Коррекционно-педагогическая работа при семантической афазии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-педагогическая работа при семантической афазии



Основными задачами логопедической работы при семанти­ческой афазии являются: преодоление трудностей нахождения названий предметов, расширение лексического и синтаксичес­кого состава речи больных, преодоление импрессивного аграм­матизма.

Коррекционно-педагогическая помощь по преодолению семантической афазии опирается на контроль всех сохран­ных анализаторных систем (зрение, слухоречевую память), а главное, на планирующую и регулирующую функции лобных отделов головного мозга, на сохранную линейную организа­цию устной речи.

В связи с тем что в основе речевых расстройств при семан­тической афазии лежит нарушение симультанного простран­ственного гнозиса, восстановительное обучение при этой форме афазии начинается с развития конструктивно-пространствен­ной деятельности. Для этого необходимы упражнения в зри­тельном анализе геометрических фигур, орнаментов, склады­ваемых из элементов, реконструируемых по наглядному образцу и по инструкции, восстановлении ориентированности больного в левом и правом, в частях света, в географической карте. Кон­структивно-пространственная апраксия преодолевается путем обучения плану расчленения орнамента или рисунка на опре­деленные сегменты и выполнения задания по плану (напри­мер, сначала нижний «этаж», затем второй, третий и т. д. или сначала первый столбик слева, затем второй и т. д.).

Для преодоления амнестических трудностей необходимо сопоставление различных смысловых связей слов по призна­кам, образующим различные семантические поля. Так, на­пример, анализируются те признаки предметов, которые их объединяют в видовые категории (профессия, мебель, одежда и т. д.), и в то же время определяется общность слов по их корневой части (садовник, сад, посадки), по суффиксальным и префиксальным признакам (садовник, чернильница, сахарни­ца). Ведется работа по описанию различий и сходств синони­мов, антонимов, омонимов, использованию в письменной речи качественных определений предметов, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (с различными союзными словами), подчиненная часть которых стоит в начале, середи­не или конце предложения и относится к разным членам главного предложения.

Преодоление импрессивного аграмматизма начинается с уточнения значений отдельных предлогов и наречий, усвое­ния схемы предлогов с перемещением точки (предмета) вок.руг нарисованного стола, дома, стакана.

Больному предлагают многократно описывать расположе­ние центрального предмета по отношению к предметам, нахо­дящимся от него слева и справа (позже над и под ним). Сред­ний из трех предметов, схематично изображенных в тетради больного (например, елка, домик, чашка), обводится кружком, около него или над ним ставится вопросительный знак, стрел­ками намечается план описания расположения предметов. Больной составляет фразы типа: Елка нарисована справа от дома и слева от чашки или Домик нарисован слева от чашки и справа от елки. Позже также описывается расположение трех предметов с предлогами надпод, с наречиями выше -ниже, дальшеближе, светлеетемнее и т. д. Предвари­тельная проработка этих схем в экспрессивной речи подго­тавливает базу для понимания логико-грамматических кон­струкций на слух при чтении.

По той же методике сравнения и описания палочек раз­личной высоты (например, Т С В — Соня выше Тони и ниже Васи), длины, т. е. путем привлечения сохранной экспрессив­ной, синтагматически организованной речи, осваиваются срав­нительные и инвертированные логико-грамматические кон­струкции типа: Соня выше Оли и ниже Тони; Курск от Москвы дальше Орла и ближе Харькова, и решается кто боль­ше и меньше всех, что дальше или ближе. Лишь после того, как больной начнет свободно сам выделять центральный, сред­ний предмет и свободно описывать расположение сравнивае­мых предметов, ему дается задание на декорирование им же только что составленных задач. Переключение больного со словесного описания позиций взаиморасположенных предме­тов на их схематическое изображение, т. е. на выполнение составленной им логико-грамматической задачи, приводит к освоению плана решения и других подобных заданий.

Для преодоления акалькулии проводятся уточнения раз­рядов, входящих в число (десятки, сотни, тысячи и т. д.), зак­репляются значения синонимов минусвычитание, плюс -сложение. Больным предлагается выполнить действия в пре­делах одного-двух десятков, затем в пределах сотни и тыся­чи. Особое место в преодолении дефектов счетных операций занимает решение арифметических задач в 2—3—4 действия с употреблением наречий больше, меньше и глаголов отнять, добавить, отправить, выгрузить и т. д., т. е. глаголов с при­ставками, передающими пространственные взаимоотношения действия и предмэтов.

Преодоление «оптической» алексии осуществляется путем устного описания больным элементов, входящих в ту или иную букву, конструирования букв из элементов (различной вели­чины картонных или пластмассовых палочек и овалов), чте­ния (называния) букв после определения их элементов, чте­ния слова через скользящее по нему «окошко» (квадратную прорезь в полоске картона), через «окошко», охватывающее несколько букв, входящих в слово, чтения строки с линейкой, закрывающей нижние строки текста.

«Зеркальную», или конструктивно-пространственную, агра­фию преодолевают путем восстановления ориентированно­сти больных в левом и в правом в разных вариантах распо­ложения предметов (например, чашка стоит на дне, чашка перевернута вверх дном и т. п.), списывания (срисовывания) больным отдельных букв или слов с фиксацией цветным Карандашом левой стороны листа и направления (стрелкой), откуда следует начинать запись серии букв или элементов, с определения того, в какую сторону «смотрит» буква.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.209 (0.005 с.)