Внутреннее время художественного текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутреннее время художественного текста



Четкой классификации не существует до сих пор.

Художественное время менялось с развитием литературы. Выделяют 2 этапа:

1. Художественное время ранней словесности. Отличительная черта – соотнесенность с реальным временем, с его фазами (стремление к подражанию).

Мифологическое время – прошлое, но не как прошедшее, а как длящееся в настоящем.

Сказочное время – условно прошедшее, в нем явно подчеркнуто отсутствие связи с настоящим.

Время эпоса – давно прошедшее время; эпическая дистанция, отделяющая автора от событий, измеряется веками.

Лирика – всегда настоящее время, чувства испытывают сейчас.

2. Развитие категории художественного времени. Связано с установлением новоевропейского романа. В романе автор получил право на откровенный вымысел, следовательно, отпала необходимость в достоверности (автор может убыстрить время, поворотить его вспять, заглядывать в будущее и брать сколь угодно широкий временной охват).

Типы романного художественного времени:

  • Событийное время (в истоке - приключения) – время, подчиненное событию; недостоверное вне пределов этого события (Гринев из «Капитанской дочки»).
  • Хроникально-бытовое – создается впечатление безначального и бесконечного течения времени, как в жизни (Ю. Трифонов «Обмен»).
  • Циклическое бытовое – свертывание большого куска времени, наполненного повторяющимися событиями, в один эпизод («Сон Обломова»; Чехов).
  • Кризисное – время не развивается в строгой последовательности, а даются лишь исключительные, переломные моменты в жизни человека (Достоевский).

В литературном произведении свое время может быть у каждого персонажа, у героя, т.е. образ времени – целый комплекс разных времен, переплетенных друг с другом. (С развитием человеческого сознания развивалось и ХВ. ХВ подчинено самому искусству литературы: сюжету, фабуле, отбору эпизодов и т.д.).

Художественное пространство мало похоже на географическое. С – континуум, в котором размещаются герои, персонажи и совершается действие. Художественное пространство тесно связано с действующими лицами и соотносится с общей моделью мира, созданного автором. Эту модель автор строит в два приема:

  1. из всего большого пространства отбирает несколько мест, где будут происходить события;
  2. из этих мест он моделирует свою реальность.

Отбор определяется тем, как связан с этим пространством герой или персонаж.

Топос – крупная область художественного пространства, границы которой трудно проницаемы для действующих лиц, для второстепенных персонажей они непроницаемы, для героев проницаемы с большим трудом, с нравственными и духовными потерями («Евгений Онегин», «Мастер и Маргарита»).

Очень важна роль границы между топосами (река, перекресток).

Локус – более мелкое пространственное подразделение. Попадание в локус равно включению персонажа в конкретную ситуацию.

Художественное пространство – пространство, в котором физические и географические признаки обособлены, зато социальные и этические функции выдвинуты на передний план (фамусовская Москва).

Хронотоп – термин из теории относительности Эйнштейна; формально-содержательная категория, которая выражает существенную связь временных и пространственных отношений.

Хронотоп имеет жанровое значение (балладный, романный). Хронотопом определяется и образ человека (дорога в «Мертвых душах»).

.

Стиховедение

 

 

Стихотворная речь. Основные аспекты

  1. Что изучает стиховедение?
  2. Речь стихотворная и прозаическая.
  3. Основные аспекты стихотворной речи:
  • метрика
  • ритмика
  • рифменная система
  • строфика
  • фоника
  1. Рекомендуемая литература

Стиховедение – наука, входящая в состав теории словесности. Объект данной науки – стихотворная речь.

Русскому стиховедению более 200 лет.

18 век – В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов.

Начало 19 века – А.Х. Востоков.

Начало 20 века – А. Белый, О. Брик, Б. Томашевский, В. Жирмунский, Р. Якобсон.

60-е годы – К. Тарановский, М. Гаспаров, П. Руднев, В. Баевский.

Стихотворная речь и прозаическая речь – две формы существования национального языка. Общее между ними определяется тем, что они являются формами одного и того же языка. И стихотворная речь, и прозаическая используют один и тот же лексический запас, подчиняются общеязыковым грамматическим и орфографическим нормам.

При написании произведения в стихотворной форме автор делит текст на стихи (одна строка стихотворного текста, как правило). Деление на стихи диктуется внутренней мерой – метром.

Метрика.

Принцип членения прозаической речи – синтаксический (предложение, абзац и др.), стихотворной – синтаксический и метрический (на отдельные стихи).

На первый взгляд, отличие чисто формальное, но на самом деле оно отражает существенную разницу между двумя формами существования языка.

Метрика – приемы построения стихотворной строки, основанные на различном сочетании ударных и безударных звуков в стопы (повторяющиеся сочетания сильного места, где ожидается ритмическое ударение - икт – и слабого места).

