Обучение остановкам и переводам мяча 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение остановкам и переводам мяча



 

Если на предыдущем этапе проходило знакомство учащихся с техническими приемами, то теперь наступает период именно обучения. Остановки мяча используются с целью погасить скорость катящегося или летящего мяча для проведения дальнейших действий (удара, ведения и т.д.). Это достигается за счет уступающих (амортизирующих) движений и расслабления соответствующих мышц ног и туловища.

Изучают остановки мяча обычно одновременно с ударами. Вначале осваивают остановки катящегося и летящего мяча. Затем приступают к изучению остановок прыгающих мячей.

Остановка мяча бедром: в подготовительной фазе бедро выносится вперед. Угол его сгибания зависит от траектории полета мяча. Бедро должно быть под прямым углом к опускающемуся мячу.

Мяч соприкасается со средней частью бедра. Уступающее движение выполняется вниз-назад.

Остановка мяча лбом: надо предварительно сделать движение туловищем и головой навстречу мячу, в то время как ноги, почти прямые, находятся в положении шага. В момент соприкосновения мяча со лбом их резко сгибают, а туловище и голову отводят назад.

Остановка мяча грудью: футболист располагается лицом к мячу; стойка ноги врозь или на ширине небольшого шага (50-70 см), грудь подаётся вперед, руки слегка согнуты в локтевом суставе, опущены вниз.

Как только мяч коснется груди, туловище резко отводят назад; находящуюся сзади ногу сгибают, плечи выдвигают вперед, а грудь как бы убирают. Благодаря этому движению мяч не отскакивает, а падает перед игроком. Можно остановить мяч грудью, отклонив туловище назад.

Высоко летящие мячи можно останавливать грудью в прыжке. При приближении мяча выполняется прыжок вверх толчком одной или двумя ногами. Уступающее движение надо начинать в момент достижения наивысшей точки прыжка и заканчивать его во время опускания.

Остановка опускающихся мячей головой. И.п. - прямая стойка на носках, ноги врозь (на ширине плеч) или в небольшом шаге. Голова отклонена назад, лобной частью в сторону мяча. Уступающее движение выполняется за счет сгибания ног и втягивания головы в плечи.

При остановке мячей головой в прыжке подготовительной фазой является прыжок вверх, который выполняется толчком одной или двумя ногами.

Прыжок надо рассчитать так, чтобы встреча с мячом произошла в наивысшей точке полёта. В момент соприкосновения мяча и головы (серединой лба) выполняется уступающее движение за счёт втягивания головы в плечи. Дальнейшая амортизация происходит во время опускания игрока вниз и приземления.

Серединой лба возможны также переводы. При переводах вправо или влево выполняется не только уступающее движение, но и поворот туловища в сторону предполагаемого перевода.

Остановки мяча с переводом позволяют не только погасить скорость катящегося или летящего мяча, но и целенаправленно изменить его направление, удобно подготовить для дальнейших действий.

Перевод, мяча назад (за спину) внутренней стороной стоны. Останавливающая нога встречает катящийся или летящий мяч впереди опорной. Выполняется максимальное уступающее движение назад. Туловище поворачивается вокруг носка опорной ноги на 160 градусов. Мяч со значительно меньшей скоростью продолжает движение. Туловище наклоняется вперед, о.ц.т. перемещается в сторону движения мяча, который находится под контролем игрока.

При переводе в сторону (например, вправо) уступающее движение осуществляется назад-вправо, футболист поворачивается примерно на 90°. При этом не только гасится скорость мяча, но и меняется его направление.

Перевод внутренней частью подъема. Данным способом мяч преимущественно переводится в строну или за спину.

Исходное положение - вполоборота к опускающемуся мячу. Ближняя к мячу останавливающая нога, несколько согнутая в коленном суставе, отводится в сторону, навстречу мячу. При приближении мяча нога движется за ним. Необходимо догнать мяч в момент отскока и накрыть его стопой. Встречая на своем пути расслабленную стопу, движение мяча существенно замедляется. Останавливающая нога продолжает движение за мячом, туловище поворачивается в сторону мяча.

