Коррекционно-педагогическая работа при эфферентной моторной афазии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-педагогическая работа при эфферентной моторной афазии



Основными задачами коррекционно-педагогической рабо­ты при эфферентной моторной афазии являются преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова, восстановление чувства языка, преодоление инертности выбора слов, аграмматизма, восстановление струк­туры устного и письменного высказывания, преодоление алек­сии и аграфии.

При «передних» эфферентной моторной и динамической афазиях работа опирается на сохранную парадигматическую систему и на привнесение извне логопедом программы и схе­мы речевого высказывания, начиная от программирования и планирования слоговой структуры слова и кончая восстанов­лением планирования фразы и текста.

Именно привнесенные извне средства, программирующие структуру слова и фразы (схемы, планы, программы), позволя­ют преодолеть у больных с эфферентной моторной афазией трудности переключения с одного слога или слова на другое, восстановить кинестетическую мелодику речи, преодолеть персеверации, эхолалии, трудности слогов, входящих в слово, и слов, входящих во фразу.

Преодоление нарушенной произносительной стороны речи при эфферентной моторной афазии начинается с восстанов­ления ритмико-слоговой схемы слова, его кинетической ме­лодики.

При грубом нарушении чтения и письма работа начинает­ся со слияния звуков в слоги. Больной, повторяя слог, скла­дывает его из букв разрезной азбуки. Затем из освоенных слогов составляется простое слово типа ру-ка, во-да, мо-ло-ко и т. д. с опорой на ритмически отхлопываемую слоговую структуру слова, а также на схемы слова. Используется ра­бота по автоматизации слов с определенной ритмической структурой: предлагается читать серии слов с одной слого­вой структурой, написанных столбиком. Постепенно слого­вая структура слова усложняется. Больной сопряженно с логопедом, а затем самостоятельно читает разделенные на слоги рифмующиеся слова.

Одновременно с восстановлением звуковой и слоговой структуры слова начинается работа по восстановлению пове­ствовательной речи.

Преодоление нарушений повествовательной речи начина­ется с восстановления так называемого чувства языка, улав­ливания созвучий рифм в стихах, пословицах и поговорках. Особенно полезно использовать пословицы и поговорки с риф­мующимися глаголами.

При восстановлении экспрессивной речи особое внимание уделяется преодолению патологической инертности в нахож­дении нужных слов для высказывания. Обыгрывая предмет­ный рисунок, логопед задает больному вопросы о том, для чего предмет предназначен, что с ним можно или надо сделать, чтобы, допустим, съесть (надо вымыть, сварить и т. п.), каковы свойства предмета и т. д.

При эфферентной моторной афазии преодолению инертно­сти в выборе глагола содействует не только фразеологичес­кий контекст, но и выразительная пантомимическая имита­ция логопедом движений с предметами.

Позже больному дается задание закончить однотипную фра­зу различными словами, например: я ем... (картофельный суп, манную кашу, белый хлеб и т. д.) или я жду... (врача, мать, дочь, жену и т, д.). Предварительно логопед четко произносит фразы к нескольким картинкам, затем стимулирует их произнесение путем вопросов с опорой на различные схемы предложения.

Важной составной частью работы по накоплению глагольно­го словаря является подбор нескольких глаголов к существительному или нескольких существительных к одному глаголу. Первыми устными текстами, произносимыми больным по со­ставленному логопедом плану, являются рассказы о режиме дня: «Я встал, умылся, почистил зубы...» и т. п. Предупрежде­нию и преодолению предложно-флективного аграмматизма служат различные упражнения на вписывание пропущенных флексий, затем флексий и предлогов и, наконец глаголов и су­ществительных в косвенных падежах. Больной обучается ис­пользовать восстановленный словарный запас в беседах с меди­цинским персоналом, с родственниками, позже осваивает лексику, необходимую при посещении врача, магазинов, аптеки и т. п.

При грубой эфферентной моторной афазии чтение и пись­мо могут быть в состоянии полного распада. В связи с этим для больных разрабатываются индивидуальные азбуки, в ко­торых каждой букве соответствует определенная картинка или слово, значимые для больного. Например, аарбуз, бба­бушка, вВасилий и т. д. Позже проводится работа по со­ставлению слов из слогов обычной разрезной азбуки.

Для восстановления плавного письма больного обучают многократно писать левой рукой сначала отдельные пропис­ные буквы, затем слова и фразы. Полезно провести курс под­готовительных прописных упражнений, предупреждающих персеверации элементов букв при записи слов. На стадии частичного восстановления звуко-буквенного анализа соста­ва слова от разрезной азбуки переходят к записи слов и лег­ких фраз во время слуховых диктантов. При этом больной должен проговаривать каждое слово по звукам, иногда пред­варительно складывать трудные слова из разрезной азбуки. Восстановление чтения идет параллельно с восстановлени­ем звуко-буквенного анализа слов, но, безусловно, несколько опережая его. Вначале больной по слогам читает слова с раз­личной слоговой структурой, затем простейшие тексты.

На поздних этапах восстановления звуко-буквенного ана­лиза состава слова решаются простые кроссворды, составля­ются короткие слова из букв многосложного слова, пишутся разной степени сложности письма и сочинения, ведутся днев­ники и т. п.

Преодоление дефектов понимания речи осуществляется путем выполнения различных заданий на внимание, переклю­чения с одного предмета на другой, заданий «провокационно­го» характера, когда логопед просит показать тот предмет, которого нет среди лежащих перед больным, соотнести фразу с сюжетной картинкой.

По мере восстановления слухового внимания стимулирует­ся показ картинок по заданию, при этом больного спрашивают не «где нарисована ложка», а «покажите ложку» или «пока-ясите то, чем мы едим», «положите ложку на стакан» и т. п.

Логическое ударение при этом должно падать то на пред­лог, то на существительное. С помощью интонации или логи­ческого ударения логопед подчеркивает переход к другим видам заданий: поставьте стакан, переверните стакан вверх дном и т. п.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.005 с.)