Тема 11. Цели, методы и инструменты трансформации отношений собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Цели, методы и инструменты трансформации отношений собственности



Тема 11. Цели, методы и инструменты трансформации отношений собственности

1. Содержание разгосударствления и приватизации.

2. Цели приватизации.

3. Формы и методы приватизации в постсоциалистических странах.

4. Разгосударствление и приватизация в развитых странах Западной Европы.

5. Разгосударствление и приватизация в развивающихся странах

6. Причины и предпосылки приватизации в Украине.

7. Особенности украинской приватизации.

8. Законодательные акты, которые регулируют процессы приватизации в Украине.

9. Государственные органы управления, основные принципы, способы, субъекты и объекты приватизации на Украине.

10. Анализ приватизационных процессов на Украине.

11. Итоги приватизации на Украине.

 

 

Содержание разгосударствления и приватизации.

 

Сущность разгосударствления заключается в ограничении административного вмешательства государственных управленческих структур (возможно к границе полного исключения) в хозяйственную и инвестиционную деятельность предприятий.

В широком понимании разгосударствление означает разрушение управленческой монополии государства. До основных ограничений вмешательства государства принадлежит отказ государства от предоставления предприятиям дотаций, субсидий, гарантированных кредитов; отмена принудительного государственного заказа; ограничение (не отказ) вмешательства государства в процесс ценообразования. Это расширение самостоятельности предприятий и организаций (например, освобождение от избыточной опеки, скованности), это отход государства от оперативного хозяйственного руководства первичными хозяйственными звеньями. Это изменение форм и методов ведения хозяйства.

Разгосударствление в узком значении предусматривает превращение государственной собственности в другие ее формы, сопровождаемое обязательным изменением владельца: государства на другое - частное лицо, коллектив, семейное хозяйство, акционерное общество и тому подобное.

Приватизацию же можно понимать как форму разгосударствления, которое предусматривает превращение государственной собственности в частную. Собственно, суть приватизации определяется самой сутью частной собственности. В первую очередь это создание механизма реализации частной собственности производителя в новых условиях производства, превращения его у полноправного хозяина, обеспечение ему во всех сферах хозяйственной деятельности прямой зависимости уровня потребления от уровня производства.

Приватизация в переходной экономике является подавляющей формой разгосударствления, с одной стороны, и надел граждан собственностью за счет перераспределения общественного имущества, из другого. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безоплатную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в разнообразных организационно хозяйственных формах - от индивидуального предпринимательства ко всем видам корпораций.

Смысл приватизации собственности заключается в отчуждении государственной собственности в интересах юридических лиц и граждан и формировании частной, коллективной, смешанной (общей) форм собственности.

Разгосударствление связано в первую очередь с прагматичными рассуждениями на макро- и микроэкономическому уровнях. В первом случае оно призванный укрепить рыночные основы в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей государственной системы, уменьшить бюджетный дефицит. На микроэкономическом уровне задание заключается в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий.

Разгосударствление и приватизация имеют одну цель - создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики.

Целостная система мероприятий разгосударствления включает по меньшей мере четыре компонента: дебюрократизацію управление хозяйством; ограничение государственной предпринимательской деятельности; стимулирование частного капитала; свертывание регуляции экономики.

Вопрос определения роли государства в процессе приватизации в значительной мере обусловливает как темпы проведения приватизации и ее прибыльность, так и перебежал социально-экономической трансформации общества вообще, в частности структурную перестройку хозяйства и решение социальных проблем.

Центральным и спорным в дискуссии по поводу целесообразности разгосударствления приватизации остается вопрос об изъянах государственных предприятий и преимущества частного сектора экономики.

Основные аргументы сторонников разгосударствления и приватизации заключаются в следующем:

• разгосударствление способствует росту эффективности за счет снижения расходов производства, быстрой адаптации к спросу, введению рациональных методов производства и расширения возможностей финансирования;

• коммерциализация и непосредственная связь с рынком обеспечивают более эффективный контроль;

• сокращение дотаций и оздоровление бюджета создают возможности более эффективной затраты его средств;

• демонополизация способствует созданию гибких мобильных производственных структур, внедрению новой технологии;

• деление экономических и политических факторов приводит к росту экономической ответственности за принятие инвестиционных решений.