Перевод мяча внешней частью подъема. Исходное положение - лицом к опускающемуся мячу, останавливающая нога выносится вперед. Стопа развертывается наружу. Поза игрока идентична положению при остановке мяча внутренней стороной стопы. В данном случае мяч пропускается и движение ноги назад за мячом производится с таким расчётом, чтобы накрыть его внешней частью подъёма в момент отскока. Туловище поворачивается вокруг носка опорной ноги в сторону дальнейшего движения мяча, скорость которого значительно уменьшилась.

Перевод мяча грудью. Для перевода мяча средней частью груди нужно отклониться назад и выполнить небольшое уступающее движение. Мяч при этом ударяется о среднюю часть груди и перелетает через голову. Поворачиваясь на 180 градусов, игрок овладевает мячом.

При переводе мяча правой (левой) частью груди, уступающее движение выполняется за счет поворота туловища вправо или влево.

При обучении необходимо помнить: в современном футболе все реже пользуются полной остановкой, поскольку она замедляет темп игры (приходится выполнять дополнительные действия, чтобы эффективно ее использовать). Теряется не только время, но и неожиданность, а часто и тактическая целесообразность предполагаемых действий.

Характер игры, ее динамика требуют от игроков, чтобы они еще до приема (остановки) мяча приняли решение о дальнейших возможных действиях, выполнение остановок мяча с переводами его как раз и позволяет погасить скорость полета мяча, а также целенаправленно изменить направление движения мяча.

Обучению остановкам с переводами необходимо уделять значительное время на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки.

Примерные упражнения. Индивидуальные:

- остановки (разными способами) мяча, отскочившего от стенки батута; остановки мяча в ходе ведения.

Парные:

- остановка (разными способами) мяча, переданного партнером ногой, головой или вброшенного из-за боковой.

Групповые:

- «А» направляет мяч выходящему на передачу «Б». Тот останавливает мяч с переводом на 180 градусов и передает партнеру из своей группы и т.д.

- Остановка после передачи мяча партнером. Вариант: после удара обежать стойку;

- Остановки с переводом мяча в сторону после передачи, сделанной партнером. Варианты: передачи двух и более мячей; после передачи занять место партнера, принимающего мяч (на позиции «А» располагаются несколько игроков);

- Остановки мяча в игровых упражнениях (3х2, 4х2, 4х4 и др.) и в играх.

 

Обучение ударам

 

Главной задачей при обучении ударам является задача поставить удар, т.е. научить бить сильно и точно, из различных положений, а также научить дифференцировать силу удара по мере надобности.

При ударах следует помнить такое правило: сначала посмотреть на цель, затем все внимание на мяч.

Для устранения боязни занимающихся при ударе по мячу средней частью подъема задеть носком землю следует приподниматься на носке опорной ноги.

Сначала обращаем внимание на технику, затем на технику и точность, затем на технику, точность и силу.

Для того чтобы удар получился сильным, необходимо, чтобы постановка опорной ноги перед ударом была быстрой, а в сам удар вложить скорость разбега, скорость движения маховой ноги, вес бьющей ноги и дополнительное движение всего тела. Тогда после удара, бьющая нога вместе с телом сохранит движение вперед в сторону удара и может возникнуть короткая безопорная фаза.

Удар внешней стороной стопы отличается от удара внешней частью подъема тем, что бьющую ногу больше поворачивают внутрь, носок не оттягивают вниз и стопа соприкасается с мячом значительно ближе к пятке.

Техника удара та же, но опорную ногу ставят сбоку от мяча и несколько дальше.

Основными достоинствами технических приемов, выполняемых внешней стороной стопы являются, во-первых, естественность движений при их выполнениях, когда нога совершает привычное движение, как при ходьбе или беге. Во-вторых, мяч после удара внешней стороной летит с большей скоростью, нежели после удара внутренней.

Скорость, с какой движется мяч после удара, при передачах партнеру, сегодня приобретает первостепенное значение. Плотная опека и большое число игроков, сосредоточивающихся на незначительном участке поля, привели к тому, что время, когда партнер, освободившись от опеки может получить мяч исчисляется считанными секундами. Поэтому мяч должен быть послан не только своевременно и точно, но и с такой силой, чтобы пока он летит, соперник не успел его перехватить или перекрыть партнера.

