Московский гуманитарно-экономически институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский гуманитарно-экономически институт



Московский гуманитарно-экономически институт

Н.Н. Соловьева

Русский язык и

культура речи:

контрольные работы

Для студентов заочной и очно-заочной

формы обучения

 

Направления подготовки: 080100.62 «Экономика»

Менеджмент»

 

 

Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: контрольные работы для студентов заочной и очно-заочной формы обучения: учебно-методическое пособие. – М.: МГЭИ, 2015. - 37 с.

 

 

Одобрено кафедрой русского языка. Протокол заседания ка­фед­ры от 11 марта 2015 г. № 8. Для студентов Москов­ского гуманитарно-экономического института заочной и очно-заочной форм обучения по направлениям подготовки 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент».

 

© Московский гуманитарно-экономический институт, 2015


 

Содержание

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ …… 4

Контрольная работа I. Культура речи и современный русский литературный язык ……………………………………………………………………….. 5

Контрольная работа II. Современные нормы литературного языка и качества хорошей речи …………………………………………………………… 10

Контрольная работа III. Стили и функциональные разновидности современного русского литературного языка ……………………………………18

Контрольная работа IV. Культура публичной речи в профессиональной сфере ………………………………………………………………………………24

Литература ……………………………………………………………………. 33

Приложение I …………………………………………………………………. 34

Приложение II ………………………………………………………………… 36

Приложение III ………………………………………………………………… 37

 

 

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Дисциплина «Русский язык и культура речи» предполагает освоение студентами следующих компетенций:

· для направления подготовки

Экономика»

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

· для направления подготовки

Менеджмент»

- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19).

Обозначенные компетенции отрабатываются на материале контрольных работ, в которых сгруппирован материал по темам. Для каждой работы в начале указываются контролируемые компетенции для каждого направления подготовки.

Всего в сборнике представлено четыре блока контрольных работ, в каждом из которых предлагается по три варианта на выбор. Из каждого блока выполняется один вариант. Большинство заданий сопровождается комментарием, в котором даются краткие пояснения или рекомендации по выполнению. Завершается каждый блок контрольных работ списком литературы, которая требуется для выполнения. Общий список литературы завершает данный сборник контрольных работ.

Работы сдаются на проверку по отдельности или комплексно, что дано быть отражено в их оформлении (см. Приложение 1, 2). Кроме этого, в Приложении 3 содержится список требований, в соответствии с которыми происходит оценивание представляемых на проверку контрольных работ.

Работы могут быть представлены в электронном или в письменном виде.

 

 

· Контрольная работа I: Культура речи и

современный русский литературный язык

Темы:

Предмет и задачи культуры речи. Основные понятия.

Нормы современного русского литературного языка.

v Проверяемые компетенции:

· для направления подготовки 080100.62 «Экономика»: ОК-6.

· для направления подготовки 080200.62 «Менеджмент»: ОК-5, ОК-6.

 

Ø Вариант 1.

Задание № 1.

1) Выпишите из трех различных источников (учебника, энциклопедии или энциклопедического справочника, сборника лекций) определения, раскрывающие суть культуры речи как науки и как учебной дисциплины. Проведите сравнение данных определений, выявив их сходства и отличия.

2) На основе проведенного анализа составьте таблицу, позволяющую составить представление о предмете исследования культуры речи и ее задачах как науки и ее задачах как учебной дисциплины.

Комментарий: при работе с литературой указывайте выходные данные, оформляя их по правилам ГОСТ, и страницы; литература должна быть последних лет издания. При составлении таблицы продумайте ее графы и их содержание.

 

Задание № 2.

Прочитайте приведенные неграмотные высказывания и запишите и справленный вариант, не меняя смысла предложений.

1. Появившийся страх в вагоне поезда загоняет нашего героя – Николая Велина – в тупик.

2. Каждый человек – это индивид, и у него есть свое понимание счастья. К примеру, Штольц воспринимал счастье жить здоровой, полноценной жизнью, а Обломов счастьем считал лежать целыми днями на диване и ничего не делать.

3. Я не могу не согласиться с В. Амлинским, так как в настоящее время тоже встречал человека, который помог мне в трудную минуту, которому я очень благодарен.