Ямб – стихотворный метр, в стопе которого два слога; икт в четной позиции (безударный + ударный).

Хорей – стихотворный метр, в стопе которого два слога; икт в нечетной позиции (ударный + безударный).

Дактиль – стихотворный метр, в стопе которого три слога; первый икт (ударный + безударный + безударный).

Амфибрахий – стихотворный метр, в стопе которого три слога; второй икт (безударный + ударный + безударный).

Анапест – стихотворный метр, в стопе которого три слога; икт после двух неиктов (безударный + безударный + ударный).

Метр – это схема, абстрактная модель, инвариант. В тексте метр реализуется в конкретном размере.

Размер – реальное воплощение, вариант метра. Размер определяется количеством стоп в стихе и схемой метра (например, четырехстопный ямб).

Ямб двухстопный

Где сладкий шепот

Моих лесов?

Потоков рокот,

Цветы лугов?

Деревья голы;

Ковер зимы

Покрыл холмы,

Луга и долы.

(Е. Баратынский)

Ямб трехстопный

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

(А. Фет)

Ямб четырехстопный. Универсальный, самый распространенный размер

Мой дядя самых честных правил…

(А. Пушкин)

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух

(А. Блок)

Ямб пятистопный. Излюбленный размер драматических стихотворных произведений.

Ночь зимняя мутна и холодна.

Как мертвая, стоит в выси луна:

Из радужного бледного кольца

Глядит она на свет мой у крыльца.

Ямб шестистопный. Был распространен в 18 веке и у раннего Пушкина. Потом получил прозвище «шестипудовый» и почти перестал использоваться.

Поэт, не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

(А. Пушкин)

Ямб семистопный. Редко встречается; очень размашистый, энергичный.

Стояла серая скала на берегу морском.

Однажды на чело ее слетел небесный гром.

И раздвоил ее удар, - и новою тропой

Между разрозненных камней течет поток седой.

(М. Лермонтов)

Ямб восьмистопный. Крайне редкий; слуху очень трудно следить за метрическим периодом, но зато максимально приближен к естественной речи, даже к прозе.

И. Северянин «И ты шел с женщиной…»

Размер определяется в объеме всего стихотворного текста, не по отрывкам. Метр один и тот же, звучание стиха разное из-за количества стоп и ритма.

Гекзаметр (от греч. - шестимерный) – в античном стихосложении 6-тистопный дактиль с цезурой (паузой) в рамках третьей стопы и усеченной шестой стопой. Гекзаметр звучит торжественно и величаво; этим размером написаны эпические поэмы античности «Илиада» и «Одиссея».

Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына… («Илиада»).

Пентаметр (греч. - пятимерник) – в античном стихосложении дактилический стих, образующийся при удвоении первого полустишия гекзаметра. Схема пентаметра такова: каждое полустишие состоит из двух с половиной стоп дактиля; полный стих пентаметра, таким образом, равен 5 стопам дактиля – отсюда и его название (пятимерник). Как самостоятельный размер пентаметр не использовался. Сочетание гекзаметра и пентаметра давало элегический дистих, которым писались обычно элегии и эпиграммы.

Понятие стихотворного ритма

Имеет два значения (ритм первичный и вторичный).

Ритм первичный – общая упорядоченность звукового строя стихотворной речи.

«Основная энергия стиха, некий гул, возникающий в ответ на ритмы жизни» (Маяковский).

Схематическим описанием большинства является метр (формула ритма).

Ритм вторичный – реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки, ритмическая форма конкретного стихотворного размера.

Ритм 1 – метр (хорей) – размер (хорей четырехстопный) – ритм 2 (хорей четырехстопный с пропуском ударения на второй стопе).

Год прошел, как сон пустой.

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Первым пропуски ударений стал изучать А. Белый. Именно он заметил, что один и тот же размер в разное время у разных поэтов звучит по-разному, следовательно, звучание размера зависит от присутствия или отсутствия орфоэпического ударения на иктах.

Рифма

Один из самых ярких, хотя и необязательных, признаков стихотворной речи.

Чтобы рифма ощущалась рифмой, в ней должно быть как сходство, так и различие рифмующихся слов: сходство – по звучанию, различие – по содержанию.

В разные эпохи рифма выглядела по-разному. В пушкинское время она была точной, т.е. совпадали ударная фонема и все заударные (правил - заставил).

К середине 19 века осуществляется переход к приблизительной рифме, т.е. совпадает ударная фонема и все заударные согласные, а не совпадают гласные (одинокий - далекой).

В начале 20 века распространяется неточная рифма:

1) совпадают только ударные гласные (тельце - раскиселиться);

2) совпадают заударные согласные и гласные, но не совпадают ударные (кн и жным - в а жным).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.059 с.)