Удар с лёта и полулёта. Полет мяча тем ниже, чем ближе он был к земле при соприкосновении с бьющей ногой, чем дольше бьющая нога сохраняет согнутое положение в тазобедренном и коленном суставах и чем больше стопа оттянута вниз.

В игре часто приходиться ударять мяч, летящий сбоку от игрока. Чтобы он полетел низко над землёй, игрок должен отклониться в сторону опорной ноги и нанести удар в середину мяча. При отклонении туловища в сторону бьющая нога делает движение по горизонтальной плоскости, заставляя мяч лететь параллельно земле.

Удар с лёта (с поворотом) выполняется средней частью подъёма по опускающемуся или низко летящему мячу.

Опорная нога, несколько согнутая в коленном суставе, развертывается в сторону предполагаемого полёта мяча и ставится на внешний свод стопы. Туловище отклоняется в сторону опорной ноги. С поворотом туловища начинается ударное движение ноги в горизонтальной плоскости. После проводки ударная нога движется вперед и опускается низ.

Удар с полулёта наносят всеми частями стопы, но чаще срединой и внешней частью подъема. Делают это сразу же после отскока мяча от земли. Здесь нужен очень точный расчёт. Чтобы мяч полетел низко, необходимо голень и стопу в момент удара держать в вертикальном положении. Даже при незначительном усилии мяч летит с большой скоростью и на далекое расстоянии.

Важно точно рассчитать место приземления мяча и поставить опорную ногу как можно ближе к этому месту. Ударное движение начинается несколько ранее момента приземления мяча. Непосредственно после отскока мяча наносится удар.

Удар через себя. Опорная нога выставляется с пятки вперёд. Движение туловища затормаживается, и оно отклоняется назад. Ударное движение выполняется вперед-вверх назад. В это время происходит перекат - опорной ноги с пятки на носок. После небольшой проводки ударная нога опускается вниз, туловище выпрямляется.

Чем ниже место встречи ноги и мяча, тем выше траектория полёта мяча.

Чтобы послать мяч с более низкой траекторией, надо выполнить удар по мячу, который находится на уровне головы и над местом опоры.

Этому способствует использование удара через себя в нападении. При отклонении туловища назад игрок падает на руки, а затем на спину.

Удар через себя в падении и в прыжке «ножницами». Толчком одной ноги выполняется прыжок в сторону опускающегося мяча. Маховая нога движется вверх. Туловище начинает отклоняться назад. Затем толчковая нога, которая является ударной ногой, устремляется вверх, а маховая - вниз.

В момент горизонтального положения туловища выполняется удар по мячу назад. Приземление происходит на руки, а затем на спину.

Удар пяткой - подготовительная фаза начинается с постановки опорной ноги на уровне мяча. Для замаха ударная нога переносится над мячом и выносится вперед.

Рабочая фаза - удар выполняется резким движением ноги назад и ударом пяткой по мячу.

При ударе правой ногой, левая опорная нога ставится справа от мяча. Ударная нога для замаха выносится вперед и удар осуществляется пяткой правой ноги в результате скрестного движения по отношению к опорной ноге.

Можно выполнять удар пяткой опорной ногой. Для этого она ставится за мяч на расстояние 10-15 см. При следующем шаге производится задний толчок (нога движется назад и вверх), который и является ударным движением.

Удар по мячу головой в падении - на последних 3-4 шагах разбега туловище наклоняется несколько вперед. Толчок выполняется одной ногой в сторону предполагаемой встречи с мячом. Полёт происходит параллельно земле. Руки согнуты в локтевых суставах. Игрок следит за движением мяча.

Удар выполняется серединой или боковой частью лба.

Заключительная фаза - приземление - происходит на слегка согнутые напряженные руки. Амортизируя падение, руки сгибаются, затем происходит перекат на грудь, живот, ноги.

 

Обучение «финтам»

 

Финты применяют с целью преодоления сопротивления противника и создания выгодных условий для дальнейшего ведения игры.

Обучать финтам ногами следует при достаточном усвоении материала по ведению мяча. Вначале обучают финтам, которые основаны на изменении скорости ведения (аритмии), затем направлении ведения.