4. По моему мнению, проблемой данного текста автор выделил то, что во всех библиотеках должны быть такие же взрослые люди, которые бы могли тебя направить в нужном направлении, помочь найти то, что тебе не хватает.

5. Как-то раз я слышал по новостям, что есть одна семья, которая берет к себе и растит медвежат.

6. Лаптев В. считает несправедливым то, что многие великие люди терпели невзгоды, лишенные сочувствия и поддержки тех, кому они искренне служили.

7. Хочется верить, чтобы таких ситуаций в наше время не было. И каждый человек получал награду и верил, что его открытия принесут народу пользу.

8. Детство – это время, когда ребенок получает первые азы воспитания, наделяется родительской заботой, лаской, любовью, ни в чем не нуждающийся, зависящий только от родителей.

9. Автор вспоминает маленькую библиотеку имени Достоевского своего детства, которая находилась у Чистых прудов.

10. Свобода – это определенные рамки, в которых человек чувствует себя свободным.

Комментарий: в работе по исправлению различного рода ошибок в данных предложениях сначала рекомендуется привести исходный пример, в котором следует подчеркнуть обнаруженные ошибки, затем дать исправленный вариант.

 

Ø Вариант 2.

Задание № 1.

1) Выпишите из различных учебников и сборников лекций определения, раскрывающие суть культуры речи, стилистики и риторики. Определите место культуры речи среди прочих наук о языке.

2) Составьте таблицу, позволяющую сопоставить предметы исследования и задачи культуры речи, стилистики и риторики.

Комментарий: при работе с литературой указывайте выходные данные, оформляя их по правилам ГОСТ, и страницы; литература должна быть последних лет издания. При составлении таблицы продумайте ее графы и их содержание.

 

Задание № 2.

Прочитайте приведенные неграмотные высказывания и запишите и справленный вариант, не меняя смысла предложений.

1. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга!

2. Автора возмущает поведение и отношение людей к этим великим людям.

3. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.

4. Любочка побледнела и покраснела, вынула и опять спрятала записочку из фартука и, опустив голову, как-то укоротив шею, как будто ожидая удара сверху, прошла в двери.

5. Раньше родители следили, ухаживали за нами, а теперь мы должны и обязаны любить, уважать и ухаживать за своими родителями.

6. Пусть у меня небольшой жизненный опыт, но я знаю многочисленные истории и рассказы как из классической литературы, так и примеры из собственной жизни.

7. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.

8. Человек и природа. Не об этом ли задумываемся мы, останавливаясь перед картиной Левитана «Над вечным покоем»?

9. Зимой можно вырыть в сене глубокую нору, залезть и всю ночь спать в стогу, будто в запертой комнате.

10. Дружба с Антоном Павловичем Чеховым освещала и заполняла жизнь Левитана.

Комментарий: в работе по исправлению различного рода ошибок в данных предложениях сначала рекомендуется привести исходный пример, в котором следует подчеркнуть обнаруженные ошибки, затем дать исправленный вариант.

 

Ø Вариант 3.

Задание № 1.

1) Выпишите не менее трех высказываний известных людей о культуре речи, родного языка. Проведите их сравнение, обнаружив отличия и точки пересечения. Отметьте, какое из высказываний в большей степени Вам импонирует и объясните почему.

2) Найдите высказывание на ту же тему, с которым Вы в меньшей степени согласны. На его основе напишите эссе, в котором приведите не менее трех аргументов, которые опровергают высказанную мысль и подтверждают Вашу позицию.

Комментарий: при работе с литературой указывайте выходные данные, оформляя их по правилам ГОСТ, и страницы. Текст эссе предполагает развернутый текст (не менее 10 предложений).

 

Задание № 2.

Прочитайте приведенные неграмотные высказывания и запишите и справленный вариант, не меняя смысла предложений.

1. Находясь длительное время в автомобиле, в самолете, у человека появляется сонливость, теряется аппетит, снижается работоспособность, и он как бы загоняет себя в клетку, какое-то замкнутое пространство, что очень плохо влияет на здоровье человека.

2. Но нашелся такой человек, который увидел, что со мной что-то не так. И, поговорив с ним, рассказав ему все то, что меня беспокоило, мне стало очень легко на душе.

