Системы русского стихосложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы русского стихосложения



В современном смысле этого слова стихосложение появилось в России в середине 17 века.

Основные:

· Силлабическая

· Силлабо-тоническая

· Тоническая

Добавочные:

· Логаэды (имитация античного стиха)

· Имитация народного стиха

· Верлибр

· Полиметрические комплектации.

Силлабическая, т.е. слоговая система. Мерой соотносимости стихов является количество слогов в строке. Разница между качеством слогов не играла роли.

Появилась во 2-й половине 17 в. из польского стихосложения. Ввел Симеон Полоцкий. Он дал и образцы. Продолжала существовать до середины 18 в. излюбленные размеры – 8, 11, 13 слогов.

Серия «Библиотека поэта». «Русская силлабическая система».

Но силлабическая система была неудобна для использования в русском языке. Господствовала до 30-х годов, потом ее вытеснила силлабо-тоническая система.

Силлабо-тоническая, т.е. слогово-ударная. Учитывается не количество слогов, а упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе.

Разрабатывать стал В.К. Тредиаковский. Но окончательно повернуть литературу смог Ломоносов, который в творчестве уже перешел к классицизму. «Подобрал» систему языка, близкого к русскому.

Силлабо-тоника:

Система 2-хсложных стоп – ямб, хорей.

Система 3-хсложных стоп – дактиль амфибрахий, анапест.

Господствовала в 19 в. и продолжает плодотворно развиваться и существовать.

Тоническая система – ударная - появилась в начале 20 в. просчитывается количество ударений в стихе. Безударные слоги учитываются, но играют меньшую роль, чем в силлабо-тонике. Метр = размеру, как и в силлабике. 3 основных метра – размера.

Тоника:

Дольник – тональный размер, в котором между двумя ударениями может быть 1-2 безударных слога (А. Блок «Вхожу я в темные храмы…»).

Тактовик –интервал между ударениями может быть 0-3 слога. Некоторые ученые вообще его не выделяют. (А. Блок «По городу бегал черный человек…»):

По городу бегал черный человек.

Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу.

Медленный, белый подходил рассвет,

Вместе с человеком взбирался на лестницы.

Акцентный стих – между ударными слогами любое количество безударных. Размер имитирует ораторскую речь. (В. Маяковский «Облако в штанах» - начало).

Тропы

 

 

Постановка проблемы

Языку поэзии нужно учиться, как иностранному языку, как языку музыки или живописи. Нужно понимать: поэт может говорить одни слова, а иметь в виду совершенно другое. Слова в поэзии употребляются иносказательно, по ассоциациям, а ассоциации очень субъективны. Смысл постижения авторской точки зрения в том, чтобы увидеть недоступную нам грань мира. Поэзия обогащает наше восприятие мира.

Тематика формируется:

словами в прямом значении;

словами с дополнительными значениями (контекст, подтекст, затекст);

словами в переносном значении, т.е. тропами (образами поэтической речи).

Тропы – случаи употребления одних слов и выражений вместо других. Аристотель называл их: «несвойственные имена» («Поэтика»).

Тропы возникли из психологического параллелизма (см. Веселовского – сопоставление природы и человека при приоритете человека). Возник психологический параллелизм в фольклоре, и вначале все тропы строились только двумя способами:

Ø перенесение свойств человека на природу (тонкая рябина);

Ø перенесение свойств природы на человека («Есть на небе да две радуги, как у нашего хозяина да две радости»).

С развитием общества, человеческого сознания литературные тропы стали более разнообразны. Поэты стали переносить свойства предметов и явлений в разных направлениях: с живого на неживое, с предмета на предмет, с человека на предмет и т.д. сейчас система тропов достаточно разветвленная.

Структура тропа

Образ сопоставления (то, чем заменяется) признак сопоставления

Основание сопоставления (заменяемое)

Глаза, как небо, голубые…

Небо цвет

Глаза

Из трех компонентов наиболее сложно поддается выделению признак (т.к. очень субъективен), далее – основание сопоставления; образ назван в тексте.

Сравнение – самый простой троп: в тексте указаны и основание, и образ сопоставления, а часто и признак.

