Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тематика рефератов, докладов, сообщений, обзоровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Взаимосвязь гражданского и финансового права. 2. Взаимосвязь налогового и гражданского права. 3. Взаимосвязь финансового и административного права. 4. Понятие "финансы" в науке финансового права. 5. Судебный прецедент в системе источников финансового права. 6. Международно-правовое и национальное регулирование финансовой деятельности в Российской Федерации. 7. Система принципов финансового права. 8. Правовые вопросы организации муниципального финансового контроля. 9. Принципы финансовой деятельности. 10. Понятие и сущность финансовой деятельности муниципальных образований. 11. Денежные обязанности и денежные обязательства. 12. Бюджетный федерализм. 13. Принцип системности в бюджетном праве. 14. Государственное регулирование ценообразования в бюджетном праве. 15. Финансово-правовые механизмы обеспечения сбалансированности бюджетов. 16. Бюджетное финансирование государственных программ РФ. 17. Правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. 18. Налоговый контроль как особая форма деятельности налоговых органов. 19. Источники налогового права и источники законодательства о налогах и сборах. 20. Категория "добросовестность" в налогово-правовой сфере. 21. Основы правового положения Центрального банка РФ. 22. Налоговый механизм как основной публично-правовой регулятор налоговых отношений. 23. Ответственность казенных учреждений и их должностных лиц за нарушения бюджетного законодательства. 24. Плательщики налогов и сборов. 25. Налоговый конфликт. 26. Правовые аспекты финансирования охраны окружающей среды и рационального природопользования. 27. Банковские отношения как составная часть предмета финансового права. 28. Налоговые вычеты. 29. Понятие и элементы системы налогов и сборов. 30. Сроки в налоговом праве. 31. Обзор научных работ Нины Ивановны Химичевой. 32. Обзор научных работ Юлии Александровны Крохиной. 33. Ограничения оборота наличных денег. 34. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. 35. Правовое положение центрального депозитария. 36. Компетенция Банка России в сфере организации наличного денежного обращения. 37. Денежное право. 38. Посредники на страховом рынке: правовое положение и требования законодательства. 39. Лицензирование профессиональной деятельности на страховом рынке. 40. Обязательное страхование: за и против. 41. Инструменты защиты платежной системы. 42. Проблемы обращения монеты Банка России. 43. Обзор научных работ Алексея Ивановича Худякова. 44. Форма собственности государственных корпораций. 45. Обзор научных работ Сергея Васильевича Запольского. 46. Предмет инвестиционного права. 47. Старый и новый законы о бухгалтерском учете: сравнительный анализ. 48. Финансовая самостоятельность муниципальных унитарных предприятий (на примере одного из них). 49. Финансовая самостоятельность бюджетных учреждений (на примере одного из них). 50. Стандарты оценки и оценочная деятельность. 51. История развития бюджетного законодательства России. 52. История развития валютного законодательства России. 53. История развития российского законодательства о налогах и сборах. 54. История развития науки финансового права. 55. Министерство финансов России: история становления. 56. Министерство финансов России: правовое положение и роль в финансовой системе. 57. Современное развитие институтов финансового права. 58. Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности. 59. Положительная финансово-правовая ответственность. 60. Дискуссионные и противоречивые положения финансового законодательства. 61. Банковские системы России и США. 62. Государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения. 63. Досудебный и судебный порядок урегулирования споров по результатам налоговых проверок. 64. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг. 65. Законность банковской деятельности в системе принципов финансового права. 66. Нецелевое использование бюджетных средств как основание ответственности за нарушение бюджетного законодательства. 67. Правовые аспекты налогообложения субъектов договора лизинга. 68. Правовые позиции судов в налоговом праве. 69. Финансовая система государства как объект судебной защиты. 70. Финансово-правовое регулирование публичных фондов денежных средств. 71. Финансово-правовые аспекты операций с производными финансовыми инструментами (деривативами). 72. Юридическая ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. 73. Государственные корпорации как субъекты финансовых правоотношений. 74. Камеральные и выездные налоговые проверки как формы налогового контроля. 75. Международные расчеты как объект валютного контроля.
III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВВЕДНИЕ
