и пресечению преступности в различных сферах общественных отношений.

Знать (ПК-12):

- нормативно-правовые акты, являющиеся источниками дисциплины «Криминология».

Уметь:

- выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений;

- использовать способы, приемы, средства сбора, обработки, анализа и оценки информации о личности преступника.

Владеть:

- навыками работы с правовыми актами.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 9. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности. Криминологическая характеристика профессиональной преступности. Криминологическая характеристика рецидивной преступности

Понятие организованной преступности и ее показатели. Детерминанты организованной преступности. Основные направления предупреждения организованной преступности. Понятие профессиональной преступности и ее показатели. Детерминанты профессиональной преступности. Основные направления предупреждения профессиональной преступности. Понятие и основные показатели рецидивной преступности. Детерминанты рецидивной преступности. Предупреждение рецидивной преступности.

Понятие криминологии

 

Криминология является самостоятельной наукой, имеющая свою историю, предмет и методы исследования.

Содержание криминологии заложено в самом его названии. Оно состоит из двух частей: crimen (от лат. – преступление) и logos (от греч. – учение). Из чего следует заключить, что криминология является наукой о преступлении. В данном случае термин «преступление» употребляется в собирательном значении. Им обозначается не какое-то отдельное преступление, а преступление - как явление. Сегодня мы употребляем вместо него более соответствующий по смыслу термин – «преступность». Таким образом, более точный перевод термина «криминология» - это «наука о преступности».

Впервые термин «криминология» был применен антропологом Топинардом в 1879 г., а уже в 1890 г. в Риме прокурор кассационного суда барон Р. Гарофало опубликовал имевшую успех книгу под названием «Криминология».

 

Предмет криминологии

Предмет криминологии (см. сх. 1) составляют четыре взаимосвязанных элемента:

1) преступность;

2) детерминация и причины преступности;

3) личность преступника;

4) предупреждение и профилактика преступности.

Преступность – это форма социального поведения людей, нарушающая нормальное развитие социума.

Детерминация и причины преступности как второй элемент предмета криминологии – это негативно-социальные явления, порождающие преступность.

Личность преступника - совокупность индивидуальных свойств, присущих человеку, совершающему или совершившему преступление, в котором проявляется антиобщественная направленность его поведения.

Предупреждение и профилактика преступности – комплекс общесоциальных, внутригосударственных и международных мероприятий, направленных на пресечение, минимизацию или ликвидацию детерминантов всей преступности или ее отдельных видов при важности исследования общественной опасности личности преступника.

       
   
Предмет криминологии
 
 

 

 


Рис. 1. Предмет криминологии

Система криминологии

Криминология как учебная дисциплина состоит из двух частей: Общая и Особенная части.

Общая часть изучает основные элементы предмета криминологии, историю, зарубежную криминологию, методику и методологию криминологического исследования, вопросы прогнозирования и планирования преступности как одних из форм предупреждения преступности, виктимологическую криминологию.

Особенная часть криминологии изучает отдельные виды преступности: насильственная, корыстная, насильственно-корыстная преступность. В данную часть включены новые виды преступности – экологическая, организованная, профессиональная преступность. Выделяется коррупционная, экономическая, политическая преступность, преступность отдельных слоев населения – женская преступность, в преступности преобладают мужчины, преступность несовершеннолетних, миграционная преступность, пенитициарная преступность – преступность осужденных. В особенной части также изучаются отдельные криминологические теории – виктимология, криминофемелистика (влияние семейных проблем), криминопенология (влияние наказание на процесс предупреждения).

Цели и задачи криминологии

Криминология призвана осуществлять две наиболее важных целей в исследовании преступности и причин ее обуславливающих.

Во-первых, эта теоретическая цель, состоящая в прогнозировании желаемого будущего итога научной деятельности в изучении актуальных проблем.

Во-вторых, эта практическая цель, стремящаяся выработать особые рекомендации для правоприменителя.

Следует выделить также специальную цель криминологии. Она служит для изучения зарубежной истории, отдельных концепций.

Криминология выполняет ряд важных функций: описательная (служит для описания явлений, процессов; прогностическая (осуществляет прогнозы), и объяснительная (стремиться показать характер процесса).

Основные задачи криминологии прямо вытекают из важнейшей цели, стоящей перед обществом и государством, - эффективного контроля над преступностью.

Необходимо констатировать, что к числу основных задач криминологии относятся прежде всего:

1) Познавательная задача: комплексный анализ состояния преступности и ее тенденций;

2) Прогностическая задача: изучение процессов и явлений, с которыми связано ее существование, изменение и предположительное развитие в будущем;

3) Рекомендательная задача: разработка проблем нейтрализации этих процессов и усиления контроля над преступностью на основе учета коренных закономерностей социального и экономического развития общества. Успех в решении перечисленных задач предопределяется во многом степенью овладения следователями, прокурорами, судьями, иными работниками государственных органов необходимой суммой теоретических знаний, их умением видеть криминологические проблемы, правильно определять главные направления совершенствования практики контроля над преступностью. К сожалению, сегодня не существует достаточного ресурсного, кадрового и организационного обеспечения для решения вышеназванных криминологических задач и проблем. А из триады основных задач, всегда стоящих перед криминологией (диагноз, прогноз, организация эффективного контроля над преступностью), в худшем состоянии находится решение третьей. В направлении ее решения и должны в первую очередь концентрироваться усилия криминологов - и теоретиков, и практиков.