Божье имя, как большая птица, вылетело из моей груди…

Сравнение просто по структуре, но не по семантике.

Типы сравнений:

Ø выражены при помощи союзов как, будто, как будто, точно, словно; предлога вроде, слова похож (облака, словно комья белого пуха, разбросаны по небу, «он был похож на вечер ясный»);

Ø выражены при помощи сравнительной степени прилагательных (девичьи лица ярче роз);

Ø в форме творительного падежа (раненым медведем мороз дерет);

Ø существительным в винительном падеже с предлогом под (обои под дерево);

Ø описательные бессоюзные (Кошмары ночи так далеки, что пыльный хищник на припеке – шалун и больше ничего);

Ø отрицательные сравнения

(Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

М. Лермонтов)

Метафора (от греч. - перенос) – троп, в котором основание сопоставления отсутствует в тексте, а образ сопоставления отсутствует в реальности в то время и в том месте, о котором идет речь.

Ель рукавом мне тропинку завесила… (А. Фет).

Может быть выражена любой знаменательной частью речи; может быть целая метафорическая фраза. Иногда метафора бывает развернутой, т.е. включает несколько строф или весь текст: М. Цветаева «Поэма Горы», И. Бродский «Холмы», В. Маяковский «Облако в штанах», «Во весь голос».

Часто мы употребляем метафоры в быту, стертые от частого употребления, т.е. потерявшие выразительность (дождь идет, солнце село).

Метонимия (от греч. - переименовать) – троп, в котором основание сопоставления отсутствует в тексте, а образ сопоставления присутствует в то время и в том месте, о котором идет речь.

Все флаги в гости будут к нам… (А. Пушкин)

Отличие от метафоры в том, что в метафоре образ сопоставления очень субъективен, трудно понять, откуда у автора такая ассоциация. Метонимия менее субъективна, т.к. предмет находится в поле зрения в момент речи.

Типы метонимии:

  • автор называется вместо произведения («Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»);
  • материал, из которого изготовлен предмет, называется вместо самого предмета («Не то на серебре – на золоте едал…»);
  • часть называется вместо целого («Эй, борода!», «И вы, мундиры голубые…»);
  • единственное число употребляется как множественное («Швед, русский колет, рубит, режет…», «И слышно было до рассвета, как ликовал француз…»);
  • собственные имена, ставшие общим наименованием свойств характера (Митрофанушка, Обломов);
  • употребление чисел 10, 100, 1000 вместо слов «много», «часто» («Сто человек к услугам»).

Есть стертые метонимии: чайник вскипел, съел две тарелки, выпил бы еще одну чашку.

Эпитет – определение, которое переносит свойства одного предмета на другой, свойства одного явления на другое.

Классификации разнообразны.

Ø изобразительные – передающие свойства, воспринимаемые органами чувств;

Ø лирические – дающие эмоциональные, психологические характеристики, состояния.

И. Бунин «Пантера»:

Томят, пьянят короткие круги,

Размеренно-неслышные шаги, -

Вот в царственном презрении ложится

И вновь в себя, в свой жаркий сон глядится.

В наше время система эпитетов очень развита.

В фольклоре эпитеты были, как правило, постоянными, т.е. срослись с определенными словами, иногда до противоречия (красная девица, добрый молодец).

Эпитеты могут быть выражены не только прилагательными, но и существительными (веселья шум), наречием (горячо любить), глаголом (желание забыться).

Перифраз(а) (греч. – вокруг + говорю) – троп, построенный на замене одного слова описательным выражением. Характерен для поэтики барокко и романтизма.

«Друзья Людмилы и Руслана…» (А. Пушкин).

Ирония (греч. - притворство) – троп, основанный на употреблении слова в прямо противоположном значении. Выявляется только в контексте или интонационно.

Зарецкий, некогда буян,

Картежной шайки атаман.

Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек:

Так исправляется наш век!

(А. Пушкин).

Гипербола (греч. - преувеличение) – троп, основанный на преувеличении свойств изображаемого предмета.

Слезы хлынули рекой.

Характерен для поэтики фольклора (былины), романтики, сатирических жанров (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин).

