Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы



 

Контроль - это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим (в том числе, правовым) решениям, а также выявления результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины, оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов во всех субъектах хозяйствования и управления. Финансовый контроль является одной из важнейших функций управления финансами. Существенно, что финансовый контроль не ограничивается только оценкой правомерности тех или иных финансовых действий, а предусматривает и аналитический аспект.

Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов. Его объектом является вся система денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВНП, формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования.

Предметом финансовогоконтроля выступают различные финансовые показатели, включая доходы и расходы бюджетов разных уровней, финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования, страхового и фондового рынков, налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, доходы и расходы домашних хозяйств и другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Многие из контролируемых показателей являются расчётными, что предопределяет необходимость проверки достоверности и правильности их расчёта в соответствии с нормативными документами.

В финансовой науке, в соответствии с мировой практикой, выделяются две основные модели финансового контроля. В англосаксонской модели финансовые органы осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчёт. Однако вопрос о санкциях к нарушителям является прерогативой административных и судебных органов власти. Во французской модели отдельные контрольные органы, помимо непосредственно контрольных функций, наделяются некоторыми административно-судебными полномочиями: в части определения виновности лиц в финансовых нарушениях, требования возмещения ущерба и т.д. В России, по аналогии с французской моделью, контрольные органы Минфина РФ, Счётная палата РФ, налоговые и таможенные органы имеют определённые полномочия по применению санкций в отношении лиц, нарушающих финансовое законодательство и финансовую дисциплину, а также наносящих прямой ущерб государству.

К основным задачам, стоящим перед финансовым контролем, относятся: содействовать обеспечению сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечивать соблюдение действующего финансового законодательства, своевременность и полноту выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств; выявлять резервы роста доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий; обеспечивать правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности и др.

Решение этих задач обеспечивается системой ответственности всех участников финансовых отношений. Она включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и экономические меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины.

Финансовый контроль со стороны государства за организациями негосударственной сферы экономики касается лишь их выполнения денежных обязательств перед государством (налогов и других обязательных платежей), соблюдения законности и целесообразности при расходовании бюджетных средств и кредитов, выполнения установленных государственными органами правил организации денежных расчётов, ведения бухгалтерского учёта и отчётности.

Формы контроля принято классифицировать по определённым признакам. По признаку регламента выделяются:

· обязательный финансовый контроль. Оносуществляется, согласно действующему законодательству, государственными органами финансового контроля в установленные сроки. К нему относятся: контроль исполнительных и законодательных органов власти за исполнением бюджетов, налоговый контроль, контроль, проводимый по решению правоохранительных органов, обязательный аудит годовой финансовой отчетности организаций, связанных с обслуживанием крупных финансовых потоков, в т. ч., средств граждан (акционерные общества, банки, страховые компании и т.д.);

· инициативный финансовый контроль. Он осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. Это может быть финансовый контроль представительных органов власти, президента, исполнительных органов власти, финансово-кредитных организаций, ведомственный и внутрихозяйственный, общественный, аудиторский.

По признаку времени проведения выделяются:

· предварительный финансовый контроль. Оносуществляется до совершения финансовых операций и имеет существенное значение для предупреждения финансовых нарушений. В частности, он проводится на стадии рассмотрения и принятия бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, поэтому в условиях рынка ему отводится особая роль;

· текущий финансовый контроль. Оносуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней и финансовых планов хозяйствующих субъектов. Этот контроль направлен не только на соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но предполагает и анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;

· последующий финансовый контроль. Оносуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов всех уровней, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов за отчетный период. Он предназначен для оценки результатов, полученных в итоге выполнения соответствующих финансовых планов и выработки на этой основе стратегии и тактики действий хозяйствующих субъектов на предстоящий период.