3. Лишь читая книги, твое общение со сверстниками станет интересным и увлекательным.

4. Размышляя о судьбах великих людей, возникают смешанные чувства.

5. Картина «Явление Христа народу», поглотившая всю творческую энергию А. Иванова, разочаровала его и не закончена.

6. В эскизах художник намечает композицию и колорит картины: отбирает и располагает предметы и действующие лица, распределяет краски, свет и тени.

7. В картине «Сватовство майора» Федотов показал как нрав русского купечества, так и дворянства сороковых годов XIX века.

8. Как вы относитесь к оценке серовского портрета «Иды Рубинштейн» Репина?

9. На всех своих картинах Репин размышляет об основных проблемах своего времени.

10. В девяностые годы Серов увлекается иллюстрацией произведений великих русских классиков – Крыловым и Пушкиным.

Комментарий: в работе по исправлению различного рода ошибок в данных предложениях сначала рекомендуется привести исходный пример, в котором следует подчеркнуть обнаруженные ошибки, затем дать исправленный вариант.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1, 2, 3, 4.

 

· Контрольная работа II: Современные нормы литературного языка и качества хорошей речи

Темы:

Задание № 1.

Дайте определение указанным понятиям. Значок * обозначает приведение примера.

язык, метонимия*, стиль, паронимы, уместность речи

Задание 2. Отметьте слова, в которых неверно проставлено ударение, и приведите правильный вариант произношения.

к о’ ндор

лек а’ рский

магнет о’

норм и’ ровать

нед о’ данный

 

Задание 3. Отметьте слова, в которых неверно обозначено произношение, и приведите верный произносительный вариант.

Фара[ д’э] й

Энш [тэ] йн

эмбарг[ о ]

[ тэ ]рмин

компе[ т’э ]нция

 

Задание 4. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы культуры речи. Разграничьте лексические и грамматические ошибки. Объясните, с чем связаны те и другие ошибки. Приведите исправленные примеры.

1) рекомендовать об улучшении

2) воинствующий гуманист

3) дом без хозяинов

4) обойдемся без кеглей

Комментарий: требуемую информацию размещайте в скобках после приведения примера с ошибкой.

Задание 5. Образуйте указанные формы.

пекарня, шестерня (множ. число, род. пад.)

 

Задание 6. Отметьте то, что включает в себя понятие «логичность речи».

1) правильность речи;

2) перечисление фактов;

3) связность текста;

4) последовательность в изложении мыслей.

 

II. Соблюдая нормы правильной речи и ее качественные характеристики, составьте текст на тему одного из предложенных высказываний:

1) Государственное хозяйство – это такое хозяйство, в котором все хотят есть, но никто не желает мыть посуду. (Вернер Финк)

2) Что лучше, «искусственное процветание» или естественная нищета? (Станислав Ежи Лец)

3) Чем дороже становится жизнь, тем дешевле становится человек. (Душан Петрович)

 

Комментарий: написание рассуждения по предложенному высказыванию предполагает подтверждение мысли или ее опровержение; при этом необходимо привести 2-3 аргумента в пользу высказываемой точки зрения.

 

III. Проведите правку предложений. Письменно прокомментируйте исправленные ошибки.

1) Итак, свобода заключается в подчинении общих законов, а не нарушении их.

2) Я полностью поддерживаю точку зрения автора в том, что не понятое однажды позже может оказаться золотым источником, и то, что перечитывание стихотворения усиливает наше эмоциональное отношение к нему. И только настоящие ценители искусства не дают «пропасть» настоящей поэзии. Но им может стать даже самый простой человек, надо только стремиться к постижению все новых и новых тайн.

3) На мой взгляд, в любой школе должно работать достаточное количество учителей-мужчин, которые бы могли своей строгостью и сдержанностью дополнять такие качества, как мягкость и безмерную любовь к детям, присущие почти всем учителям-женщинам.

Комментарий: в работе по исправлению различного рода ошибок в данных предложениях сначала рекомендуется привести исходный пример, в котором следует подчеркнуть обнаруженные ошибки, затем дать исправленный вариант.

 

Ø Вариант 2.