Литота (греч. - простота) – троп, основанный на преуменьшении свойств предмета.

Мужичок с ноготок.

Синтаксические фигуры

Общая характеристика

Синтаксические фигуры, как и тропы, одно заменяют другим. Но тропы обычные слова заменяют необычными в данной ситуации, а синтаксические фигуры – обороты речи. Тропы отражают уровень лексики, а фигуры – уровень синтаксиса.

Описание и классификация синтаксических фигур были начаты еще в античной риторике. В настоящее время существует несколько десятков классификаций, и интерес к этому аспекту поэтической речи все более возрастает.

Наша классификация предложена М.Л. Гаспаровым, но не тождественна ей.

Риторические обороты

Особая группа синтаксических фигур. Все эти обороты формально диалогичны, хотя по сути монологичны. Они не требуют участия в речи собеседника, но предполагают его наличие.

Риторический вопрос – вопрос, который не предполагает ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания.

Что же вас гонит? Судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?..

(М. Лермонтов «Тучи»).

Риторическое восклицание – используется для усиления эмоционального воздействия.

Как хороши, как свежи были розы!..

(И. Мятлев).

Риторическое обращение – служит для привлечения внимания собеседника и носит условный характер: подчеркивает, о ком идет речь, каков объект изображения.

А вы, надменные потомки…

(М. Лермонтов).

Риторическое умолчание – синтаксическая незавершенность, обрыв фразы, зачастую обозначенный многоточием. Автор дает понять, что многое недоговорено.

…речь не о том, но все же, все же, все же…

(А. Твардовский).

Можно выделить две основные функции риторических оборотов в тексте: достигать имитации диалога и повышать степень эмоционального воздействия на читателя.

Фигуры повтора

Анафора (единоначатие) – повтор одного или группы слов в начале нескольких стихов или строф. Используется, чтобы создать какое-то напряжение.

Мне нравится, что вы больны не мной.

Мне нравится, что я больна не вами…

(М. Цветаева).

Эпифора – повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов или строф. Создает элемент заклинательности, цементирует текст.

Б. Пастернак «Зимняя ночь».

Стык (анадиплосис) – это повтор последнего слова или группы слов одного стиха в начале следующего стиха или строфы. Идет разворачивание стиха; напевность.

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору…

(М. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»).

Кольцо – повтор слова или группы слов в начале и конце одного и того же стиха или строфы.

…мутно небо, ночь мутна. (А. Пушкин «Бесы»).

Н. Гумилев «У меня не живут цветы…».

Многосоюзие – неоднократный повтор одного и того же союза (иногда предлога, наречия). Повтор придает энергию.

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды…

(И. Бунин).

Фигуры убавления

Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова. Особенность разговорной речи. Придает выразительность, лаконизм фразе.

Билет –

щелк.

Щека –

чмок.

Свисток –

и рванулись туда мы…

(В. Маяковский «Париж»).

Силлепсис – объединение в общем синтаксическом или семантическом подчинении неоднородных членов.

Террористы, бросающие бомбу, жену и пить.

Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами или частями сложного предложения. Эффект кинематографической фразы.

Швед, русский колет, рубит, режет…

Фигуры перемещения

Это синтаксические фигуры, построенные на определенном расположении слов в предложении.

Градация – цепь слов, расположенных по принципу нарастания или убывания значимости.

Миг, час, год, столетие…

Превратила все в шутку сначала… (А. Блок).

Инверсия – нарушение «естественного» порядка слов.

Заметался пожар голубой… (С. Есенин).

Синтаксический параллелизм – одинаковое или сходное расположение членов предложения в сложных частях текста.

Перед тем, как умереть,

Надо же глаза закрыть?

Перед тем, как замолчать,

Надо же поговорить?

(Г. Иванов).

Анжамбеман (enjambement) – перенос, переброс. Не синтаксическая фигура, но связан с синтаксисом. Несовпадение конца стиха с концом фразы. Существует несколько видов. Функция – своеобразный ритмический курсив.

Все каменное. В каменный пролёт

Уходит ночь. В подъездах, у ворот –

Как изваянья, слипшиеся пары.

