Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема взаимоотношений севера и юга⇐ ПредыдущаяСтр 66 из 66
Во взаимоотношениях стран Севера и Юга и сейчас существует довольно много проблем. Как уже отмечалось в одном из предшествующих параграфов, глобализация отнюдь не ведет к выравниванию уровней развития и потребления в планетарном масштабе. Более того, она нередко даже обостряет уже существующие противоречия и поляризацию между развитым, богатым Севером (под которым понимаются ныне наиболее успешные и богатые страны Запада, включая Японию) и развивающимся, бедным Югом. Разрыв в доходах между развитыми странами Севера и Югом постоянно растет. Собственно тенденцию роста экономического отставания развивающихся стран от ведущих держав Зала да принято обозначать в литературе под названием проблемы Север—Юг. Неравноправные взаимоотношения между европейскими метрополиями и колониальными владениями существовали на протяжении столетий. Однако возникновение проблемы Север—Юг относится к моменту известного вам из курса истории крушения колониальной системы империализма в 50—60-х гг. XX в. Появление на карте мира десятков новых независимых государств породило оптимистические прогнозы относительно перспектив их развития в постколониальный период. Предполагалось, что, избавившись от колониального наследия, эти страны довольно быстро достигнут экономического и культурного процветания. В 60-е гг. этот оптимизм подпитывался реально более высокими, чем в развитых странах мира, темпами роста экономик развивающихся стран. Однако в 70—80-х гг. этот рост резко замедлился, а кое-где сменился стагнацией или даже необратимым упадком и распадом. Возник феномен так называемых «неудавшихся», «несостоявшихся» государств (вроде Афганистана, Заира или Сомали), которые стояли буквально на грани распада из-за полной деградации политической и социальной систем. Произошло заметное падение доли разви- вающихся стран в мировой торговле. К середине 80-х гг. одно за одним эти государства стали объявлять себя или признаваться мировыми финансовыми институтами неплатежеспособными. Возник кризис задолженности развивающихся стран странам Запада. Все это нашло отражение в изменении соотношения развитых и развивающихся стран по валовому национальному продукту на душу населения. Если в 1960 г. оно составляло примерно 25: 1, то к концу века — уже более 40:1.
Но особенно актуальной проблема отставания стала на рубеже тысячелетий, когда, помимо разрыва в доходах, наметился глубочайший технологический, или, как его еще иногда называют, цифровой разрыв (от англ. digital divide). Зависимое индустриальное развитие почти нигде в мире (за исключением Восточной и отчасти Южной Азии) не переходит в постиндустриальное. Историческая дистанция, «разрыв» между Югом и Севером, зависимость развития продолжают возрастать. В результате в большинстве развивающихся стран не решены проблемы внутренних источников накопления, финансирования собственного развития; смягчения поляризации доходов и преодоления нищеты; достижения устойчивых темпов развития; совершенствования системы образования. Взаимоотношениям Севера и Юга был посвящен за последние годы целый ряд международных форумов под эгидой ООН или такой влиятельной международной организации, как Большая восьмерка. Встреча лидеров Большой восьмерки в Шотландии в июне 2005 г. должна была быть почти целиком посвящена проблемам развития беднейших стран мира (парадокс состоит в том, что проявления другой глобальной проблемы современности — международного терроризма (теракты в Лондоне) — скорректировали повестку дня и в который раз отодвинули проблемы развития стран третьего мира на второй план). Однако приемлемого решения проблемы взаимоотношений Севера и Юга по сей день найдено не было, как, впрочем, и оптимального решения иных глобальных проблем современности. Поиски подобных решений неизбежно станут частью политического опыта тех, кто заканчивает сегодня школу и готовится к самостоятельной жизни в этом непростом, глобальном и не лишенном серьезных противоречий мире. 311 Основные понятия: глобальные проблемы, экологический кризис, демографический кризис, взаимоотношения Север-Юг. ШШ Термины: цифровой разрыв, демографический транзит, мальтузианство, неомальтузианство, устойчивое развитие, зеленая революция. Проверьте себя 1) Чем обусловлен планетарный по охвату характер глобальных проблем современности? 2) Какова роль научно-технического прогресса в развитии современного мира? 3) Чем вызвано возникновение глобального экологического кризиса? 4) В чем состоит и как проявляется демографическая проблема? 5) Каковы проявления проблемы взаимоотношений Север—Юг? 6) В чем состоит взаимосвязь глобальных проблем современности?
