Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материально-вещественная среда обитания человека

Поиск

К основным составляющим материально-вещественной среды обитания человека в быту в первую очередь относят жилище и предметы, обеспечивающие комфортность прожи­вания человека.

В широком смысле слова дом — это место, где человек восстанавливает силы после трудового дня, общается с близ­кими и друзьями, находит уют и спокойствие; своеобразная «экологическая ниша», где человека признают и любят, предоставляют возможность укрыться от житейских бурь и получить поддержку. Ничто в обстановке не должно вызы­вать неприятных ощущений, раздражать, мешать, быть не­удобным. Не случайно при характеристике бытовых отноше­ний употребляют такое понятие, как «домашний очаг».

Естественно, что основным условием превращения жили­ща в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от не­которых объективных обстоятельств: современный дом дол­жен отвечать определенным требованиям, обеспечивающим


нормальную жизнедеятельность и возможности развития се­мьи. Безопасность, месторасположение, обеспечение всеми коммунальными услугами планируются при строительстве и часто не зависят от обитателей жилья.

Мы не всегда можем коренным образом изменить то, что задумал архитектор и построил строитель, но в наших си­лах придать своему жилищу индивидуальность, неповтори­мость, сделать его уютным и комфортабельным. Уют, на­строение, отдых, экономия времени, подчас и денежные рас­ходы во многом определяются внутренним убранством и обустройством жилища, или его интерьером (от фран. interieur — внутренний), который должен прежде всего со­ответствовать комплексу жизненных потребностей, образу жизни, интересам и вкусам человека и (или) семьи.

К сожалению, сегодня многие российские семьи не име­ют возможности жить в комфортабельных жилищных усло­виях. Решение жилищно-бытовых проблем требует значи­тельных усилий как самих граждан, так и государства.

Для каждого человека, каждой семьи список вещей, ко­торые нужно купить, является строго индивидуальным, ни­когда не стоит ориентироваться на других. Можно сказать, что каждый человек обязательно должен иметь необходимое количество одежды и обуви для любой погоды, посуду, ме­бель, набор бытовой техники в доме для нормального про­живания, но количество и качество этих вещей определяют­ся индивидуально. У каждого — свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы. Именно по этим признакам устанавливается очередность приобретения тех или иных вещей, их необходимость в семье.

Повседневно жизнь часто выдвигает на первый план ве­щественно-материальную «оболочку» ценностей, сводит к ней их духовное содержание. Таким образом, у многих лю­дей появляется культ потребительства, культ вещей, обеспе­чивающих престиж. Нередко выставки и спектакли посеща­ются не ради эстетического наслаждения, а чтобы слыть культурным человеком (и чувствовать себя таковым). Но по­нимание прекрасного нельзя купить за деньги, как нельзя быть на самом деле уважаемым и любимым, получая лишь внешние знаки внимания со стороны других людей.

Подмена ценностей их вещественными носителями при­водит порой к равнодушному, пренебрежительно-насмешли­вому отношению к высшим духовным ценностям и идеалам человеческого бытия. Бывает, что и сама личность переста­ет быть ценностью и начинает рассматриваться как вещь. В итоге человек поглощается внешней средой и сам стано­вится вещью среди других вещей, рабом обстоятельств, иг­рушкой в руках неведомых сил. Он плывет по течению, де­лает то, что должен делать, потому что так принято.


Римский философ Луций Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) писал: «Мудрец не любит богатства, но предпочитает его бедности; он не открывает перед ним своего сердца, но впу­скает в свой дом». Давайте поступать так же: не впускать вещи в свое сердце, но открывать для них двери своего до­ма. А чтобы чувствовать себя богатыми, ограничим свои же­лания.

Набор необходимых предметов изменяется в зависимости от множества факторов: достижений НТР, уровня благосо­стояния, материального развития общества. Так, например, ваша бабушка в молодости не имела представления о мик­сере для взбивания крема, а дедушка — об электродрели. Ваши родители считали эти предметы престижными, а для вас они уже обязательны. В домашний обиход прочно вхо­дят и более сложные технически и дорогие вещи: кухонный комбайн, многофункциональный пылесос, видеомагнитофон, автоматическая стиральная машина и т. п. Эти устройства и приспособления позволяют сделать наш быт более ком­фортным.

Итак, при всем многообразии конкретных социально-бытовых интересов можно сказать, что они связаны с непро­изводственной материальной и социальной сферой жизни человека и направлены на создание комфортных условий для удовлетворения соответствующих потребностей челове­ка. Конечно, представление об уровне бытового комфорта во многом зависит от социального статуса человека; уровня его притязаний и достатка; материального благополучия; по­требности в конкретных благах и т. п. Но набор этих пред­метов и явлений, в общем, достаточно типичен и составля­ет материально-вещественную среду обитания человека.