В процессе изучения курса "Финансовое право" проводится промежуточная аттестация в форме экзамена. Оценивая знания студента, экзаменатор должен проявлять объективность, доброжелательность, принципиальность, справедливость, демонстрировать уважение аргументированного мнения экзаменуемого, исходить из принципа научного плюрализма, стимулировать желание студента к творческой учебе. На консультации экзаменатор должен напомнить студентам о необходимости систематической семестровой подготовки к экзамену, рекомендовать предпочтительную учебную, научную, справочную литературу, разъяснить, каким образом строить ответ на экзамене, чем руководствоваться при отборе существенной информации по вопросам, как пользоваться программой курса, которая в обязательном порядке должна быть на экзамене. Студентам следует показать на примере возможность использования программы учебного курса для выстраивания логики ответа, получения информации о связи вопроса с другими вопросами раздела (темы) учебного курса. Студент при подготовке к экзамену должен усвоить и запомнить важнейшие определения понятий и категорий финансового права, уяснить смысл специфической терминологии, которая используется для обозначения тех или иных институтов финансового права и др. В частности, студент должен знать значение и содержание таких понятий, как предмет, система финансового права, финансы, финансовая деятельность, финансовая система и т.д. В процессе экзамена преподаватель должен проверить не только наличие суммы знаний, но и способность студента правильно их использовать, аргументировать собственную позицию, умение анализировать заученные определения понятий и категорий. Ответ студента на экзамене оценивается исходя из следующих критериев: полнота, четкость, информационная насыщенность ответа, новизна используемой информации, знание и использование научных источников, нормативных актов, судебной практики, логичность ответа, доказательность позиции, на которой основывается ответ студента. Экзаменационная оценка ставится на основании устного ответа по экзаменационному билету. Допуск к экзамену предполагает успешное выполнение заданий в ходе семинарских занятий (в том числе решение ситуационных задач), а также прохождение тестирования. Программа экзамена в целом совпадает с программой курса. Важно, чтобы билет включал вопросы, относящиеся к различным подотраслям (институтам) финансового права (проблематика, подлежащая освещению студентом по поставленным в билете вопросам, не должна носить аналогичного, сходного характера). Хотя бы один из вопросов билета должен носить отчетливо выраженную теоретическую значимость, и один – иметь прикладное (практическое) значение. Примерные вопросы к экзамену приводятся далее.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (очная и заочная формы обучения) 1. Предмет финансового права. 2. Система финансового права. 3. Принципы финансового права. 4. Финансовая система России. 5. Понятие и виды финансового контроля. 6. Федеральный государственный финансовый контроль: органы и направления контроля. 7. Региональный государственный финансовый контроль: органы и направления контроля. 8. Муниципальный государственный финансовый контроль: органы и направления контроля. 9. Понятие и особенности финансово-правовой ответственности. 10. Бюджетное устройство РФ: правовая форма бюджета, бюджетная классификация, принципы бюджетной системы РФ. 11. Доходы бюджетов: виды, формирование по уровням бюджетной системы. 12. Расходы бюджетов: особенности (расходы как обязательства) и роль резервных фондов в финансовом обеспечении расходов. 13. Сбалансированность бюджетов: понятие дефицита, механизмы достижения сбалансированности. 14. Участники бюджетного процесса. 15. Стадии бюджетного процесса. 16. Роль Счетной палаты в бюджетном процессе. 17. Государственный и муниципальный финансовый контроль в бюджетном процессе. 18. Система государственных внебюджетных фондов России. 19. Общая финансово-правовая характеристика Пенсионного фонда РФ: место в финансовой системе, доходы и расходы бюджета. 20. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов. 21. Страховые взносы на обязательное социальное страхование: плательщики, объекты обложения, база для начисления, тарифы. 22. Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию: страховой случай и страховой риск, формы страхового обеспечения. 23. Понятие нарушения бюджетного законодательства. 24. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства. 25. Лица, уполномоченные на применение мер принуждения в соответствии с БК РФ (состав лиц и их полномочия). 26. Общая характеристика нарушений бюджетного законодательства. 27. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом РФ (в общей части, особенной части). 