Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Александр Александрович Блок. Поэма «Двенадцать» (1918)
Сюжет: отряд из 12-ти человек идёт по ночным заснеженным улицам революционного Петрограда. Готовы на всё. «…и идут без имени святого/ Все двенадцать – вдаль./ Ко всему готовы,/ Ничего не жаль». На лихаче несутся Ванька с Катькой. Катьку убивают, Ванька сбегает. Убийца девушки Петька, кот. когда-то её любил, мучается угрызениями совести, но тов. его осуждают: «Не такое нынче время,/ Чтобы нянчиться с тобой!». Отряд встречает шелудивого пса и пытаются его отогнать, впереди видят чей-то образ, стреляют в него. Идут дальше: «Позади – голодный пёс <…> Впереди – Иисус Христос» Поэма имеет стройную кольцевую композицию. Все главы попарно симметричны. пространство в поэме: Вселенная – город – движение отряда – внутри отряда – внутренний мир Петра. Затем наоборот. Герои: названы по именам только двое – Андрюха и Петруха – остальные безымянны. Отряд – как разбойники, стреляют, убивают, грозят грабежами: «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи!», «Али руки не в крови/ Из-за Катькиной любви?», похожи на уголовников. Революция дает возможность осущ. личной мести под прикрытием классовой ненависти. Однако число человек отряда совпадает с числом первых учеников Христа. Убийцы, но просят благословения: «мировой пожар в крови –/ Господи, благослови!». Готовы отдать за революцию жизнь. Образ Христа. Финал неоднозначен. «...Впереди – с кровавым флагом,/ И за вьюгой невидим,/ И от пули невредим,/ нежной поступью надвьюжной,/ Снежной россыпью жемчужной,/ В белом венчике из роз –/ Впереди – Иисус Христос». Трактовка: • появление Христа – залог человечности в людях, подтвержд. – совесть Петьки. Христос – символ обновления. • Иисус освящает действия красногвардейцев. Символ бунтарской стихии, указывает путь в новый мир. • Берёт на себя грех за убийц. Идёт как на Голгофу. • Герои стреляют в Христа – расстреливают будущее. • Блок относ. к Христу неоднозначно, сомневался, но в итоге написал: «А всё-таки Христа я никому не отдам». Символика: ветер, метель, вьюга – бесовское начало, стихия, неподвластная человеку, революция. Старый пёс – символ старого мира. «И старый мир, как пёс безродный». Перекрёсток – место выбора – или нехорошее место. Язык поэмы: «голос улицы». песни, плясовые, марши, романсы, молитву, лозунги, штампы.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- А. Блок. Стихотворения. «Вхожу я в темные храмы…». Высокая любовь к миру открывается человеку через любовь к женщине. Настроение ожидания. Сочетание любовной лирики с духовной. «…,/ Совершаю бедный обряд./ Там жду я Прекрасной Дамы/ В мерцании красных лампад». Метафоричность. Показывает любовь, как духовное, душевное, эмоциональное единение двух людей. Посвящ. Л. Менделеевой. «О, Святая, как ласковы свечи,/ Как отрадны Твои черты!» «Фабрика». Цикл «Распутья». Пересмотр идеалов. Стихотв. – поворотный момент в творчестве Блока. Поднимается тема «страшного мира». О противоречиях, об ужасах капиталистического города. Обращается внимание на страдание и покорность: «Они войдут и разбредутся,/ Навалят на спины кули./ И в жолтых окнах засмеются,/ Что этих нищих провели». «Русь». Тема родины. дух древности. Русь – таинственная, загадочная, сказочная, волшебная. Освещена история России. «Ты и во сне необычайна./ Твоей одежды не коснусь./ Дремлю – и за дремотой тайна,/ И в тайне – ты почиешь, Русь». «Незнакомка». Период написания «страшного мира». Ощущение тоски, отчаяния, недоверия. Комп. – две части. В 1ой – «тлетворный дух» пригорода Петербурга, ресторана, где «пьяницы с глазами кроликов», а во 2ой – появление прекрасной Незнакомки. «Дыша духами и туманами, она садится у окна». «Россия». Итог размышлений Блока о судьбах страны – цикл «Родина». Тема – судьба России, кот. осмысл. через жен. судьбу, горькую и трагическую. Лир. герой любит родину, и это не может быть ничем омрачено. «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Мир, лишённый гармонии, бесчувств. и замкнутый. Тусклая, беспросветная действ. «Тусклый свет». «Страшный мир». Жизнь – бессмысленная круговращение, что подчеркнуто кольцевой композицией. «В ресторане». Герой посылает даме бокал. «Обратясь к кавалеру, намеренно резко/ Ты сказала: «И этот влюблён». На самом же деле в роскошной, избалованной мужским внимание женщине поэт увидел родственную душу. «Но была ты со мной всем презрением юным,/ Чуть заметным дрожаньем руки…» Всё в стих. приземлено, охвачено страстью.