I. Выполните комплексное задание.

Задание № 1.

Дайте определение указанным понятиям. Значок * обозначает приведение примера.

речь, литературный язык, сегментация*, краткость речи, подстиль

Задание 2. Отметьте слова, в которых неверно проставлено ударение, и приведите правильный вариант произношения.

озеро И’ льмень

Сергей К а’ пица

Кер е’ нский Александр

Р а’ дуница

Сихот э’ -Ал и’ нь

 

Задание 3. Отметьте слова, в которых возможны равноправные произносительные варианты.

пряни чн ый

трое чн ый

бар ре ль

изо те рма

н о ктюрн

Задание 4. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы культуры речи. Разграничьте лексические и грамматические ошибки. Объясните, с чем связаны те и другие ошибки. Приведите исправленные примеры.

1) эмалевая брошь

2) засохнувшее дерево

3) портить всем нервы

4) судовой движитель

 

Комментарий: требуемую информацию размещайте в скобках после приведения примера с ошибкой.

 

Задание 5. Образуйте указанные формы.

четыре миллиона двести восемьдесят пять человек (творит. и дат. падежи)

 

Задание 6. Отметьте то, что относится к грамматической ошибке.

1) неверное написание корня слова;

2) ошибка в согласовании слов;

3) тавтология;

4) неверный выбор предлога.

 

II. Соблюдая нормы правильной речи и ее качественные характеристики, составьте текст на тему одного из предложенных высказываний:

1) Бизнес – это искусство извлекать деньги из чужого кармана, не прибегая к насилию. (Макс Амстердам)

2) Бизнес – это сочетание войны и спорта. (Андре Моруа)

3) В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш конкурент. (NN)

 

Комментарий: написание рассуждения по предложенному высказыванию предполагает подтверждение мысли или ее опровержение; при этом необходимо привести 2-3 аргумента в пользу высказываемой точки зрения.

 

III.Проведите правку предложений. Письменно прокомментируйте исправленные ошибки.

1. В последнее время в нашей стране можно заметить пренебрежение законов РФ гражданами, проживающих на ее территории. Без свода законов и определенных правил, без соблюдения их гражданами будет нарушен порядок в стране.

2. Лаптев В. сочувствует трагическим судьбам великих людей, повествует «...испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишенные сочувствия и поддержки...».

3. Даже можно привести пример из нашей жизни, мама с папой нас начинают ругать за то, что мы делаем или вообще ничего не делаем, в нашей голове начинают заводиться различные мысли, они нас не любят, раз ругают, мы не нужны им, если бы любили, то горы за нас перевернули.

Комментарий: в работе по исправлению различного рода ошибок в данных предложениях сначала рекомендуется привести исходный пример, в котором следует подчеркнуть обнаруженные ошибки, затем дать исправленный вариант.

 

Ø Вариант 3.

I. Выполните комплексное задание.

Задание № 1.

Дайте определение указанным понятиям. Значок * обозначает приведение примера.

Перифраз*, синонимы, экстралингвистические условия языка, образность речи, речевой штамп

 

Задание 2. Отметьте слова, в которых неверно проставлено ударение, и приведите правильный вариант произношения.

с у’ толока

тройч а’ тый

ф а’ рси

ф а’ та-морг а’ на

хадат а ’йство

Задание 3. Отметьте слова, в которых неверно обозначено произношение, и приведите верный произносительный вариант.

фрика[ д’э ]лька

оче[ чн ]ник

ас[ т’э ]ник

легио[ н’э

[ дэтэ ]ктер

 

Задание 4. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы культуры речи. Разграничьте лексические и грамматические ошибки. Объясните, с чем связаны те и другие ошибки. Приведите исправленные примеры.

1) пятидесятью купюрами

2) испечь колоба

3) сигналить о фактах нарушения

4) сапожник без сапогов

Комментарий: требуемую информацию размещайте в скобках после приведения примера с ошибкой.

Задание 5. Образуйте указанные формы.

девять миллионов семьсот сорок три тысячи двести двадцать один рубль (творит. и дат. падежи)

Задание 6. Отметьте то, что относится к качествам правильной речи.

