К вопросу о предполагаемых позднейших вставках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу о предполагаемых позднейших вставках



1. Исх.6:26-27: "Аарон и Моисей, это - те...".

Предполагается, что такие слова мог написать только тот, кто жил позже. Надо, однако, заметить, что они следуют за родословием и потому имеют силу внешнего обращения. Таким образом, сравнивать 26-й стих с 14-м все равно, что сравнивать 27-й с 13-м.

"Слова повторяются в конце 27-го стиха, чтобы точно отметить завершение родословия и возобновление исторического повествования. Здесь они выполняют ту же функцию, какую переходные фразы выполняют в более связных исторических писаниях. В начале доминирует родословие, и Аарон выступает как старейшина, в конце утверждается историческая точка зрения, и Моисей упоминается первым как наиболее важный персонаж; так же и в 13-м стихе Моисей упоминается первым, когда автор переходит от истории к родословию" (9).

2. Исх.16:33-35. Считается, что в данном случае затруднение вызывает фраза "пред свидетельством" (стих 34-й) (в русском синодальном переводе - "пред ковчегом свидетельства" - прим. перев.). Каким образом Моисей мог упомянуть о скрижалях Закона, если Закон еще не был дан? Зададим встречный вопрос: поскольку это основной отрывок, касающийся манны, то почему бы Моисей не мог написать его позднее и не вставить в текст? Тридцать пятый стих тоже указывает на время после Моисея, однако в нем просто утверждается, что израильтяне ели манну, пока не пришли в "землю обитаемую". Здесь ничего не говорится о том, когда они перестали ее есть и что делали после того, как вошли в эту землю. Следовательно, вполне возможно, что Моисей, пересматривая Пятикнижия в долинах Моава, мог вставить этот стих.

3. Исх.13:26. Высказывается точка зрения, согласно которой значение слова "гомор" помогает определить время написания стиха, когда якобы это значение уже не было известно. Однако это слово встречается на всем протяжении данного отрывка (стихи 16, 18, 22-23) и более нигде. Гомор, однако, представлял собой не меру, а небольшую чашу, и вполне понятно, что Моисей мог упомянуть о ее величине, когда ее использовали для сбора манны.

Глава пятая. Книга Левит

НАИМЕНОВАНИЕ

Левит, третья книга Моисея, начинается словами "И воззвал Господь к Моисею" (way yiqra). Евреи называют ее по этим начальным словам. Кроме того, во время написания Талмуда ее называли "Законом священников" (torath kohanim), в Септуагинте она носит наименование Levitikon ("левитская", как определительное прилагательное к слову biblion "книга"), а Вульгата называет ее просто Leviticus.

ЦЕЛЬ

Книга Левит содержит законы, которыми сформированный воедино Божий народ должен руководствоваться в своей религиозной и гражданской жизни. У горы Синай израильтяне уже формально сформировались в теократическое национальное единство. Основной закон был дан, завет - утвержден, скиния - воздвигнута. Господь снова стал обитать среди Своего народа. Однако прежде чем продолжать путь в обетованную землю, надо было постичь законы, которыми народ должен был руководствоваться в своем поклонении Господу в скинии. Эти законы и содержатся в Книге Левит. Очевидно, что, хотя эта книга и представляет собой самостоятельную книгу, она занимает надлежащее ей место и для того, чтобы правильно ее понять, надо соотнести ее с повествованием Книги Исхода.

АНАЛИЗ

Книга Левит являет собой глубокое, основополагающее единство замысла и построения, которое выражается двояко. Во-первых, речь идет об очищении от той скверны, которая отделяет человека от Бога, а во-вторых, о восстановлении утраченного общения между ними.

I. ОЧИЩЕНИЕ ОТ СКВЕРНЫ, ОТДЕЛЯЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА ОТ БОГА

А. 1:1-7:38. Закон о жертве

Исполняя обещание, данное Моисею в Книге Исход (Исх.25:22), Господь обращается к нему из Своего жилища (скинии), открывая Свою святую волю относительно тех жертвоприношений, посредством которых народ, осквернивший себя грехом, может очиститься и приблизиться к Нему с верой, исполненной смирения.

1) Глава 1. Жертва всесожжения. Обычное наименование приношения - korban, причем оно соотносится со многими видами приношений. Это то, что "приближено" к Господу.

2) Глава 2. Хлебное приношение (minhah). Обратите внимание, что в стихах 4-16 используется местоимение второго лица единственного числа (как и в Книге Второзакония). Однако это нельзя рассматривать как указание на то, будто материал данной главы составлен из различных источников.

3) Глава 3. Жертва мирная (zevah shelamim).

4) 4:1-5:13. Жертва за грех (hatt’ah).

5) 5:14-26. Жертва повинности (‘ asham).

6) 6:8-13 - жертва всесожжения; 6:14-23 - хлебное приношение; 6:24-30 - жертва за грех.

7) Глава 7. Различные жертвоприношения.

В 4-й главе дается более полное описание жертвы за грех (в сравнении с Исх.29:12 и Лев.8:15; 9:9, 15), однако его не надо рассматривать как продвинутый этап в становлении системы жертвоприношений. Поскольку в этом отрывке содержится конкретный закон о том, как различные сословия должны совершать жертву за грех, то речь идет о том, чтобы представить этот закон во всей его полноте.

Надо отметить, что законы, содержащиеся в 1-5 главах, относятся ко всему Израилю, в 6-7 - к Аарону и его сыновьям. Кроме того, законы этих последних двух глав в некотором отношении представлены несколько в ином ракурсе по сравнению с законами первых пяти глав. Это, однако, не означает, что можно говорить о двух разных авторах, хотя бы потому, что в обоих разделах упоминаются одни и те же виды жертвоприношений и, кроме того, в обоих разделах налицо взаимные ссылки друг на друга (ср. 6:17 с 4; 3:5 с 6:22; 6:30 надо понимать в свете того, что сказано в 4:22-27).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.007 с.)