Тренеру следует обращать внимание футболистов на правдоподобность в выполнении финта и помнить, что ложное движение должно быть медленнее истинного, чтобы противник успел среагировать на ложное, но опоздать на истинное.

Необходимо разучивать сочетание финтов, воспитывать у занимающихся умение выполнять финты в обе стороны, обеими ногами.

Первоначально усваивается структура движений, само существо финта, а затем выполняется перед соперником. Постепенно условия выполнения усложняются, приближаясь к игровым.

Обучение финтам целесообразно начинать с обманного движения «уходом». Поскольку выполнение данного приема основано на принципе неожиданного и быстрого изменения направления движения, для ознакомления с этим приемом «привлекают» подвижные игры и спортивные с соответствующим содержанием. Несмотря на то, что все финты выполняются в непосредственном единоборстве игрока с противником, при изучении основ техники обманных движений и их структуры следует применять сначала упражнения без сопротивления, затем с пассивным и ограниченным сопротивлением.

Финт уходом - основан на принципе неожиданного и быстрого изменения направления движения.

В подготовительной фазе игрок своими действиями показывает, что намерен уйти с мячом от противника в избранном направлении. Перемещаясь, соперник пытается перекрыть зону предполагаемого прохода. В фазе реализации, быстро меняя направление движения, игрок уходит с мячом в противоположную сторону.

Обманные движения на уход выполняют преимущественно на полусогнутых ногах, что обеспечивает широкую амплитуду движения, а следовательно, и значительные перемещения противника, а также быстроту изменения направления движения.

Уход выпадом - при атаке противника спереди игрок, ведущий мяч, показывает своими движениями, что он намерен обойти его справа или слева.

Рассмотрим действия футболиста при обманном движении влево и уходе вправо. Сближаясь с противником на расстоянии 1,5-2 м от него, игрок толчком правой ноги выполняет широкий выпад влево-вперед. Соперник пытается перекрыть зону прохода и перемещается в сторону выпада. Тогда резким толчком левой ноги игрок, выполняющий финт, делает широкий шаг вправо. Внешней частью подъёма правой ноги мяч посылается вправо-вперед.

Уход с переносом ноги через мяч - применяется преимущественно при атаке сзади.

Игрок, владеющий мячом, подготовительными действиями показывает, что намерен уйти в сторону (например, влево). Он поворачивает туловище налево, переносит правую ногу скрестно через мяч и делает выпад влево. Противник, атакующий сзади, не видит мяч. Он реагирует на это движение и также делает выпад влево. В этот момент игрок с мячом быстро поворачивается направо, посылает мяч внешней частью подъёма вперед, и затем следуют дальнейшие действия согласно игровой ситуации.

Финт ударом по мячу ногой можно использовать как во время ведения, так и после передачи мяча партнером, после остановки.

Рассмотрим некоторые особенности техники выполнения данного финта. При сближении с противником, который участвует в единоборстве и расположен спереди или спереди-сбоку, в подготовительной фазе выполняется замах ударной ногой. Эта поза показывает, что будут выполнены удары в цель или передача. Реагируя на замах, противник пытается отобрать мяч или пере крыть зону предполагаемого полета мяча. Для этого применяется выпад, шпагат, подкат, что связано с замедлением движения и остановкой. Кроме того, переключение из этих положений на дальнейшие действия в единоборстве требует определенного времени.

В зависимости от игровой ситуации, расположения партнеров и соперников, позы противоборствующего соперника, в фазе реализации выполняется несильный удар по мячу ногой соответствующим способом и уход от противника вперед, вправо, влево и назад.

Финт ударом по мячу головой. В подготовительной фазе принимается исходное положение для удара головой по мячу, туловище отклоняется назад, и выполняется замах для удара.

В зависимости от реакции соперника игрок может вместо удара выполнить остановку мяча грудью (преимущественно с переводом вправо, влево, назад) или пропустить мяч с последующим поворотом на 180 градусов и овладением мячом.

Финт остановкой мяча ногой. Во время ведения при попытке соперника отобрать мяч сбоку или сбоку-сзади применяется финт остановкой с наступанием и без наступания на мяч подошвой.

