Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии



Большой вклад по разработке принципов и приемов пре­одоления афазии внесли Э. С. Бейн, М. К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), Т. Г. Визель, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова.

В логопедической работе по преодолению афазии использу­ются общие дидактические принципы обучения (наглядность, доступность, сознательность и т. п.), однако в связи с тем, что восстановление речевых функций отличается от формирующе­го обучения, что высшие корковые функции уже говорящего и пишущего человека организованы несколько иначе, чем у на­чинающего говорить ребенка (А. Р. Лурия, 1969, Л. С. Выготс­кий, 1984), при разработке плана коррекционно-педагогичес­кой работы следует придерживаться следующих положений:

1. После завершения обследования больного, логопед опре­деляет, какая область второго или третьего «функционально­го блока» мозга больного пострадала в результате инсульта или травмы, какие области мозга больного сохранены: у боль­шинства больных с афазией оказываются сохранными функ­ции правого полушария; при афазиях, возникающих при по­ражении височной или теменной долей левого полушария, прежде всего используются планирующие, программирующие и контролирующие функции левой лобной доли, обеспечива­ющие принцип сознательности восстановительного обучения. Именно сохранность функций правого полушария и третьего «функционального блока» левого полушария позволяет вос­питать у больного установку на восстановление нарушенной речи. Продолжительность логопедических занятий с больны­ми при всех формах афазии составляет два-три года система­тических (в стационаре и амбулаторно) занятий. Однако нельзя информировать больного о столь долгом сроке восста­новления функций речи.

2. Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа, или стадии восстановления речевых функ­ций. В первые дни после инсульта работа ведется при относи­тельно пассивном участии больного в процессе восстановле­ния речи. Используются методики, растормаживающие речевые функции и предупреждающие на раннем этапе вос­становления такие речевые расстройства как аграмматизм типа «телеграфного стиля» при эфферентной моторной афа­зии и обилие литеральных парафазии при афферентной моторной афазии. На более поздних этапах восстановления ре­чевых функций больному объясняется структура и план
занятий, даются средства, которыми он может пользоваться при выполнении задания и т. п.

3. Коррекционно-педагогическая система занятий предпо­лагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее не­полной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья ре­чевой функции. Например, компенсаторное развитие акусти­ческого контроля при афферентной моторной афазии - это не просто замещение нарушенного кинестетического контро­ля акустическим для восстановления письма, чтения и пони­мания, а развитие сохранных периферийно расположенных анализаторных элементов, постепенное накопление возможности их использования для деятельности дефектной функции. При сенсорной афазии процесс восстановления фонема­тического слуха осуществляется путем использования
сохранной оптической, кинестетической, а главное, смысловой дифференциации слов, близких по звучанию.

4. Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой фор­ме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над эк­спрессивной речью, пониманием, письмом и чтением.

5. При всех формах афазии восстанавливается коммуни­кативная функция речи, развивается самоконтроль за ней. Лишь при понимании больным характера своих ошибок мож­но создать условия для его контроля за своей речью, за пла­ном повествования за коррекцией литеральных или вербаль­ных парафазии и т. п.

6. При всех формах афазии ведется работа над восстанов­лением словесных понятий, включением их в различные сло­восочетания.

7. В работе используются развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и авто­матизации нарушенной функции. К таким опорам относят­ся при динамической афазии схемы предложения и метод фишек, позволяющие восстанавливать самостоятельное раз­вернутое высказывание, при других формах афазии — схема выбора способов артикуляции при произвольной организа­ции артикуляторных укладов фонем, схемы, используемые для преодоления импрессивного аграмматизма.

Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии, сроков начала восстановительного обучения и преморбидного уровня больного.

При афазиях, возникших вследствие кровоизлияния в мозг, речь восстанавливается лучше, чем при тромбоэмболии сосу­дов головного мозга или обширных травмах мозга. Афази-ческие расстройства у 5—6 летних детей (в большинстве слу­чаев травматического происхождения) преодолеваются быстрее, чем у школьников и взрослых.

Коррекционно-педагогическая работа начинается с первых недель и дней с момента инсульта или травмы по разреше­нию врача и под его контролем. Раннее начало занятий пре­дотвращает фиксацию патологических симптомов и направ­ляет восстановление по наиболее целесообразному пути. Восстановление нарушенных психических функций достига­ется при длительных логопедических занятиях.

При афазии проводятся индивидуальные и групповые ло­гопедические занятия. Индивидуальная форма работы счита­ется основной, так как именно она обеспечивает максималь­ный учет речевых особенностей больного, тесный личный контакт с ним, а также большую возможность психотерапев­тического воздействия. Длительность каждого занятия на ран­нем этапе после инсульта в среднем от 10 до 15 минут 2 раза в день, на поздних этапах -- 30—40 минут не реже 3 раз в неделю. Для групповых занятий (три — пять человек) с одно­типными формами речевых расстройств и относительно оди­наковой стадией восстановления речи время занятий 45—50 минут.

Логопед должен разъяснить родным особенности личнос­ти больного, связанные с тяжестью заболевания. На конкрет­ных примерах объясняется обязательность его посильного участия в жизни семьи. Даются инструкции для работы по восстановлению речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.146 (0.006 с.)