28. Понятие налога. 29. Понятие сбора. 30. Общая характеристика элементов налогообложения. 31. Правовое положение Банка России в банковской системе: статус, властные функции, управление Банком России, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России. 32. Понятие и виды кредитных организаций. Особенности правового статуса банка. 33. Порядок регистрации кредитной организации и лицензирования банковских операций. 34. Основания для отзыва лицензии у кредитной организации. 35. Права кредитной организации в банковской системе России. 36. Понятие банковского кредитования. Особенности финансовой деятельности кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. 37. Виды банковских кредитов. 38. Кредитная история: понятие, порядок формирования и использования. 39. Обеспечение возвратности кредитов, выданных кредитными организациями. 40. Общая характеристика национальной платежной системы: понятие, цели создания, структура, правовое регулирование. 41. Оператор платежной системы: лица, имеющие право быть оператором; их обязанности; регистрация оператора; правила платежной системы. 42. Оператор услуг платежной инфраструктуры: лица, имеющие право быть оператором; особенности правового статуса операционного, платежного клирингового и расчетного центров. 43. Участники платежной системы: их виды и функции. 44. Понятие, виды и формы переводов денежных средств. 45. Расчеты платежными поручениями: участники и их взаимодействие. 46. Прямое дебетование: участники и их взаимодействие. 47. Перевод электронных денежных средств: участники расчетов и особенности перевода. 48. Роль Банка России в организации наличного денежного обращения. 49. Роль кредитных организаций в обеспечении наличного денежного обращения. 50. Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России. 51. Кассовые операции организаций, индивидуальных предпринимателей. 52. Общая характеристика Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". 53. Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях: понятие, отличительные признаки, цель разделения. 54. Объекты и категории валютных операций. 55. Запреты и ограничения на валютном рынке. 56. Отличительные особенности эмиссионной ценной бумаги. 57. Виды эмиссионных ценных бумаг: общая характеристика. 58. Понятие и этапы эмиссии ценных бумаг. 59. Профессиональные участники рынка ценных бумаг: общая характеристика. 60. Страхование: понятие, страхование обязательное и добровольное, страховая деятельность. 61. Понятие и виды страховщиков. 62. Общая характеристика субъектов страхового дела. 63. Гарантии обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций и обществ взаимного страхования. 64. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. 65. Права инвесторов в сфере инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. 66. Лизинговая деятельность как форма инвестиционной деятельности. 67. Понятие и виды инвестиционных фондов. 68. Общая финансово-правовая характеристика государственной корпорации. 69. Общая финансово-правовая характеристика государственной компании. 70. Общая финансово-правовая характеристика автономного учреждения. 71. Общая финансово-правовая характеристика унитарных предприятий. 72. Понятие бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. 73. Общая характеристика стандартов бухгалтерского учета. 74. Понятие и общая характеристика учетной политики. 75. Понятие и общая характеристика регистров бухгалтерского учета. 76. Понятие и виды инвентаризации активов и обязательств. 77. Понятие и виды бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерский баланс. 78. Понятие оценки и оценочной деятельности. 79. Объекты оценки и цели (сферы), в которых могут использоваться результаты оценки. 80. Общая характеристика видов стоимости, определяемой оценщиком. 81. Оценка в налогообложении. IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ
ТЕМЫ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
1. Межотраслевые связи финансового права. 2. Сочетание частных и публичных интересов в финансовом праве: реальность и будущее правового регулирования. 3. Ограничения государственного вмешательства в сферу частных финансов. 4. Публичный договор в финансовом праве. 5. Функции финансов в экономике государства. 6. Федеральная, региональная и муниципальная финансовая компетенция. 7. Государственная финансово-правовая политика. 8. Правовые средства обеспечения эффективности финансового контроля. 9. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. 10. Роль финансового права в развитии коммерческого и предпринимательского права. 11. Финансово-правовые средства обеспечения экономической безопасности. 12. Общественный финансовый контроль в развитом гражданском обществе. 