Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины и условия экономической преступности
Криминогенная система для исследования детерминации экономической преступности включает следующие три элемента: экономическая норма, массовое и систематическое нарушение экономической нормы, деформация соответствующего социального института. В современной криминологии все чаще понятия «причины» и «условия» преступности в той или иной сфере заменяются понятиями «детерминанты», «факторы», «причинный комплекс», поскольку причинность – разновидность, одна из форм детерминации, а изучение процесса детерминации преступности предполагает учет относительности, условности деления явлений и процессов на причины и условия. Многие из них в одних случаях выступают как причина, в других – как условие преступности. В связи с этим в дальнейшем мы будем использовать термин «детерминанты». Нужно отметить, что в литературе детерминанты преступности классифицируют по различным основаниям [72. С. 30; 6. С. 37]. Мы разделяем позицию В. А. Номоконова о том, что причины преступности более целесообразно классифицировать по сферам общественной жизни [47. С. 77], в связи с чем необходимо выделить политические, экономические, правовые, социально-психологические, нравственные и организационные детерминанты экономической преступности в России. Политическая ситуация в стране, безусловно, является одним из факторов, влияющих на экономические и социальные общественные отношения, поэтому не случаен тот факт, что политическая нестабильность вызывает разнообразные негативные последствия, включая и повышение опасности как для экономики России в целом, так и для ее финансовой системы в частности. Нестабильность политического режима, высокий уровень коррумпированности представителей государственной власти, геополитическая неустойчивость государства, слабое развитие институтов гражданского общества – все эти факторы являются политическими детерминантами угроз экономической (финансовой) безопасности России. Кроме того, к политическим детерминантам преступности можно также отнести: – «нецивилизованное» лоббирование, то есть деятельность субъектов власти, направленная на продвижение своих корпоративных интересов, получение особых властных преференций и т. п.; – формирование властных структур на основе протежирования; – отсутствие реальной возможности у граждан участвовать в управлении государством и общественном контроле; – нестабильность уголовной политики в сфере обеспечения экономической (финансовой) безопасности государства. Как отмечается в литературе, либеральная политика борьбы с экономической преступностью вряд ли оправдана с точки зрения эффективности, что, в частности, доказывают статистические показатели динамики экономической (финансовой, налоговой) преступности. О. Ш. Петросян к числу «политических причин, порождающих преступления в сфере обеспечения экономической (финансовой) Российской Федерации», относит «отсутствие государственной политики по обеспечению экономической (финансовой) государства в различных сферах, включая налоговую, кредитную, банковскую, денежного обращения и рынка ценных бумаг; слабый контроль за деятельностью Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ на рынке ценных бумаг; … высокую степень слияния государственного аппарата и представителей крупных финансово-промышленных групп» [18. С. 167 – 168]. Хотя нельзя сказать, что государственная политика по обеспечению экономической (финансовой) безопасности государства совсем отсутствует, в целом, полагаем, что с мнением О. Ш. Петросяна стоит согласиться. Так, в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ в декабре 2013 г. В. В. Путин отметил: «В прошлом году в Послании я говорил о задачах по деофшоризации экономики. … По оценкам экспертов в прошлом году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд. долл. – это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 млрд. долл. российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. За этими цифрами – выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны. Поскольку ничего как следует в этой сфере не сделано за год, у меня есть предложения» [58]. Как видим, глава государства признает, что, несмотря на поставленные задачи, за год ситуация в этой сфере не изменилась. С сожалением приходится констатировать, что это не единственная невыполненная задача, а это свидетельствует о слабости действующей политической власти. Особую опасность для экономической (финансовой) системы России представляют экономические детерминанты преступности. Помимо общего (мирового) экономического кризиса, нестабильности экономической ситуации в стране, инфляции, высокого уровня безработицы к экономическим детерминантам особой опасности следует также отнести: – падение уровня капитализации российских компаний; – усиление оттока капиталов из России [41. С. 5]; – рост теневой экономики (по разным оценкам доля теневой экономики составляет от 24 до 45 %); – повышение налоговых ставок; – наличие внутренних