Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и ценности демократии

Поиск

Ведущий принцип демократии (от греч. demos — народ и kratos — власть) — народовластие. Политическое властвова­ние, как вы знаете, — это процесс принятия важных госу­дарственных решений. При многообразии интересов и стремлений народа невозможно принять вполне удовлетво­рительное для всех решение. Поэтому народовластие прояв­ляется через принцип большинства. Воля большинства вы­является посредством процедуры голосования граждан на референдумах и выборах.

Родиной референдума (от лат. referendum — то, что \
должно быть сообщено) является Швейцария, где он I
впервые состоялся в 1439 г. 5

В обоих случаях граждане принимают политически зна­чимые решения. В первом — о поддержке или отклонении какого-либо важного государственного предложения (напри­мер, проекта закона). Во втором — об избрании депутатов в представительные органы власти или должностных лиц. В том и другом случае основой соглашения выступает прин­цип большинства. В этой связи народовластие в современ­ных демократиях понимается как правление не всех, а боль­шинства.

Однако большинство не всегда право. В истории бывали случаи, когда решения, принятые большинством, оказыва­лись ошибочными. Так случилось в Веймарской республи­ке, где Гитлер на законных основаниях стал главой государ­ства, уничтожив даже воспоминания о демократии. (Приведите другие примеры.) Специалисты назвали такую опасность «электоральной демократической мышеловкой». Чтобы не допустить тиранию большинства, действует еще один принцип — уважение прав меньшинства, означающий право меньшинства на легальную оппозицию (от лат. oppo­sitions — противопоставление.) Иными словами, граждане, которые оказались при каком-то голосовании в меньшинст­ве, имеют возможность, не выходя за рамки закона, продол­жать отстаивать свои интересы. Они могут создавать свои организации, свою прессу, выступать с критикой того или иного политического решения, предлагать альтернативные варианты политического курса и по итогам последующих выборов прийти к власти. Тесная связь между решающей волей большинства и соблюдением прав меньшинства явля­ется залогом политической стабильности.

Из рассмотренных принципов вытекает принцип полити­ческого плюрализма. Его главная черта — многообразие

6*


конкурирующих между собой политических партий (много­партийность), движений, а также политических идей, убеж­дений (идеологический плюрализм), средств массовой ин­формации и пр. Благодаря многообразию и конкуренции создается система сдержек и противовесов, скажем, между правящей элитой и оппозицией, между политическими пар­тиями, между ветвями власти. Тем самым возникает благо­приятная обстановка для поиска наиболее эффективных политических решений, альтернативных вариантов полити­ки. Политический плюрализм предполагает отказ от наси­лия, ориентацию на разрешение спорных вопросов непре­менно в рамках закона, мирными способами. К ним относятся толерантность по отношению к оппонентам, ком­промиссы и поиск консенсуса (согласия). Демократия, по об­разному выражению российского философа П. И. Новгород -цева (1866—1924), «всегда распутье: ни один путь тут не заказан, ни одно направление тут не запрещено. Над всей жизнью, над всей мыслью господствует принцип относи­тельности, терпимости, широчайших допущений и призна­ний». Политический плюрализм и его разновидность — мно­гопартийность — несомненное достижение демократии, одна из ее ведущих ценностей.

Необходимым условием, принципом и ценностью демо­кратии является гласность. Это русское слово означает «го­лос, глас, звучащий для всех». Гласность — открытость де­ятельности политических институтов, широкое информиро­вание граждан о планах, намерениях, решениях, акциях всех органов государственной власти. Без достоверных све­дений о положении дел в стране, без широкого обсуждения в средствах массовой информации вопросов государственной и общественной жизни вряд ли возможно осознанное учас­тие граждан в политике. Гласность — важнейший инстру­мент эффективного контроля деятельности государственной власти. В условиях демократии ни один политик не может повторить слова Наполеона: «Я никогда не читаю газет. Они публикуют лишь то, что пожелаю я».

Центральное место среди демократических принципов принадлежит принципу правового и политического равенст­ва граждан. Правовое равенство — это равенство, во-первых, в правах; во-вторых, перед законом.

Равенство в правах, в том числе политических, и равен­ство перед законом создают равные возможности для учас­тия граждан в политической власти, приобретения ими то­го или иного политического статуса. В этом суть принципа политического равенства.