В первом случае, выполняя очередной беговой шаг ведения, игрок ставит опорную ногу за мяч и наступает на него подошвой дальней от соперника ноги. Предпринимается ложная попытка остановки с мячом. Соперник замедляет движение, а в этот момент выполняется несильный удар по мячу вперед и продолжается ведение.

Во втором случае в подготовительной фазе только имитируется остановка мяча. Игрок, несколько замедляя движение, располагает стопу над мячом, а затем продолжает быстрое движение в первоначальном направлении.

При выполнении обманного движения остановкой мяча после передачи, сначала выносится останавливающая нога навстречу мячу. Соперник атакует игрока, якобы принимающего мяч. В этот момент игрок вместо остановки мяча пропускает его, поворачивается на 180 градусов и овладевает мячом.

При обучении обманным движениям обычно применяют комплексные упражнения с элементами ведения и отбора мяча.

Примерные упражнения. Индивидуальные: ведение мяча, в разных направлениях с имитацией обманных движений.

Парные: один из футболистов выполняет обманные движения, другой оказывает «ограниченное» (только в определённой зоне) пассивное или активное сопротивление.

Групповые:

- «А» делает передачу на игрока «Б» и устремляется навстречу «В», который, получив мяч от «Б», пытается при помощи финтов обыграть «А» и пробить по воротам (Рис. 1);

 

Рис. 1

- «А» и «Б» дают мяч на ход игрокам «В» И «Г», которые, используя обманные движения, должны обыграть защитников (Рис.2);

 

Рис. 2

- игрок «Б», получив мяч от «А», должен обыграть игрока «Г», которому помогает «В»

(Рис. 3);

Рис. 3

 

- подвижные игры;

- спортивные игры со специальным заданием.

Финт «остановкой» мяча грудью и головой. Подготовительная фаза при обманном движении «остановкой» опускающихся мячей грудью и головой соответствует подготовительной фазе техники выполнения остановок мяча данным способом.

В фазе реализации вместо остановки осуществляется пропуск мяча, игрок поворачивается на 180 градусов и овладевает мячом. Подобный подход и к мячам, Идущим горизонтально на уровне груди или головы.

 

Обучение отбору мяча

 

Параллельно с обучением обманным движениям необходимо знакомить и с отбором мяча. Успешность отбора во многом обуславливается способностями игрока точно оценить расстояние до противника и до мяча, скорость их перемещения, момент атаки и т.д. Вначале осваивают отбор мяча ударом и остановкой ногой, затем отбор в выпаде и подкате.

Отбор мяча осуществляется главным образом в момент приема мяча соперником или во время его ведения.

Сближаясь с соперником или сохраняя дистанцию, необходимо атаковать соперника когда он несколько отпустит мяч от себя. В этот момент атакующий игрок делает рывок к мячу и ударом ногой, остановкой или толчком плеча выполняет отбор.

При полном отборе мячом овладевает сам отбирающий или его партнер.

При неполном отборе мяч либо выбивается за боковую линию либо отбивается на неопределенное расстояние.

Отбор мяча в выпаде позволяет опередить соперника и произвести отбор мяча на расстоянии 1,5-2 м. Способ применяют при попытке соперника обойти игрока справа или слева.

Быстрым перемещением в сторону мяча, осуществляется выпад. Его ширина зависит от расстояния до мяча.

Труднодоступные мячи отбирают в полушпагате и шпагате. При отборе в выпаде применяют удар и остановку, в первом случае мяч выбивается из-под ног соперника преимущественно носком.

При использовании остановки стопа располагается на пути движения мяча и не дает возможности протолкнуть мяч по ходу движения.

Отбор мяча в подкате осуществляется преимущественно сбоку. Атакующий игрок, сближаясь с соперником (например, слева), отталкиваясь левой ногой, в нападении-прыжке выбрасывает правую ногу вперед-вправо преграждая путь, мячу подъёмом правой ноги или выбивая его.

Отбор толчком плеча должен осуществляться в соответствии с правилами игры. Игрока, владеющего мячом, раз" решается толкать тогда, когда он и атакующий его игрок находятся на игровом расстоянии от мяча. Толкать можно только плечом и в плечо. Толчок надо выполнить, когда соперник находится в одноопорном (на дальней ноге) положении.