13. Счетная палата Российской Федерации как орган противодействия коррупции в финансово-бюджетной сфере. 14. Борьба с коррупцией в бюджетной сфере. 15. Бюджетно-правовые споры. 16. Правовое регулирование отчетной стадии бюджетного процесса. 17. Бюджетное финансирование социального развития в России. 18. Бюджетный контроль в субъекте Российской Федерации (на примере Астраханской области). 19. Правовое регулирование доходов регионального бюджета (на примере Астраханской области). 20. Правовое регулирование публичного кредита субъектов Российской Федерации. 21. Обеспечение финансовой устойчивости образовательных учреждений. 22. Проблемы формирования местных бюджетов. 23. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 24. Финансово-правовые основы международного государственного кредита. 25. Федеральное казначейство: прошлое, настоящее и будущее. 26. Налоговый контроль как средство предупреждения налоговых правонарушений. 27. Налоговые проверки в системе налогового контроля. 28. Сбор как категория финансового права. 29. Взаимозависимые лица в налоговом праве. 30. Правовой режим государственной пошлины в России. 31. Гарантии прав инвесторов в современной России. 32. Расчетные правоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 33. Финансовый аспект правового регулирования деятельности некоммерческих организаций в России. 34. Защита прав и законных интересов налогоплательщика. 35. Правовое регулирование финансовой деятельности кредитных потребительских кооперативов. 36. Ипотечное жилищное кредитование в России: финансово-правовые аспекты. 37. Правовое регулирование стоимости кредита. 38. Правовое регулирование аудиторской деятельности. 39. Правовое регулирование клиринга и клиринговой деятельности. 40. Банк России как субъект правотворчества. 41. Организация наличного денежного обращения в России. 42. Безналичные расчеты как институт финансового права. 43. Регулирование и контроль рынка ценных бумаг (финансово-правовой аспект). 44. Правовое регулирование финансовой аренды в Российской Федерации. 45. Организация банковской системы в Российской Федерации. 46. Судебные акты в механизме правового регулирования финансовых отношений. 47. Бюджетное обеспечение деятельности адвокатов по оказанию бесплатной юридической помощи. 48. Муниципальные контрольно-счетные органы России: финансово-правовой аспект. 49. Правовое положение налогового агента в российском и зарубежном законодательстве. 50. Правовое положение прокуратуры в финансовых правоотношениях. 51. Финансово-правовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. 52. Финансово-правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов. 53. Финансовый контроль в области таможенного дела. 54. Законные интересы налогоплательщиков и их учет в правоприменительной деятельности. 55. Инвестиционная деятельность государства: проблемы финансово-правового регулирования. V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Самостоятельная работа по подготовке студента к лекции Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции, включающая в себя: внимательное прочтение вопросов темы лекции по учебнику, учебно-методическому пособию; критический анализ прочитанного материала; постановку интересующих вопросов. Приступая к изучению финансового права, студент должен иметь общие представления об объекте, предмете, методах, и структуре данной науки; о ее месте в системе юридических наук и ее соотношении с другими науками; о ее практическом применении юристами; о характере научной и учебной литературы, которую предстоит изучить. Итак, тщательная подготовка к лекции закладывает необходимые основы для глубокого восприятия лекционного материала. Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Многие студенты активно используют "систему опережающего чтения", то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции. Другой формой самостоятельной работы студента является посещение лекции, внимательное слушание выступления лектора и конспектирование основных теоретических положений лекции. В то же время бытует такая точка зрения, что "на лекции можно не ходить, так как есть учебники, всегда можно в них потом прочитать материал" или воспользоваться лекциями прилежного сокурсника. Здесь и таится причина получения неудовлетворительных оценок, так как ничто, не может заменить живое слово лектора, его общение с аудиторией. Внимательное слушание лекции, уяснение основного ее содержания, краткая, но разборчивая запись лекции – непременное условие успешной самостоятельной работы каждого студента. Поэтому студенты, присутствующие на лекциях по финансовому праву, обязаны не только внимательно слушать преподавателя кафедры, но и конспектировать излагаемый им материал. При этом конспектирование материала представляет собой запись основных теоретических