Юридической гарантией принципов правового и полити­ческого равенства выступает правовое государство — несо­мненное достижение демократии. Ее необходимое условие —


демократическая политическая культура граждан, пред­полагающая соблюдение установленных «правил игры», ориентацию большинства на демократические ценности.

В настоящее время участие граждан в политике реализу­ется прежде всего через избранных ими в органы государ­ственной власти представителей. Представительный харак­тер власти предполагает свободные выборы и находит концентрированное выражение в парламентаризме — важ­нейшем из демократических принципов и ценностей. Рас­смотрим его суть и механизм реализации.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

В условиях демократии (независимо от сложившейся формы правления: парламентская или президентская рес­публика, парламентская монархия) действует принцип раз­деления государственных властей: законодательная, испол­нительная, судебная.

Высшим законодательным и представительным органом является общенациональный парламент (например, Кон­гресс США, Национальное Собрание Франции). Он обладает правом представлять интересы народа и принимать от его имени наиболее важные политические решения (законы). Парламенты, как правило, состоят из двух палат. Верхняя палата (сенат) формируется в различных странах по-разно­му, например через выборы (в Испании), назначения (в ФРГ), передачу по наследству потомкам знатных дворян­ских фамилий (в Великобритании). Нижняя палата (палата депутатов) более демократична. Она избирается непосредст­венно народом.

Палаты парламентов обычно состоят из нескольких со- '*
тен членов. В Италии — 315 сенаторов и 630 депутатов, (
в США — 100 сенаторов и 435 членов палаты предста- j
вителей. В Японии — 252 члена палаты советников и j
500 членов палаты представителей. f

Под парламентаризмом понимается такая государствен­ная власть, в которой существенная роль принадлежит на­родному представительству — парламенту. Представительст­во народных интересов предполагает, что граждане делегируют (передают) свои властные полномочия депута­там. Делегирование происходит, как отмечалось, в процессе парламентских выборов. (В президентских республиках пе­редача полномочий депутатам дополняется делегированием властных полномочий Президенту на отдельных президент­ских выборах.)

Демократические выборы отличаются неопределеннос­тью, необратимостью и повторяемостью. Они являются не­определенными, так как до объявления результатов никто


не может быть полностью уверенным в победе. Необрати­мость выборов в том, что результаты нельзя изменить и из­бранные представители займут посты на определенный срок. После истечения предусмотренного конституцией срока (4— 5 лет) выборы повторяются. «Выборы, — как подчеркивал австрийский философ К. Поппер (1902—1994), — предпола­гают право смещать правительства, не применяя насилия».

Подчеркнем, что посредством выборов происходит систе­матическое обновление правящих элит, их деятельность приобретает легитимность (вспомните, что означает леги­тимность).

Граждане участвуют в парламентских выборах на основе принципов всеобщего, равного (один избиратель — один го­лос) и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Подробно выборы в демократическом обществе, деятель­ность политических партий и избирателей в период избира­тельных кампаний будут рассмотрены в последующих пара­графах. Здесь же обратимся к типологии избирательных систем: мажоритарной (от франц. majority — большинство) и пропорциональной. На основе сочетания этих двух подхо­дов действует смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система, например, в ФРГ.

При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) вся территория страны разбивается на округа. От каждого округа избирается чаще всего один депутат (одно­мандатные округа), хотя могут избираться и несколько де­путатов (многомандатные округа). Размеры округов должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. Граждане голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом чаще всего обозначается, какую партию он представляет. И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. Отсюда и название системы. Имеется две разновидности мажоритарной систе­мы: абсолютного и относительного большинства. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% +1 голос. Во втором побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников.

При мажоритарной системе возможно голосование в один и два тура. Если, скажем, ни один из кандидатов не полу­чает требуемого абсолютного большинства голосов, то назна­чается второй тур выборов. Участвуют во втором туре толь­ко два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов.

Пропорциональная система (Бельгия, Испания, Швеция) имеет две разновидности. Первая предполагает наличие, как и при мажоритарной системе, округов. От каждого округа


избирается несколько кандидатов — представителей различ­ных партий. Избиратели голосуют за конкретных людей, но с четко выраженной партийной принадлежностью. Число депутатов в парламенте распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов. Упрощенно это вы­глядит так: если кандидаты от первой партии собрали 40% всех голосов, от второй — 20%, от третьей — 10%, то каж­дая из партий получит соответственно 40%, 20% и 10% мест в парламенте.