По признаку субъекта, осуществляющего контроль, выделяются:

· общегосударственный финансовый контроль. Он проводится органами Государственной власти (Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Счетной палатой РФ, Центральным Банком РФ и др.) Он обеспечивает интересы государства и общества по поступлению доходов, обоснованности, законности, целевому и эффективному использованию государственных средств и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности;

· ведомственный финансовый контроль. Его проводят контрольно-ревизионные управления министерств, агентств и служб. Он охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

· внутрихозяйственный финансовый контроль. Его проводят финансово-экономические службы хозяйствующих субъектов. Он направлен на непрерывное наблюдение за их финансово-экономической деятельностью (состоянием финансового планирования, денежного хозяйства, уплаты налогов и т.д.);

· общественный финансовый контроль. Он выполняется неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами на добровольной основе. С развитием общественных отношений этот вид контроля приобретает всё более важное значение;

· правовой финансовый контроль. Он проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.;

· гражданский финансовый контроль. Он осуществляется физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, прибыли от предпринимательской деятельности, дивидендов, процентов и т.д.;

· контроль финансово-кредитных органов. Он состоит в оценке кредитоспособности своих заёмщиков, а также в проверке правильности и достоверности данных их финансовой отчетности;

· независимый (аудиторский) контроль. Онпроводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими проведение аудиторских проверок;

· финансовый мониторинг. Он осуществляется Федеральной службой по финансовому мониторингу, находящейся в ведении Министерства финансов РФ и уполномоченной принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма.

По методам (способам, приемам) проведения финансовый контроль подразделяется на:

· проверки;

· обследования;

· надзор;

· экономический анализ;

· мониторинг;

· ревизии.

Проверки проводятся органами государственного финансового контроля по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерских документов. В ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются меры по их устранению. Проверки подразделяются на выездные и камеральные.

Выездную проверку проводят непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы: регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и другая документация.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе выше перечисленных документов, предоставляемых ему предприятиями, учреждениями и организациями, и материалов о проверяемых юридических и физических лицах, имеющихся у субъекта контроля.

Обследование заключается в изучении отдельных сторон деятельности предприятий и организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. В ходе обследования могут проводиться контрольные обмеры расхода материалов, топлива, энергии, выполненных работ и т.д.

Надзор осуществляют контролирующие органы за экономическими субъектами, получившими лицензию на определённый вид финансовой деятельности (банковской, страховой и т.д.). Он предполагает проверку их финансовых операций на предмет соответствия нормам и требованиям, предъявляемым действующим законодательством. Выявление нарушений влечёт за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ предполагает детальное изучение финансовой отчётности хозяйствующих субъектов с целью оценки результатов их финансово-хозяйственной деятельности, эффективности использования ресурсов.

Мониторинг – это постоянное наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов за использованием ими своих финансовых ресурсов. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия заёмщика, может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятий.

Ревизия – это наиболее основательный и распространённый метод финансового контроля. Её цель – выявление обоснованности, целесообразности, эффективности, недостатков и нарушений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта, в первую очередь, с точки зрения соблюдения интересов собственника (государство, акционеры и т.д.). Различаются комплексные, тематические, сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.

Комплексная ревизия является наиболее полной. Она охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого субъекта хозяйствования: обоснованность, сохранность, законность и эффективность использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, достоверность и полнота бухгалтерского учёта и отчётности. По всем вопросам ревизии к её проведению привлекаются соответствующие специалисты, что позволяет обеспечить высокое качество контроля.

Тематическая ревизия проводится по определённому вопросу деятельности однотипных хозяйствующих субъектов. Это позволяет провести их сравнительный анализ, выявить типичные недостатки и рекомендовать меры по их устранению.

Сплошная ревизия предполагает проверку всех финансово-хозяйственных операций по всему хозяйствующему субъекту или по отдельному направлению его деятельности за весь отчётный период.

При выборочной ревизии предусматривается проверка части первичных документов за определённый период (как правило, один месяц). При обнаружении нарушений проводится сплошная ревизия.

При комбинированной ревизии предполагается проверка одних ревизуемых субъектов с применением сплошного метода, других – с применением выборочного метода. Это позволяет проводить ревизии крупных хозяйствующих субъектов, имеющих большой документооборот, включающих множество подразделений и выполняющих разнообразные хозяйственные операции.

По результатам ревизии составляется акт, содержащий выводы, которые являются основанием для принятия мер по устранению нарушений, возмещению нанесённого ущерба.

Аудит - установление достоверности данных бухгалтерского учёта и отчётности, соответствия проводимых операций требованиям законодательства и внутренним нормативным документам.

