Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (1928-1940) Жанровые признаки философского, сатир. и фантаст. романа. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Комп.: «роман в романе». Ершалаимские главы вводятся 3мя способами: 1) начало рассказано Воландом Берлиозу и Бездомному: 2) казнь Иешуа снится Бездомному в сумасшедшем доме; 3) убийство Иуды и встреча Левия Матвея с Пилатом читается Маргаритой по восстановленной рукописи. В финале ершалаимские реалии и персонажи проникают в московское пространство: Иван видит в видении Ершалаим, Левий Матвей встречается с Воландом. Потоки времени сливаются воедино, когда Мастер и Маргарита улетают со свитой Воланда, встречают Понтия Пилата, и Мастер того отпускает, завершая свой роман. Ершалаим и Москва не только сопоставлены, но и противопоставлены в структуре «МиМ». Несмотря на сюжетную разобщенность, дистанцированность во времени, различия в стиле повествования, обе истории связаны проблемой выбора. Хронотоп: Ершалаимский (продолжительность – одни сутки весеннего месяца нисана), московский (идёт четыре дня, расширен за счет истории жизни мастера) и потустороннего мира (время останавливается: полночь ради бала растягивается; ночь Понтия Пилата растянута на века: «двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то»). Тематика и проблематика: тема трусости, душевной слабости, компромисса, невольного предательства – ключевые и связаны с образом Понтия Пилата. Выбор именно его в кач-ве глав. героя неслучаен, поскольку и Пилата был шанс спасти Иешуа, но сдаётся. Раскрывается роковая необратимость каждого поступка. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - говорит Иешуа, на что Пилат отвечает: «Нет, философ, я тебе возражаю: это один из самых страшных пороков» В противовес теме предательства развивается тема любви и верности – в образах Маргариты и Левия Матвея. Марго не отделяет своей жизни от жизни Мастера, судьба его романа – и её судьба; Левий безоглядно идёт за учителем, готов любой ценой спасти Иешуа. Философские проблемы: что лежит в основе человеческого падения? Какие силы формируют людей и исторический процесс? Что истинно? Существуют ли неизменные нравственные категории? В романе человеческую судьбу и истор. процесс опред. непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты. Это роман о свепобеждающей силе любви и творчества. В романе ставится вопрос о новом человеке и природе человека – связан с Воландом и свитой, устроившим представление в Варьете с целью составить мнение о современном человеке. После фокуса с деньгами Воланд заключает: «Ну что же… они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было <…> Ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…».
Финал романа неоднозначен. Сущ. несколько трактовок, почему Мастер обретает не свет, а покой. Одни считают, что это было ему высшей наградой. Другие выдвигают предположение, что Мастер не заслужил свет, так как проявил слабость, не сумел дойти до конца в борьбе за роман. Иешуа Га-Ноцри. Назван не Иисусом намеренно. Моложе своего евангельского прототипа, не знает родителей, ничем не защищен, одинок, боится смерти. Не надеется на бога, его проповедь сводится только к тому, что «злых людей нет на свете». Иешуа – живое воплощение истины. Это образ положительного прекрасного человека, без намека на божественную сущность. Воланд. Ещё сильнее далёк от канона и традиции. Не творит зло, а обнаруживает его – среди жертв нет порядочных людей. Единственным убитым Воландом является барон Майгель – современный Иуда, изменник и шпион. Все остальные отделываются испугом, неприятными воспоминаниями; даже меняются к лучшему: Варенуха становится отзывчивым и вежливым. Воланд, оставаясь оппонентом Иешуа, играет в романе роль благородного мстителя. Описание шабаша лишено кощунственных сцен. МАССОЛИТ. Литературная братия озабочена отнюдь не творчеством – они собираются, чтобы вкусно и дёшево поесть; именно поэтому основная достопримечательность Грибоедова – ресторан. Литературный мир Москвы ужасен. Исчезновение людей в нехорошей квартире – завуалированная информация об арестах. В мире Булгакова процветает бюрократизм, взяточничество. Такой мир ломает Мастера.
Сопоставления: «Невыразимое»: Тютчев «Silentium!», Жуковский «Невыразимое» («Но льзя ли в мертвое живое передать?/ Кто мог создание в словах пересоздать?/ Невыразимое подвластно ль выраженью?..»), Фет «Как беден наш язык!» («Не передать того ни другу, ни врагу,/ Что буйствует в груди прозрачною волною»), Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом» «Блажен, кто про себя таил/ Души высокие созданья»
Воспоминания: Лермонтов «Как часто, пёстрою толпою окружен…» («Когда касаются холодных рук моих/ С небрежной смелостью красавиц городских/ Давно бестрепетные руки, —/ Наружно погружась в их блеск и суету,/ Ласкаю я в душе старинную мечту,/ Погибших лет святые звуки»), Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое/ В отжившем сердце ожило;/ Я вспомнил время золотое —/ И сердцу стало так тепло…», Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад…», Пушкин «19 октября»
«Вечные темы», философские размышления Пушкин «Вновь я посетил…» (преемственность эпох, гармония с природой), Жуковский, элегия «Море («(«Что движет твоё необъятное лоно?/ Чем дышит твоя напряженна грудь?»), Пастернак «Снег идёт» («Или с той же быстротой,/ Может быть, проходит время?»)
Природа навевает о прошедшей любви: Есенин «Анна Снегина» («Иду я разросшимся садом,/ Лицо задевает сирень./ Так мил моим вспыхнувшим взглядам/ Состарившийся плетень./ Когда-то у той вон калитки/ Мне было шестнадцать лет,/ И девушка в белой накидке/ Сказала мне ласково: «Нет!»)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.008 с.) |