И тяжкий вздох, и тяжкий дух сигары…

(В. Ходасевич).

Синтаксические фигуры важны для нас прежде всего как семантические маркеры. Синтаксис работает на смысл.

Литературные роды и жанры

 

 

Данная тема входит в раздел «Основные закономерности литературного процесса» (не синхронический, а диахронический срез).

Существуют не отдельные авторы и отдельные произведения, а литература как развивающийся сложный процесс, и, как любой процесс, она имеет свои закономерности. Понятие литературного рода и жанра – одно из проявлений этих закономерностей.

Законы и закономерности носят относительный характер.

О членении литературы на роды впервые заговорил Аристотель в «Поэтике».

Литературный род – наиболее общая категория литературы (более точное определение дать трудно).

Традиционно выделяют 3 рода литературы:

эпос;

лирика;

драма.

В пределах каждого рода существует своя система жанров.

Жанр – исторически устойчивая группировка художественных приемов, специфических для каждого жанра.

Приемы = признаки жанра. Они многочисленны, они взаимодействуют между собой, но можно выделить 1-2 доминирующих признака. Именно по ним мы и определяем жанр.

Например, ода – стихотворная речь с особой строфикой (10 стихов), размером (четырехстопный ямб), рифмой; высокой тематикой.

Жанры живут, развиваются и иногда умирают, иногда возрождаются. Но как бы разительно ни отличались друг от друга жанровые произведения разных времен (роман 19 и 20 века), между ними всегда сохраняется генетическая связь, глубинное родство («память жанра»). Мы воспринимаем тот или иной жанр всегда в контексте других произведений этого жанра.

Для каждой литературной эпохи характерно свое отношение к жанрам: классицизм – любовь к жанрам; романтизм – разрушение жанров, а некоторые жанры становились излюбленными.

 

Классификация жанров очень сложна, так как каждый имеет свои виды и т.д., причем деление может идти по разным признакам (например, по тематике: роман исторический, детективный, сатирический, фантастический и т.д.).

Род – жанр – вид. = Эпос – роман – сатирический роман.

Эпос

Эпос (от греч. - повествование) – один из трех литературных родов, наряду с лирикой и драмой.

Основные признаки:

Ø представляет жизнь со стороны (писатель рассказывает об увиденном);

Ø повествование ведется в прошедшем времени (эпическая дистанция);

Ø повествование ведется в третьем лице (он, она, они);

Ø относительно большой объем;

Ø прозаическая речь (хотя пришел из стихотворной речи).

Позиция автора + прош. время + 3 лицо + объем + проза = эпос.

Но каждый элемент относителен, может как-то изменяться.

Эпическая поэма

Древнейший жанр – эпическая поэма (Гомер «Илиада», Вергилий «Энеида» и т.д.).

Основные признаки:

Ø возникают обычно на сломе. Переходе от мифологического сознания к историческому («Слово о полку Игореве»);

Ø речь идет о безусловном прошлом, события происходят давно;

Ø эпическая судьба отдельной личности имеет второстепенное, подчиненное значение; главное – судьба народа (даже если речь идет об одном герое, можно сказать, что его судьба – это персонификация судьбы народа);

Ø отражает не личное, а коллективное сознание, т.е. сознание народа в целом; миссия автора эпической поэмы – выразить взгляд народа на изображаемые события (автор – выразитель, а не создатель или творец, отсюда анонимность многих произведений); каждый, кто переписывал текст, мог вносить дополнения.

Жанры эпоса нового и новейшего времени

С течением времени природа эпоса меняется. Перелом происходит в эпоху Возрождения (14 – 16 вв.). В это время в Европе возрождается интерес к античности, развиваются наука и искусство, все более сильной, уверенной в себе становится человеческая личность. Появляется личностное сознание. Человеческое «я» выделяется и противопоставляется народу. Идет классовая дифференциация общества; у всех – разные стремления. Писатель стремится выразить собственное мнение. Постепенно сходит на нет жанр эпической поэмы. (В 18 – нач. 19 в. в России были попытки создать эпические поэмы, но это уже искусственный жанр.) постепенно стихотворный эпос уступает место прозаическому, появляется новый эпический жанр – роман.