положений, нормативных материалов, излагаемых лектором. Нужно твердо помнить, что конспектирование лекций дает студенту не только возможность пользоваться записями лекций при самостоятельной подготовке к семинарам и зачету по финансовому праву, но и глубже и основательней вникнуть в существо излагаемых в лекции вопросов, лучше усвоить и запомнить теоретический и нормативный материал. Как уже указывалось, конспектирование представляет собой сжатое и свободное изложение наиболее важных, кардинальных вопросов темы, излагаемой в лекции по финансовому праву Необходимо избегать механического записывания текста лекции без осмысливания его содержания. Не говоря уже о том, что такая запись требует не лекции, а диктовки, что недопустимо и невозможно по финансовому праву. Главный порок такой системы заключается в том, что при ней основное внимание студента сосредоточивается не на усвоении содержания лекции, а на механическом воспроизведении текста, прочитанного преподавателем, поскольку студент не обращает внимания на смысл и содержание лекции, а следит лишь за тем, чтобы она была дословно записана в тетради, материал, излагаемый лектором, остается для него непонятным, а само впечатление о содержании излагаемой темы - отрывочным, смутным и далеко неполным. Основная цель лекции, таким образом, остается недостигнутой, к тому же следует иметь в виду и другое: как бы медленно ни читал лекцию лектор и как бы ни старался студент ее дословно записать, последнего достигнуть почти невозможно, а так как при такой записи главной целью является – правильно записать лекцию, а не уяснить ее смысл, то текст конспекта в ряде случаев искажает смысл и содержание многих разделов лекции по финансовому праву. Рекомендуется поэтому высказываемое лектором положение по курсу финансового права записывать своими словами. Перед записью надо постараться вначале понять смысл сказанного, необходимо стараться отделить главное от второстепенного и, прежде всего, записать главное. Качество записи лекции, конечно, во многом зависит от навыков записывающего и от его общей подготовки, от сообразительности, от умения излагать преподносимое преподавателем своими словами и от многих других факторов чисто индивидуального характера. Главное для студента, состоит в том, чтобы выработать свой стереотип написания слов, однако при записи надо по возможности стараться избегать различных ненужных сокращений и записывать слова, обычно не сокращаемые, полностью. Если существует необходимость прибегнуть к сокращению, то надо употреблять общепринятые сокращения, так как произвольные сокращения по истечении некоторого времени забываются, и при чтении конспекта бывает, в связи с этим, очень трудно разобрать написанное. Самостоятельная работа по подготовке студента к практическому занятию Важной формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические юридические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их. После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать. Обычно разъяснение по этим вопросам студенты получают в конце предыдущего практического занятия, когда преподаватель объявляет очередную тему занятия и кратко рассказывает, как к нему готовиться. В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Заключительным этапом в самостоятельной работе студента является повторение материала по конспекту, которое способствует ясному пониманию и глубокому овладению материалом. Но эта работа может быть проделана непосредственно накануне семинарского занятия. Одна из главных составляющих внеаудиторной подготовки – работа с книгой. Она предполагает: внимательное прочтение, критическое осмысление содержания, обоснование собственной позиции по дискуссионным моментам, постановки интересующих вопросов, которые могут стать предметом обсуждения на семинаре. Педагогический опыт показывает, что высокой квалификации преподавателя, одних его усилий бывает недостаточно для получения студентами глубоких знаний, для этого требуется регулярная самостоятельная работа студентов над рекомендуемой кафедрой литературой и учебником, живой интерес к газетам и журналам, страстное желание больше знать жизнь и неослабевающее трудолюбие. Ведь главное в учебной работе студентов – это регулярные самостоятельные занятия для сознательного усвоения, осмысливания приобретаемых знаний. Каковы бы ни были индивидуальные склонности студентов, плодотворной работе над книгой непременно должны научиться все без исключения. Правда, этому нельзя научиться за один-два дня, прочитав чьи-нибудь советы и "рецепты"; для этого, безусловно, необходимо много и терпеливо самому работать с книгой, постепенно совершенствуя свои навыки. Без систематической и упорной работы нельзя по-настоящему овладеть культурой плодотворного чтения книги. В целом, самостоятельная работа над книгой всегда требует, чтобы студенты усваивали содержание материала (главные мысли, ключевые идеи, представления, понятия и категории, закономерности и т.