Классификация по месту ударения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация по месту ударения



Мужская рифма – ударение в рифмующихся словах падает на последний слог (впотьмах - холмах).

Женская рифма – ударение на предпоследнем слоге (белка - стрелка).

Дактилическая рифма – ударение на третьем от конца слоге (завороженная - пригвожденная).

Гипердактилическая рифма – ударение дальше, чем на третьем слоге от конца (неряшливая - покашливая).

Классификация по совпадению предударных позиций

В 20 веке рифма начинает смещаться влево, в глубину слова и даже стихотворной строки, т.е. в предударную позицию.

Если в рифме, кроме обязательного созвучия ударных и заударных фонем, есть еще и созвучие предударных, это рифма богатая (строк - острог).

Если нет совпадения предударных – бедная (свечи - речи).

Богатая или бедная рифма, определяется не только по отдельному слову, но и по стиху, т.к. созвучия могут быть расположены в рядом стоящих словах:

Вы ушли,

как говорится,

в мир иной.

Пустота…

летите,

в звезды врезываясь.

Ни тебе аванса,

ни пивной.

Трезвость.

(В. Маяковский)

Богатые рифмы – излюбленный прием поколения Маяковского – Пастернака.

Основное назначение рифмы – быть сигналом, обозначать границу стиха. Рифма цементирует текст, делает его единым целым. В рифму выносятся наиболее семантически важные слова. С рифмой связан эффект рифменного ожидания.

Три признака позволяют определить наличие рифмы: созвучие (полное или частичное), семантическая разница, определенная ритмическая роль – обозначение границы стиха.

Строфика

раздел стихосложения, изучающий способы группировки стихов. Главная проблема - проблема построения строфы.

Строфа – повторяющаяся регулярно группа стихов, объединенная определенным формальным признаком.

Два основные принципа:

  • количество стихов в строфе;
  • способ сочетания стихов (рифмовка).

Простейшая строфическая рифма – двустишие (дистих).

АА bb CC dd

А.Ахматова «Сероглазый король».

Трехстишия (терцеты) встречаются довольно редко.

AbA bCb CdC

Как правило, входит в состав более сложных строф (шестистиший и т.д.).

О. Мандельштам «Возьми на радость из моих ладоней…».

Терцина (итал.) – трехстишие, рифмующееся с последующими трехстишиями по следующей схеме: aba bcb cdc ded и т.д.; средняя строка последнего трехстишия рифмуется с отдельным замыкающим стихом (ded e). Терцинами была написана знаменитая «Божественная комедия», таким образом, терцины являются своеобразным строфическим символом средневековья, в частности творчества Данте (не случайно В. Брюсов именно терцинами пишет свои стихотворения «Данте» и «Данте в Венеции»). Существуют различные исследования, устанавливающие аналогию между структурой терцин и особенностями средневекового готического стиля; они, подобно волнам, накатывающимся друг на друга, переливаются одна в другую и как бы возносятся вверх, в небо, к раю по вертикали.

В тройственной структуре терцин воплощен и принцип троичности, лежащий в основе «Божественной комедии» Данте (3 части: «Ад» - «Чистилище» - «Рай», в каждой части по 33 главы). Создавая в своем стихотворении «Терцины к спискам книг» своеобразную атмосферу средневековой книжности, В. Брюсов использует именно эту строфическую форму: неторопливое течение переходящих друг в друга терцин имитирует неторопливое перелистывание старинных книг, а дантовское путешествие по загробным мирам трансформируется в путешествие по древним культурам с помощью «списков» старых книг.

И я вас помню, перечни и списки,

Вас вижу пред собой за ликом лик.

Вы мне, в степи безлюдной, снова близки.

Я ваши таинства давно постиг!