4) Просветительная задача: важно также упомянуть четвертую задачу, стоящую перед криминологической наукой, - просвещение населения, без поддержки которого усилия правоохранительных органов по эффективному противодействию преступности не имеют перспектив.

Признаки преступности

1. Преступность – социально обусловленное явление. Социальная природа и социальная обусловленность преступности проявляются, прежде всего, в том, что она возникает из конкретных деяний, совершенных людьми в обществе и против интересов общества, их особого социального поведения. Преступность социальна еще и потому, что в основе поведения каждой личности лежат не биологические, а социальные причины, социально-экономические законы, обусловленные совокупностью сложившихся общественных отношений с их закономерностями и противоречиями [6. С. 34].

2. Преступность – массовое явление:

- образуется из того множества отдельных преступлений, которые выступают как обобщенные статистические показатели и обнаруживают определенные статистические закономерности, характерные для всей совокупности, т. е. в целом для преступности;

- имеет тенденцию к воспроизводству, т. е. даже при самой активной и непримиримой борьбе с нею она будет развиваться по инерции.

3. Преступность является исторически изменчивым явлением в жизни общества. Следует признать обоснованным ее возникновение с момента разделения общества на классы, появления частной собственности и образования государственной власти. Исторически преступность в обществе постоянно изменялась, тем самым преобразовываясь в новые виды и формы; менялась уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступности.

В зависимости от изменения социально-экономического строя (рабовладельческого, феодального, социалистического, капиталистического) менялись структура, динамика, уровень преступности, ее причины и условия. С учетом изменения исторических этапов разрабатывались различные мероприятия для ее предупреждения.

4. Преступность – негативное социальное явление, приносящее огромный вред как отдельным людям, так и всему обществу в целом. Причем, в случае смерти потерпевшего такой вред бывает невосполнимым. Мировое сообщество несет ежегодно многомиллиардные материальные убытки (в долларовом исчислении), но как подсчитать убытки моральные?

5. Преступность – социальное и уголовно-правовое явление. Преступность – как социальное явление входит в систему определенного общества и мирового сообщества в целом. Ее следует признавать социальной по генезису, по субъекту преступлений, по причинам и условиям, по жертвам преступности.

Вне рамок права преступность теряет свое сущностное свойство и превращается в так называемое «отклоняющееся поведение» - термин, довольно часто употребляющийся в зарубежной криминологии, но не точно отражающий данное явление. Что преступно, определяет исключительно уголовный закон.

6. Системный характер. Преступность выглядит как некий механизм, который состоит из взаимосвязанных цепочек, взаимозависимых друг от друга, например: связь преступника и его преступления; виды преступности зависят от того, какие существуют в рамках уголовного законодательства преступления.

1. Общественная опасность преступности. Преступным является лишь такое деяние, которое по содержанию общественно опасно. Общественная опасность составляет важнейшее социальное (материальное) свойство преступления. Общественная опасность, вредоносность деяния выражаются в причинении либо создании угрозы причинения ущерба охраняемы УК интересам.

Рис. 5. Виды преступности (классификация по характеру регистрации)

 

Личность преступника

6.1. Понятие личности преступника

Важность изучения персоны преступника складывается в том, что «правонарушение, будучи операцией намеренной волевой человеческой деятельности, в значительной мере обуславливается сущностью и характерными чертами личности, выбирающего подобную форму деяния. Индивидуальность — основание и главное элемент только лишь приспособления преступного деяния. Представление личности преступника, умение выявить основные характеризующие ее особенности и качества, представлены незаменимым обстоятельством организации и выполнения предупреждения правонарушений» [73. С. 21].

Криминологическое исследование личности преступника осуществляется с целью выявления и оценки данных ее качеств и особенностей, которые создают противозаконное поведение. Вместе с тем, это является центральной проблемой криминологии, потому как оригинальность представляется основной, субъективной причиной преступных действий.

Под личностью преступника следует понимать личность человека, как социального существа, обладающего совокупностью криминогенных свойств, приведших его к совершению преступления.

Как мы знаем из истории, в криминологии сложилось два направления, по разному интерпретировавших соотношение социального и биологического в личности преступника.

Сегодня большинство ученых считает, что биологические свойства человека играют важную, но не определяющую роль в причинной структуре преступного поведения. Это обусловлено тем, что:

во-первых, генетические (наследуемые человеком) свойства выполняют роль внутренних условий, способствующих или препятствующих формированию преступника;

во-вторых, психологическая и психофизиологическая среда субъектов криминогенной ситуации способствует или препятствует в выборе способов разрешения возникшей ситуации, воздействует на скорость их реакции и на адекватность восприятия ситуации, т. е. также играет второстепенную роль;

в-третьих, психологическая и психофизиологическая среда преступника (напр., темперамент) может как способствовать, так и препятствовать лицу совершать преступление, ускорить или замедлить его мотивацию. Т. е. играть роль внутренних условий преступного поведения, а потому также является второстепенной.

