Орфоэпия. Современные орфоэпические нормы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орфоэпия. Современные орфоэпические нормы.



Лексические нормы и типичные нарушения лексической культурноречевой грамотности.

Грамматические нормы: нормы словоизменения, сочетания слов в предложении; нормы строения предложений разной структуры.

Основные качества высокой (хорошей) речи.

v Проверяемые компетенции:

· для направления подготовки 080100.62 «Экономика»: ОК-6, ОК-9.

· для направления подготовки 080200.62 «Менеджмент»: ОК-5, ОК-6.

 

Ø Вариант 1.

I. Выполните комплексное задание.

Задание № 1.

Дайте определение указанным понятиям. Значок * обозначает приведение примера.

язык, метонимия*, стиль, паронимы, уместность речи

Задание 2. Отметьте слова, в которых неверно проставлено ударение, и приведите правильный вариант произношения.

к о’ ндор

лек а’ рский

магнет о’

норм и’ ровать

нед о’ данный

 

Задание 3. Отметьте слова, в которых неверно обозначено произношение, и приведите верный произносительный вариант.

Фара[ д’э] й

Энш [тэ] йн

эмбарг[ о ]

[ тэ ]рмин

компе[ т’э ]нция

 

Задание 4. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы культуры речи. Разграничьте лексические и грамматические ошибки. Объясните, с чем связаны те и другие ошибки. Приведите исправленные примеры.

1) рекомендовать об улучшении

2) воинствующий гуманист

3) дом без хозяинов

4) обойдемся без кеглей

Комментарий: требуемую информацию размещайте в скобках после приведения примера с ошибкой.

Задание 5. Образуйте указанные формы.

пекарня, шестерня (множ. число, род. пад.)

 

Задание 6. Отметьте то, что включает в себя понятие «логичность речи».

1) правильность речи;

2) перечисление фактов;

3) связность текста;

4) последовательность в изложении мыслей.

 

II. Соблюдая нормы правильной речи и ее качественные характеристики, составьте текст на тему одного из предложенных высказываний:

1) Государственное хозяйство – это такое хозяйство, в котором все хотят есть, но никто не желает мыть посуду. (Вернер Финк)

2) Что лучше, «искусственное процветание» или естественная нищета? (Станислав Ежи Лец)

3) Чем дороже становится жизнь, тем дешевле становится человек. (Душан Петрович)

 

Комментарий: написание рассуждения по предложенному высказыванию предполагает подтверждение мысли или ее опровержение; при этом необходимо привести 2-3 аргумента в пользу высказываемой точки зрения.

 

III. Проведите правку предложений. Письменно прокомментируйте исправленные ошибки.

1) Итак, свобода заключается в подчинении общих законов, а не нарушении их.

2) Я полностью поддерживаю точку зрения автора в том, что не понятое однажды позже может оказаться золотым источником, и то, что перечитывание стихотворения усиливает наше эмоциональное отношение к нему. И только настоящие ценители искусства не дают «пропасть» настоящей поэзии. Но им может стать даже самый простой человек, надо только стремиться к постижению все новых и новых тайн.

3) На мой взгляд, в любой школе должно работать достаточное количество учителей-мужчин, которые бы могли своей строгостью и сдержанностью дополнять такие качества, как мягкость и безмерную любовь к детям, присущие почти всем учителям-женщинам.

Комментарий: в работе по исправлению различного рода ошибок в данных предложениях сначала рекомендуется привести исходный пример, в котором следует подчеркнуть обнаруженные ошибки, затем дать исправленный вариант.

 

Ø Вариант 2.

I. Выполните комплексное задание.

Задание № 1.

Дайте определение указанным понятиям. Значок * обозначает приведение примера.

речь, литературный язык, сегментация*, краткость речи, подстиль

Задание 2. Отметьте слова, в которых неверно проставлено ударение, и приведите правильный вариант произношения.

озеро И’ льмень

Сергей К а’ пица

Кер е’ нский Александр

Р а’ дуница

Сихот э’ -Ал и’ нь

 

Задание 3. Отметьте слова, в которых возможны равноправные произносительные варианты.

пряни чн ый

трое чн ый

бар ре ль

изо те рма

н о ктюрн

Задание 4. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы культуры речи. Разграничьте лексические и грамматические ошибки. Объясните, с чем связаны те и другие ошибки. Приведите исправленные примеры.

1) эмалевая брошь

2) засохнувшее дерево

3) портить всем нервы

4) судовой движитель

 

Комментарий: требуемую информацию размещайте в скобках после приведения примера с ошибкой.

 

Задание 5. Образуйте указанные формы.

