Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «война и мир». Роман охватывает время с 1805 по 1820-е годы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Хронотоп и композиция романа:
Черты романа-эпопеи: соединение повествования об исторических событиях с изображением судеб отдельных людей в переломную эпоху, изображение картин русской истории, грандиозных сражений; описание разных слоёв общества, раскрытие разнообразия человеческих характеров, большая протяженность во времени, охват больших пространств, совмещение картин жизни с философскими рассуждениями автора. Модели-аналоги мира в произведении: водяной шар-глобус, который снится Пьеру после смерти Каратаева. «Стройный хор музыки», который слышится Пете Ростову во сне. Герои: Андрей Болконский. «Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». «Усталый, скучающий взгляд». Видит пустоту и фальшь светской жизни. Естественен только с Пьером. Кумир его – Наполеон. Ищет признания, свой Тулон. Готов жертвовать всем. Останавливая отступающие войска, получает ранение и впервые видит небо над головой: «Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?». К нему приходит новое понимание жизни. Происходит крах старых идеалов и обретение истинных знаний о мире: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом». Не любил жену, но когда родился сын, заплакал. В Богучарове Пьер заражает князя Андрея верой в людей. «Надо жить, надо любить, надо верить» - говорит Пьер. Встреча с Наташей придает ему новых сил, видит дуб, который сначала «один не хотел подчиняться обаянию весны», а теперь «весь преображенный» млеет под солнцем. Решает, что «жизнь не кончена в 31 год». Работа со Сперанским приводит к новому кризису. Влюбл. в Наташу, но свадьба отклад. на год. Наташа изменят, Болконский не может ей этого простить. Сближается с простыми солдатами. Накануне Бородина говорит Пьеру о вере в победу. В бою получает смертельное ранение: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю ту траву, землю, воздух…». Видит Анатоля-инвалида, испытывает к нему сострадание. Вновь встречает Наташу и вновь любит её. Радость прощения Анатолю, сострадание, жалость, любовь к врагу – чувства эти понятны только перед смертью. Для Андрея смерть – пробуждение от жизни. «Он понимал что-то другое, чего не понимали и не могли понять живые».
Пьер Безухов. «Массивный, толстый, молодой человек со стриженою головой, в очках…». Умный и робкий, неуклюжий, рассеянный. Добродушный, простой, скромный. Естественен, ищет умных людей, выделяется тем, что не играет по общим бессмысл. правилам. Пьера женят на развратной красавице Элен. На дуэли с Долоховым ранит того. Задается вопросами о смысле жизни: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». Выходит из душевного кризиса посредством масонства, но вскоре разочаров. в их идеях. Полюбил Наташу за её непосредственность, внутреннюю красоту, искренность. Комета 1812 г. сливается с образом Наташи. Снач. считает Наполеона великим, но после решает убить его. В Москве спасает француза и от пожара девочку, попадает в плен. Там встречает Платона Каратаева, кот. меняет взгляды на жизнь. Пьер ощущает в себе весь безгранич. космос, а себя – в нём. «Космизация души». «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нём самом». В семье Пьера с Наташей – любовь и понимание. Для Николеньки Пьер – предмет восхищения. Будущее: основат. тайного общества, вероятно, примет участие в восстании декабристов и будет сослан в Сибирь. Наташа Ростова. Воплощение живой, естественной жизни. Весь смысл жизни в ней самой. Непосредственна, позволяет кричать через весь стол, целовать приехавшего брата и незнакомого Денисова. Вскрывает искусственность условностей. Отдается чувству без остатка: хочет улететь в небо, потому что такой ночи никогда не было и не будет. Тонко чувствует людей, говорит образами (О Безухове: «тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный»). Близка стихия народной жизни, у дядюшки танцует под русскую плясовую. Необдуманность поступков приводят к ошибкам: увлечение Курагиным. Разрыв с Болконским повлёк духовный кризис и физическую болезнь, и она стала спокойнее; начинает жить «осердеченным умом». Став матерью, «опускается», перестает заботиться о внешности и уходит в заботу о детях и муже.
Марья Болконская. Воспитана отцом в строгости, горда и независима. Некрасива внешне, но имеет богатый внутренний мир. Религиозна, принимает у себя странников. Воспитывает сына Андрея. Любовь к спасшему её Николаю Ростову преображает героиню: «В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу… её страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование – всё это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте её нежного лица». Семья Марьи и Николая – единство противоположностей.
«Диалектика души» в романе. Диалектика – философ. система, в основе которой лежат представления о постоянном развитии, движении, которое осущ. в борьбе противполож. начал. «Диалектика души» - изображение «самого психологического процесса, его форм и законов». Формы выражения: монологи, авторский пересказ размышлений героев, описание психолог. состояний; изобр. автором столкновения внешнего поведения и внутр. состояния. Примеры: переживания князя Андрея накануне Бородино, описание полубредового состояния Андрея перед смертью с помощью авторской речи и внутренних монологов героя, описание переживаний Николая из-за проигрыша. Платон Каратаев. «Остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Несёт в себе гармонию. Дарит Пьеру смысл существования. Толстой различал историю-науку (ложь, исходит из резуль-тов) и историю-искусство (показывает истор. процесс). История – «деятельность всей массы людей, принимающих участие в событии». Фатализм истории. «Мысль народная»: идея единения народа. Солдаты приним. Андрея и Пьера, Наташа помогает раненым – чувствуют себя частью народа. А. П. Чехов. Рассказы. «Хамелеон» (1884 г.) Имя героя рассказа стало нариц.: так называют человека, меняющего свои взгляды в угоду обстоятельств. Тип. чеховский рассказ-сценка. Повеств. сведено к минимуму. Очумелов – полиц. надзиратель – 6 раз меняет своё мнение. Подчерк. деталью: снимает и надевает шинель. Сатира направлена на полиц. произвол, угодничество перед начальством, грубость к нижестоящим. Двоедушие, лицемерие, рабская психология, клишированность сознания, «хамелеонство» как соц.-псих. явление. Сочувствие автора вызывает лишь собака. Комп.: кольцевая, рамочная, зеркальная повторяемость. Фамилии перс.: Очумелов, Елдырин, Хрюкин. Абсурдизмы в речи: «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?»