Примерные упражнения:

- один из футболистов должен изучаемым способом отобрать мяч у партнера;

- два футболиста пытаются овладеть мячом, который посылает тренер или партнер. Задача игрока без мяча – отобрать мяч;

- игроки в парах медленно бегут по центральному кругу. Тренер или партнер посылает мяч к воротам.

Ближайшая пара стартует и пытается овладеть мячом.

Игрок без мяча должен противодействовать удару по воротам (Рис. 4).

- игровые упражнения 2х1, 2х2, 3х3, 3х2 и т.д.

 

Рис. 4

Подготовка вратаря

 

а. Физическая подготовка

Что касается развития физических качеств, то работа над ними ведется практически по тем же программам, что и у полевых игроков. Однако, для вратарей стоит отводить не менее 30 минут для работы над специальными качествами и в первую очередь ловкостью, быстротой, гибкостью, прыгучестью.

Примерная схема занятий по физической подготовке может выглядеть так:

Занятие № 1.

1. разминка - 10 мин.

2. упражнения на гибкость - 7 мин.

3. беговые упражнения - 6 мин.

4. старты из различных положений - 5 мин.

5. легкий бег, ходьба - 2 мин.

Занятие № 2.

1. разминка - 10 мин.

2. акробатические упражнения - 8 мин.

3. прыжковые упражнения - 7 мин.

4. беговые упражнения - 3 мин.

5. легкий бег, ходьба - 2 мин.

 

б. Техническая подготовка

При обучении юных вратарей техническим приемам применяют главным образом, метод целостного упражнения.

В исправлении отдельных ошибок эффективен метод расчлененного обучения.

Тренер должен обращать внимание вратарей на то, чтобы все технические приемы выполнялись легко, уверенно и рационально, особенно в играх.

Перед занимающимися поставить задачи:

- лучше меньше выполнять приемов в игре, но правильно;

- выполнять в играх те технические приемы, которые уже хорошо усвоены.

Как правило, изучение технических приемов в движении сопряжено с определенными трудностями, поэтому занятия по изучению новых технических приемов обязательно начинать с повторения приемов, пройденных в предыдущем занятии и обязательно в медленном темпе. Постепенно скорость увеличивается и делаются более разнообразные упражнения по степени сложности их выполнения.

Необходимо сформировать прочный двигательный навык по выполнению технических приемов и, конечно, вратарь должен понимать смысл собственных движений, должен хорошо ориентироваться во времени и пространстве при приеме мяча, идущего в различных направлениях от вратаря.

Понятно, что во время игры вратарь действует в трех основных ситуациях: в воротах, на выходах и в организации атаки и обороны. Поэтому и тренировка стража ворот должна служить моделью его игровых действий.

Вратарю для успешного освоения технических приемов и для их совершенствования необходимо на каждой тренировке, помимо чистой работы над элементами, постоянно наигрывать типичные ситуации, чтобы в игре использовать накопленное умение рационально и с наибольшей отдачей. Для этого наряду с общепринятыми тренировками необходимы специальные занятия в виде тематических уроков, посвященных:

- отработки техники приемов мяча при игре в воротах;

- совершенствованию ловли и отбивания мяча при игре на выходах (в этих ситуациях целесообразно создавать вероятностные ситуации и условия);

- тренировке в ударах по мячу ногой и вбрасыванию мяча при организации атакующих действий команды.

Ловля мяча в прыжке (броске) в сторону. Это эффективное средство овладения мячом, направленным точно и сильно в сторону от вратаря. Используется не только в «рамке» ворот, но и при перехватах мячей, летящих вдоль ворот, а так же при отборе мяча в ногах у соперника.

Подготовительная фаза очень похожа на подготовительную фазу при ловле таких мячей с падением, без прыжка.