1) пунктуационная грамотность;

2) благозвучие;

3) орфоэпия;

4) образность.

 

II. Соблюдая нормы правильной речи и ее качественные характеристики, составьте текст на тему одного из предложенных высказываний:

1) Деньги не имеют значения – пока они у вас есть. (Джонни Миллер)

2) Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем больше получаешь. (Петр Капица)

3) Правительство не решает проблем, оно финансирует их. (Рональд Рейган)

 

Комментарий: написание рассуждения по предложенному высказыванию предполагает подтверждение мысли или ее опровержение; при этом необходимо привести 2-3 аргумента в пользу высказываемой точки зрения.

 

III.Проведите правку предложений. Письменно прокомментируйте исправленные ошибки.

1. Васнецов В.М. писал несколько произведений параллельно: одно дописывал, другое совершенствовал и при этом обдумывая композицию третьего.

2. Чем глубже проникали художники в окружающий мир, тем богаче и более тонким становилось их восприятие природы, ее изображение в картинах.

3. Ведь это так и есть, люди, которые чего-то добились в жизни или наделенные какими-то способностями, заканчивают свою жизнь в одиночестве и без поддержки.

Комментарий: в работе по исправлению различного рода ошибок в данных предложениях сначала рекомендуется привести исходный пример, в котором следует подчеркнуть обнаруженные ошибки, затем дать исправленный вариант.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

 

· Контрольная работа III: Стили и функциональные разновидности

современного русского литературного языка

Темы:

Культура делового письма.

Задание № 1.

Выберите одну из представленных тем и составьте пять небольших текстов (не менее 5-6 предложений) каждого стиля и функциональной разновидности. Смысл задания – показать языковые отличия текстов на одну и ту же тему, отличающиеся областью применения.

Темы для выбора: книга, калькулятор, груша, комната.

 

Комментарий: составляя тексты, не забудьте соблюдать соответствие экстралингвистическим факторам, которые, собственно, определяют стилистическую окраску текста.

 

Задание № 2.

Прочитайте приведенные ниже тексты, для которых указана принадлежность к определенному подстилю научного стиля. Обоснуйте правильность или неправильность определения стилистической принадлежности текстов.

· Собственно научный.

Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова «ботане», что значит «зелень, трава, растение». Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом. (В. Корчагина). Основная ботаническая дисциплина — систематика растений — разделяет многообразие растительного мира на соподчинённые друг другу естественные группы — таксоны (классификация), устанавливает рациональную систему их наименований (номенклатура) и выясняет родственные (эволюционные) взаимоотношения между ними. В тесной связи с систематикой находится морфология растений, изучающая форму растений в процессе индивидуального (онтогенез) и исторического (филогенез) развития. В узком смысле морфология изучает внешнюю форму растений и их частей, в более широком — включает анатомию растений, изучающую их внутреннее строение, исследование образования и развития зародыша, и изучение строения растительной клетки.

· Учебно-научный.

1. Известно, что развитие корневой системы зависит от условий произрастания данного растения. Подумайте, какое растение, выросшее на влажной почве или в пустыне, будет иметь более развитую корневую систему.

2. Какое значение в практике выращивания растений имеет установление форм внесения в почву минеральных удобрений? Учитываются ли при этом биологические особенности выращиваемых культур?

3. Почему рыхление почвы называют сухим поливом?

4. Почему после посадки саженцев деревьев или кустарников почву обильно поливают независимо от ее влажности?

5. Для посева хлопчатника почву после весенней вспашки малуют (проглаживают). Для чего так поступают работники сельского хозяйства?

· Научно – популярный.

«Система природы» (лат. Systema naturae) — одно из наиболее известных произведений шведского врача и натуралиста Карла Линнея (1707—1778). Эта книга является основополагающим сочинением в традиции научной биологической систематики. Первое издание вышло в 1735 году в Лейдене. При жизни Линнея книга выдержала тринадцать переизданий в разных странах (тринадцатое — венское — вышло в 1767 году); для современной систематической практики наиболее важным является десятое издание, опубликованное в Стокгольме в 1758 году: оно принято за исходный пункт зоологической номенклатуры. Как в Systema Naturae, так и в других своих работах Линней опирался на принцип divisio et denominatio («разделяй и нарекай»), суть которого заключалась в том, что, образно говоря, природу делили на отдельные элементарные части, которые располагали в определённом порядке, при этом к каждой части прикреплялась своя «этикетка».