При лампе, наклонясь над каталогом,

Вникать в названья неизвестных книг;

Следить за именами; слог за слогом

Впивать слова чужого языка;

Угадывать великое в немногом;

 

Воссоздавать поэтов и века

По кратким, повторительным пометам:

«Без титула», «в сафьяне» и «редка»…

Наиболее распространены четверостишия (катрены). Разнообразны способы рифмовки:

парные рифмы (смежные):

AA bb.

М. Петровых “Мой сын, дитя мое родное…”

перекрестная рифма:

AbAb.

Самый распространенный способ рифмовки.

И. Анненский “Среди миров…”

кольцевая рифма (опоясывающая):

АbbА.

Н. Гумилев “Укротитель зверей”, “У меня не живут цветы”.

Пятистишия. Встречаются редко.

АbАbА; АAbbА; АbААb.

А. Ахматова «Я уже стою на подступах к чему-то…»

Шестистишие (секстина). На три рифмы – шесть стихов. Реже – на две рифмы:

АAbССb

Н. Гумилев «Ослепительное», «Открытие Америки».

Семистишие: ААbСССb

М. Лермонтов «Бородино».

Восьмистишие. Как и четырехстишие, одна из самых распространенных форм:

Ø сицилиана (АbАbАbАb)

Ø октава (шестистишие + дистих: АbАbАbСС)

А. Пушкин «Домик в Коломне».

В. Брюсов «Вот я опять поставлен на эстраде».

Девятистишие (нона): октава + 1 стих. Очень редка.

АbAbAbACC

В. Пяст «Поэма в нонах».

Одическая строфа (10 стихов). Разрабатывалась в 18 веке (Ломоносов). В 20 веке – стилизации и пародии.

АbAbCCdEEd.

Онегинская строфа, еще более сложная (14 стихов, на базе которых использованы все способы рифмовки).

АbAbCCddEffEkk

Строфа – не только формальный элемент стиха; это единство семантики, метрики, ритмики, синтаксиса и звучания.

Твердые строфические формы: сонет, триолет, рондо, рондель, старофранцузская баллада, секстины, виллантель, глосса и др. из восточной поэзии заимствовались арабские газеллы (газели), японские танки и хокку, малайский пантум и др.

Сонет (звучность) – один из видов сложной строфы. Родина – Италия (13 век).

Стихотворение из 14 стихов: 2 катрена + 2 терцета. Тема сонета – осмысление любви (Данте, Петрарка). Композиция: теза + антитеза + обобщение.

В Англии в 16 веке сонет = 14 стихам, пятистопный ямб; более простая разбивка, упрощенная строфика (3 катрена + дистих, своего рода последний звучный аккорд); у каждой строфы своя рифма:

Abab cdcd efef gg

Шекспир «Смуглая леди».

Кроме того, существует еще венок сонетов – 15 сонетов, связанных в особом порядке между собой. Последний сонет в этом венке состоит из первых строк всех сонетов и носит название магистрального или магистрала.

Триолет – твердая стихотворная форма: восьмистишие с рифмовкой АБ + АА + АБАБ; в триолете 1-й стих повторяется в 4-й и 7-й строках, а 2-й – в 8-й. Триолет появился во французской поэзии в 15 веке и был распространен в эпохи барокко и рококо, считаясь не серьезной поэзией, а салонной и эстетской забавой. Форма триолета часто использовалась в альбомной лирике и представляла собой шутливое послание или легкий и изящный комплимент какому-либо адресату. Ф. Сологуб написал целую книгу триолетов, где он, с одной стороны, вывел триолет из круга привычных тем эпохи рококо, с другой – использовал в некоторых триолетах нетрадиционные длинные размеры, создающие ощущение не изящной легкости, а тяготящего однообразия, мотивирующего повторы (см., например, триолет «Неживая, нежилая, полевая, лесовая, нежить горькая и злая…»):

Лежу в траве на берегу

Ночной реки и слышу плески,

Пойдя поля и перелески,

Лежу в траве на берегу.

На отуманенном лугу

Зеленые мерцают блески.

Лежу в траве на берегу

Ночной реки и слышу плески.