д.). Усвоенный материал необходимо научиться выражать своими словами. Можно выделить ряд правил, которые помогут студентам в самостоятельной работе с рекомендованной литературой по финансовому праву: Правило № 1. Ориентировка в литературе помогает и облегчает работу с ней. Правило № 2. Целеустремленность – одно из решающих условий успешной работы с книгой. Правило № 3. Для успеха работы с рекомендованной литературой важны плановость и регулярность занятий. Правило № 4. Книгу нужно читать вдумчиво. Правило № 5. Самое основное – это анализ, системное обдумывание и усвоение прочитанного с целью практического использования в будущем. Знания должны превращаться в убеждения. Правило № 6. При чтении рекомендованной литературы надо делать краткую запись усвоенного. Правило № 7. Самоконтроль и закрепление учебного материала. Осуществлению внеаудиторной самостоятельной работе способствуют консультации и коллоквиумы (собеседования). Они обеспечивают непосредственную связь между студентом и преподавателем (по ним преподаватель судит о трудностях, возникающих у студентов в ходе учебного процесса, о степени усвоения предмета, о помощи, какую надо указать, чтобы устранить пробелы в знаниях); они используются для осуществления контрольных функций. Особенность коллоквиумов в отличие от консультаций состоит в том, что они проводятся не более двух-трех раз в семестр с каждой студенческой группы с целью выяснения уровня знаний студентов по заранее определенной теме занятия. В соответствии с кафедральным расписанием учебных консультаций по финансовому праву два основных ее вида: текущие и предэкзаменационные. Но есть и другие виды – консультации для подготовки реферата, контрольной работы, научного доклада, которые в свою очередь бывают как групповые, так и индивидуальные. В течение семестра не реже одного-двух раз в неделю проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, т.е. отработать учебный материал, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, нравственного), рожденные в результате активной самостоятельной работы, осмысления прочитанной лекции, обсуждения вопросов темы на семинаре. Стремление студента более глубоко усвоить наиболее сложные и спорные положения темы, как правило, способствует возникновению у него вопросов, требующих разрешения на консультации. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе Сами по себе учебные занятия в вузе, как бы они хорошо ни проводились, не могут обеспечить высокого качества подготовки юриста отвечающего тем требованиям, которые предъявляют в настоящее время социальные и экономические реалии. Самостоятельная работа студента должна выражаться в активных формах и методах обучения, в единстве учебно-воспитательной и научно-производственной работы, в сотрудничестве студента с преподавателем. Как построить свои самостоятельные занятия по курсу финансового права, чтобы они с самого начала обучения в вузе шли успешно? Всякая учеба требует много времени, труда и терпения, но трудности эти, безусловно, преодолимы, надо лишь, чтобы студент с первых же дней занятий со всей серьезностью отнесся к поставленной задаче. В процессе обучения бывают, конечно, и неудачи. Иногда студент не сразу может разобраться в сложных вопросах финансового права, но вместо того, чтобы еще раз внимательно прочитать материал, терпеливо посидеть над книгой, постараться вникнуть в существо вопроса, теряется и откладывает книгу в сторону. Еще одна-две такие неудачи, обычно из-за отсутствия терпения и настойчивости, и студент постепенно перестает работать над учебным материалом, не выполняет письменных работ в срок, не сдает экзаменов; отсюда все нежелательные последующие результаты. Успех учебы студента зависит от того, насколько правильно он организует работу над учебным материалом, насколько успешно сочетает лекции с практической занятиями и самостоятельной работой. В целях более правильной организации самостоятельной работы по курсу финансового права студенту предлагается ряд рекомендаций, которые необходимо внимательно изучить и использовать с первых же дней обучения в Академии. Получив задание и разобравшись в нем, студент обязан принять меры к обеспечению себя необходимыми учебными пособиями: литературой, нормативно-правовыми актами и т.д. Важно к обеспечению себя пособиями приступить своевременно, т.