Суть второй разновидности пропорциональной системы в следующем. Территория страны объявляется единым изби­рательным округом. Политические партии выдвигают спис­ки своих кандидатов. Избирателю предлагается проголосо­вать только за один из таких списков. Распределение мест между партиями осуществляется по той же схеме, как и в первом варианте, т. е. пропорционально числу поданных за партию голосов.

Подчеркнем, что и мажоритарная, и пропорциональная системы не являются идеальными. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Так, при мажоритарной си­стеме возникают и упрочиваются, как правило, связи меж­ду кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями данного округа. Однако победителем может стать кандидат, имеющий поддержку явного меньшинства избирателей. На­пример, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40% голосов изби­рателей. Пропорциональная система в этом отношении бо­лее справедлива. Она позволяет представить в парламенте довольно полный спектр политических позиций и мнений избирателей. Вместе с тем она хорошо действует в тех стра­нах, где на выборах соперничают две — четыре крупные партии. В странах же, где в выборах участвуют десятки мелких партий, избранный представительный орган оказы­вается раздробленным на множество депутатских групп, что сильно затрудняет его работу. Чтобы не допустить получе­ние мандатов «карликовыми» партиями, вводится так назы­ваемый заградительный барьер (порог), составляющий, как правило, 5—7% голосов избирателей. Другой недостаток пропорциональной системы в том, что избиратель выбирает как бы абстрактных лиц. Он знает чаще всего лидера пар­тии, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа. Смешанная избиратель­ная система позволяет смягчить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем.

Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, об­разуют парламентские фракции (или парламентские пар­тии). Члены партий (партии), получившие на выборах наи-


большее число голосов, становятся членами фракции боль­шинства. Депутаты от партий (партии), набравших меньшее число голосов, становятся членами фракций парламентско­го меньшинства и пребывают в оппозиции.

Партии большинства в парламентских республиках (ФРГ) и парламентских монархиях (Великобритания) фор­мируют правительство и через него проводят собственный политический курс. В президентских республиках прави­тельство формируется чаще всего из той партии, к которой принадлежит сам президент. Поэтому может возникнуть противоречие между парламентом и правительством. Чтобы не допустить дестабилизации, правительство стремится к консенсусу с парламентским большинством.

Партии меньшинства (оппозиция) имеют в парламенте равные права с представительским большинством. Они совме­стно с депутатами от партий большинства работают в составе комиссий и комитетов парламента, свободно высказы­ваются по тому или иному вопросу, выступают с критически­ми замечаниями и предложениями. Иными словами, в парла­менте реализуется принцип защиты прав меньшинства.

Современный парламент нередко называют форумом по­литической гласности, ареной поиска компромиссов. Здесь открыто обсуждаются и принимаются законы, утверждается бюджет, осуществляется в форме запросов контроль над де­ятельностью правительства и пр. Во время проведения пар­ламентских дебатов нередко возникают острые дискуссии. Депутаты и партийные фракции публично заявляют о сво­их позициях, стремясь в итоге достигнуть соглашения. По­этому от них требуются не только знания по обсуждаемому вопросу, но и искусство вести политическую полемику.

Связь парламентариев с избирателями во многом опреде­ляется, как было уже сказано, особенностями избиратель­ной системы. В одних случаях депутаты получают обяза­тельный наказ от своих избирателей и могут быть ими досрочно отозваны. В других являются представителями всего избирательного корпуса страны, а не только своего из­бирательного округа и не обязаны выполнять конкретные наказы избирателей. Однако в любом случае существует правовая и политическая зависимость парламентариев от народа. При переизбрании депутатского корпуса избиратели оценивают как деятельность отдельных депутатов и отдель­ных фракций, так и проводимый в стране политический курс. Поэтому депутаты и партии, не выражающие интере­сов граждан, могут не получить представительских полно­мочий на новый срок.

Ученые спорят: имеет ли парламентаризм в России дли­тельную историческую традицию или начал формироваться лишь в конце прошлого столетия?