Противники разгосударствления выдвигают свои аргументы:

• снижаются возможности обеспечения предприятий ресурсами;

• растет убыток, который наносится окружающей среде;

• реализация краткосрочных целей максимизации прибыли наносит вред долгосрочным интересам предприятий ("проедание" собственного капитала);

• возникает опасность скупки национальных предприятий иностранными инвесторами;

• растут шансы роста цен на товары и услуги, снижается обеспеченность рабочими местами.

Но оценивая эффективность государственных предприятий, необходимо в первую очередь мать в виду, что одна из главных задач, поставленных перед ними, - содействие реализации общенациональных целей, что совсем не обязательно жестко связано с принципом максимизации прибыли.

Убыточность некоторых государственных предприятий связана с общепринятой практикой их использования для выполнения ряда специфических макроэкономических функций, какие они осуществляют в общенациональных интересах, в частности:

• обеспечение деятельности малорентабельных отраслей хозяйства, которые традиционно не представляют для частного капитала интереса, но развитие которых определяет общие условия воссоздания (это относится в первую очередь к отраслям экономической инфраструктуры - энергетика, транспорт, связь);

• "оздоровление" старых отраслей (черной металлургии, судостроение и тому подобное).

• помощь жизненно важным отраслям экономики с целью обеспечения экономической жизнеспособности и развертывания научно-технического прогресса, укрепления на этой основе престижа и позиций страны в мировом хозяйстве (к числу таких отраслей относят науко- и капіталоємкі - авиакосмическую, атомную, автомобилестроительную, электронную, нефтеперерабатывающую и тому подобное);

• проведение региональной политики путем строительства промышленных предприятий и создания рабочих мест, переподготовки кадров для приглаживания существующих социально-экономических расхождений;

• охрана окружающей среды на базе внедрения безвідхідних и экологически чистых технологий в сферах производства, которые потенциально представляют опасность в экологическом отношении, в частности в добывающей промышленности, в энергетике.

Приватизации не подлежит значительная часть государственной собственности. Она включает: имущество органов государственной власти, управления, Вооруженных Сил; золотой и валютный фонды; государственные материальные резервы; комплексы из изготовления ценных бумаг и денежных знаков; средства правительственной, связи фельдъегеря и специального; объекты государственной метеорологической службы; национальные культурные и исторические ценности; объекты образования, науки, культуры, которые финансируются из бюджета (те, которые принадлежат предприятиям, могут приватизироваться при условии сохранения просветительского назначения); имущественные комплексы предприятий из изготовления оружия, наркотиков и радиоактивных веществ; атомные электростанции и тому подобное.

Пересмотр хозяйственной концепции государственного сектора, курс на разгосударствление должен привести не к отмене особенных функций государственного сектора, а к предоставлению последнему большей эффективности и динамической, переносу внимания на финансовые результаты его работы.

Кроме всего прочего, разгосударствление и приватизация ведут к изменениям в механизме финансирования деятельности предприятий. Если государственные предприятия черпают ресурсы из государственных банков, ссуд, налоговых поступлений, то после разгосударствления они переходят на другие источники финансирования - активы частных банков, прямые инвестиции через фондовые биржи частными лицами или учреждениями (пенсионные фонды или страховые компании), а также средства заграничных инвесторов. Если государственная компания может в случае финансовых затруднений обратиться за помощью в министерство финансов, то после разгосударствления эта возможность исчезает.

 

Цели приватизации.

 

Конкретные программы приватизации обычно преследуют несколько целей.

1) Путем продажи государственной собственности облегчить груз государственного бюджета, ликвидировал дотации предприятиям и увеличив поступление в бюджет.

2) Создать конкурентные условия в тех отраслях, где все предприятия, будучи государственными, управлялись из единственного административного центра.