Роман – «эпос частной жизни»,

«эпос вчерашнего дня».

1-е название, потому что главное внимание уделяется судьбам отдельных людей; 2-е – т.к. эпическая дистанция значительно меньше, чем в эпической поэме.

Роман – повествование о судьбах нескольких семей на протяжении нескольких поколений.

Роман возник из фактов внелитературного ряда: исторические факты, научные труды, письма, дневники… все это автор обрабатывает в художественной форме + вымысел.

Предшественниками современного романа являются эпические произведения меньшего объема: новеллы, рассказы, повести. Роман вырос из них; нередко он распадается на эти жанры («Герой нашего времени» - отдельные повести).

В России появился в конце 18 века.

Настоящие первые русские романы – «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души» (роман в стихах, роман в повестях, поэма – т.е. жанр еще формируется).

Расцвет – 2-я половина 19 века (Гончаров, Тургенев, Достоевский, Толстой). К концу 19 века наметился спад, рассыпание. В 20 веке заговорили об отмирании жанра, но он сохранился.

Роман – центральный, но не единственный жанр. К нему примыкает повесть.

Повесть – история одной жизни. (Ю. Трифонов «О дне»).

По объему повесть определить трудно.

Рассказ – повествование об одном или нескольких эпизодах в жизни человека. (В. Шукшин «Чудик»).

Очерк – повествование на документальной основе. Жанр, стоящий на грани художественной литературы и публицистики: он ориентирован на истину, факты.

Новелла – повествование с острой фабулой и неожиданным концом (рассказ о чем-то новеньком, неожиданном). (О. Генри, Мериме, Мопассан, Чехов).

Новеллы имеют тенденцию циклизоваться. (Цикл – ряд произведений одного жанра, сходных по своей поэтике). (Бокаччо «Декамерон»). Объединяются в циклы и рассказы (И. Тургенев «Записки охотника»), и повести (А. Пушкин «Повести Белкина»), и даже романы (Бальзак «Человеческая комедия» – 30 романов).

Крупнейшая современная форма – роман-эпопея (синтез романа и эпической поэмы – повествование о судьбах людей и народа). Первые в мировой литературе – «Война и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова.

Рекомендуемая литература:

Аристотель. Поэтика.

М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Д.С. Лихачев. Отношения литературных жанров между собой. – Поэтика русской литературы. – М., 1979.

В.Б. Шкловский. О теории прозы. – М., 1983.

 

Лирика

Лирика (от греч. – музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни) – род литературы наряду с эпосом и драмой.

Основные признаки:

Ø лирика представляет жизнь в поэтической переработке личностью; причем эта личность с её раздумьями, чувствами, мировоззрением всегда ощутима в тексте (в отличие от эпического автора); отсюда следует

Ø особое положение личности, т.е. субъективность. Здесь есть некий парадокс: с одной стороны, лирика – самый субъективный род литературы, но, с другой стороны, она, как никакой другой род, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей; через субъективное начало – к всеобщему;

Ø прежде всего разговор об основных человеческих ценностях или о том, что их уничтожает (тема смерти: смерть как уничтожение главной человеческой ценности – жизни; с другой стороны, смерть как необходимое условие для новой, высшей жизни души);

Ø повествование ведется в настоящем времени. Даже если грамматически обозначено прошедшее или будущее время, фактически речь идет о теперешнем переживании этого чувства;

Ø преобладает первое лицо («я», «мы»), даже если речь идет по второму лицу (очень важны формы выражения авторского сознания в лирике);

Ø характерен сравнительно небольшой объем;

Ø тяготеет к стихотворной речи (хотя возможны и в прозе лирические отступления). Одна из главных особенностей стихотворной речи – особое отношение к слову. Слово в лирике – «смысловой сгусток» (Гинзбург). Поэты, говоря об одних и тех же вещах, стремятся к индивидуальности и неповторимости в их выражении. Прежде всего они варьируют, обогащают значение каждого слова за счет субъективных ассоциаций, следовательно происходит создание тропов, образов, суггестивности с помощью слов, их сочетания, тропов и др. поэт способен передавать едва уловимые оттенки переживаний. Прозаическим языком их трудно передать. Лирика выявляет, подчеркивает, делает очевидными тончайшие переливы чувств, обогащая наши представления о внутреннем мире человека.