Подумайте, обсудите, сделайте 1. Нередко можно слышать утверждения о том, что «при 2. Не так давно Ж. Эллюль утверждал: «Присутствие им 3. В последние годы с экранов телевизоров, в прессе до 4. Научно-технический прогресс способен дать ключ к Поработайте с источником Познакомьтесь с рассуждениями современных исследователей о глобальных проблемах. Результаты нашего исследования [книги «За пределами роста»] произвели фурор. Некоторые восприняли его как предсказание конца света, каковым она ни в коем случае не является. Эта работа не о предначертанном будущем, а о выборе пути. В ней, конечно, содержалось предупреждение, но также выражалась и обоснованная надежда на спасение. Вот три общих вывода, к которым мы пришли в 1972 году. Второй из них оптимистичен, и наши расчеты показали, что для этого оптимизма были и есть веские основания. Возможно, его стоило бы поставить в списке под первым номером. 1. Если процессы демографического роста, индустрилиза- ции, загрязнения окружающей среды, производства продуктов питания и истощения природных ресурсов будут и в дальнейшем идти такими же темпами, планета достигнет предела своего репродуктивного потенциала примерно через сто лет. С большой вероятностью это приведет к внезапному и неконтролируемому сокращению населения и снижению производственных мощностей. 2. Существуют возможности регулирования этих процес 3. Если люди предпочитают второй вариант развития Эти выводы не привели нас в отчаяние, а заставили задуматься о том, как создать общество, в котором люди жили бы в материальном достатке, пользуясь благами социальной справедливости и экологической устойчивости, и в котором жизнь была бы комфортнее, чем в обществе, чрезмерно увлеченном проблемами роста.
Мидоуз Донелла, Мидоуз Денис, Рандерс Йорген. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее//Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. — С. 576—577. Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит опасность неконтролируемого демографического роста, все более масштабной индустриализации и растущего загрязнения окружающей среды? 2) Существует ли альтернатива катастрофическому сценарию развития событий на нашей планете? Выводы к главе IV 1. Современный мир, в котором существуют около 200 государств, характеризуется многообразием вариантов экономического, социального, политического, культурного развития. В ряде стран сохраняется традиционный уклад жизни. Вместе с тем опыт таких стран сегодня свидетельствует об их способности к глубокой социально-экономической трансформации. Индустриальные общества столкнулись в XX в. с серьезными проблемами. Однако научно-техническая революция помогла им найти возможные решения этих проблем. На базе электронно-вычислительной техники начались глубокие перемены в общественном развитии, которые характеризуют переход к информационному, постиндустриальному обществу. Но этот переход сопровождался появле- нием новых противоречий. Такие противоречия, в частности, присущи развернувшемуся процессу глобализации. С одной стороны, это рост взаимозависимости различных стран и регионов мира. С другой — отмечается опасность обезличивающей унификации национальных культур, углубления дифференциации стран по уровню экономического и социального развития. 2. Современное общество все в большей степени превра
3. В процессе глобализации экономические, социальные, Вопросы и задания к главе IV 1. Дайте развернутое толкование формулы «Единство в 2. Как соотносятся в современном мире национальные 3. Дайте оценку процесса глобализации, опираясь на со 4. В чем состоит связь возникновения и развития сете 5. Каковы особенности международного терроризма и чем 6. Охарактеризуйте основные глобальные проблемы со Готовимся к экзамену 1. Глобализация характеризуется: 1) расцветом культур всех народов мира; 2) выравниванием экономического потенциала всех стран 3) возросшей взаимозависимостью народов и государств; 4) ускорением темпов экономического развития всех на 2. Сетевые структуры от прочих структур отличаются: 1) преобладанием вертикальных связей; 2) децентрализацией власти и ответственности; 3) высокой степенью закрытости; 4) ориентацией каждой структуры на решение многооб 3. Верны ли следующие суждения? А. Глобализация охватывает разные сферы жизни общества. Б. Глобализация означает, что расстояния и территориальные границы между государствами перестают играть прежнюю роль. 1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны и А, и Б. 4) Оба суждения неверны. 4. Дополните перечень последствий глобализации. 1) Весь мир превращается в глобальную экономическую 2) В мировой экономике возрастает роль транснациональ 3)... 4)...
5. Напишите с использованием понятия «терроризм» три 6. Процесс глобализации вызывает дискуссии. Одни гово
Учебное издание Боголюбов Леонид Наумович Лазебникова Анна Юрьевна Кинкулькин Альберт Тимофеевич и др. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений Профильный уровень Зав. редакцией Л. А. Соколова Редактор Е. А Крючкова Художественный редактор С. Н. Болоболов Художник А. С. Побезинский Технические редакторы Н. Т. Рудникова, Г. В. Субочева Корректор Г. М. Махова Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать с диапозитивов 25.03.08. Формат 6OX9O!/i6. Бумага офсетная. Гарнитура SchoolBook. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 26,23. Доп. тираж 20 000 экз. Заказ № 20014 (к-гз). Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Открытое акционерное общество «Смоленский полиграфический комбинат». 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.028 с.) |