Разгосударствление и приватизация в развитых странах Западной Европы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разгосударствление и приватизация в развитых странах Западной Европы.



 

Разгосударствление - процесс, характерный не только для Украины, это общемировое явление. Оно характерно и для других стран, как развитых, так и тех, которые развиваются. Анализ данного процесса за рубежом позволит активнее использовать в условиям Украины накопленный в мире опыт разгосударствления и не повторять сделанных ошибок. Потому рассмотрение причин, характера, методов, результатов разгосударствления за рубежом является крайне важным.

Можно утверждать, что необходимость государственного присутствия в производственной сфере в качестве предпринимателя, которая остро чувствовался в 40-ві лет, к началу 80-х годов отпала в состав правительственных мероприятий, направленных в поддержку экономической активности, разгосударствление и приватизацию.

В конце 70-х годов западный капитализм вступил в период широкой приватизации. Нельзя забывать и о том факте, что приватизация оказалась чрезвычайно выгодной в политическом плане. Переводя на уровень предприятий решение непопулярных, но безотлагательных и неминуемых экономических проблем (сокращение занятости в силу производственной необходимости, уменьшение бюджетных дотаций путем повышения цен на продукцию государственных предприятий и тому подобное) консерваторы снимали из себя как представителей государственной власти ответственность за социально-экономическое положение в стране. Тем самым они политически переиграли социалистов и радикалов.

Содержание западного процесса приватизации становится понятнее из дискуссий, которые велись и ведутся вокруг ее отдельных аспектов. Да, активно обсуждался вопрос о природе средств, которые мобилизируются для покупки государственной собственности, и в этой связи - о народнохозяйственном назначении полученной правительством выручки. Еще одна дискуссия велась по поводу разукрупнения отраслевых корпораций, государственный статус которых одно время объяснялся естественной монополией.

Для Европы 80-х годов было характерным стремительное развитие процессов дерегулювання экономики, разгосударствления и приватизации государственных предприятий, направленный на повышение эффективности существующей системы смешанной экономики, которая сложилась после войны в результате образования значительного, по западным масштабам, государственного сектора. Волна разгосударствления охватила много стран Западной Европы, поскольку в условиях заострения конкуренции со стороны США и Японии национальная промышленность этих стран нуждалась в конкурентноздатності на мировых рынках.

Политика разгосударствления базируется на идее, в соответствии с которой организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами рассматривается в качестве источника социально-экономического прогресса в той мере, в которой она поощряет конкуренцию, способствует производству материальных благ.

Теоретическим обоснованием курса на разгосударствление послужила функционально хозяйственная концепция развития государственного предпринимательства, которая вытеснила социально-политическую концепцию, которая господствовала раньше. Наиболее наглядным является пример Великобритании, где разгосударствление проводилось в жесткой форме. Эта политика получила название "тетчеризм". Только Франция наследовала, правда с интервалом в 7 лет, пример британской "шоковой терапии". В других же западноевропейских странах сохраняется значение социально-политической концепции государственного предпринимательства, например в Италии или Испании, и там действуют более осторожно, проводя ограниченное разгосударствление.

Начало разгосударствления как целеустремленной системы мероприятий для сокращения государственной предпринимательской деятельности было положено в Великобритании, а затем эта система быстро распространилась по континенте. Правительства Франции, Бельгии, Италии, ФРГ, Нидерландов, а также возглавляемые социалистами правительства Испании, Австрии и Швеции заявили о своих намерениях приступить к разгосударствлению по крайней мере части государственного сектора.

Идея государственного предпринимательства оказалась таким способом скомпрометированной. Даже во ФРГ, где положение государственных предприятий всегда было сравнено благополучным, предпринимательская активность государства никоим образом не пользуется большой популярностью.

Разгосударствление на западе проводилось разными способами. Среди них наиболее распространенный заключался в том, что организовывалась распродажа акций предприятия через фондовую биржу для всех желающих. Второй способ - продажа частному лицу, частной компании доли капитала. Этот способ используется в тех случаях, когда приватизация затруднена сложным финансовым положением предприятия и предлагается и его часть, которая может заинтересовать вкладчика капитала, как, например, в случае с "Бритиш рейл", что продала свою гостиничную сеть. Наконец, третий способ связан с продажей акций определенному кругу лиц - рабочим данного предприятия.