«Смерть чиновника» (1883) Комическое и трагическое: драм. сюжет контрастирует с ироническим тоном повествования. Смешной рассказ начинается словом смерть и заканчивается словом помер. Ирон. тональность финала не скрывает серьёзного соц.-псих. содержания. • Создание комического: имена (Червяков, Бризжалов), насмешливый тон («В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…»), повторю ситуации с извинением – пять раз. • Чехов переосмысливает тему «маленького человека» - герой выступает жертвой собственной рабской психологии, а не произвола властей. Он скорее «мелкий» человек. Он смешон и жалок одновременно. Деформация личности, когда человека полностью заменяет чиновник. «Ионыч» (1898) Постеп. духовная деградация личности, «дорога вниз». История героя дана на фоне картин жизни губернского города, пошлость и застой кот. олиц. семья Туркиных. Деградация Дмитрия Старцева: приезжает в город С. молодым земским врачом, увлечен своей деят., лечит бедняков. Способен на чувство к Екатерине Ивановне. После отказа Котика страсть к наживе становится главн. смыслом его жизни. Появл. кучер в бархат. жилетке. Через 4 года ещё рассуждает, что «нужно трудиться…». Но уже пополнел, страдает одышкой. Пополнел и его кучер Пантелеймон. Старцев окончат. деградирует, любовь Екатерины его не трогает, на слова о высоком предназначении вспоминает о своём любимом занятии – пересчитывать по вечерам деньги. Думает: «А хорошо, что я на ней не женился…» «Таланты» родителей Котика раздражают его. Становится в итоге грубым, тяжелым человеком. Из мелких повседневных мелочей образуется пошлость, затягивающая людей, ломающая их жизни. • Туркины: «если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город». «Человек в футляре» (1898) Образ стал нарицательным. «Футлярность» - стереотип мышления, «улиточность» существования, отчужденность личности от «живой жизни» - соц., псих., философ. явление. Проблемы выходят за пределы отдельной личности, имеют универсальный характер «Рассказ в рассказе»: охотники на привале рассказывают и коммент. историю Беликова. Оппозиция: Беликов — Варенька (воплощение вольной жизни, наполненной движением, смехом). Образ Беликова: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, … и нож у него был в чехольчике», «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге» Осторожность Блеикова имеет агрессивный характер. Коллеги подчиняются ему. «Под влиянием таких людей… в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги…». В гробу Беликов достиг своего идеала; «наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».
«Студент» (1894) Глав. роль играет внутр. сюжет – история духовного прозрения героя. Пейзаж определяет общую тональность произведения. «Погода вначале была хорошая, тихая». Затем «подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло». Иван Великопольский в страстную пятницу идёт домой в мрачном настроении. Думает, что «точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре». Встречает в поле двух вдов, Василису и её дочь Лукерью, рассказ. им про троекратное отречение Петра. Продолжая свой путь, понимает, что то что он рассказал, «имеет отношение к настоящему». К герою приходит озарение: «радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился, чтобы перевести дух». 22-летний человек пришёл к мысли о том, что «прошлое свящано с настоящим», что «правда и красота… продолжались непрерывно до сего дня». Студент прикоснулся к тайне мироздания, у него возникло «чувство молодости, здоровья, силы». «Дама с собачкой» (1899). Последнее прозаическое произв. Чехова о любви. Происходит постепенное «расфутляривание» человека, обретение им истинного смысла жизни. С курортного романа начинается настоящая любовь. Гурову чувство возвращает утерянную духовность. Полюбив, начинает осознавать красоту окруж. мира. Например, когда они сидели на скамейке, “подошел какой-то человек — должно быть, сторож, — посмотрел на них и ушел. И эта подробность показалась такой таинственной и тоже красивой”. Для Гурова “эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках” стала единственной целью жизни, самым дорогим человеком. Как это непохоже на него, считавшего женщин “низшей расой”! Чехов снижает образ героини, не идеализирует — это самая обыкновенная женщина. Любовь — реальное чувство к реальному человеку; такая любовь, возникающая независимо, спонтанно, облагораживает человека. В финале будущее героев неясно. Гуров и Анна Сергеевна надеются, что скоро “начнется новая, прекрасная жизнь”. Но они понимают также, “что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”. Самое главное не то, что будет дальше, а то, что есть сейчас, — любовь. И лучше, любя, не быть уверенным в завтрашнем дне, чем, оставаясь равнодушным, совершенно точно знать, что будет завтра, послезавтра, через неделю, через годы. • Две жизни Гурова: внешняя (брак, быт, служба, чтение газет; устойчивая жизнь, подобная окружающим) и внутренняя (Анна Сергеевна «по вечерам глядела на него из книжного шкафа, из камина, из угла, он слышал её дыхание…»).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 989; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.014 с.) |