КУЛЬТУРА БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Выступая прежде всего основным пространством воспро­изводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, как и тру­довая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С другой стороны, она содержит в себе опреде­ленную свободу выбора варианта поведения, последователь­ности действий, что является характеристикой преимущест­венно досуговой деятельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной меж­ду трудом и досугом.

Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека; удовлетворения его нужд и желаний; создания теплого и дружеского климата. Обратим внимание и на то, что в бы-


ту необходимо учиться правильному поведению, формиро­вать культуру бытовых отношений.

Под культурой бытовых отношений традиционно пони­мают правила и нормы поведения людей в непроизводст­венной материальной и социальной сферах жизни. Можно выделить ряд составляющих: культура питания; культура обустройства и организации жилого помещения; культура ведения домашнего хозяйства; культура организации лично­го (семейного) досуга.

Культура питания прежде всего предполагает рацио­нальное питание, удовлетворяет все энергетические потреб­ности организма. Она строится с учетом пола, возраста, тя­жести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же со­ставляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообра­зие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима пита­ния.

К числу самых сложных и трудоемких видов деятельно­сти человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и уме­ний, то домашние дела требуют от человека самых разнооб­разных способностей и навыков. Здесь приходится быть по­варом и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п.

Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом се­мьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, воз­растом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным мик­роклиматом, жизненными ориентирами и установками, раз­мером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением и т. д.

Для разумного ведения домашнего хозяйства необходимо умело распределять обязанности и виды работ между члена­ми семьи. Даже если разделение труда не приведет к сокра­щению времени работ, то обязательно уменьшит нагрузку. Распределять работы лучше с учетом способностей, здоро­вья, опыта каждого члена семьи.

Необходимо с самого раннего возраста приучать детей к труду. Вначале это работа, связанная с самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собой по­суду. С течением времени работы и обязанности усложняют­ся, расширяются и видоизменяются. На детей обязательно должна приходиться часть хозяйственной нагрузки. Рус-


ский писатель К. М. Симонов (1915—1979) в автобиографии описывал разделение труда в его родительском доме. Он с 6—7 лет вытирал пыль, мыл полы, помогал матери мыть посуду, чистил картофель, следил за керосинкой, покупал для семьи хлеб и мясо. Никто и никогда не застилал за ним кровать и не помогал одеваться.

УРБАНИЗАЦИЯ И БЫТ

В больших городах множество людей живет в непосред­ственной близости, оставаясь в большинстве своем незнако­мыми друг с другом. Обезличенность многих повседневных контактов в современных городах стала фактом социальной жизни всего современного общества. Те или иные аспекты городского образа жизни характеризуют социальную жизнь современного общества в целом, а не только тех, кто живет в больших городах.

Урбанизацию следует рассматривать как неоднозначный процесс, в ходе которого происходят многоуровневые, мно­гоаспектные изменения социального, экономического, куль­турного плана. Урбанизация страны характеризуется не только и не столько ростом размеров и численности городов, увеличением числа проживающего в них населения, но прежде всего формированием и все более широким распро­странением городского образа жизни, городской культуры в собственном смысле этого слова.

Подавляющее большинство российских горожан — это выходцы из села в первом или во втором поколении. Доля горожан в третьем поколении, по примерным оценкам, меньше 20%. А потомков дореволюционных горожан еще меньше, например, в Москве — около 3%. Эти горожане бы­ли буквально растворены огромным притоком сельских ми­грантов. В малых городах, где проживает более 15% горо­жан, образ жизни населения остается до сих пор близким к сельскому, немалая часть жителей имеет достаточно разви­тое подсобное хозяйство.

Жизнь в мегаполисах изменяет человека, его восприятие природы и психику. Процесс урбанизации обусловил разру­шение ранее устойчивых традиционных социальных связей и традиционных регулятивных институтов. Это вызывает социально значимые негативные последствия и может ока­заться опасным для будущего человечества. Скученность на­селения, безликость городской среды, отсутствие должного социального контроля усугубляются такими факторами, как жилищная проблема, распространение массовой культуры, увеличение количества неблагополучных семей, причаст­ность молодежи к различным формам отклоняющегося по­ведения, рост преступности. Все заметнее проявляются от­чуждение людей, рост одиночества, отсутствие милосердия.