экономических конфликтов и серьезных разногласий между собственниками; – невыплату дивидендов, сокрытие прибыли организаций в целях минимизации налогов [52. С. 166]; – практику предоставления льгот на федеральном и особенно на местном уровня власти; – отсутствие легальных возможностей обеспечения конкурентоспособности в целом ряде сфер бизнеса [88]; – вытеснение отечественных товаропроизводителей зарубежными фирмами с внутреннего рынка и сдерживание их выхода на внешние рынки; – низкую инвестиционную активность; – решение краткосрочных экономических задач в ущерб долгосрочным, оказание предпочтения текущим расходам в ущерб капитальным; – закрепление монопольного положения ряда экономических субъектов и их злоупотребление таким положением; – низкую финансовую и договорную дисциплину агентов рынка; – массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов [19. С. 109]; – увеличение количества посредников на пути товара от производителя к конечному потребителю; – взаимозависимость мировой и российской финансовых систем; – отсутствие эффективного государственного контроля над расходами бюджета; – снижение уровня доходов населения в реальном выражении и повышение уровня накоплений долгов. Как отмечает А. П. Подоприхин, «в России вместо цивилизованного регулируемого рынка создана устойчивая система высококриминализированных экономических отношений. … «Изъяны» российской экономики препятствуют нормальной жизнедеятельности людей, честному и легальному бизнесу, наконец, создают экономическую базу как для усугубления экономического кризиса, так и для роста и высокого уровня преступности, в том числе экономической» [54. С. 176]. Следующая группа детерминант преступности в экономической системе России – правовая. К ним можно отнести: – наличие многочисленных пробелов и противоречий в законодательстве цивилистического комплекса; – оценочность большинства признаков преступлений в экономической и особенно финансово-кредитной сфере; – терминологическую несогласованность законодательства как криминального, так и цивилистического циклов в части, относящейся к определению бланкетных признаков отдельных видов преступлений; – принятие законов, иных нормативных правовых актов, а также решений государственных инстанций без предварительной криминологической экспертизы; – существенное отставание правотворчества от складывающихся и развивающихся экономических потребностей и отношений; – либерализацию правового регулирования предпринимательской деятельности; – неэффективность уголовно-правовых и административных норм в отношении отдельных экономических правонарушений [40. С. 81 – 83]; – недостаточное правовое регулирование рынка ценных бумаг и инвестиционной деятельности; – пробельность и противоречивость законов, в том числе при регулировании правоотношений с ценными бумагами, дающие возможность совершения фиктивных финансовых операций (например, вексельное законодательство); – отсутствие правового механизма оспаривания государственными органами сделок, направленных на заведомо незаконные цели и вывод капитала за рубеж, и применения последствий их недействительности [32. С. 49]. Полагаем, что пробельность и противоречивость нормативно-правовой базы в сфере регулирования и охраны отношений субъектов экономической деятельности в процессе операций по распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств влекут за собой и опасности организационного порядка. Организационной детерминантой преступности в финансовой системе РФ в первую очередь является отсутствие стройной эффективно взаимодействующей системы органов финансового контроля и надзора. Наряду с этим к числу организационных детерминант также можно отнести: – преувеличение возможностей правоохранительных органов. Как справедливо отмечает С. В. Васюков, «правоохранительные органы оказались не готовыми к работе в новых экономических условиях. Этому способствовали такие факторы, как отсутствие надлежащей материально-технической базы; неподготовленность значительной части специалистов из числа сотрудников органов дознания и следствия для работы в современных условиях и раскрытия таких «технически усложненных» и «интеллектуально обогащенных» преступлений и т. д.» [17. С. 18]; – низкий уровень общей и индивидуальной профилактики также, по мнению О. Ш. Петросяна, относится к группе факторов, связанных с организацией деятельности правоохранительных и контролирующих органов и оказывающих определенное негативное влияние на состояние и динамику преступности в сфере обеспечения финансовой безопасности [52. С. 178.]; – недостаточное взаимодействие с международными и зарубежными органами и организациями в сфере противодействия экономической, террористической и коррупционной преступности; – слабую организационно-техническую обеспеченность эффективного обмена информацией между различными правоохранительными и контролирующими органами; – отсутствие квалифицированного, высоконравственного, коррупционно устойчивого кадрового резерва правоохранительных и контролирующих органов; – слабое