«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» - цикл «На поле Куликовом». Тема – осмысл. истор. судьбы России. тема неразрывной связи времён. «О, Русь моя! Жена моя! До боли/ Нам ясен долгий путь!/ Наш путь – стрелой татарской древней воли/ Пронзил нам грудь». «Покой нам только снится». «Закат в крови! Из сердца кровь струится!/ Плачь, сердце, плачь…» «О доблестях, о подвигах, о славе». Цикл «Возмездие». Жанр – любовное послание. Обращ. к ушедш. женщине. Мотив воспоминания. Расставание – страшные дни. Образ «страшного мира». Кольцевая комп. «Уж не мечтать о нежности, о славе,/ Всё миновалось, молодость прошла!/ Твоё лицо в его простой оправе/ Своей рукой убрал я со стола». «О, я хочу безумно жить…». Эпиграф – «Негодование рождает стих». Негодование обращено на «непроглядный ужас жизни». В стих-и лир. герой провозглашает цель своего творчества: «Всё сущее – увековечить,/ Безличное – вочеловечить,/ Несбывшееся – воплотить!». Новый «пророк», продолжение пушкинской и лермонтовской традиции. «На железной дороге» - судьба родины осмысл. через женскую судьбу. «Под насыпью, во рву некошеном,/ Лежит и смотрит, как живая,/ В цветном платке, на косы брошенном,/ Красивая и молодая». Железная дорога – символ пути, символ судьбы. Задана тема жизненного пути человека. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- О.Э. Мандельштам. «Notre Dame» (1912) – сборник «Камень». В центре – образ камня, символ. принятие реальности бытия. Собор Парижской Богоматери, знам. памятник ранней франц. готики, представляет собой преображенный камень, ставший воздушным храмом, вместилищем мудрости. Римская тема – объединяющее начало. В последней строфе слово уподобляется камню, на кот. человек направляет свои творческие усилия, стремясь сделать носителем высокого содержания. «Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,/ Я изучал твои чудовищные ребра,/ Тем чаще думал я: из тяжести недоброй/ И я когда-нибудь прекрасное создам». «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) Любовь – основа движения на земле. Бесконечн. ночи. «Когда бы не Елена,/ Что Троя вам одна, архейские мужи?». «И море, и Гомер – всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит». «За гремучую доблесть грядущих веков…» (1931). Тема – трагическая судьба поэта, живущего в эпоху века-волкодава. Поэт изолирован от русской поэзии («Я лишился и чаши на пире отцов»), он «не зверь по крови своей». Не принимает дружбы с веком, предпочитает ей Сибирь: «Запихай меня лучше, как шапку, в рукав/ Жаркой шубы сибирских степей…» «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» (1930). Посвящ. Петербургу. Лир. герой не может узнать дорого и близкого в нём. Черно-желтая цвет. гамма – ощущение тоски и беспокойства. Несвобода и страх. «Я на лестнице черной живу, и в висок/ Ударяет мне вырванный с мясом звонок./ И всю ночь напролет жду гостей дорогих,/ Шевеля кандалами цепочек дверных».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.007 с.) |