Отсюда вытекают многие современные требования созда­ния благоприятной жизненной среды, подразумевающие: планирование жилой застройки; планирование и размеще­ние промышленных предприятий; доступность природной зоны и легкость контактов с ней; совершенствование форм и методов организации досуга; просветительскую и оздоро­вительную работу; самое главное — управление городом должно осуществляться сильной, компетентной властью.

Для создания благоприятной жизненной среды определя­ющими являются социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства, возможность реализовать материальные и духовные потребности. Практи­ка развития городов все больше подтверждает тот факт, что социальные проблемы можно решить только на основе уче­та интересов населения.

ШШ Основные понятия: быт, социально-бытовые интересы, материально-вещественная среда обитания человека, культу­ра бытовых отношений.

1111 Термины: типы социального объединения и общения, ин­терьер, домашняя работа, домашнее хозяйство, рациональ­ное питание, досуг, урбанизация.

Проверьте себя

1) Раскройте содержание понятия «быт». 2) В чем заклю­чается особенность социально-бытовых интересов по сравне­нию с другими социальными интересами человека? 3) По каким основаниям классифицируют социально-бытовые от­ношения? Какие типы выделяют на основе каждого из них? 4) Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов? 5) Каковы основ­ные составляющие материально-вещественной среды обита­ния человека? 6) Что такое культура бытовых отношений? 7) Как урбанизация влияет на быт?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Сформулируйте несколько правил, в соответствии с ко­
торыми современный человек сможет рационально органи­
зовать материально-вещественную среду своего обитания.

2. Однажды один из американских банков предложил
своим вкладчикам-мужчинам подсчитать, сколько денег
экономят их жены для семьи, ведя домашнее хозяйство.
Выяснилось, что если платить за все, что они делают в ка­
честве прачек, уборщиц, нянь, кухарок, то, по самым
скромным расценкам, получилась бы более весомая сумма,
чем жалованье их мужей. Используя приведенный пример
и привлекая личный социальный опыт, сделайте несколько
выводов о значении домашнего труда.


3. В Германии более ста лет действует закон, по которо­
му дети обязаны выполнять домашние работы. Законода­
тельство определяет круг работ: до 6 лет — только игры; 6—
10 лет — помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10—
14 лет — уборка газонов, чистка обуви; 14—16 лет — работа
на приусадебном участке. Предположите: почему круг обя­
занностей детей был распределен именно таким образом?
Как вы думаете, почему и для чего был создан такой закон?
Считаете ли вы, что подобный закон должен быть принят в
России? Свой ответ поясните.

4. Прокомментируйте следующую информацию: немецкая
семья тратит в неделю только на уборку помещений 12,1 ча­
са. Это столько, сколько наши специалисты запланировали
на ведение всех видов домашнего хозяйства в неделю.

5. В Москве в 60-е гг. XX в. по замыслу энтузиастов был
построен Дом нового быта (ДНБ). Его создатели искренне ве­
рили, что он послужит образцом новых бытовых условий,
раскрепощающих семью от «домашнего рабства». Архитек­
торы разместили в доме столовую, кафе, кафетерий, отдел
кулинарии, прачечную, парикмахерскую, клуб. В квартирах
не были предусмотрены кухни, был сделан небольшой заку­
ток для маленькой плиты «на всякий случай». Предполага­
лось, что семья не будет тратить время и силы на домаш­
нее приготовление пищи.

Выскажите свое мнение по поводу идеи исчезновения ин­дивидуального домашнего хозяйства. Как вы думаете, чем закончилась история ДНБ? Свои предположения обоснуйте.

6. В 1972 г. на XII Международном семинаре по пробле­
мам семьи группа социологов заявила, что современные тен­
денции развития семьи связаны не с равномерным распре­
делением домашних обязанностей между членами семьи, а
с полным уничтожением домашнего хозяйства как социаль­
ного института.

В то же время современные процессы, происходящие в семье, показывают, что тенденция к индивидуализации се­мейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домаш­ним хозяйством постоянно эволюционирует в сторону боль­шей рационализации, технической оснащенности. Ведение домашнего хозяйства в цивилизованных формах позволит обеспечить индивидуальные основы быта, сохранить непо­вторимость домашнего очага, его уникальность. При благо­приятных условиях некоторые виды домашнего труда будут развиваться. Как вы думаете, почему не оправдались ожи­дания социологов?

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи современной российской писательницы Ларисы Кузнецовой «Тепло домашних пирогов».