3) Воспользоваться изменением формы собственности и провести предыдущую рационализацию структуры крупных государственных корпораций к их превращению в частных.

4) Осуществить приватизацию и акционирование так, чтобы контроль над крупными корпорациями попал у руки тех частных лиц или институтов, что заинтересованные в развитии производства, а не в спекулятивной перепродаже собственности.

5) Воспользоваться приватизацией для максимального "распыления" акций среди рабочих и мелких служащих. Это мероприятие рассматривается как составной элемент общей социальной политики, которая стимулирует участие трудящихся в капитале или управлении предприятия.

Но в каждой стране существуют специфические отклонения от вышеупомянутой общей схемы. Они зависят от уровня развития страны, исторических предпосылок, наконец, от национального менталитета, и многих других факторов. Если в странах с развитыми рыночными системами приватизация имеет ограниченные масштабы, допускает использование рыночных (денежных) средств отчуждения, направленная в первую очередь на оздоровление государственных финансов, сокращения расходов государственного бюджета на содержание неэффективных государственных предприятий, увеличения доходной части за счет продажи капитала и больших налоговых поступлений от предприятий, которые "вылечились" в частных руках, то в странах с переходной экономикой приватизация имеет другие параметры. Здесь целями приватизации выступают ускорения развития свободного предпринимательства, расширения частного сектора в экономике и повышения в будущем эффективности использования производственного имущества за счет включения свободной экономической инициативы и высокого личного интереса новых владельцев к эффективному использованию экономических ресурсов, которые принадлежат им.

Конкретные цели и подцели, которые выплывают из стратегических перспективных целей приватизации в процессе проведения, уточняются и изменяются на разных этапах приватизационного процесса. Особенно важным в реализации поставленных целей на избрание такой модели приватизации, в рамках которой экономические цели не превращались бы в политические. Например, в процессе приватизации в нашей стране на втором ее этапе была намечена цель: быстро создать широкую прослойку владельцев, не ввиду того, что для этого не существовало объективных предпосылок. По этой причине отмечена цель стала более политической, чем экономической, потому общество не получило существенного эффекта от ее реализации.

 

Тема 11. Цели, методы и инструменты трансформации отношений собственности

1. Содержание разгосударствления и приватизации.

2. Цели приватизации.

3. Формы и методы приватизации в постсоциалистических странах.

4. Разгосударствление и приватизация в развитых странах Западной Европы.

5. Разгосударствление и приватизация в развивающихся странах

6. Причины и предпосылки приватизации в Украине.

7. Особенности украинской приватизации.

8. Законодательные акты, которые регулируют процессы приватизации в Украине.

9. Государственные органы управления, основные принципы, способы, субъекты и объекты приватизации на Украине.

10. Анализ приватизационных процессов на Украине.

11. Итоги приватизации на Украине.

 

 

Содержание разгосударствления и приватизации.

 

Сущность разгосударствления заключается в ограничении административного вмешательства государственных управленческих структур (возможно к границе полного исключения) в хозяйственную и инвестиционную деятельность предприятий.

В широком понимании разгосударствление означает разрушение управленческой монополии государства. До основных ограничений вмешательства государства принадлежит отказ государства от предоставления предприятиям дотаций, субсидий, гарантированных кредитов; отмена принудительного государственного заказа; ограничение (не отказ) вмешательства государства в процесс ценообразования. Это расширение самостоятельности предприятий и организаций (например, освобождение от избыточной опеки, скованности), это отход государства от оперативного хозяйственного руководства первичными хозяйственными звеньями. Это изменение форм и методов ведения хозяйства.

Разгосударствление в узком значении предусматривает превращение государственной собственности в другие ее формы, сопровождаемое обязательным изменением владельца: государства на другое - частное лицо, коллектив, семейное хозяйство, акционерное общество и тому подобное.

Приватизацию же можно понимать как форму разгосударствления, которое предусматривает превращение государственной собственности в частную. Собственно, суть приватизации определяется самой сутью частной собственности. В первую очередь это создание механизма реализации частной собственности производителя в новых условиях производства, превращения его у полноправного хозяина, обеспечение ему во всех сферах хозяйственной деятельности прямой зависимости уровня потребления от уровня производства.

