Исследование, умения образовывать притяжательные прилагательные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование, умения образовывать притяжательные прилагательные



Материал - картинки с изображениями: хвоста рыбы, головы лисицы, крыла птицы, лапы медведя, дупла белки, гнезда вороны, яйца утки, логова волка.

Процедура и инструкция. Перед учеником раскладывают картинки, предлагают внимательно их рассмотреть и назвать изображения с помощью вопросов: "Чье это...? Чья это...?" или "Чей это...?". (Например, рыбий хвост, лисья голова, птичье крыло и т.д.).

Оценка результатов: высокий уровень - правильное и быстрое выполнение задания; уровень выше среднего - правильное выполнение задания с определенной

помощью логопеда в виде уточнения отдельных ответов; средний уровень - систематические ошибки в образовании слов, большинство которых исправляется после замечаний экспериментатора; уровень ниже среднего - выполнение задания только по образцу позволяет правильно образовать лишь отдельные словоформы; низкий уровень - умение образовывать новые словоформы не сформировано.

Исследование умения образовывать названия детенышей животных

Материал - парные картинки с изображениями домашних животных и диких зверей, домашних птиц, рыб и их детенышей (корова - теленок, лошадь — жеребенок, коза - козленок, овца - ягненок, лягушка - лягушонок, рыба - малек, верблюд - верблюженок, свинья - поросенок, медведь - медвежонок, волк — вол-ченок, утка - утенок).

Процедура и инструкция. Экспериментатор предъявляет пары картинок и дает инструкцию ученику: "Внимательно рассмотри картинку и назови взрослое животное, а затем его детеныша, взрослую птицу и птенца".

Оценка результатов - см. п.1 0.1.

ИССЛЕДОВАНИЕ УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА И ЕГО СВЯЗИ С ФОРМАЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ

Определение рода существительного по конечной части слова

Речевой материал - слова с пропущенными буквами:

... тон ... та ... но
... во ... ген ... по

Процедура и инструкция. Детям предлагается подставить слова (он, она, оно) к словам, в которых пропущены первые буквы.

Оценка результатов: высокий уровень - правильное и аргументированное выполнение задания; уровень выше среднего - единичные ошибки исправляются в ходе самопроверки или после подсказки логопеда; средний уровень — систематические ошибки в определении частной категории рода, помощь экспериментатора позволяет их исправить; уровень ниже среднего — нечеткая сформированность связи между грамматическим значением слова и его конечной частью; низкий уровень - неверное определение рода существительного во всех случаях.

Понимание грамматического значения суффиксов (по методике. Д.Н.Богоявленского)

Речевой материал - слова с известными суффиксами, образованные от незнакомых слов: лар (зверь), ларенок, ларище; лафит (сладкий квас), лафитница; кашемир (красивая материя), кашемиршик.

Процедура и инструкция. Детям объясняется, что в волшебной стране живет зверь, которого зовут ЛАР. Затем задаются следующие вопросы: "А кто такой ларище? Какая разница между ними? Кто больше - лар или ларище? А кто такой ларенок? Какая между ними разница? Кто больше?". "Кашемир - это материя. Кашемирщик - это кто или что? Что он делает?". "Лафит - это сладкий квас. А что такое лафитница?".

Оценка результатов: высокий уровень - правильное и аргументированное выполнение задания; уровень выше среднего - в целом задание выполняется верно, однако допускаются неточности в объяснении грамматических значений отдельных суффиксов; средний уровень - систематические ошибки свидетельствующие о непонимании значений отдельных суффиксов; уровень ниже среднего - понимание грамматического значения единичных суффиксов; низкий уровень - понимание грамматического значения суффиксов на материале малознакомых слов недоступно, помощь неэффективна.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.006 с.)