Сначала выполняется шаг в направлении движения мяча. Длина шага в зависимости от расстояния до предполагаемого места пролета мяча, он может быть коротким, может быть и широким, затем ближайшая к мячу нога резко сгибается, общий центр тяжести (о.ц.т.) выносится за пределы площади опоры и понижается. Руки устремляются к мячу, ближняя к мячу нога резко выпрямляется, производя отталкивание от поверхности поля, таз несколько подбрасывается вверх, что позволяет оторвать опорную ногу и тело получает безопорное положение в воздухе. Поймав мяч, руки быстро опускаются вниз. Приземление происходит в следующей последовательности: сначала поверхности поля касается мяч, если приземление осуществляется влево, то не выпуская мяч из рук, левая рука ставится на предплечье, а правая опирается на мяч, что позволяет используя эту опору и амортизирующее сгибание рук, мягко опустить корпус тела с подтянутыми ногами на землю.

По схожей схеме взаимодействия всех звеньев тела происходит отбивание и перевод мячей, летящих на средней высоте.

Разница в том, что если мяч отбивается или переводится при прыжке влево левой рукой, то при приземлении именно она касается поверхности земли первой, а затем правая рука быстро подтягивается к левой и обе руки амортизируют приземление, то же самое, если при прыжке влево прием выполняется правой рукой.

Поскольку прыжок (бросок) осуществляется, как правило, с некоторого предварительного движения, то при приземлении и группировке, используя силу инерции, следует быстро встать на ноги.

Высоко и далеко летящие мячи, как правило, парируются в броске одной рукой, чаще всего ладонью, реже кулаком.

Причем, например, мяч, летящий в левую сторону, можно парировать как левой, так и правой рукой. Но выше, достать мяч в этом случае, можно именно правой рукой.

Отбивание или перевод мяча катящегося далеко в стороне от вратаря, осуществляется в броске в следующей последовательности: - после предварительного короткого перемещения в сторону броска и отталкивания от поверхности поля, парирующая мяч рука выбрасывается в сторону мяча, преграждая ладонью движение. После парирования эта рука ставится на предплечье, подтягивается и ставится рядом вторая рука и, амортизируя тело, сгибая руки, подтягиваются ноги, осуществляется мягкое приземление.

Ввод мяча рукой броском сбоку отличается значительной дальностью, но менее точен.

Рука с мячом отводится в сторону-назад (несколько ниже уровня плеча). Туловище поворачивается в сторону замаха. Бросок выполняется за счет резкого разворота туловища как бы опережающего движение руки в сторону броска. Отрыв мяча от кисти происходит при приближении к фронтальной плоскости.

Ввод мяча броском из-за головы сверху, но с замахом рукой с мячом «назад за спину».

Подготовительная фаза, очень похожа на простой бросок из-за головы одной рукой. Но, отводя прямую руку с мячом за спину и развернув туловище в сторону мяча, при броске туловище резко разворачивается в сторону броска, а прямая рука с мячом, делая круговое движение из-за спины через голову, так же резко выводится вперед. Мяч срывается с кисти.

Ввод мяча ударом ноги с отскока (полулета). Обычно выполняется сразу же после отскока мяча от земли. Мяч держится двумя руками. После шага, мяч выпускается из рук ближе к опорной ноге. Ударное движение ногой начинается до момента приземления мяча. Непосредственно после отскока наносится удар. Обычно производится удар средней частью подъема.

 

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Под тактикой следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над соперником, т.е. взаимодействие футболистов команды по определенному плану, позволяющему успешно вести борьбу с конкретным соперником.

Тактика является основным содержанием всей игровой деятельности во время матча. Правильно выбранная тактика против конкретного соперника способствует успеху, а ошибочная или не осуществленная в ходе встречи тактика обычно ведет к поражению.

Умение правильно решать задачи нейтрализации соперников и успешно использовать свои возможности в играх характеризует тактическую зрелость как команды в целом, так и ее отдельных игроков.

Какие бы тактические планы на матч ни делал тренер, осуществляются они действиями отдельных футболистов. Вот почему без индивидуального тактического совершенствования немыслимо проведение четких командных действий, которые придают игре стройность и слаженность.

