Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, роль и задачи финансовой политики: макро- и микроэкономические аспекты
Финансовая политика – это совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансовых отношений для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью общей экономической политики государства. Главной целью государственной финансовой политики является создание условий для эффективного функционирования финансовой системы, являющейся основой социально-экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни населения. Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты (налоги, кредит, банковский процент, инвестиции, ценовые пределы, дотации, субсидии, субвенции, ценные бумаги, денежные обязательства, валюта, опционы и т.д.) а также финансовые институты (органы управления финансами), наделенные законодательными и исполнительными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков в стране. Финансовая политика государства в условиях глобализации финансовых отношений должна строиться с учётом не только его внутреннего социально-экономического состояния, но и в соответствии с требованиями и стандартами международного финансового права и международных финансовых организаций. В финансовой науке выделяются, как правило, четыре типа финансовой политики, соответствующие экономическим теориям ряда периодов новейшей истории: · классическая; · планово-директивная; · регулирующая; · неоконсервативная. Зарождение классического типа финансовой политики относится к периоду первоначального накопления капитала, когда сформировалась система взглядов классической школы экономической мысли. В классической теории в качестве главного регулятора хозяйственной системы выступает рынок, обеспечивающий её сбалансированность и экономический рост. Государству же отводится, по выражению А. Смита, «роль ночного сторожа». Задача государства - обеспечить условия для функционирования рынка путём создания определённых правовых норм и минимизировать государственные расходы, поскольку они являются дополнительными издержками для основной фигуры рынка – предпринимателя. Основными характеристиками данного типа финансовой политики являются свобода от государственного вмешательства и свобода конкуренции. Этот тип финансовой политики использовался в индустриально-развитых странах примерно с конца восемнадцатого до первой трети двадцатого века, т.е. до появления теории Дж. Кейнса, отразившей качественные изменения в развитии капиталистических отношений.
Планово-директивный тип финансовой политики соответствует системе государственного устройства, характеризующейся замкнутостью экономики, наличием жесткого планово-распределительного управления хозяйственной жизнью. Характерными чертами этого типа финансовой политики являются жёсткая централизация финансовых ресурсов и перераспределение их через государственный бюджет в пропорциях, определённых директивами высшего уровня власти. Данная политика ориентируется на внутренние финансовые ресурсы государства практически без его участия в международных финансовых отношениях. Этот тип финансовой политики был характерен для СССР и других стран социалистической ориентации. Регулирующий тип финансовой политики вытекает из экономической теории Дж. Кейнса, обосновавшего необходимость государственного регулирования и вмешательства государства в циклическое развитие рыночной экономики в целях предотвращения кризисов. Теория Кейнса сформировалась в тот период, когда кризисность в развитии рыночного капиталистического хозяйства стала проявляться особенно остро (период «Великой депрессии» 1929-1933 г.г.). Определяющие идеи этой теории – стихийное развитие рыночной экономики не является идеальной системой саморегулирования, поэтому необходимо государственное воздействие на экономическую динамику путём стимулирования инвестиционного спроса. Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса, а через его посредничество - главным фактором занятости населения и роста национального дохода. Характерная черта данного типа финансовой политики – государственное вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью таких финансово-кредитных механизмов, как увеличение расходов государства, инфляционная и циклическая налоговая политика, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста заработной платы, регулирование процентных ставок и занятости.
