Формы выражения авторского сознания в тексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы выражения авторского сознания в тексте



  1. Собственно автор художественный образ, максимально не индивидуализированный (его как будто нет между читателем и изображаемым). Внимание читателя сосредоточено на том, что изображено, а не на том, кто говорит об этом. (А. Чехов «Тоска», «Смерть чиновника»).
  2. Автор-повествователь образ, который в соответствии со своей речевой манерой и мировоззрением рассказывает нам о происходящем. Он существует для читателя, читатель ощущает его присутствие в тексте; он важен как источник информации. Образ повествователя может быть более или менее скрыт. (Ф. Достоевский «Братья Карамазовы»).
  3. Автор – ролевой персонаж – образ, который воспроизводит определенный человеческий тип. Он входит в сферу описываемых событий. Главная черта – резко характерная речевая манера (маска). (Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». М. Зощенко «В бане». И. Шмелев «Человек из ресторана»).

Л.Я. Гинзбург. О лирике. – Ленинград, 1974.

С образом человека тесно связан, как его составная часть, особый тип художественного образа – литературный портрет. Получил свое развитие в литературе романтизма, а затем реализма.

Типы:

  • Портрет паспортных примет (перечисляют черту за чертой). Дубровский. Воланд.
  • Портрет с истолкованием (стремление объяснить черты внешности). Печорин.
  • Портрет с доминантой (выделена одна яркая черта внешности, через нее идет проникновение во внутренний мир героя). Княжна Марья (Л. Толстой).

Пейзаж (описание природы)

Объективный – описание со стороны. Используется в реалистических текстах. (И. Тургенев).

Субъективный (лирический) – дается с точки зрения персонажа, созвучен его настроению. (Б. Пастернак «Никого не будет в доме…»).

Пейзаж может приобретать символическое значение.

Образ-интерьер (описание внутреннего убранства помещения)

Н. Гоголь «Мертвые души». И. Гончаров «Обломов».

Урбанистический образ

С ростом цивилизации растет и его значение.

См. «Петербургский миф».

В.Н. Топоров. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. – М., 1995.

Ю.М. Лотман. Статьи.

Обобщённый образ

Совокупность близких по семантике образов. Образ эпохи, мира, времени, чувства, исторического события.

Л. Толстой «Война и мир» - война 1812 года.

Условный образ

Художественный образ, не тождественный объекту воспроизведения. Условная образность может быть явной, открытой («Нос» Гоголя), а может быть правдоподобной. Чаще всего встречаются в баснях, притчах, литературных сказках, фантастике, авторских «мифах».

Вычленение образа очень важно, но для понимания текста необходимо установить взаимодействие между различными образами, систему образов.

 

 

Художественное пространство и время

 

Вопрос о художественном пространстве и времени – один из сложнейших, спорных в науке.

1. Относительность художественного пространства и времени.

2. Некоторые особенности художественного времени.

3. Некоторые особенности художественного пространства. Понятие о топосе и локусе.

4. Понятие о хронотопе.

М. Бахтин. Форма времени и хронотопа в романе. – Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., Худ. лит., 1975. – стр. 234-407.

В.Б. Шкловский. Проблема времени в искусстве. – Шкловский В.Б. О теории прозы. – М.: Советский писатель, 1983. – стр. 242-248.

Ю.М. Лотман. Заметки о художественном пространстве. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. – Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том 1. – Таллин. Александра, 1992.

Мелетинский Е. Поэтика мифа. – М., Изд. фирма «Восточная литература». РАН, 1995. – стр. 171-178.

В.С. Баевский. Сквозь магический кристалл. – М., Прометей, 1990. – стр. 98-155.

Литература – другая реальность, в которой действуют свои законы, существуют люди-образы, предметы-образы, явления-образы, а также различные приемы. Пространство и время, которыми характеризуется художественная реальность, должны быть особыми, не совпадающими с тем, что мы называем пространством и временем в реальной жизни.

Несовпадение литературных пространства и времени с реальными объясняется, вероятно, тем, что реальные пространство и время существуют независимо от нас, от человеческого сознания, а художественное пространство и время создаются в сознании автора, он управляет ими, т.е. они зависят от человека. Литературное произведение – свой мир со своим учетом времени и отсчетом пространственных координат, которые подчиняются воле автора.

Литература, как искусство слова, принадлежит к группе временных, динамичных искусств, как и музыка. (Существуют пространственные, пластические искусства: живопись, скульптура). Литературное произведение разворачивается во времени при последовательном чтении, т.е. целостное впечатление от произведения этого искусства требует времени. Это внешнее время, время, затраченное человеком на знакомство с текстом. Оно может влиять на восприятие текста, но не на сам текст. 1-й тип времени, связанный с художественным текстом, формальный.

2-й тип – внешнее неформальное (авторское) время, затраченное автором на создание произведения. Оно косвенно влияет на текст: изменяющееся мировоззрение автора отражается в тексте.

3-й тип – внешнее неформальное историческое время – исторический период, в который создавалось произведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.62 (0.005 с.)