четыре миллиона двести восемьдесят пять человек (творит. и дат. падежи)

 

Задание 6. Отметьте то, что относится к грамматической ошибке.

1) неверное написание корня слова;

2) ошибка в согласовании слов;

3) тавтология;

4) неверный выбор предлога.

 

II. Соблюдая нормы правильной речи и ее качественные характеристики, составьте текст на тему одного из предложенных высказываний:

1) Бизнес – это искусство извлекать деньги из чужого кармана, не прибегая к насилию. (Макс Амстердам)

2) Бизнес – это сочетание войны и спорта. (Андре Моруа)

3) В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш конкурент. (NN)

 

Комментарий: написание рассуждения по предложенному высказыванию предполагает подтверждение мысли или ее опровержение; при этом необходимо привести 2-3 аргумента в пользу высказываемой точки зрения.

 

III.Проведите правку предложений. Письменно прокомментируйте исправленные ошибки.

1. В последнее время в нашей стране можно заметить пренебрежение законов РФ гражданами, проживающих на ее территории. Без свода законов и определенных правил, без соблюдения их гражданами будет нарушен порядок в стране.

2. Лаптев В. сочувствует трагическим судьбам великих людей, повествует «...испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишенные сочувствия и поддержки...».

3. Даже можно привести пример из нашей жизни, мама с папой нас начинают ругать за то, что мы делаем или вообще ничего не делаем, в нашей голове начинают заводиться различные мысли, они нас не любят, раз ругают, мы не нужны им, если бы любили, то горы за нас перевернули.

Комментарий: в работе по исправлению различного рода ошибок в данных предложениях сначала рекомендуется привести исходный пример, в котором следует подчеркнуть обнаруженные ошибки, затем дать исправленный вариант.

 

Ø Вариант 3.

I. Выполните комплексное задание.

Задание № 1.

Дайте определение указанным понятиям. Значок * обозначает приведение примера.

Перифраз*, синонимы, экстралингвистические условия языка, образность речи, речевой штамп

 

Задание 2. Отметьте слова, в которых неверно проставлено ударение, и приведите правильный вариант произношения.

с у’ толока

тройч а’ тый

ф а’ рси

ф а’ та-морг а’ на

хадат а ’йство

Задание 3. Отметьте слова, в которых неверно обозначено произношение, и приведите верный произносительный вариант.

фрика[ д’э ]лька

оче[ чн ]ник

ас[ т’э ]ник

легио[ н’э

[ дэтэ ]ктер

 

Задание 4. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы культуры речи. Разграничьте лексические и грамматические ошибки. Объясните, с чем связаны те и другие ошибки. Приведите исправленные примеры.

1) пятидесятью купюрами

2) испечь колоба

3) сигналить о фактах нарушения

4) сапожник без сапогов

Комментарий: требуемую информацию размещайте в скобках после приведения примера с ошибкой.

Задание 5. Образуйте указанные формы.

девять миллионов семьсот сорок три тысячи двести двадцать один рубль (творит. и дат. падежи)

Задание 6. Отметьте то, что относится к качествам правильной речи.

1) пунктуационная грамотность;

2) благозвучие;

3) орфоэпия;

4) образность.

 

II. Соблюдая нормы правильной речи и ее качественные характеристики, составьте текст на тему одного из предложенных высказываний:

1) Деньги не имеют значения – пока они у вас есть. (Джонни Миллер)

2) Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем больше получаешь. (Петр Капица)

3) Правительство не решает проблем, оно финансирует их. (Рональд Рейган)

 

Комментарий: написание рассуждения по предложенному высказыванию предполагает подтверждение мысли или ее опровержение; при этом необходимо привести 2-3 аргумента в пользу высказываемой точки зрения.

 

III.Проведите правку предложений. Письменно прокомментируйте исправленные ошибки.

1. Васнецов В.М. писал несколько произведений параллельно: одно дописывал, другое совершенствовал и при этом обдумывая композицию третьего.

2. Чем глубже проникали художники в окружающий мир, тем богаче и более тонким становилось их восприятие природы, ее изображение в картинах.

3. Ведь это так и есть, люди, которые чего-то добились в жизни или наделенные какими-то способностями, заканчивают свою жизнь в одиночестве и без поддержки.

Комментарий: в работе по исправлению различного рода ошибок в данных предложениях сначала рекомендуется привести исходный пример, в котором следует подчеркнуть обнаруженные ошибки, затем дать исправленный вариант.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

 

· Контрольная работа III: Стили и функциональные разновидности

современного русского литературного языка

Темы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.022 с.)