В футбольной игре тактика и техника тесно переплетаются между собой. Решая кому и какую сделать передачу, применить ли обводку для обыгрывания соперника или использовать партнера, в какой момент ударить по воротам, игрок использует тактическое мышление, а осуществляя после принятого решения само действие, он показывает своё техническое умение. Следовательно, техника служит средством претворения в действие тактических замыслов. Вполне понятно, что отличная техническая подготовка позволяет применять разнообразные тактические действия.

В учебно-тренировочной работе тактической подготовке должно уделяться самое серьезное внимание. Каждый игрок и вся команда в целом должны в совершенстве овладеть разнообразными вариантами тактических действий.

Главными задачами по обучению тактике в этом возрастном периоде являются:

1. дальнейшее совершенствование и закрепление приобретенных умений;

2. в процессе обучения техническим приемам сформировать тактические знания и умения;

3. ознакомиться с простейшими принципами индивидуальной и групповой тактики; задачами каждой линии, простейшими понятиями об организации атаки и обороны;

4. изучение основных положений правил игры.

Хорошей тактической подготовленности юный футболист может достичь, только овладев большим количеством двигательных умений трансформированных затем в двигательные навыки, при систематическом совершенствовании технических приемов. Именно техническая подготовка доведенная до высокого уровня обеспечит осуществление любой тактической идеи при взаимодействии с партнерами либо индивидуально.

Общие основы тактики: открывание, единоборства, дриблинг, опека соперника, укрывание мяча корпусом и т.п. - в конце этого возрастного периода должны восприниматься футболистами вполне осознанно, как элементы собственного игрового поведения.

Большое внимание следует обратить на развитие инициативы и творчества занимающихся. Для этого используются такие упражнения, в которых они имеют возможность решать тактическую задачу различными путями.

Обстановка, в которой игроки изучают и совершенствуют элементы техники, должна способствовать:

- совершенствованию технических элементов;

- выбору элементов техники, необходимых для конкретной тактической ситуации.

Когда спортсмен попадает в такие условия, его мышление развивается и в процесс е применения того или иного элемента техники и, таким образом дает ему возможность применить технический элемент не механически, а творчески. Это обстоятельство развивает у занимающихся и умение ориентироваться в тактических ситуациях.

Практика показывает, что успех в освоении тактических навыков приходит к тому, кто предварительно получает хорошую подготовку в теории.

Футболисту необходимо знать основные системы игры и их варианты; функции игроков определенных амплуа в команде; взаимодействия звеньев в разных фазах матча; характер воздействия объективных условий на ход игры и возможность использования внешних факторов (погоды, состояния покрытия футбольного поля, размеры футбольного поля) в интересах команды.

Обучение футболиста начинается с объяснения основ правил футбольной игры, практическое овладение которыми продолжается в ходе выполнения игровых упражнений и во время тренировочных игр.

Затем следует теоретическая подготовка с изучением индивидуальной и групповой тактики игры в обороне и атаке.

Каждое теоретическое занятие должно иметь конкретные цели и задачи. Все изучаемое в теории должно закрепляться в последующих занятиях на практике.

Основные методы обучения тактике и совершенствования в ней:

1. Метод упражнения (многократное повторение разучиваемых и знакомых упражнении).

2. Метод демонстрации и показа.

3. Метод слова.

4. Целостный и расчлененный (прежде чем перейти к тактическим действиям в целом, осваивают основные части каждого. К целостному методу прибегают обычно для закрепления и совершенствования тактических действий).

5. Анализ видеоматериалов по тактике.

6. Анализ своих действий и действий соперника.

На начальном этапе овладения тактикой быстрота сложных реакций, ориентировка и сообразительность развиваются у футболистов преимущественно в процессе физической и технической подготовки. Для этого в упражнения вводят дополнительные условия:

- применяют звуковую и зрительную сигнализацию (чтобы игроки могли быстро изменять те или иные действия с мячом и без мяча);

- увеличивают число мячей, предметных ориентиров и ограничителей;

- обучают более сложным перемещениям, в которых смену мест занимающихся проводят в зависимости от направления действий партнера;

- применяют активное и пассивное сопротивление условного противника.

При этом важно следить за тем, чтобы дополнительные условия и усложнения не сказывались отрицательно на развитии физических качеств или на формировании двигательных навыков, лежащих в основе технических приемов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 4186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.155 (0.14 с.)