Таким образом, можно отметить значение биологических свойств человека, которые хотя и выступают катализатором его преступного поведения, являются его внутренними условиями, но самостоятельно криминальное явление не порождают.

Изучение личности преступника подчинено выявлению закономерностей преступного поведения, преступности как массового явления, их детерминации, причинности и разработке научно обоснованных рекомендаций по борьбе с преступностью [26. С. 172]. Кроме того, проблема личности преступника нашла свое отражение и в теории оперативно-розыскной деятельности. При этом следует отметить, что специфика данного вопроса интересует теорию оперативно-розыскной деятельности в нескольких ракурсах, как:

1) криминальная личность, которая выступает объектом планомерного исследования с точки зрения совершения преступления;

2) личность преступника. Согласно этой позиции, ее изучают с целью установления характерных признаков, используемых в процессе обнаружения и раскрытия сложных замаскированных преступлений.

3) личность преступника может изучаться и в целях предупреждения, пресечения преступлений, но не с позиции криминологии в целях предупреждения преступлений, а пресечения преступлений оперативно-розыскными средствами и методами.

Необходимо принимать во внимание, что даже в такой специфической области, в равной мере как правонарушение, человек функционирует в качестве общественного существа. Он является носителем различных конфигураций общественной психологии, индивидуально – психических свойств, а помимо этого легитимных, нравственных, моральных, и прочих взглядов и ценностей. Таким образом, «личность человека раскрывается через общественную сущность, а также сложный комплекс описывающих его особенностей, качеств, взаимосвязей, взаимоотношений в содействии с персональными отличительными чертами и житейскими условиями, покоящимися в основе поведения. В свою очередь, разум и вид данного лица реагируют на внешние условия и динамично обусловливают его действия в определенной ситуации» [29. С 403].

Под личностью преступника подразумевается лицо, совершившее преступление, в котором выразилась его противообщественная направленность, отражающая совокупность негативных социально значимых свойств нервной системы человека, резвившихся в ходе разнообразных и систематичных взаимодействий с людьми.

В определении личности в качестве существенной характеристики рассматривается комплекс неблагоприятных черт и качеств.

Эта совокупность особенностей, их содержимое, отношение позитивных и негативных компонентов предоставляют более абсолютное понятие о тех, кто именно совершает правонарушение, а кроме того дается оценка, равно как непосредственно поступка, так и лица его свершившего.

В целом личность преступника можно охарактеризовать как определенную модель, общественный и психический образ, располагающий особыми чертами. «Преступникам присущи противообщественные убеждения, негативное расположение к высоконравственным ценностям и подбор противозаконного, социально небезопасного пути с целью ублажения собственных потребностей. К тому же всегда это характерно персонам, совершившим предумышленные правонарушения, так и для того, кто именно переступил закон по неосторожности».

В процессе изучения личности преступника криминология исследует следующие его особенности:

1) внутренняя причина преступного поведения, т.е. криминогенная мотивация лица, непосредственно приведшая его к преступлению;

2) внутренние условия преступного поведения, т.е. психологическая и психо-физиологическая среда преступника, воздействующая на его мотивацию;

3) позитивные свойства, выявление которых необходимо для ресоциализации преступника.

 

6.2. Криминологическая характеристика личности преступника

Познание личности преступника неосуществимо без исследования ее структуры.

Криминолог В. Д. Малков в структуре личности преступника акцентирует биофизиологические, общественно-демографические и общественно-ролевые, морально-психические, уголовно-законные и криминологические элементы.

Итак, структура личностной характеристики преступника выглядит следующим образом: 1) социально-демографические признаки; 2) потребностно-мотивационная сфера (потребности, интересы, мотивация преступного поведения); 3) ценностно-нормативная сфера сознания (взгляды, убеждения, установки, ценностные ориентации, направленность); 4) социально-ролевая или функционально-отношенческая характеристика.

Все указанные качества, свойства, признаки и социальные связи личности преступника находятся во взаимодействии и только в своем неразрывном единстве позволяют создать «портрет» преступника.

К биофизиологическим признакам принадлежат положение самочувствия, в особенности физиологической конституции, естественные качества нервной системы.

Социально-демографическая подструктура включают такие особенности как возраст, пол, национальность, семейное положение, социальное положение, образование, государственную и общественную принадлежность, степень материальной обеспеченности.

Сами по себе составляющие ее признаки (пол, возраст, социальное положение, род занятий, образовательный уровень, материальные и жилищные условия, место проживания и т. д.) не характеризуют лицо как преступника. Однако в сочетании с другими признаками позволяют выявлять определенные связи и зависимости, имеющие значение для уяснения наиболее полного «портрета» совершившего преступление, создание условий для его исправления:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.236.44 (0.134 с.)