 

Жанры лирики

В современной лирике мы не знаем строгой и разветвленной системы жанров. Мы используем только два понятия: лирическое стихотворение и поэма, причем вкладываем в эти понятия форму и содержание. Но так было не всегда. В некой литературной эпохе существовала строго разработанная система жанров, жанр имел твердые границы. Были любимые, наиболее разработанные жанры. В современных лирических стихотворениях порой угадываются черты определенного жанра (генезис жанра).

В лирике классицизма первое место занимал жанр оды (жанр высокого стиля с определенными «высокими» темами: прославление Бога, воспевание императора, восхваление Отечества, науки и т.п.).

Оды могли быть нескольких видов:

  • пиндарическая – торжественная;
  • горацианская – нравоучительная;
  • анакреонтическая – любовная;
  • духовная.

Законодатели жанра в России – М.В. Ломоносов и Александр Петрович Сумароков. Ломоносов закрепил в русской поэзии образец торжественной оды: десятистишие, способ рифмовки – АбАбССДЕЕД, писалась четырехстопным ямбом.

«Ода на день восшествия на престол…»

в 20 веке понятие оды чаще употребляется не как жанровое обозначение, а как метафора (= возвышенное повествование).

В. Маяковский «Ода революции».

Сатира – жанр высокого стиля, имеющий ярко выраженную социально-обличительную направленность. (Второе значение: сатира как вид комического).

Основной пафос – благородное негодование.

Классик жанра сатиры – Антиох Кантемир (8 больших сатир).

«На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений», «На бесстыдную нахальчивость».

Эпистола (послание) – жанр среднего стиля, преимущественно морально-философской или дидактической тематики.

Формальный признак – наличие обращения к конкретному адресату.

Сумароков «О языке», «О стихотворстве». Позднее – «Наставление хотящим быть писателями», где дана характеристика жанров.

Ода, сатира и послание заимствованы классицизмом из античной поэзии.

Эпоха романтизма принесла другие жанры: элегию, балладу.

Элегия (от греч. – жалобная песня) – передает интимные переживания личности, чаще всего печальные.

Серия «Библиотека поэта» - «Русская элегия».

В Россию пришла с переводами английских сентименталистов и романтиков.

Годом рождения русской элегии как ведущего жанра называют 1802 г., когда В. Жуковский сделал перевод Т. Грея «Сельское кладбище». Вершиной считают элегию А. Пушкина «Погасло дневное светило…».

Баллада – жанр, характеризующийся рядом признаков:

Ø наличие фабулы (из-за этого иногда относят к лиро-эпическому жанру). Для баллады характерны мотивы: предсказание, битва, похищение, странствия;

Ø наличие традиционных персонажей: рыцарь, монах, влюбленные, представители загробного мира, фантастические существа;

Ø традиционный балладный хронотоп: всегда темное время суток, лес, дорога, интерьер здания;

Ø может быть мрачный колорит: смерть, угроза;

Ø наличие фантастического элемента.

Ввел в литературу В. Жуковский.

Эолова арфа: Антология баллады. – М., Высшая школа, 1989 (серия «Библиотека студента-словесника»).

Жанровое понимание литературы – это детище классицизма 17 – 18 вв. первое десятилетие 19 в. – постепенное угасание жанров. В это время поэтика жанров сменяется поэтикой устойчивых стилей: элегический, романсный (интимная лирика); национально-исторический, библейский (гражданская лирика); философский. Часто вместо определения стиля используется имя наиболее знаменитого поэта (стиль Пушкина).

В 20 в. стилевое мышление уступает место борьбе поэтических школ: символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты и т.д.

Литература:

Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., Советский писатель, 1974.

Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 – 1980 гг. Компендиум. – Смоленск, Русич, 1994.

 

Драма

Литература:

Гегель. Драматическая поэзия. – Гегель. Эстетика. Том 3 – М., 1971.

Белинский В.Г. О драме и театре. – М. – Л., 1948.