организационно-техническое обеспечение сельской местности: местное население не только не имеет возможности перехода к безналичным расчетам, зачастую в магазинах сельской местности отсутствуют даже кассовые аппараты, что, безусловно, снижает эффективность контроля за субъектами экономической деятельности. Кроме того, следует отметить недостатки деятельности судебных органов: во-первых, противоречивость судебной практики, во-вторых, не выявление в полной мере обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в сфере регулирования и охраны отношений субъектов экономической деятельности в процессе операций по распределению, перераспределению и использованию денежных фондов. Социально-психологическими детерминантами преступности в финансовой системе России являются: – обострение миграционных процессов. Как отмечает В.В. Путин в ранее упомянутом Послании Федеральному собранию РФ, «отсутствие должного порядка в сфере трудовой миграции не только деформирует структуру занятости, но и вызывает дисбалансы в социальной сфере, провоцирует национальные конфликты, обостряет криминогенную обстановку» [58]. На указанный фактор обращает внимание и Л.А. Иванова: «Дешевая рабочая сила в лице беженцев, мигрантов, вынужденных переселенцев и сезонных рабочих снижает расценки и лишает заработка коренное население. В том случае, когда категории указанных лиц, получив от государства субсидии и выплаты, положенные в соответствии с действующим законодательством, устраиваются, приобретая жилье, транспортные средства, работу, они вызывают у местных жителей недовольство, зависть, то есть такие чувства, которые легко могут перерасти в ненависть и спровоцировать негативные явления» [24. С. 75]. Отметим также, что зачастую такие работники и их работодатели не уплачивают в установленном законом порядке налоги и иные обязательные платежи; – резкая поляризация населения на богатых и бедных. Децильный коэффициент (показывает во сколько раз 10 % самых богатых семей по уровню дохода превосходят 10 % самых бедных семей) имеет пороговое значение 1:10. Если разница больше, чем в 10 раз, это является сигналом социальной опасности. За период 2009–2013 гг. только по официальным данным Росстата этот показатель варьировался в пределах 16,2–16,6 [87]; – общая неподготовленность населения к восприятию экономических преобразований: недостаточная компетентность и отсутствие умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях ощутимо влияют на распространенность отклоняющихся форм экономического поведения [87]; – правовой нигилизм населения; – распространение алкоголизма, наркомании, токсикомании; – низкий уровень как культуры населения в целом, так и правовой культуры; – экономическая (финансовая) безграмотность населения; – высокий криминальный потенциал населения; – наличие реальных возможностей использовать должностные полномочия в корыстных целях; – пропаганда средствами массовой информации криминального образа жизни; – неприятие капитализма большей частью населения страны, связывающей с ним все негативные явления экономических реформ; – иллюзия безнаказанности, формирующаяся отсутствием реальных результатов привлечения к ответственности представителей власти. Отметим, что этому немало способствуют и введенные в 2011 г. дополнения в УК РФ в виде ст. 76.1 «Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности», воспринимаемые как «откуп» преступников; – низкий социальный уровень сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, способствующий снижению стимула к работе. К нравственным и идеологическим детерминантам экономической преступности следует отнести: – уменьшение количества людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить; – отсутствие целенаправленной государственной политики в сфере идеологии, воспитания молодежи. Как справедливо отмечает Л.А. Иванова, «если в социальной сфере господствует вопиющее неравенство людей, несоответствие слов делам, в семье процветает моральная нечистоплотность и жестокость по отношению к детям, средства массовой информации и культуры пропагандируют насилие, воспитывают людей на идеях вседозволенности, на образцах низкопробного искусства, при забвении всего того, что составляет золотой фонд человеческой культуры, то это и есть воспитание безнравственности, ведущее прямой дорогой к преступности» [24. С. 76]; – утрата моральных и этических ориентиров, замена нравственных ценностей культивированием поклонения «золотому тельцу» при отсутствии навыков труда. Таким образом, при выработке эффективных механизмов обеспечения финансовой безопасности и совершенствовании системы предупреждения преступности в финансовой системе необходимо учитывать целый комплекс политических, экономических, правовых, организационных, социально-психологических, идеологических и нравственных детерминант угроз особой опасности, возникающих в процессе операций по распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств в России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.004 с.) |