Отдельного рассмотрения требуют вопросы государственного финансового контроля. Этот вид контроля проводится органами законодательной и исполнительной власти всех уровней.

По линии законодательной власти на федеральном уровне его осуществляет Федеральное Собрание РФ. Финансовый контроль двух палат Федерального Собрания, Государственной Думы и Совета Федерации, осуществляется их профильными комитетами и комиссиями на всех стадиях бюджетного процесса. Постоянно действующим органом, образуемым обеими палатами Федерального Собрания и подотчётным им, является Счётная палата РФ. Она контролирует деятельность субъектов всех уровней управления, ведомственной и общественной принадлежности, независимо от формы собственности (начиная от обычной государственной или негосударственной коммерческой фирмы и заканчивая Администрацией Президента), если они оперируют финансами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, имеют налоговые, таможенные или другие льготы. Сотрудники Счётной палаты РФ по итогам проверок составляют представления, которые направляют руководителям проверенных организаций. При выявлении нарушений направляются обязательные для исполнения предписания. При неоднократных нарушениях может быть принято решение (по согласованию с Государственной Думой) о приостановлении всех видов расчётных операций организации-нарушителя. Однако Счётная палата РФ не наделена правами применения к нарушителям мер административного воздействия.

По линии исполнительной власти главным органом государственного финансового контроля является Министерство финансов РФ. Особая роль этого ведомства определяется тем, что на него возложен контроль одновременно за формированием и исполнением федерального бюджета, а также расходованием государственных средств. Непосредственно контрольные функции в рамках Минфина РФ осуществляет специально созданный в апреле 2004г. федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН). Главная задача службы – контроль за обеспечением целевого и эффективного использования бюджетных средств, государственной собственности, предоставляемых государством налоговых и бюджетных льгот, за своевременностью возврата и целевым использованием бюджетных ссуд. Эта служба имеет свои территориальные органы. Свою деятельность ФСФБН осуществляет в соответствии с Планом контрольной работы, а также по поручениям государственных органов власти (Администрации Президента РФ, палат Федерального собрания РФ, Аппарата Правительства РФ, Счетной палаты РФ, министерств и правоохранительных органов). В число основных функций ФСФБН входят:

· проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования федеральных, государственных фондов, средств и собственности на территории России и за рубежом (в том числе, по мотивированному обращению правоохранительных органов федерального и регионального уровня);

· осуществление мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений финансово-бюджетного законодательства России;

· осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в сфере финансово-бюджетного контроля и надзора органами финансового контроля федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также местных органов самоуправления;

· осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием законодательству и условиям лицензирования РФ валютных операций, проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж);

· проведение проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям (с участием представителей валютного контроля, правоохранительных органов);

· организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

В ведении Минфина РФ действует также система Федерального казначейства, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства в части кассового исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В системе казначейства кроме Главного управления, функционирующего на федеральном уровне, действуют территориальные органы, контролирующие поступление и использование средств федерального бюджета и внебюджетных фондов на их территории. Поскольку просматривается схожесть функций ФСФБН и Федерального казначейства Минфином РФ принято решение о том, что за органами Федерального казначейства закреплены действия по проведению предварительного, а за ФСФБН – последующего финансового контроля (контроль за законностью использования ассигнований и прохождением средств по счетам в банках осуществляют органы казначейства, а контроль за обоснованным и целевым расходованием этих средств субъектом хозяйствования – ФСФБН).

Государственный финансовый контроль также осуществляют:

· Центральный банк РФ за созданием кредитных организаций (в процессе государственной регистрации и лицензирования), за соблюдением коммерческими банками и другими кредитными организациями правил проведения кредитно-банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутри банковского контроля, создания обязательных резервов;

· органы Федеральной налоговой службы за соблюдением налогового законодательства. В их задачу входит проверка, систематизация учета и ответственности налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению;

· органы Федеральной таможенной службы за соблюдением таможенного законодательства. В их задачу входит осуществление финансового контроля за перемещением товаров через таможенную границу России.

Государственный финансовый контроль осуществляют в сфере своей деятельности также Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, органы валютного и экспортного регулирования и другие.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.41.140 (0.053 с.)