Аникст А. История учений о драме. Т. 1-3. – М., 1967-1980.

Костелянец Б.О. Лекции по теории драмы. Драма и действие. – Л., 1976.

Драма (от греч. - действие) – один из трех родов литературы наряду с эпосом и лирикой.

Основные признаки:

представляет жизнь в лицах и речах. Автор показывает жизнь со стороны, т.е. осуществляет объективный подход, но показывает ее в персонажах, т.е. субъектах, которые дают субъективное представление о жизни, следовательно, происходит синтез объективного и субъективного начала (поэтому В.Г. Белинский говорил: драма – высший из поэтических родов);

если эпос обращен в прошлое, лирика – в настоящее, то драма устремлена в будущее;

преобладает 2-е лицо;

объем драматических произведений также занимает среднее место между объемом эпических и лирических произведений;

только наполовину принадлежит литературе; другая половина принадлежит театру, т.е. жанр учитывает специфику как словесного, так и игрового искусства (различные эффекты, костюмы, декорации и т.д.);

театр придает драме еще одну особенность: возможность коллективного сопереживания.

 

Некоторые термины и понятия, связанные с драмой

Текст драматического произведения распадается на 2 части:

  • речи действующих лиц;
  • авторские ремарки.

Речи действующих лиц могут иметь форму монолога или диалога.

Монолог (от греч. – один + слово) – пространное высказывание, не прерываемое чужой речью (душевные излияния, проповедь, повествование).

Диалог (от греч. - беседа) – речевое общение двух или более лиц, построенное на чередовании кратких (по сравнению с монологом) высказываний участников.

Отдельные высказывания – реплики.

Ремарка (от франц. – замечание, пояснение) – указание автора в тексте пьесы. Обычно пишутся в скобках. Делятся на

  • указания на внешнюю обстановку
  • указания игровые (жесты, мимика и т.д.).

Изначально имели служебный характер, были «за кадром». Но со второй половины 19 в. и особенно в 20 веке роль ремарок возросла: развернутые описания, характеристики, самостоятельные прозаические миниатюры.

Афиша – список действующих лиц в начале произведения.

Именно в ремарках чувствуется присутствие автора.

Речи действующих лиц и ремарки составляют текст драматического произведения. Но кроме этого существует специфическое театральное членение пьесы. Наибольшими частями драматического произведения являются акты, или действия.

Акт – часть драматического произведения, исполняемая на сцене беспрерывно.

Акты длятся 30-40 минут, отделены друг от друга перерывами (антрактами). Обычно акт представляет собой законченную тематическую единицу. Внутри акта членение происходит по выходам на сцену и уходам действующих лиц. Часть акта, когда действующие лица на сцене не меняются, называется явлением, или сценой.

Явления непосредственно делятся на реплики.

 

Основные драматические жанры

Трагедия в искусстве не то же самое, что в обыденной жизни.

Зерно трагического жанра – наличие трагического героя.

Его отличительные черты. Он одинок, превосходит других персонажей умом, волевыми качествами (сильная личность). Такой сильный человек вступает в борьбу с жизненными обстоятельствами, которые сильнее его. На глазах зрителей он борется и гибнет под ударами судьбы. Следствие этого – трагический катарсис. Гибель трагического героя предопределена. (Эдип, Гамлет, Борис Годунов). Трагический герой всегда дается вне быта (не садится, не ест, не поворачивается спиной к зрителю).

Жанровые разновидности трагедии зависят от характера обстоятельств, которыми сломлен герой:

Ø трагедия рока («Царь Эдип»);

Ø трагедия вины («Борис Годунов»);

Ø трагедия долга («Гамлет»).

Комедия. Главным незримым героем комедии является смех. Смех – явление социальное, он возможен только в обществе. Потому что он отмечает негативные отклонения от нормы и направлен на их исправление.

Основа комедии – наличие отклонения от нормы и наказание за это.

Жанровые разновидности:

Ø комедия положений (фарс);

Ø комедия характеров;

Ø комедия нравов;

Ø сатирическая комедия (В. Маяковский «Клоп», «Баня»);

Ø лирическая комедия (Е. Шварц).