Рондо (от фр. - круглый) – одна из форм строфы в средневековой французской поэзии, основанная на повторении в определенных местах строфы одной и той же строки.

Рондо – восьмистишие, соединенное двумя повторяющимися рифмами; 1-я и 2-я строки повторяются в конце рондо, образуя 7-ю и 8-ю его строки, а 1-я, кроме того, повторяется, как 4-я строка в восьмистишии. Были формы рондо с еще более сложным построением в тринадцать и пятнадцать строк.

Рубаи (араб.) – в поэзии Ближнего и Среднего Востока лирическое стихотворение в форме четверостишия, рифмующегося по схеме ААХА (третья строка остается холостой, т.е. нерифмованной, все же остальные строки написаны на одну рифму). Рубаи чаще всего использовались для рассуждений на этические или философские темы, и в этом смысле форма рубаи оказывалась наиболее «удобной», поскольку подчинялась определенным композиционным правилам: от автора рубаи требовалось соблюдение строгой логики развития мысли, в первой строке обычно формулировался тезис, во второй содержалось развитие тезиса, в третьей строке была представлена кульминация, а в заключительном стихе была дана афористическая сентенция, философский вывод стихотворения. самый известный мастер рубаи – Омар Хайям.

Газель (араб. - ткань) – в поэзии Ближнего и Среднего Востока вид лирического стихотворения, построенного по следующим принципам: стихи в газели состоят из двух полустиший и нанизываются на одну рифму (ba ca da ea fa и т.д.); в первой строфе (или длинном стихе, который называется бейтом) рифмуются оба полустишия (аа); в последнем полустишии должно быть упомянуто литературное имя (псевдоним) автора. Каждый бейт в газели представляет собой законченное высказывание и имеет самостоятельное значение. Газель широко представлена в творчестве Хафиза, Саади, Навои.

Блестящий стилизатор М. Кузмин – автор цикла из 30 газелей «Венок весен». Использование данной строфической формы позволяет ему мастерски воссоздать дух определенной культурной эпохи, продемонстрировав свое –знание специфики восточного стихосложения. Кроме того, принцип свободного нанизывания разнородных образов, скрепленных только редифом; немотивированная смена разнообразных тем, свойственная газели, оказывается близка поэтике М. Кузмина, тяготеющей к лирической непринужденности и радостному любованию «милыми мелочами» многоцветного бытия:

Цветут в саду фисташки, пой, соловей!

Зеленые овражки, пой, соловей!

 

По склонам гор весенних маков ковер;

Бредут толпой барашки. Пой, соловей!

 

В лугах цветы пестреют, в светлых лугах:

И кашки, и ромашки. Пой, соловей!

 

Весна весенний праздник всем нам дарит,

От шаха до букашки. Пой, соловей!

 

Смотря на глаз твой лукавый, карий твой глаз,

Поигрываю в шашки. Пой, соловей!

 

Мы сядем на террасе, сядем вдвоем…

Дымится кофей в чашке… пой, соловей!

 

Но ждем мы ночи темной, песни мы ждем

Любимой, милой пташки. Пой, соловей!

 

Прижмись ко мне теснее, крепче прижмись,

Как вышивка к рубашке. Пой, соловей!

Хокку, хайку – жанр японской поэзии: трехстишие из 17 слогов (5+7+5), часто с цезурой после второй строчки.

Танка – жанр японской поэзии: пятистишие из 31 слога (5+7+5+7+7) с нерифмованными строчками. Традиционные темы хокку и танка – любовь, разлука, философские размышления о смысле жизни:

Я могу протянуть руку и коснуться тебя, но между нами пропасть, которую не преодолеет птица.