Кухня, отнимающая у женщины время, многое дарит се­мье в целом. Домашний обед, устроенный в воскресенье, со­бирает за столом все семейство, на тарелках лежат всякие вкусности, дети принаряжены, а папа с мамой довольны. Застольная беседа не заменит никаких других бесед. За сто­лом мы не только учим детей, как держать вилку и ножик, но и как держать себя вообще. Ритуал воскресного обеда вы­растает в серьезную педагогическую акцию и в повод для семейной консолидации...

Мы теперь все профессионалы. Интеллектуалы. По зако­нам какой-то странной иронии налаженность нашего быта порою ставится чуть ли не в обратную зависимость от вы­соты интеллекта. Теперь многие знают, что такое киберне­тика, синхрофазотрон, сверхзвуковые скорости. А вот что молочный суп не надо варить под плотно закрытой крыш­кой, как затеять пироги, испечь блины, чаще знают те, кто в кибернетике как раз плохо разбирается. Наверняка такой крен в сторону интеллекта и профессионализации оправдан требованиями момента и лежит, как говорят, в русле века... Отвращение к домашнему труду, это уж точно, может отра­вить жизнь, если человек этого труда не терпит, а избавить­ся от него не может. Поэтому осмелюсь высказать мысль, что огорчения и трудности в нашей бытовой суете возника­ют не только по объективным, но и по субъективным при­чинам, а также из-за многих неясностей, сомнений и даже теоретических недоговоренностей по поводу того, как же и с какой стороны смотреть на быт.

Многое в нашей домашней суете постепенно заменяется общественной услугой, но многое и остается — по причинам самым разнообразным. Очевидно, так и будет, пока жива се­мья. Не будем лишний раз твердить: быт — это, знаете ли, ужасно! Это так засасывает! Засасывает плохо организован­ный и плохо продуманный быт, где нет и намека на взаи­мопомощь и кооперацию усилий взрослых и подрастающих членов семьи, где женщина превращена в прислугу. К тому же неумехи и распустехи того и другого пола состоят в боль­шем бытовом рабстве, чем расторопные толковые люди, у которых руки на все годятся.

Кузнецова Л, Тепло домашних пирогов // Будь счастлив. —

М., 1990.— С. 272—273.

Ив Вопросы и задания к источнику. 1) Как, по мысли автора, свя­заны высота интеллекта и налаженность быта? 2) Автор пишет, что «огорчения и трудности в нашей бытовой суете возникают не толь­ко по объективным, но и по субъективным причинам». Приведите несколько примеров, иллюстрирующих эти слова автора. 3) Опира­ясь на текст источника и параграфа, укажите, каким требованиям должен соответствовать быт современного человека.


§ 13. Молодежь в современном обществе

Вспомните:

чем характеризуется индивидуальное общество? Каковы основные социально-демографические группы в совре­менном обществе? Какие группы называют неформаль­ными?

Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно. В традицион­ном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние.

На протяжении многих веков опыт, накопленный стар­шими поколениями, передавался молодежи путем включе­ния ее непосредственно в трудовую деятельность, которая начиналась очень рано. В крестьянских семьях детям уже с пятилетнего возраста поручалась посильная работа. Млад­шие в семье учились не столько «говоря и слушая», сколь­ко участвуя. Многие стороны жизни были жестко регламен­тированы, и даже в молодые годы оставалось мало простора для независимых и самостоятельных действий. Так, еще в XIX в. выбор супруга не был личным делом, касавшимся только молодых людей, собравшихся вступить в брак. Под­готовка к супружеству регулировалась родственниками.

Одним из первых о юности заговорил французский фи­лософ-просветитель Ж.-Ж. Руссо. Он рассматривал ее как второе рождение человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе пере­мен; в юности завершается физическое созревание человека, развиваются его интеллект и воля.

Примерно столетие назад началось научное изучение про­блем молодых. Первоначально преобладал биологический, физиологический подход. Главную причину изменений лич­ности в юношеском возрасте связывали с половым созрева­нием человека. Постепенно все большее внимание стало уде­ляться роли социальных факторов: воздействию окружаю­щей культурной среды, характеру воспитания в семье и школе, влиянию друзей. Именно социальное становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главный вектор развития личности в юношеском возрасте.

Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подрост­ковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В современной отечествен­ной психологии подростковым чаще всего считается возраст


11 —15 лет, а ранним юношеским—16—18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний воз­раст. Из западной психологии к нам пришел термин «ти­нейджер», охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в возрасте, обозначаемом числительными, заканчиваю­щимися на «teen» (thirteen—nineteen).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.01 с.)