I. 25:1-55. Субботний и юбилейный годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. 25:1-55. Субботний и юбилейный годы



Многие критики считают, что эта глава состоит из элементов, принадлежащих источникам H и P. Согласно Драйверу, признаки первого источника (H) наиболее заметны в стихах 1-7; 14-16; 17-22; 32-35; 42, 43, 55 и наименее заметны в стихах 29-34. Тем не менее мы считаем, что данная глава представляет собой целостное единство, не позволяющее разбивать ее на какие-либо "документы".

1) Стих 1-й. Вступительный заголовок. Обратите внимание на слова "Моисей" и "Синай", отсылающие к повествованию об исходе (Исх.34:32);

2) Стихи 2-7. Субботний год;

3) Стихи 8-55. Юбилейный год. Третий раздел, в свою очередь, делится так:

а) стихи 8-12: празднование юбилейного года;

б) стихи 13-34: влияние юбилейного года на обладание собственностью

в) и (стихи 35-55) на свободу израильтянина.

J. 26:1-46. Обетовния и предостережения

Как и Книга Завета (Исх.23:20-33), все синайское законодательство завершается обетованиями и предостережениями.

1) Стихи 1-2. Введение; сущность всего закона сводится к двум заповедям: запрет идолопоклонства и повеление совершать истинное богопоклонение.

2) Стихи 3-13. Благословение, следствие из верности Закону;

3) Стихи 14-33. Проклятие, следствие из непослушания Закону. Этот раздел распадается на четыре подраздела:

а) стихи 18-20: наказание за упрямое нежелание смириться после наказаний, упомянутых в 14-17 стихах;

б) стихи 21-22: мятеж против Бога;

в) стихи 23-26: упорство в мятеже;

г) стихи 27-33: упорство в отступничестве;

4) Стихи 34-35. Цель Божьего наказания.

5) Стих 46-й. Заключительные высказывания относительно всего синайского законодательства.

Многие критики считают, что 17-26 главы содержат в себе элементы, принадлежащие источнику P и смешанные с цитатами из более раннего, независимого законодательного материала (H), для которого, как предполагается, характерна своеобразная фразеология и принципы. В ответ на это можно указать на замечательное единство этих глав, а также на их неотъемлемую связь с предыдущими главами книги. Кроме того, не стоит забывать (и этот факт нельзя с легкостью отбросить), что в этих главах семнадцать раз сказано, что Господь возвещал Моисею законы, которые затем и следовали. Более того, весь раздел начинается со слов: "И сказал Господь Моисею, говоря" (17:) и заканчивается таким резюме: "Вот постановления, и определения, и законы, которые постановил Господь между Собою и между сынами Израилевыми на горе Синае, чрез Моисея" (26:46).

K. 27:1-34. Приложение

Поскольку обеты не были существенной частью законов синайского завета и представляли собой выражение добровольного благочестия, наставления относительно их принятия даны после формального заключения (26:46). Глава распадается на семь частей:

1) стихи 1-8: обеты;

2) стихи 9-13: животные;

3) стихи 14-15: дом;

4) стихи 16-25: земля;

5) стихи 26-27: первенцы;

6) стихи 28-29: заклятое;

7) стихи 30-34: десятина земли.

ЛЕВИТСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

Итак, формально израильтяне утвердились как теократическое сообщество, в котором обитает святой Бог. Тем не менее "царство священников и народа святого" оставалось грешным. Как приблизить его к Богу? Чтобы дать грешнику возможность приступить к Нему, был утвержден порядок жертвоприношений.

Они преследовали двойную цель: искупление и освящение. Таким образом, очевидно, что жертва (особенно если она была направлена на то, чтобы достичь искупления) имела дело с грехом. В Библии жертвы рассматриваются как приношения, то есть как то, что можно приблизить к Господу как дары святости. Эти святые дары приносятся на жертвенник, где обитает Господь, непосредственно их "потребляющий". Это, конечно, надо понимать только символически и ни в коем случае не буквально.

Все, что приносилось Господу, с обрядовой точки зрения должно было быть чистым. Из животных можно было жертвовать тельца, овцу, козу и голубя; из растительного мира - зерно, вино и елей. Таким образом, жертвовалось то, что поддерживало жизнь приносящего (животные), а также то, что он производил тяжелым трудом (растения). Следовательно, можно сказать, что в жертве вся жизнь того, кто ее принес посвящалась Господу.

Кроме того, жертва замещала грешника и приносилась как бы вместо него. Как таковая она, конечно, не могла устранить греха, но служила прообразом единственной великой жертвы Христа, на которую и указывала.

Каким образом раскаявшийся грешник приносил жертву Господу? Эта процедура предполагала несколько этапов. Выбранное для жертвы животное должно было быть совершенным, без порока, так как святому Богу надо приносить только самое лучшее. Его подводили к скинии, грешник возлагал на него руку (или в буквальном смысле опирался на него). Это действие символизировало перенесение греха с грешника на жертвенное приношение, и, следовательно, оно рассматривалось как замена для грешника. Грех, несущий смертельное наказание, оставался на жертвующем, но возложение руки на жертву символизировало, что теперь это наказание перемещалось с него на жертву.

После возложения рук наступал второй этап: заклание жертвы на предназначенном для этого месте (жертвеннике). Жертва закалалась самим человеком, который принес жертву, а священник брал кровь и со всех сторон кропил жертвенник. Например, в 1-й главе Книги Левит мы читаем: "И заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровию со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания" (Лев.1:5). Итак, жертва закалалась и ее кровь текла, символизируя жизнь, приносимую Богу в акте кропления алтаря.

