Именно смысл действия - основа установки обучаемого на его усвоение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Именно смысл действия - основа установки обучаемого на его усвоение.



Двигательное действие состоит из элементов, от которых зависит правильное исполнение и на которых обучаемый должен концентрировать свое внимание.

Непосредственное овладение двигательным действием начинается с формирования знания о сущности двигательной задачи и пути ее решения. Знание это формируется на основе наблюдения образца и сопровождающего показ комментария, цель которого - выделить предмет усвоения в объекте изучения. Другими словами, учитель должен обратить внимание ученика именно на те элементы изучаемого действия, от которых зависит успешность его выполнения.

Доступность изучаемого двигательного действия зависит от качества представления о цели действия и путях ее достижения. Представления формируются на основе сведений, сообщаемых тренером и личного опыта ученика.

Обучаемый должен разобраться в логике изучаемого действия и сосредоточить внимание на решающих условиях его выполнения. Часто попытки выполнить действие неудачны именно потому, что исполнитель не понимает, от чего зависит успех, что является главным и как второстепенные элементы связаны с главными условиями успеха. Подчас, если внимание останавливается на несущественных признаках, двигательная задача становится непосильной.

Представления должны включать зрительный образ двигательной задачи и способ ее решения, основанный на наблюдении; логический (смысловой) образ, основанный на объяснении (комментарии); кинестезический образ способа решения, основанный на ранее сформировавшихся представлениях (накопленный двигательный опыт) и (или) на ощущениях, возникающих в попытках решить двигательную задачу частично (в подводящих упражнениях) или целиком.

Формирование логического и зрительного компонентов, как правило, происходит значительно быстрее, чем двигательного, но двигательный компонент всегда остается основой представления, главной формой реализации смыслового компонента.

Основными методами выступают рассказ, показ и их сочетание - комментированная иллюстрация. Следует рассказать обучаемому, на что именно и в какой последовательности он должен обратить внимание:

а) тренер сообщает задачу обучения и ставит двигательную задачу, способом решения которой предстоит овладеть;

б) демонстрируется способ решения - изучаемое двигательное действие;

в) после первой демонстрации, создающей у обучаемого общее представление, следует выделить смысл - и основные элементы условия двигательной задачи и соответствующие элементы в способе ее решения;

г) после объяснения, способ решения двигательной задачи демонстрируется еще два-три раза, при этом внимание: обучаемого концентрируется на указанных основных элементах двигательной задачи и способа ее решения. (Можно показать видеокольцовки, кинограммы, фотоснимки, рисунки, схемы). Эти средства должны ориентировать обучаемых на решение двигательной задачи, но не на копирование изображаемых поз.

Демонстрация сопровождается словесным комментарием, причем чем ярче, образнее, эмоциональнее речь тренера, тем быстрее и прочнее запоминается сообщаемая им информация.

д) после комментированного показа объекта изучения ученику, вручают письменную или сообщают устно инструкцию, на основе которой будет сформировано целостное действие.

Инструкция включает:

- задачу обучения, описание способа ее решения, перечень деталей двигательного действия и описание ощущений усилий, возникающих при правильном исполнении действия в каждой из деталей;

- описание возможных ошибок в каждой детали и путей их устранения;

- систему оценки качества решений задачи обучения в целом.

В инструкции используют только знакомые обучаемому термины.

Если обучаемый имеет достаточный двигательный опыт и отчетливо представляет необходимые действия по каждой из деталей целостного действия, то двигательное действие может быть выполнено сразу же после постановки двигательной задачи.

Решение двигательной задачи невозможно до тех пор, пока непонятное станет понятным, и неизвестное - известным, т.е. пока не сформируются представления о действиях, необходимых в каждой детали целостного действия.

Для формирования полноценного представления обучаемый должен не только увидеть, но и почувствовать особенности изучаемого действия, сформировать двигательное представление о нем. С этой целью ученику предлагают выполнять изучаемое действие, если оно доступно или подводящее упражнение, в котором нужное ощущение можно наглядно про чувствовать и хорошо запомнить.

Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии.

Когда по каждой детали целостного действия сформированы необходимые знания и полноценные представления, становится возможным выполнение действия в целом.

Действие выполняется замедленно (из-за необходимости подробного сознательного контроля действия по всем отдельным деталям целостного действия и неизбежных на первых попытках коррекции элементов действия) и результат его, хотя и удовлетворительный, пока что нестабилен из-за недостаточной точности отдельных операций.

Если тренер управляет формированием целостного действия, предлагая учащимся его оптимальный вариант или указывая путь поиска его составных частей, то сроки усвоения целостного действия сокращаются в десятки раз и соответственно сокращаются сроки обучения при более высоком его качестве.

