Тема 1. Понятие и организационно-правовые формы социального обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие и организационно-правовые формы социального обеспечения



Социальное обеспечение занимает существенное место в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Понятие социального обеспечения рассматривается как совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживание и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности (В.С. Андреев).

Социальное обеспечение рассматривается также как совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты ими заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также для оказания им медицинской помощи и социального обслуживания (Е.Е.Мачульская).

К системе социального обеспечения следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное облуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем - по причинам отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

Студентам следует уяснить, что под социальным риском понимается вероятное событие, наступление которого, как правило, приводит к полной или частичной потере трудоспособности, вследствие чего происходит утрата дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, возникают дополнительные расходы на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских и социальных услугах[1].

Студенты должны знать понятие социального риска, понимать, в чем заключаются его отличительные особенности, поскольку понятие социального риска является базовой категорией для социального обеспечения. Оно предопределяет круг лиц, подлежащих обеспечению, источники финансирования и другие характерные признаки социального обеспечения. Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны производственной деятельностью и не зависят от его воли.

В настоящее время основным механизмом, в рамках которого реализуется право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, является механизм обязательного социального страхования.

Под социальным страхованием понимают организованную взаимопомощь, а не просто помощь нуждающимся, которая отличается двумя признаками: 1) коллективная ответственность за индивидуальный риск; 2) предварительный учет возможных рисков (М.В.Лушникова, А.М.Лушников).

В начале 90-х годов были созданы независимые правовые институты социального страхования - внебюджетные социальные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ). Каждый из фондов отвечал за управление социальной защитой от определенной группы социальных рисков, традиционно объединяемых в рамках самостоятельной отрасли социальной защиты, сбор обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями (и работником в случае, обязательного пенсионного страхования), что определяло ответственность каждого фонда за финансовое состояние отрасли социального страхования.

С 2000 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование были консолидированы в составе Единого социального налога, который зачислялся в Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования РФ.

С 01.01.2010 Федеральным законом РФ от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальный фонд обязательного медицинского страхования»» отменен Единый социальный налог и введена система уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Полномочия по контролю за уплатой взносов и привлечению к ответственности за нарушение порядка уплаты передаются от налоговой службы Пенсионному фонду РФ.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какими объективными факторами обусловлена необходимость функционирования в обществе систем социального обеспечения?

2. Дайте общую характеристику современного состояния российской системы социального обеспечения, указав основные нормативные правовые акты о социальном обеспечении.

3. Перечислите основные функции права социального обеспечения, которые определяют его значение.

4. Раскройте понятие «формы социального обеспечения» и назовите основные признаки, характеризующие специфику той или иной формы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.145.110 (0.012 с.)