Неоконсерватизм является одним из основных направлений неоклассической школы экономической мысли. Он представлен сформировавшимися в 70-х – 80-х г.г. прошлого века теориями предложения и монетаризма (изложены в работах И. Фишера, К. Викслера, Ф. фон Хайека, М. Фридмена). Проблематика этой школы концентрируется на вопросах оптимизации рыночной экономики с помощью антиинфляционной политики и внедрения достижений НТП. Неоконсервативный тип финансовой политики отличает поиск эффективного соотношения государственного регулирования с механизмами рыночного саморегулирования. В первую очередь, изучаются причины возникновения экономических проблем (высокой инфляции, безработицы, незначительной динамики экономического роста и т.д.), искажающих мотивы рационального поведения человека в рыночной экономике, разрушающих рыночные механизмы, снижающих эффективность факторов производства. После этого определяются возможности устранения этих причин, способы преобразования системы государственного регулирования для мобилизации предпринимательского потенциала экономики. Этот тип финансово-экономической политики использовался всеми развитыми странами в последней трети двадцатого века. В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В тоже время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, инвестиционная, социальная (в ее финансовых аспектах) и таможенная политика. В России бюджетная политика основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в формировании структуры доходной и расходной частей бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом. Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговая система характеризуется разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. В России, как и в других развитых странах, построение налоговой системы осуществляется на основе следующих принципов: · государство без налогов существовать не может; · налоговая система должна быть открытой, простой и эффективной; · государство должно гарантировать стабильность законов и правил налогообложения; · налоговая система не должна носить конфискационный характер; стабильное увеличение налогооблагаемой базы может быть обеспечено только ростом индивидуальных доходов граждан и предпринимательских структур;
· при превышении оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс, начинается утечка капитала; · в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала; · основной налоговой базой должны выступать прямые налоги на доходы и имущество, они должны строиться на принципе пропорционального налогообложения; · косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т.д.; они наиболее удобны с позиции формирования доходов бюджета, но их бремя падает на конечного потребителя продуктов и услуг – население, это приводит к изъятию накоплений у основной части населения, что разрушает основу функционирования инвестиционной и кредитной системы. Денежно-кредитная политика включает совокупность мер по регулированию денежно-кредитного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путём воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции и инвестиционной активности. Основная цель этой политики – обеспечить стабильность денежно-кредитного обращения. Она состоит в регулировании денежного предложения: · в период экономического спада – в увеличении предложения денег для стимулирования увеличения расходов; · в период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, - в ограничении предложения денег для ограничения расходов. Денежно-кредитная политика проводится, главным образом, Центральным банком, который с помощью определённых методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке. Он меняет объём денежного предложения в стране путём регулирования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерческих банках. Эти резервы имеют решающее значение для способности банковской системы создавать деньги. Центральный банк использует инструменты прямого воздействия – операции с государственными ценными бумагами и косвенного воздействия – изменение учётной ставки и нормы обязательных резервов. Эти инструменты влияют на резервы коммерческих банков и, следовательно, на величину устанавливаемых ими процентов и на предложение денег. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Основная цель этой политики - обеспечить условия для инвесторов, чтобы им было выгодно вкладывать финансовые средства в российскую экономику, чтобы капиталы отечественных предпринимателей не покидали страну, а иностранный капитал не имел препятствий для проникновения в Россию.
Финансовые аспекты социальной политики обусловлены необходимостью решения задач финансового обеспечения конституционных прав граждан России. Они охватывают вопросы пенсионного обеспечения, миграционную сферу, финансовую помощь определённым группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и т.д.). Таможенная политика проводится с целью ограничения (расширения) доступа на внутренний рынок зарубежных товаров и услуг, а также поощрения или сдерживания экспорта товаров и услуг из страны. Таможенная политика осуществляется посредством взимания государством денежных сборов через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы государства. Таможенные пошлины подразделяются на ввозные, вывозные и транзитные. В условиях современного рынка, когда значительная доля финансовых отношений осуществляется на уровне микро и мезоэкономики, самостоятельную финансовую политику проводят и предприятия и корпорации. Это сфера профессиональной деятельности финансовых менеджеров, занятых в их бизнесе. В зависимости от специфики ситуации, в которой находится фирма, целями её финансовой политики могут быть: · достижение лидерства в конкурентной борьбе; · выживание в конкурентной борьбе; · избежание банкротства; · максимизация рыночной стоимости фирмы; · максимизация прибыли; · стабилизация уровня рентабельности; · обеспечение устойчивого темпа роста экономического потенциала; · минимизация расходов и т.д. В любом периоде целью финансовой политики предприятия является извлечение прибыли. Но в краткосрочном периоде на первый план выходит обеспечение текущей платежеспособности, во избежание банкротства. А в долгосрочном периоде – повышение рыночной стоимости бизнеса.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.168.28 (0.015 с.) |