Для юных футболистов этой возрастной группы пока еще не в полной мере понятны мышечные ощущения при выполнении того или иного двигательного действия. Чтобы они были восприняты и поняты, требуется в несколько раз больше времени на восприятие и осознание. Тем более, если действие и ощущение абсолютно незнакомы. Учащийся должен получить информацию со скоростью, позволяющей фиксировать внимание не более чем на одном-трех объектах в секунду.

Мышечное чувство совершенствуется особенно успешно, когда ученик, выполняя задание, сосредотачивает внимание на восприятии усилий. Для осознания ощущений бывает достаточно 10-12 повторений.

Метод практического выполнения изучаемого действия реализуется в следующих методических приемах:

1. выполнение подводящих упражнений (они, как правило, индивидуализированы);

2. применение «регуляторов движения». Применяя их, тренер ставит обучаемого в такие условия, в которых движение может быть выполнено только одним, правильным способом.

На этапе разучивания наиболее типичны следующие группы ошибок:

а) появляются лишние, попутные движения;

б) движение искажается по амплитуде и направлению;

в) нарушается ритм двигательного действия;

г) движения выполняются на небольшой скорости;

д) движения закрепощены.

При первичном освоении лучше выполнять изучаемое действие сериями по пять повторений с 3-х минутным перерывом между сериями, всего 3-4 серии.

Для эффективного усваивания двигательного действия необходимо повторять изучаемый материал еще 1-2 раза в течение первых суток с момента его изучения. С этой целью следует планировать самостоятельное повторение пройденных элементов изучаемого действия и, если позволяют условия, действий в целом. При этом большое значение имеет регулярное мысленное повторение (!) изучаемого действия.

Двигательное действие, закрепощенное в первых попытках из-за блокировки излишних степеней свободы кинематических цепей, постоянно повторяясь, становится все более свободным, хотя пока еще остается замедленным. В процессе дальнейшего усвоения двигательного действия, с увеличением количества повторений, каждый элемент и все действие в целом уточняются и запоминаются все более прочно.

Наряду с методами стандартного повторного упражнения широко применяются методы вариативно-переменного упражнения, которые создают предпосылки для формирования обобщенного, вариативного действия.

Задание обычно варьируется по правилу от легкого к трудному. Правило это реализуется в нескольких методических приемах:

1. Ступенчатое увеличение быстроты действия. Обучаемый выполняет серию попыток на относительно невысокой скорости. После того как удаются 90% попыток, скорость действия немного повышается и на этой ступени снова добиваются 90% удачных попыток.

2. Ступенчатое повышение точности действия. Принцип усложнения тот же, что и в первом приеме, но изменяемым параметром является не быстрота, а требование к точности действия.

3. Увеличение размеров поля, распределение внимания для целесообразной коррекции действия в изменяющихся внешних условиях.

Успех решения задач обучения во многом зависит от того, насколько правильно определены причины происхождения ошибок и насколько соответствуют методы исправления истинным причинам их возникновения.

Ошибки могут возникнуть и по вине преподавателя. Он должен постоянно и тщательно анализировать результаты своего труда - качество действий учеников. Их ошибки, выявляемые при анализе - самый лучший индикатор качества знаний преподавателя, его понимания техники.

Другая причина появления ошибок - несовершенство инструкции, на основе которой обучаемый будет формировать целостное двигательное действие.

Третья предпосылка появления ошибок - неправильное понимание обучаемым содержания инструкции.

Контроль на этом этапе чрезвычайно важен. Основное требование педагогического контроля: контролировать и оценивать не качество действий обучаемого вообще, а качество решения поставленной задачи обучения. Контролируя качество осознания двигательной задачи, оценивают способность точно сформулировать её смысл и рассказать об основных условиях.

Часто пассивное поведение ученика при изучении двигательных действий основано на убеждении, что «все равно у меня ничего не получится».

Чтобы обеспечить всеобщую активность на занятиях, следует выполнить по меньшей мере два требования:

а) обеспечить доступность учебного материала (задания) для каждого обучаемого,

б) сложность задания является активизирующим фактором. Легкие и невыполнимые задания снижают активность обучаемого, оптимально трудные - стимулируют.

Следует распределить учащихся по группам в соответствии с уровнем развития качества, необходимого для освоения данного двигательного действия.

По уровню обучаемости учащихся можно разделить на три группы:

1) Сильная - отлично и быстро усваивающие двигательные действия.

Они отличаются хорошим физическим развитием, хорошей и отличной успеваемостью по всем предметам.

2) Средняя - хорошо и отлично, но более медленно усваивающие материал. Физическое развитие среднее, успеваемость по другим предметам хорошая, реже - удовлетворительная.

3) Слабая - посредственно и плохо усваивающие материал. Физическое развитие низкое, плохая координация движений, отклонения в состоянии здоровья. Успеваемость по другим предметам разная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.015 с.)