Приватизация в переходной экономике является подавляющей формой разгосударствления, с одной стороны, и надел граждан собственностью за счет перераспределения общественного имущества, из другого. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безоплатную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в разнообразных организационно хозяйственных формах - от индивидуального предпринимательства ко всем видам корпораций.

Смысл приватизации собственности заключается в отчуждении государственной собственности в интересах юридических лиц и граждан и формировании частной, коллективной, смешанной (общей) форм собственности.

Разгосударствление связано в первую очередь с прагматичными рассуждениями на макро- и микроэкономическому уровнях. В первом случае оно призванный укрепить рыночные основы в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей государственной системы, уменьшить бюджетный дефицит. На микроэкономическом уровне задание заключается в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий.

Разгосударствление и приватизация имеют одну цель - создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики.

Целостная система мероприятий разгосударствления включает по меньшей мере четыре компонента: дебюрократизацію управление хозяйством; ограничение государственной предпринимательской деятельности; стимулирование частного капитала; свертывание регуляции экономики.

Вопрос определения роли государства в процессе приватизации в значительной мере обусловливает как темпы проведения приватизации и ее прибыльность, так и перебежал социально-экономической трансформации общества вообще, в частности структурную перестройку хозяйства и решение социальных проблем.

Центральным и спорным в дискуссии по поводу целесообразности разгосударствления приватизации остается вопрос об изъянах государственных предприятий и преимущества частного сектора экономики.

Основные аргументы сторонников разгосударствления и приватизации заключаются в следующем:

• разгосударствление способствует росту эффективности за счет снижения расходов производства, быстрой адаптации к спросу, введению рациональных методов производства и расширения возможностей финансирования;

• коммерциализация и непосредственная связь с рынком обеспечивают более эффективный контроль;

• сокращение дотаций и оздоровление бюджета создают возможности более эффективной затраты его средств;

• демонополизация способствует созданию гибких мобильных производственных структур, внедрению новой технологии;

• деление экономических и политических факторов приводит к росту экономической ответственности за принятие инвестиционных решений.

Противники разгосударствления выдвигают свои аргументы:

• снижаются возможности обеспечения предприятий ресурсами;

• растет убыток, который наносится окружающей среде;

• реализация краткосрочных целей максимизации прибыли наносит вред долгосрочным интересам предприятий ("проедание" собственного капитала);

• возникает опасность скупки национальных предприятий иностранными инвесторами;

• растут шансы роста цен на товары и услуги, снижается обеспеченность рабочими местами.

Но оценивая эффективность государственных предприятий, необходимо в первую очередь мать в виду, что одна из главных задач, поставленных перед ними, - содействие реализации общенациональных целей, что совсем не обязательно жестко связано с принципом максимизации прибыли.

Убыточность некоторых государственных предприятий связана с общепринятой практикой их использования для выполнения ряда специфических макроэкономических функций, какие они осуществляют в общенациональных интересах, в частности:

• обеспечение деятельности малорентабельных отраслей хозяйства, которые традиционно не представляют для частного капитала интереса, но развитие которых определяет общие условия воссоздания (это относится в первую очередь к отраслям экономической инфраструктуры - энергетика, транспорт, связь);

• "оздоровление" старых отраслей (черной металлургии, судостроение и тому подобное).

• помощь жизненно важным отраслям экономики с целью обеспечения экономической жизнеспособности и развертывания научно-технического прогресса, укрепления на этой основе престижа и позиций страны в мировом хозяйстве (к числу таких отраслей относят науко- и капіталоємкі - авиакосмическую, атомную, автомобилестроительную, электронную, нефтеперерабатывающую и тому подобное);

• проведение региональной политики путем строительства промышленных предприятий и создания рабочих мест, переподготовки кадров для приглаживания существующих социально-экономических расхождений;

• охрана окружающей среды на базе внедрения безвідхідних и экологически чистых технологий в сферах производства, которые потенциально представляют опасность в экологическом отношении, в частности в добывающей промышленности, в энергетике.