е. немедленно после получения задания или окончания аудиторных занятий. В указанное время студент может посетить научную библиотеку, учебно-методический кабинет кафедры, читальный зал и справиться об их наличии и при возможности получить их. Нельзя откладывать эти меры на канун занятий, ибо к этому времени литература может быть разобрана. В последние годы в вузах страны получили широкое распространение электронные базы данных, призванные помочь научному и учебному процессу. В Астраханском филиале ФГБОУ ВПО "СГЮА" существуют справочно-правовые системы "Гарант" и "Консультант плюс", которые содержат нормативно-правовые акты РФ. Среди всех учебных пособий для подготовки к практическим занятиям особое место занимаю конспекты лекций. Их наличие – непреложное условие всякой самостоятельной работы. Они вводят в курс подлежащей изучению темы и часто содержат обстоятельное разрешение самых актуальных практических вопросов. В отличие от всех других учебных пособий конспекты лекций характеризуются новизной материала специально предназначенного для аудиторных занятий. Студент обязан иметь конспекты лекций, если он серьезно намерен приобрести глубокие знания по юридической специальности. Особое внимание при организации самостоятельной работы следует уделить планированию подготовки. Практика показывает, что для самостоятельной подготовки к одному занятию по финансовому праву требуется несколько часов при самом уплотненном режиме работы, что в принципе и спланировано кафедрой по учебно-тематическому плану. Выделение такого количества свободного от всяких других занятий времени может быть обеспечено путем правильного планирования. Планирование – важный фактор организации самостоятельной работы. Оно, во-первых, позволяет видеть перспективу работы, выявлять, распределять время и использовать его по своему усмотрению. Во-вторых, оно дисциплинирует, подчиняет поведение студента целям учебы. В связи с этим обязательно следует планировать свою самостоятельную работу в пределах недели. В плане предусмотреть все виды самостоятельной работы, поручения деканата, время их выполнения. После того, как составлен план, его следует строго выполнять. Всякие отступления от него по существу будут означать ликвидацию принятого плана и внесение стихийности в работу. Говоря о планировании, необходимо обратить внимание на следующее: -- Подготовка к практическому занятию может проводиться накануне или в течение нескольких дней, предшествующих занятию. -- Желательно, чтобы подготовка к занятию по финансовому праву намечалась на один день. Это позволяет сосредоточить свое внимание на заданной теме и сохранить в памяти более ясное о ней представление. -- Нельзя планировать подготовку только на канун занятий, ибо такая подготовка может быть сорвана из-за непредвиденных обстоятельств. -- Основная часть задания должна быть выполнена за несколько дней до занятия, другая часть в любой день, в который по плану выделено время. Отметим, что правильно учитывая в течение недели свое время и распределяя его в соответствии с расписанием занятий, студент при строгом соблюдении намеченного плана сможет выделить достаточное количество часов для самостоятельной работы над предметом финансовое право. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТОВ
Студенты очной формы обучения участвуют в подготовке рефератов. Реферат может быть подготовлен по проблемным вопросам курса финансового права для выступления на практических (семинарских) занятиях либо научных студенческих конференциях. Рефераты по финансовому праву готовятся, как правило, студентами, обучающимися на старших курсах, и, следовательно, обладающими навыками научно-исследовательской работы, а также опытом самостоятельного изучения правовых проблем. Цель реферата – приобретение опыта самостоятельного изучения дополнительной научной (монографической) и иной литературы, финансово-правовых актов, справочного материала, обобщения материалов практической деятельности финансовых и иных органов, а также опыта публичного выступления перед аудиторией с изложением сделанных выводов в ходе учебного процесса для выступления на практических (семинарских) занятиях либо научных студенческих конференциях. Таким образом, реферат по финансовому праву является важной частью процесса обучения и подготовки студента-юриста. Реферат - это одна из сложных форм студенческого научного исследования, включающая в себя несколько этапов: начальный - подготовка к написанию работы; основной — собственно написание работы и предоставление для проверки научному руководителю; заключительный - защита реферата. Подготовка к написанию реферата (начальный этап) включает, в свою очередь: – выбор темы работы, согласование ее с научным руководителем; – подбор научной и иной литературы, и нормативного материала по избранной теме, подготовка соответствующего библиографического списка, консультации с научным руководителем, составление предварительного плана курсовой работы; – изучение научной и ино<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.014 с.) |