Драма – один из жанров драматического рода, возник позднее трагедии и комедии – в 18 в., но уже в 19 веке вытеснил другие драматические жанры. Это драматических эквивалент психологического романа.

Жанровые разновидности:

  • бытовая (А. Островский);
  • лирическая (А. Чехов);
  • мелодрама (А. Дюма «Дама с камелиями»);
  • драма-притча (Володин «Мать Иисуса»).

 

 

Литературные направления

 

Общая характеристика

Самое широкое понятие, обозначающее определенный историко-культурный пласт – большой стиль эпохи.

Это понятие охватывает разные виды искусства, разные страны и, как правило, занимает большой временной промежуток, столетия.

Можно выделить:

  1. античность;
  2. средневековье;
  3. Ренессанс;
  4. барокко;
  5. классицизм;
  6. романтизм;
  7. реализм;
  8. модернизм;
  9. авангард.

Литературное направление – отражение стиля эпохи в литературе.

В борьбе и смене литературных направлений особенно наглядно проявляются закономерности литературного процесса. Ядром литературного направления является совпадение духовно-эстетической программы у нескольких авторов.

В России можно выделить следующие литературные направления:

  • барокко развивается с середины 17 в. до середины 18 в. от Симеона Полоцкого до Феофана Прокоповича; переходными фигурами являются Тредиаковский и Ломоносов;
  • классицизм – расцвет во 2-3 четвертях 18 в. вершиной является творчество Александра Сумарокова и его школы;
  • романтическое движение – с последней четверти 18 в. до 40-х годов 19 в. Разнообразие имен (Жуковский, Рылеев и т.д.);
  • реализм – в старшей линии - с 40-х годов 19 в. до 90-х годов 19 в. (Гоголь, Некрасов, Толстой);
  • модернизм – с 90-х годов 19 в. до конца первого десятилетия 20 в. («Серебряный век»);
  • авангард – второе десятилетие 20 в. (Маяковский, Каменский и др.).

Сейчас нет стиля эпохи, следовательно, нет литературного направления. Каждый автор развивает собственное сочетание направлений.

Художественные направления не находятся в изоляции друг от друга. Они используют предшествующие достижения, на их основе вырабатывают собственные принципы и постепенно освобождаются от старого.

 

Барокко

В итальянском языке барокко означает – причудливый, вычурный; в португальском – жемчужина неправильной формы.

Несколько негативный оттенок к нему вызван тем, что термин ввели противники барокко – классицисты 18 в. В Россию пришло из Европы, где существовало с 16 в. Европейское барокко – направление, входящее в одноименный стиль эпохи, пришедший на смену Ренессансу и предшествовавший классицизму.

Если Ренессанс – это радость жизни, вера в человека, стремление познать мир, торжество чувственности, то барокко – реакция на кризис подобного мироощущения, возврат к средневековым идеалам и формам искусства. Основное настроение – мистицизм, пессимизм, страх смерти, неверие в познаваемость мира, представление о суетности, иллюзорности всего сущего. Человек из центра вселенной превратился в песчинку мироздания. На смену оптимистическому гуманизму приходят смятение и трагический гуманизм барокко.

Характерные темы: жизнь есть сон, помни о смерти; интуитивный, иррациональный подход к жизни. Ценность личности падает. На первый план выступает масса, толпа. Отдельный человек деспотически подчиняется в барокко интересам множества. Это видно и в формальных проявлениях стиля (скульптура – многофигурные композиции; пьесы – большое количество действующих лиц). Формируется культ жестокости и силы (изображаются сцены мучений). В архитектуре – обилие деталей. Очень популярны зеркала, витражи – представляется некоторая иллюзорность мира. Барокко отказывается от присущих культуре Ренессанса представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о бесконечных возможностях человека. Теперь мир – это иллюзия. Человек подавлен конфликтами собственным ничтожеством. Основной принцип творчества – поражать и удивлять.

В России барокко возникло с середины 17 в. и существовало около 100 лет. Имеет свои особенности. Прежде всего, они обусловлены тем, что Россия не знала эпохи Возрождения. Русское барокко не возвратилось к средневековым традициям, скорее, оно укрепилось на этих позициях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.207 с.)