Приватизации не подлежит значительная часть государственной собственности. Она включает: имущество органов государственной власти, управления, Вооруженных Сил; золотой и валютный фонды; государственные материальные резервы; комплексы из изготовления ценных бумаг и денежных знаков; средства правительственной, связи фельдъегеря и специального; объекты государственной метеорологической службы; национальные культурные и исторические ценности; объекты образования, науки, культуры, которые финансируются из бюджета (те, которые принадлежат предприятиям, могут приватизироваться при условии сохранения просветительского назначения); имущественные комплексы предприятий из изготовления оружия, наркотиков и радиоактивных веществ; атомные электростанции и тому подобное.

Пересмотр хозяйственной концепции государственного сектора, курс на разгосударствление должен привести не к отмене особенных функций государственного сектора, а к предоставлению последнему большей эффективности и динамической, переносу внимания на финансовые результаты его работы.

Кроме всего прочего, разгосударствление и приватизация ведут к изменениям в механизме финансирования деятельности предприятий. Если государственные предприятия черпают ресурсы из государственных банков, ссуд, налоговых поступлений, то после разгосударствления они переходят на другие источники финансирования - активы частных банков, прямые инвестиции через фондовые биржи частными лицами или учреждениями (пенсионные фонды или страховые компании), а также средства заграничных инвесторов. Если государственная компания может в случае финансовых затруднений обратиться за помощью в министерство финансов, то после разгосударствления эта возможность исчезает.

 

Цели приватизации.

 

Конкретные программы приватизации обычно преследуют несколько целей.

1) Путем продажи государственной собственности облегчить груз государственного бюджета, ликвидировал дотации предприятиям и увеличив поступление в бюджет.

2) Создать конкурентные условия в тех отраслях, где все предприятия, будучи государственными, управлялись из единственного административного центра.

3) Воспользоваться изменением формы собственности и провести предыдущую рационализацию структуры крупных государственных корпораций к их превращению в частных.

4) Осуществить приватизацию и акционирование так, чтобы контроль над крупными корпорациями попал у руки тех частных лиц или институтов, что заинтересованные в развитии производства, а не в спекулятивной перепродаже собственности.

5) Воспользоваться приватизацией для максимального "распыления" акций среди рабочих и мелких служащих. Это мероприятие рассматривается как составной элемент общей социальной политики, которая стимулирует участие трудящихся в капитале или управлении предприятия.

Но в каждой стране существуют специфические отклонения от вышеупомянутой общей схемы. Они зависят от уровня развития страны, исторических предпосылок, наконец, от национального менталитета, и многих других факторов. Если в странах с развитыми рыночными системами приватизация имеет ограниченные масштабы, допускает использование рыночных (денежных) средств отчуждения, направленная в первую очередь на оздоровление государственных финансов, сокращения расходов государственного бюджета на содержание неэффективных государственных предприятий, увеличения доходной части за счет продажи капитала и больших налоговых поступлений от предприятий, которые "вылечились" в частных руках, то в странах с переходной экономикой приватизация имеет другие параметры. Здесь целями приватизации выступают ускорения развития свободного предпринимательства, расширения частного сектора в экономике и повышения в будущем эффективности использования производственного имущества за счет включения свободной экономической инициативы и высокого личного интереса новых владельцев к эффективному использованию экономических ресурсов, которые принадлежат им.

Конкретные цели и подцели, которые выплывают из стратегических перспективных целей приватизации в процессе проведения, уточняются и изменяются на разных этапах приватизационного процесса. Особенно важным в реализации поставленных целей на избрание такой модели приватизации, в рамках которой экономические цели не превращались бы в политические. Например, в процессе приватизации в нашей стране на втором ее этапе была намечена цель: быстро создать широкую прослойку владельцев, не ввиду того, что для этого не существовало объективных предпосылок. По этой причине отмечена цель стала более политической, чем экономической, потому общество не получило существенного эффекта от ее реализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.142.235 (0.042 с.)