Ряд политологов указывают на то, что представительные учреждения существовали в нашем Отечестве еще в период самодержавия: Земский собор при Иване Грозном, Сенат при Петре I, Государственная дума в начале XX в. В после­октябрьский период парламентом стал Всероссийский съезд Советов, переименованный впоследствии в Съезд народных депутатов СССР. В этой связи делается вывод о том, что парламентаризм в России имеет давнюю традицию.

Однако большинство политологов, соглашаясь с фактом длительного существования представительных учреждений в России, отмечают, что они всегда имели декоративный, ог­раниченный, часто формальный характер. Сторонники этой точки зрения подчеркивают, что становление парламента­ризма в нашей стране началось лишь на рубеже 80—90-х гг. XX в. Именно в этот период впервые состоялись выборы на альтернативной основе Первого съезда народных депутатов СССР, стала развиваться многопартийность и гласность.

С принятием в 1993 г. Конституции РФ возник новый парламент Российской Федерации — Федеральное Собрание. Его верхняя палата — Совет Федерации — формируется в настоящее время из числа представителей, избранных зако­нодательными собраниями субъектов РФ, а также назначен­ных главами исполнительной власти субъектов РФ. Нижняя палата — Государственная Дума — в течение более чем деся­тилетия избиралась по смешанной, мажоритарно-пропорци­ональной системе. С 2005 г. введены новые правила, соглас­но которым выборы осуществляются только по партийным спискам. Эту систему выборов принято называть модифици­рованной избирательной системой. Она предполагает более сложный, чем ранее, алгоритм распределения депутатских мандатов в зависимости от активности партий в регионах. По мнению разработчиков соответствующего закона, измене­ние принципов выборов будет способствовать усилению ро­ли партий в обществе, поможет формированию в России подлинно многопартийной системы.

Итак, мы рассмотрели принципы и ценности демократи­ческого политического режима. Они проявляются во всех элементах политической системы: политических институтах, политических нормах, политической культуре, их взаимо­связях и взаимоотношениях. Не случайно политический ре­жим называют способом организации политической системы.

Подчеркнем, что важнейшими условиями и гарантия­ми политической демократии выступают: в экономической сфере — плюрализм форм собственности и развитая рыноч­ная экономика; в социальной сфере — преобладание в соци­альной структуре среднего класса; в духовной сфере — высо­кий уровень культуры общества и мировоззренческий плюрализм.


ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Демократия не идеальна, как может показаться на пер­вый взгляд. Она имеет определенные изъяны. Один из них — в том, что отбор кандидатов в законодательные органы про­изводится самими политическими партиями. Избиратели чаще всего не имеют права выбирать между кандидатурами внутри политических партий, формировать партийный спи­сочный состав претендентов на власть. В США во второй половине XX в., а в Италии сейчас практикуется отбор кан­дидатов, согласно которому в первичных выборах прини­мают участие не только члены партии, но и все ее сторон­ники.

Другая проблема — система финансирования избиратель­ной кампании. В США, например, кандидат сам обеспечи­вает свой политический бизнес. Если учесть, что в среднем расходы на избрание в конгресс достигают 600 тыс. долла­ров, то далеко не всегда конгрессменом может стать самый способный к политической деятельности человек.

Следует также иметь в виду и отмеченные выше недо­статки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Кроме того, несмотря на провозглашенное всеобщее избирательное право, определенные слои населения лишают­ся возможности участвовать в выборах из-за существующих в некоторых странах различных цензов — имущественного, оседлости, грамотности. Однако эти цензы уходят в про­шлое.

Демократия не в состоянии обеспечить на деле и фор­мально закрепленное равенство граждан. Например, чело­век, обладающий реальными ресурсами, скажем медиа-магнат, в действительности имеет несравненно большие воз­можности оказывать влияние на политические решения, чем рядовой гражданин.