 

Комментарий: выполняя задание, опирайтесь на схему описания стилей и функциональных разновидностей языка (см. учебно-справочное пособие Н.Н. Соловьевой «Как составить текст»).

Задание № 3.

Напишите заявление о приёме на работу. Ситуацию продумайте самостоятельно.

 

Задание № 4.

Прочитайте приведенные ниже тексты. Установите, какие способы изложения представлены в каждом из них.

1) Если вы, просматривая фильм в интернете, замечаете, что на заднем плане кто-то кашляет или на экране мелькает чья-то тень, то вы просматриваете фильм пиратского качества.

2) Отличительные черты научного стиля: точное и полное объяснение фактов, показ причинно-следственных связей между явлениями, выявление закономерностей исторического развития и т.д.

3) Режим правления Иосифа Виссарионовича Сталина относится к тоталитарному режиму, так как в его правлении прослеживается наличие строгих запретов и ограничений свобод человека. Такие же черты мы видим в правлении Ким Чен Ир (генерального секретаря КНДР), соответственно такой режим мы тоже относим к тоталитарному.

4) Литературное течение — это одна из разновидностей какого-либо литературного направления. Литературное течение не выходит за рамки художественного метода, являющегося основой литературного направления, однако при этом характеризуется особым отношением ряда писателей к поставленным проблемам. Рассмотрим различные литературные течения. Реализм характеризуется….

5) На данный момент в мире есть три основных религии- это христианство, ислам и буддизм. В христианстве люди верят в Иисуса Христа сына Божьего, который принял на себя все грехи человечества. В исламе единый бог Аллах. В буддизме преклоняются Будде и верят в реинкарнацию души человека.

6) Самыми первыми правители на Руси были князья. Чуть позже князей сменили цари. В конце 20 века царей заменили президенты.

Комментарий: указывая способ изложения, приведите обоснование вашей мысли.

 

Ø Вариант 2.

Задание № 1.

Выберите одну из представленных тем и составьте три небольших текста (не менее 6-8 предложений) официально-делового стиля, которые соотносятся с дипломатическим, законодательным и канцелярским подстилями.

Темы для выбора: контроль, культура, компьютер, программа.

 

Комментарий: составляя тексты, не забудьте соблюдать соответствие экстралингвистическим факторам и целям, которые в целом определяют различия между подстилями внутри одной широкой области использования официально-делового стиля.

 

Задание № 2.

Прочитайте приеденные ниже тексты, для которых указана принадлежность к определенному подстилю научного стиля. Обоснуйте правильность или неправильность определения стилистической принадлежности текстов.

· Учебно-научный

Млекопита́ющие (лат. Mammalia) — класс позвоночных животных, основной отличительной особенностью которых является вскармливание детёнышей молоком. Млекопитающие распространены почти повсеместно. Внешний вид млекопитающих весьма разнообразен, но в целом соответствует характерному и для других четвероногих плану строения. Анатомия и физиология млекопитающих характеризуется наличием тех же функциональных систем, что и у прочих четвероногих. Однако многие из этих систем достигли высокого уровня развития, так что данный класс среди позвоночных считают наиболее высокоорганизованным.

· Научно-популярный

Млекопитающие (лат. Mammalia) — класс позвоночных животных, основной отличительной особенностью которых является вскармливание детёнышей молоком. По оценкам биологов, известно до 5500 современных видов млекопитающих, среди которых – и вид Человек разумный (лат. Homo sapiens); общее же число видов млекопитающих, включая вымершие, превышает 20 000.

· Собственно научный

Млекопитающие распространены почти повсеместно. Произошли от высокоразвитых синапсид в конце триаса. К млекопитающим относят ныне живущих однопроходных, сумчатых и плацентарных, а также большое число вымерших групп. Современные виды, входящие в класс млекопитающих, объединяют в 26—29 отрядов.

