Л. 37:2 - 50:26. Родословие Иакова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л. 37:2 - 50:26. Родословие Иакова.



Есть все основания считать, что в основу 49-й главы легли слова самого Иакова. Драйвер, однако, полагает, что она была вставлена сюда Яхвистом из какого-то независимого источника и что в ней отражен исторический фон эпохи судей, Самуила и Давида. Пфайфер считает, что она принадлежит перу автора, жившего около 960-го года до н.э. и опиравшегося, вероятно, на ранние традиции племени.

Однако Иаков здесь предстает в роли пророка, созерцающего будущее своих сыновой, когда их потомство разрастется до соответствующих племен /колен/. Речь идет, скорее, о пророческом благословении, а не о предсказании каких-то конкретных исторических событий. В главе ничего не говорится о завоевании обетованной земли или о чем-то таком, что отсылало бы непосредственно к эпохе Иисуса Навина.

Кроме того, содержание главы нельзя соотнести ни с каким конкретным историческим периодом. Исполнение 10-го стиха можно было бы отнести к эпохе Давида, однако в таком случае все, что сказано о Левии, /49:5-7/ с этим периодом никак связать нельзя. Равным образом эту главу нельзя рассматривать и как простое собрание разрозненных пророчествований /точка зрения Куэнена/, так как налицо безусловные признаки внутреннего единства /22/. Сказанное о Левии должно относиться к эпохе до появления Моисея /см.Втор.33:8-11, где говорится совершенно иное/.

Глава четвертая. Книга Исход

НАИМЕНОВАНИЕ

Евреи называют Книгу Исход по ее начальным словам - we’elleh shemoth ("Вот имена...), или просто shemoth ("имена"). Септуагинта и Вульгата называют ее в соответствии с ее основной темой - темой исхода (это слово появляется в 19-й главе (Исх.19:1), то есть Exodos (Септуагинта) и Exodus (Вульгата).

ЦЕЛЬ

Вторая книга Пятикнижия связывает начальную (приготовительную) историю, содержащуюся в Книге Бытия) с тем, что содержится в остальных книгах Закона. Она начинается с краткого упоминания о том, что, находясь в Египте, евреи стали быстро размножаться. Далее описывается подготовка к самому исходу, имевшая как отрицательный, так и положительный аспекты. Отрицательный заключался в том, что народ был готов к свободе в силу самой тяжести порабощения, заставлявшей мечтать о ней, а положительный - в том, что он был подготовлен величественными чудесами, которые Бог совершил ради него, убеждая его в том, что Он действительно Господь, их искупитель и Господь всякой силы. Вслед за описанием этого двойного приготовления книга рассказывает о действительном исходе из Египта через Красное Море к Синаю (1-19).

Здесь мы имеем дело с первым большим разделением в Пятикнижии: до сих пор ее отличительной особенностью было повествование, теперь же оно характеризуется непосредственным законодательством. Народ готов к тому, чтобы сформировать теократическое государство и, следовательно, должен принять законодательство, которое для этого необходимо. Оно состоит из трех частей: то, что было дано на горе Синай (Исход, Левит), то, которое было дано во время странствования по пустыне (Числа) и то, которое было дано в долинах Моава (Второзаконие).

Заключительная часть книги (20-40 главы) касается законов, данных Богом на Синае. Сначала возвещается основной нравственный закон, а затем следуют определенные установления, которые кладутся в основу утвержденного завета. Далее даются указания для построения скинии - жилища святого Бога. Поклонившись золотому тельцу, израильтяне нарушили завет, и поэтому в течение какого-то времени эти указания не исполнялись. Тем не менее, в конце концов скиния была построена, и Бог стал обитать в ней.

АНАЛИЗ

А. 1:1-7. Введение

Союз "и", которым начинается первый стих (в английском переводе "And these are the names", то есть "и вот имена" - прим. перев.) связывает Книгу Исхода с предшествующим повествованием из Книги Бытие, и сказанное в 1-м стихе предполагает переселение израильтян в Египет, о котором говорится в 46-й главе Бытия. Перечень имен сыновей Иакова (стихи 2-5) представляет собой резюме более подробного повествования из 46-й главы Книги Бытия (Быт.46:8-37), однако порядок имен в большей степени сходен с тем, который содержится в 35-й главе (Быт.35:23-26). Все это дает основание полагать, что между данным разделом и Книгой Бытие существует определенная связь; в то же время все это подготавливает почву для рассказа о скоро последовавшем бедствии.

Весь раздел представляет собой определенное единство, и 6-й стих нельзя отделять и относить к J-источнику, как это делают некоторые критики. Даже если он в какой-то мере (хотя надо сразу заметить, что в нем содержится дополнительная информация и что он ни в коей мере не является простым повторением) - даже если он повторяет сказанное в конце Книги Бытия (Быт.50:26), его нельзя опустить, потому что он подготавливает почву для понимания 8-го стиха. Если мы опустим 6-й стих, то 8-й станет почти непонятным.

В 7-м стихе говорится о том, что численность евреев начала быстро расти: это разительно отличается от той небольшой кучки, которая пришла в Египет, и на основании этого становится понятной обеспокоенность нового фараона (стихи 9-10) и то суровое бедствие, которое вскоре последовало (стихи 11-22). Седьмой стих примечателен тем, что в нем чувствуется стремление адекватно выразить великое возрастание численности еврейского народа. Его можно перевести так: "А сыны израилевы были плодовиты и начали изобиловать и умножаться, стали чрезвычайно сильными, и ими наполнилась вся земля".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.004 с.)