О крови говорилось, что она очищает душу (жизнь): "Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души (жизни) ваши, ибо кровь сия душу (жизнь) очищает" (Лев.17:11). Речь, как видно, идет о том, что кровь, которую пролили и которой покропили жертвенник, изглаживает грехи в Божиих очах, когда ею помазывают этот жертвенник. Человек и совершенный им грех нуждаются в очищении, и оно совершается не человеком, а Богом. Таким образом, в этом важном месте нам снова напоминают, что спасение грешника совершается по благодати. Оно исходит от Бога, а не от человека. "Итак очистит его священник <как представитель Бога> от греха" (Лев.4:35). Таково божественное толкование.

Затем некоторые части закланного животного сжигались на жертвеннике. Сжигание совершалось для того, чтобы Господь чувствовал восходящее к Нему благоухание. Это действие символизировало заместительное посвящение Богу посредством принесенных жертв. Вспомним слова Павла, сказавшего: "Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" (Эфес.5:2). Наконец, (и это касается мирной жертвы) предполагалось наличие жертвенной трапезы, которую приуготовлял Сам Господь. Это символизировало тот благословенный факт, что грех искуплен и что преграда между Богом и человеком устранена. Кроме того, предполагалось состояние благоволения и блаженства.

Глава шестая. Книга Числа

НАИМЕНОВАНИЕ

Евреи называют эту книгу по ее первым словам: "И сказал" (wayedhabber) или "в пустыне" (bemidhbar - составное слово). Септуагинта дает ей название "Числа" (arilhmoi), и Вульгата поддерживает это наименование.

ЦЕЛЬ

Книга Чисел естественным образом следует за законодательством, которое дано в Книге Левит. Законы, касающиеся богослужения, уже даны, и народ готов продолжать свой путь к обетованной земле. Таким образом, сначала в Книге Чисел говорится о подготовке перед выступлением, затем повествуется о самом выступлении, далее рассказывается о том, как израильтяне пришли в долины Моава, и, наконец, Книга завершается пересказом некоторых событий, произошедших там, а также наставлениями, касающимися завоевания и разделения земли.

АНАЛИЗ

Путешествие от Синая до долин Моава. в) 22:1 -36:13. События в долинах Моава.

А. 1:1-10:10. Подготовка перед выступлением.

На описанный здесь период ушло девятнадцать дней: с первого по двадцатый день второго месяца второго года после исхода из Египта.

1. Главы 1-4. Исчисление и расположение народа. Перепись, о которой упомянуто в первой главе (1:1-54), была проведена спустя один месяц после установления скинии (Исх. 40:17). Она включала в себя сведения о количестве израильтян в каждом колене, причем, речь идет только о тех, кто годен для ополчения - от двадцати лет и выше (1:2-3). Общее количество исчисленных составило 603550 (1:46). Во второй главе говорится о том, как каждое колено должно одинаково расположить свой стан по отношению (degel) к скинии собрания. 1-4 главы показывают, что израильский народ еще не поселился в обетованной земле.

По отношению к этим главам высказываются три критических соображения. 1) Если число людей, годных к войне составило около шестисот тысяч, то в таком случае всех израильтян должно быть около двух с половиной миллионов. Но невозможно, чтобы за время египетского рабства семьдесят семей, пришедших в Египет, так сильно размножились. Однако, несмотря на то, что такое увеличение числа народа может показаться необычным, нельзя сказать, что оно было совершенно невозможным, и здесь надо сослаться на саму Библию, которая подчеркивает чрезвычайную плодовитость израильтян (Исх. 1:7). 2) Считается, что Синайская пустыня не могла вместить такое количество народа. Однако, если он расположился в долине Эр-Рахах, расположенной перед Иевель Эс-Сафсафом, то надо сказать, что эта долина насчитывала около четырех миль в длину, была довольно широкой и, кроме того, к ней примыкали несколько других широких долин. В добавок, надо отметить, что, находясь там, народ питался не естественными плодами самой долины, но чудным даром манны. 3) Считается, что порядок следования, описанный в этой главе, а также в главе 10-й (10:14-20), был невозможен. Однако, если бы это было невозможно на самом деле, то, конечно, никакой бы писатель не стал сам выдумывать столь нереальный маршрут. Сама трудность такого следования является лишним доказательством реальности происходящего. Поскольку о деталях путешествия почти ничего не сказано, мы не вправе сомневаться в исторической достоверности и точности повествования.

В З-ей главе исчисляется колено Левия. Это колено было избрано вместо первенцев всех остальных колен, чтобы оно помогало священникам в исполнении их священнических обязанностей.

В 4-ой главе исчисляются три левитских семейства. 1) Стихи 1-20: сыны Каафовы. 2) Стихи 21- 28: сыны Гирсона. 3) Стихи 29-33: сыны Мерарины. 4) Стихи 34-49. Здесь приводится общее количество исчисленных: в семействе Каафы - 2750 человек, в семействе Гирсона - 2730 и в семействе Мерари - 3200 человек, то есть 8580 от общего числа левитов, насчитывавших 22000 (3:39).

2. Главы 5 - 6. Очищение и благословение собрания.

3. Главы 7:1 -9:14. Описание последних событий у горы Синай. 1) Глава 7. Приношения от колен. 2) Глава 8. Посвящение левитов. 3) Глава 9:1 - 14. Пасха в Синайской пустыне.

4. Главы 9:15-10:10. Облако над скинией и трубы для созыва израильтян. Первый раздел Книги Чисел со всей очевидностью показывает, что перед нами целостный текст. Это признается даже критиками, которые приписывают весь раздел так называемому Р- источнику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.009 с.)