Формы и методы приватизации в постсоциалистических странах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы приватизации в постсоциалистических странах.



 

Почти десятилетний опыт постсоциалистической приватизации позволяет осмыслить результативность ее отдельных форм для роста инвестиционной активности и эффективности экономики.

В принципе, вся разнообразность методов может быть сведена к: прямой продажи за деньги активов и ценных бумаг, льготной продажи или бесплатной передачи активов работникам компаний, массовая ваучерная приватизация и реприватизация.

Возможные и более детальное группирование форм приватизации. Да, Мировой банк выделяет следующие способы приватизации в постсоциалистических странах: прямая продажа активов, массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками, публичное предложение, ликвидация, безоплатная передача муниципальным органам, акционирование, акционерное государственное предприятие при участии иностранного капитала. Оценивая результативность перечисленных методов, стоит иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или другие их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов вынуждала в ходе реформы собственности изменять приоритеты в выборе методов приватизации.

Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально менее всего конфликтным средством приватизации. В то же время полученные по таким схемам собственнического права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, является лишь стартовым условием для последующих шагов. Подавляющим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании.

Безвозмездность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности достаточно быстро. Позитивным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов - крупных промышленных предприятий. В то же время ваучерные схемы, исключив возможность получения прибылей от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.

Ваучерные схемы, конечно, не наилучший путь для формирования рынков капиталов. Из стран, которые проводили быструю массовую приватизацию, лишь в Чехии, Словакии и Словении финансовые рынки имеют достаточную стойкость для становления частного сектора экономики. Этому в значительной степени послужила частичная реструктуризация и предприватизационная работа на предприятиях, ценные бумаги которых готовились к выходу на рынок. В России, Казахстане, Монголии и особенно в Албании финансовые рынки находятся в недостаточно стойком состоянии, хотя и постоянно растут. В большинстве же случаев изменения в правах собственности, особенно на крупных предприятиях, не сопровождались мероприятиями для их рыночной реструктуризации. Финансовые и инвестиционные институты, пройдя наиболее выгодный спекулятивный этап создания рынка ценных бумаг, оказались слишком слабыми для нормальной инвестиционной работы с реальным сектором.

Приватизация методом прямых продажа активов, ценных бумаг, имущественных комплексов предварительно подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т.п. имеет преимущество - получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизированную компанию.

Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, потому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть крупных промышленных предприятий, которые нуждались в инвестициях. Число инвесторов (особенно по сравнению с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. В отличие от розпорошеності ваучерного метода первичное закрепление прав собственности на государственные активы и последующий их перераспределение может происходить достаточно концентрировано. Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизированных активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий. Большинство же предприятий реализуются по заниженным ценам (как это было, например, в Восточной Германии).

Особенный случай - продажа активов иностранному инвестору. Во всех странах с переходной экономикой делалась ставка на приток инвестиций от покупателей-нерезидентов. Ожидания связывались с получением доступа на западные товарные и финансовые рынки, с внедрением западного менеджмента, ростом рыночной стоимости компаний. Доминирующим метод прямых продажа была в Венгрии, Хорватии, Эстонии, использовалась в Польше, то есть применялся в тех странах, где еще в недрах плановой экономики создавались условия для развития частной собственности. Иностранный капитал оценил эту выгоду стартовых условий приватизации, хотя реальны инвестиции все же были меньше ожидаемых и по объемам, и по эффективности рыночной реструктуризации экономики.

Приватизация методом прямых продажа способствует быстрому прогрессу финансовых рынков и, что особенно важно, создает благоприятный климат для роста снова образованных частных предприятий на национальном, иностранном или смешанном капитале.

Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизированных компаний получил распространение в ряде постсоциалистических стран (Польша, Латвия, Литва), причем даже там, где начальная концепция приватизации его не предусматривала (например, в Венгрии). Особенный размах этот метод получил в России, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компании. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода является дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в начале приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.

Следующим методом приватизации является реприватизация, то есть возобновление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации является: реституция (возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде), и компенсация (возвращение стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами). Реприватизация в обеих этих формах проводилась в прежней Чехословакии (потом в Чехии), Венгрии, Болгарии, Словении, Хорватии, Эстонии. Опыт постсоциалистических стран показал, что наиболее благоприятно реприватизация протекает в тех случаях, когда она предшествует основным акциям по приватизации. Опоздание с проведением реприватизации, особенно в форме реституции, может привести к конфликтам между инвесторами, которые уже вложили свои капиталы, и лицами, которые предъявляют права собственности как прежние владельцы имущества. Такая ситуация очень неблагоприятна для привлечения иностранных инвестиций.

Нельзя утверждать, что все разнообразие форм и методов приватизации в постсоциалистических странах ограничивается лишь вищеперахованими. Но, несомненно, приведенные в этом разделе схемы были основными и доминирующими. Все другие используемые методы были лишь их производными или комбинациями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.005 с.)