Внешний вид млекопитающих весьма разнообразен, но в целом соответствует характерному и для других четвероногих плану строения. Анатомия и физиология млекопитающих характеризуется наличием тех же функциональных систем, что и у прочих четвероногих. Однако многие из этих систем достигли высокого уровня развития, так что данный класс среди позвоночных считают наиболее высокоорганизованным. Приспособления млекопитающих к жизни в различных средах обитания весьма разнообразны, их поведение отличается сложностью и многообразием. Они занимают доминирующие позиции среди наземной фауны (в водной среде они уступают лишь лучепёрым рыбам). Млекопитающие играют большую роль в жизни и хозяйственной деятельности человека: они выступают как важные источники продуктов питания и производственного сырья, выполняют транспортные функции, служат тягловой силой, используются как лабораторные животные и домашние питомцы.

 

Комментарий: выполняя задание, опирайтесь на схему описания стилей и функциональных разновидностей языка (см. учебно-справочное пособие Н.Н. Соловьевой «Как составить текст»).

Задание № 3.

Напишите текст выписки из протокола. Ситуацию продумайте самостоятельно.

 

Задание № 4.

Проиллюстрируйте на примере одного и того же содержания, имеющего отношение к области экономики или менеджмента, различные способы изложения – аналогический, ступенчатый, концентрический.

Комментарий: примеры текстов на тот или иной способ изложения не должен быть меньше 3-х предложений.

 

Ø Вариант 3.

Задание № 1.

Выберите одну из представленных тем и составьте три небольших текста (не менее 6-8 предложений) научного стиля, которые иллюстрируют собственно научный, учебно-научный и научно-популярный подстили.

Темы для выбора: экономика, управление, профессиональная компетентность, консалтинг.

 

Комментарий: составляя тексты, не забудьте соблюдать соответствие экстралингвистическим факторам и целям, которые в целом определяют различия между подстилями внутри одной широкой области использования научного стиля.

 

Задание № 2.

Прочитайте приеденные ниже тексты, для которых указана принадлежность к определенному подстилю официально-делового стиля. Обоснуйте правильность или неправильность определения стилистической принадлежности текстов.

· Дипломатический

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

<…>

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

· Канцелярский

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

· Законодательный

Основные задачи отдела:

  • Использование современных информационных технологий в автоматизации технологических и производственных процессов.
  • Использование информационно-вычислительной техники, средств передачи данных, программного обеспечения для реализации функций управления технологическими процессами и производственно-хозяйственной деятельностью филиала и его подразделений.
  • Содействие в использовании программно-аппаратных средств с целью обеспечения бесперебойной работы по транспортировке нефти с наименьшими затратами.
  • Внедрение и проведение опытной эксплуатации корпоративных информационных систем, разработанных сторонними компаниями, с последующим их вводом в промышленную эксплуатацию в аппарате управления и подразделениях.
  • Совершенствование программного обеспечения эксплуатируемых задач, постановка новых задач, разработка их алгоритмов и программирование.

 

Комментарий: выполняя задание, опирайтесь на схему описания стилей и функциональных разновидностей языка (см. учебно-справочное пособие Н.Н. Соловьевой «Как составить текст»).

 

Задание № 3.

Напишите текст доверенности. Ситуацию продумайте самостоятельно.

 

Задание № 4.

Проиллюстрируйте на примере одного и того же содержания, имеющего отношение к области экономики или менеджмента, различные способы изложения – дедуктивный, ступенчатый и хронологический.

Комментарий: примеры текстов на тот или иной способ изложения не должен быть меньше 3-х предложений.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 10, 11.

 

· Контрольная работа IV: Культура родного языка

в профессиональной сфере

Темы:

Задание № 1.

1) Определите значение следующих слов: акция, бренд, дефляция, индексация. 2) Составьте с данными словами профессионально-ориентированный текст, представляющий собой монолог в контексте определенной ситуации общения.

Комментарий: предложенные термины должны быть представлены в связном тексте, который должен отражать определенную профессиональную ситуацию. Предварительно продумайте, в каком контексте могут быть объединены все приведенные термины. Объем текста минимум 5-6 предложений.

Задание № 2.

Исправьте речевые ошибки в следующих предложениях.

1) Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

2) Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.

3) Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости?

4) Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

5) Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на реш



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.216 с.)