Широкое распространение в Великобритании и Франции получила распродажа дочерних предприятий, которые принадлежат главному государственному предприятию и осуществляют периферийную относительно основного производства деятельность. Во Франции после 1986 г. было продано около 70 дочерних компаний, которые принадлежали государственным предприятиям, причем чаще всего иностранным покупателям.

Разгосударствлению поддавались как государственные компании, где частным инвесторам вступали определенную долю капитала, так и смешаны холдинговые компании, в которых государство владеет не всегда большей долей капитала. Да, французское правительство продало 11% акций из 66% участия в компании "Ельф-акитен".

Влияние разгосударствления на государственный сектор во многом определяется степенью контроля над предприятиями, которые государство намеревается сохранить. Например, в Италии не стоит задача радикальным образом лишиться государственного имущества или вступить частному сектору контроль над основными государственными холдингами. Потому разгосударствления осуществляют таким образом, чтобы не ослаблять государственный сектор, а, напротив, обеспечить повышение хозяйственной эффективности и укрепление рыночных позиций его части, которая осталась, поскольку она основана на здоровом хозяйственном прагматизме; пополнение государственных бюджетных средств путем разгосударствления достигается при хранении государственного влияния.

Для сохранения своего влияния в ряде компаний государство, например, в Великобритании, оставляет за собой право назначать ответственных чиновников, к заданиям которых надлежит следить за тем, чтобы в устав предприятия не вносились принципиальные изменения без ведома страны.

Проведение политики разгосударствления оказало далеко не равнозначное влияние на взнос государственного сектора в экономику отдельных западноевропейских стран. Особенный контраст наблюдается между ее результатами в Великобритании и Франции, где она осуществлялась наиболее масштабно, и другими западноевропейскими странами.

Невзирая на значительные размеры государственного сектора в Австрии, ФРГ, Италии, правительства этих стран, в отличие от Великобритании и Франции, не поторопились осуществлять всеобъемлющее разгосударствление, хотя такая политика осуществлялась с теми или другими изменениями повсюду.

Сокращение государственного сектора в результате разгосударствления не внесло существенных изменений в его отраслевую структуру. Остается его решающее влияние в энергетике, транспорте, предприятиях связи и телекоммуникаций - около 60% занятых в этих отраслях. По банковскому и страховой делу занятость в государственном секторе большая, но сократилось с 30% в 1985 г. до 25% в 1988 г. Больше всего значительное влияние разгосударствления оказало на промышленность, где занятость на предприятиях государственного сектора снизилась с 7% в 1985 г. до 3, 6% в 1988 г. Неизменно невысокой она остается в торговании и услугах - 1-2%.

Важные изменения произошли в географическом делении государственного предпринимательства в 80-ые годы. Наибольшие государственные предприятия, особенно в Италии, Франции, Германии, Испании усиленно развивают транснациональную деятельность. Бурно расширяются связки и создаются совместные предприятия между государственными, а также государственными и частными предприятиями западноевропейских стран за пределами их национальных территорий. В результате разгосударствления расширяются связки предприятий не только в Европе, но и за ее границами.

При проведении политики разгосударствления во главе западноевропейского сектора по его хозяйственной роли в абсолютном выражении стоят Франция, потом ФРГ и Италия. Великобритания оставляет далеко позади Испанию и Португалию. Список замыкают Нидерланды, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия и Люксембург.

В качестве последней тенденции в экономическом развитии Западной Европы можно отметить общее замедление темпов разгосударствления.

Подводя некоторые результаты разгосударствления в развитых странах Запада, можно отметить некоторые моменты.

1) В подавляющем большинстве под воздействием разгосударствления, главной частью которого стала приватизация, экономическое положение в 80-ые годы несколько улучшилось. В Великобритании, например, наблюдалось укрепление госбюджета, рост производительности труда.

2) Больше всего приспособленными к новым формам ведения хозяйства оказались те страны, в которых идея разгосударствления стала популярной и был обеспечен определен социальный и политический консенсус (Англия, Франция).

3) Условия и механизм разгосударствления, его последствия в разных странах в большей мере определяются социально-культурной средой и конкретной исторической обстановкой.

4) Опыт прошлого лет опять подтвердил, что принципы частной собственности, заложенные, например, в акционерных обществах, не обеспечивают социальной справедливости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.01 с.)