Серьезные трудности испытывает демократия в области международных отношений. В связи с мировой глобализа­цией экономических и политических отношений, обострени­ем глобальных проблем современности (экологической, де­мографической, продовольственной и пр.) складывается новое международное разделение труда. Наиболее обеспечен­ные ресурсами страны, нарушая нередко сложившиеся нор­мы международного права, берут на себя миссию решения социальных проблем от лица всего мирового сообщества. В рамках этих процессов фактически начинает складывать­ся никем не избранное мировое правительство (из руково­дителей наиболее развитых стран мира). Появляются и реализуются на практике новые теории ограничения нацио­нального суверенитета, становления «транснациональной де­мократии». Многие национальные государства не желают


мириться с такой политико-идеологической линией. Поэто­му возникла острая необходимость в выработке новых демо­кратических механизмов, в том числе примирения большин­ства и меньшинства, согласования интересов в области перераспределения суверенных прав государств и народов, степени их влияния на процессы разрешения международ­ных конфликтов.

Мы рассмотрели лишь некоторые проблемы демократии. В политической практике различных демократических стран их гораздо больше. Как же оценить демократию, учи­тывая все «за» и «против»? Демократия, несомненно, явля­ется достижением современности, ибо дает мощный импульс свободе и процветанию как общества, так и личности. Анг­лийский премьер-министр У. Черчилль (18741965) как-то заметил: «Демократия — ужасная форма правления, если не считать всех остальных». Сегодня ведутся дискуссии о пу­тях усовершенствования демократии.

понятия: демократия, политический плюра­лизм, многопартийность, политическое и правовое равенст­во, парламентаризм, защита прав меньшинства.

Термины: свобода, легитимность, гласность.

Проверьте себя

1) Каковы признаки и ценности демократии? Как они связаны между собой? 2) Почему парламентаризм называют парламентской демократией? 3) Как реализуется механизм делегирования гражданами своих властных полномочий? 4) В чем суть проблем современной демократии?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Американский президент Авраам Линкольн полагал,
что демократия — правление народа, избранное народом и
для народа. Отвечает ли данная трактовка демократии со­
временному научному знанию о ней? Аргументируйте ответ.

2. Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей. Один
считает, что демократия — это ничем не ограниченная сво­
бода личности, возможность делать все, что пожелаешь.
Другой утверждает, что свобода хотя и является одним из
ведущих признаков демократии, тем не менее не означает
вседозволенности, а предполагает ограничения (меру). Вам
предоставляется слово.

3. Опираясь на понятие «парламентаризм», определите
круг вопросов, необходимых для рассмотрения процесса
формирования и деятельности Федерального Собрания РФ.

4. Используя материалы средств массовой информации,
выясните, какие политические фракции работают сегодня в
российском парламенте. Подготовьте краткое сообщение.


5. Подберите из средств массовой информации материал,
раскрывающий тенденции развития политических отноше­
ний в нашей стране. Опираясь на этот материал, а также
изученные знания, сделайте небольшое сообщение на тему
«Проблемы демократических преобразований в России».

6. Политическая партия, получившая на выборах под­
держку большинства избирателей, проводит через парла­
мент закон о запрещении другой участвовавшей в выборах
и оказавшейся в парламентском меньшинстве политической
партии. Оцените деятельность правящей партии с позиций
принципов демократии. Ответ поясните.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с размышлениями российского философа и обществен­ного деятеля П. И. Новгородцева о демократии.

Наивная и незрелая мысль обыкновенно полагает, что стоит только свергнуть старый порядок и провозгласить сво­боду жизни, всеобщее избирательное право и учредительную власть народа, и демократия осуществится сама собой. Не­редко думают, что провозглашение всяких свобод и всеоб­щего избирательного права имеет само по себе некоторую чудесную силу направлять жизнь на новые пути. На самом деле то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не демократией, а, смотря по обороту событий, или олигархией, или анархией, причем в случае наступле­ния анархии ближайшим этапом политического развития бывают самые сильные суровые формы демагогического де­спотизма.

Новгородцев П. И. Демократия на распутье // Антология мировой по­литической мысли: В 5 т. — М., 1997. — Т. 4. — С. 418.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем трудность осуществ­ления демократической идеи на практике? Используйте в ответе материал параграфа. 2) Опираясь на факты истории и современно­сти, проиллюстрируйте мысль о том, что формальное провозглаше­ние демократических принципов при отсутствии определенных об­щественных условий порождает олигархию, анархию и даже деспотизм. 3) Оцените размышления автора по проблеме демокра­тии с позиций современных демократических принципов и ценно­стей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.01 с.)