Коррекционно-педагогическая работа при акустико-мнестической афазии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-педагогическая работа при акустико-мнестической афазии



Основными задачами коррекционно-педагогической рабо­ты при акустико-мнестической афазии являются преодоле­ние нарушений слухоречевой памяти, восстановление зритель­ных представлений о существенных признаках предмета, а также преодоление амнестических трудностей и элементор экспрессивного аграмматизма.

В ходе нейропсихологического обследования уточняется вариант акустико-мнестической афазии. Затем составляется программа коррекционно-педагогической работы.

В преодолении речевых расстройств при акустико-мнести­ческой афазии логопед использует механизм кодирования замысла речевого высказывания, описания признаков пред­мета, введения слова в различные контексты, составления вне­шних опор, позволяющих больному удерживать различный объем слухоречевой нагрузки.

Восстановление слухоречевой памяти происходит с опорой на зрительное восприятие. Перед больным выкладывается серия предметных картинок, различных по смысловой взаи­мосвязанности, и дается задание выбрать из них два-три-четы­ре предмета. В связи с тем что в речи слова связаны замыс­лом высказывания, то вначале среди «случайно» подобранных картинок с изображением, например, зайца, тарелки, стола, ружья, леса и т. д., ему предлагается показать предметы, кото­рые могут быть вписаны в ту или иную ситуацию. Например, предлагается показать вилку, стол, огурец или лес, охотника, зайца и т. д. Затем уже даются слова, не входящие в одно семантическое поле.

На следующей стадии восстановления слухоречевой памя­ти предметные картинки даются в виде стопки. Больной, про­ел ушав серию названий предметов, находит их изображения и откладывает в сторону. Этим достигается некоторая отстав-ленность выполнения инструкции во времени. Впоследствии предлагается повторить серию слов, проработанных на преды­дущих занятиях, не прибегая к помощи картинок. Сначала для запоминания даются слова, обозначающие предметы, за­тем действия и качества предметов и, наконец, числа, объеди­ненные в номера телефонов. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты фраз, состоящих из двух, трех, четырех слов, с опорой на сюжетную картинку, а позже без нее.

При втором варианте акустико-мнестической афазии для восстановления зрительных представлений рекомендуется проводить ряд упражнений, включающих анализ близких по рисунку, по форме предметов, отличающихся одним-двумя признаками (например, чашки, чайника, сахарницы; шкафа, холодильника, буфета), в которых изменение или отсутствие одной из деталей меняет функцию предмета, его содержание и обозначение. Дается задание конструировать предметы из элементов, находить ошибки в изображении предметов (на­пример, петух изображается без хвоста, кот с длинными уша­ми и т. д.), предлагается дорисовать предмет до целого, опи­сать его свойства и функции, узнать предмет, наполовину скрытый листом, по его части и т. д.

Преодоление отчуждения смысла сложных по слоговой структуре слов осуществляется путем их послогового про­слушивания и повторения.

Трудности нахождения нужного слова, как и при акусти-ко-гностической афазии, преодолеваются путем расширения, а иногда и сужения смысловых границ слова, т. е. путем уточ­нения и систематизации их значений. Для этого слово «обыг­рывается» в различных фразеологических контекстах, ведется работа по пониманию многозначности слова, например, слов ручка, ключ, машина, коса, песок, перо, по уточнению смысла синонимов, антонимов и омонимов.

Восстановление письменного высказывания является од­ной из форм закрепления достигнутых результатов по пре­одолению амнестических расстройств. Сохранность понима­ния звуко-буквенного состава слова и значительная сохранность фонематического слуха позволяют с первых же дней коррекционно-педагогической работы использовать со­ставление письменных, текстов, что содействует преодолению бедности словарного запаса и характерного для «задних» форм афазии аграмматизма.

Нарушение согласования в роде и числе главных членов предложения преодолевается путем замены существительных местоимениями и местоимений существительными, составле­ния фраз по опорным словам, умением заканчивать предло­жение, вставить пропущенные предлоги и флексии существи­тельных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.006 с.)