В японской поэзии сложилась определенная поэтика хокку и танка, которую восприняли стилизаторы серебряного века: малый объем строфической формы предполагает особое «интенсивное» освоение лирического пространства (метонимический принцип воссоздания природных картин через отдельные детали – «вишни цвет», «золотые упадания дождя», «ствол дуба», «медовый цветок сада»), воспроизводимые в хокку и танка природные картины почти всегда являются иносказательным изображением разнообразных жизненных ситуаций, а лирическое «я» уподобляется природным реалиям («я – ствол дуба»). Для каждого времени года характерен определенный набор повторяющихся из стихотворения в стихотворение атрибутов (у Брюсова весне сопутствует традиционный «вишни цвет», осени – плоды и капли дождя).

Хокку и танка свойственно обилие тропов, сложных метафорических уподоблений; эти строфические формы избегают прямых утверждений и формулировок, автор рассчитывает на читателя, который способен к лирическому «вчувствованию», может, проделав тот же интуитивный процесс, что и поэт, «присвоить» себе его лирический опыт. Не случайно хокку и танка оказались чрезвычайно близки духу «недовоплощенной», интуитивной, мистически загадочной поэзии символистов, рассчитанной на встречную творческую активность читателя:

А вода? Миг – ясна…

Миг – круги, ряби: рыбка…

Так и мысль!.. Вот – она…

Но она – глубина,

Заходившая зыбко.

(А. Белый)

 

Как золотые

Дождя упадания –

Слезы немые, -

Будут в печальной судьбе

Думы мои о тебе.

(В.Брюсов)

Фоника

Фоника – наименее изученный, но наиболее важный аспект стиха; звуковая организация стиха. Фоника оперирует фонемами.

Пушкин именно звук ставил превыше всего («Вновь ищу союза волшебных звуков, чувств и дум»).

Существует 5 наиболее разработанных теорий, которые пытаются объяснить фонику стихотворной речи.

  1. Аллитерация и ассонанс
  2. Звуковые повторы
  3. Звукоподражание
  4. Звукосимволизм
  5. Анаграммы

Аллитерация – повторение одинаковых согласных.

Ассонанс – повторение одинаковых гласных.

См. Б. Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать…».

Поэт добивается либо благозвучности и мягкости (пушкинский круг), либо наоборот (Некрасов, Маяковский).

Осип Брик считал, что стих построен на повторении групп согласных, которые могут идти и подряд, и нет. Концентрируются эти группы на самых важных семантически местах.

См. М. Лермонтов «Что ж, веселитесь…».

Воссоздание звукового образа.

А. Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…».

Приписывают звукам, фонемам, буквам скрытые значения, цвета (А. Белый, К. Бальмонт, В. Хлебников осуществили большое количество экспериментов в своей поэзии). Способ анализа применим, когда не очевидна семантика.

Анаграмма – в тексте зашифровано ключевое слово. Иногда это очевидно, иногда нет. Впервые обратил на это внимание Фердинанд де Соссюр.

Томашевский Б.В. Стилистика и стихотворение. – М., 1959.

Шенгели Г.А. Техника стиха. – М., 1969.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение.- Л., 1972.

Гаспаров М.Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. – М., 1974. Очерк истории русского стихосложения: Метрика, Ритмика. Рифма. Строфика. – М., 1984.

Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1975.

Илюшин А.А. Русское стихосложение. – М., 1988.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. – Л., 1972.

Руднев П.А. Введение в науку о русском стихе. – Тарту, 1989.

Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. – М., 1982.

Якобсон Р.О. Работы по поэтике. – М., 1987.

Богомолов Н.А. Стихотворная речь. – М., 1995.

 

Системы стихосложения

 

 

1. Общее понятие системы стихосложения.

2. Силлабическая система стихосложения.

3. Силлабо-тоническая система стихосложения.

4. Тоническая система стихосложения.

5. О дополнительных системах стихосложения.

В разных языках в разные эпохи стихотворная речь строилась на определенном основном принципе. Стихи могли соотноситься по количеству слогов, по количеству слов или стоп. В зависимости от того, по какому принципу строится стихотворный текст, в русской литературе выделяются 3 основные системы стихосложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.065 с.)