Стили и функциональные разновидности языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стили и функциональные разновидности языка.



Научный стиль и его подстили. Особенности устной и письменной учебно-научной коммуникации.

Официально-деловой стиль и его подстили. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

Культура делового письма.

Публицистический стиль и его подстили.

12. Устная публичная речь, её содержание, структура.

v Проверяемые компетенции:

· для направления подготовки 080100.62 «Экономика»: ОК-6, ОК-9, ОК-10.

· для направления подготовки 080200.62 «Менеджмент»: ОК-5, ОК-6, ОК-19.

Ø Вариант 1.

Задание № 1.

Выберите одну из представленных тем и составьте пять небольших текстов (не менее 5-6 предложений) каждого стиля и функциональной разновидности. Смысл задания – показать языковые отличия текстов на одну и ту же тему, отличающиеся областью применения.

Темы для выбора: книга, калькулятор, груша, комната.

 

Комментарий: составляя тексты, не забудьте соблюдать соответствие экстралингвистическим факторам, которые, собственно, определяют стилистическую окраску текста.

 

Задание № 2.

Прочитайте приведенные ниже тексты, для которых указана принадлежность к определенному подстилю научного стиля. Обоснуйте правильность или неправильность определения стилистической принадлежности текстов.

· Собственно научный.

Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова «ботане», что значит «зелень, трава, растение». Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом. (В. Корчагина). Основная ботаническая дисциплина — систематика растений — разделяет многообразие растительного мира на соподчинённые друг другу естественные группы — таксоны (классификация), устанавливает рациональную систему их наименований (номенклатура) и выясняет родственные (эволюционные) взаимоотношения между ними. В тесной связи с систематикой находится морфология растений, изучающая форму растений в процессе индивидуального (онтогенез) и исторического (филогенез) развития. В узком смысле морфология изучает внешнюю форму растений и их частей, в более широком — включает анатомию растений, изучающую их внутреннее строение, исследование образования и развития зародыша, и изучение строения растительной клетки.

· Учебно-научный.

1. Известно, что развитие корневой системы зависит от условий произрастания данного растения. Подумайте, какое растение, выросшее на влажной почве или в пустыне, будет иметь более развитую корневую систему.

2. Какое значение в практике выращивания растений имеет установление форм внесения в почву минеральных удобрений? Учитываются ли при этом биологические особенности выращиваемых культур?

3. Почему рыхление почвы называют сухим поливом?

4. Почему после посадки саженцев деревьев или кустарников почву обильно поливают независимо от ее влажности?

5. Для посева хлопчатника почву после весенней вспашки малуют (проглаживают). Для чего так поступают работники сельского хозяйства?

· Научно – популярный.

«Система природы» (лат. Systema naturae) — одно из наиболее известных произведений шведского врача и натуралиста Карла Линнея (1707—1778). Эта книга является основополагающим сочинением в традиции научной биологической систематики. Первое издание вышло в 1735 году в Лейдене. При жизни Линнея книга выдержала тринадцать переизданий в разных странах (тринадцатое — венское — вышло в 1767 году); для современной систематической практики наиболее важным является десятое издание, опубликованное в Стокгольме в 1758 году: оно принято за исходный пункт зоологической номенклатуры. Как в Systema Naturae, так и в других своих работах Линней опирался на принцип divisio et denominatio («разделяй и нарекай»), суть которого заключалась в том, что, образно говоря, природу делили на отдельные элементарные части, которые располагали в определённом порядке, при этом к каждой части прикреплялась своя «этикетка».

 

Комментарий: выполняя задание, опирайтесь на схему описания стилей и функциональных разновидностей языка (см. учебно-справочное пособие Н.Н. Соловьевой «Как составить текст»).

Задание № 3.

Напишите заявление о приёме на работу. Ситуацию продумайте самостоятельно.

 

Задание № 4.

Прочитайте приведенные ниже тексты. Установите, какие способы изложения представлены в каждом из них.

1) Если вы, просматривая фильм в интернете, замечаете, что на заднем плане кто-то кашляет или на экране мелькает чья-то тень, то вы просматриваете фильм пиратского качества.

2) Отличительные черты научного стиля: точное и полное объяснение фактов, показ причинно-следственных связей между явлениями, выявление закономерностей исторического развития и т.д.

3) Режим правления Иосифа Виссарионовича Сталина относится к тоталитарному режиму, так как в его правлении прослеживается наличие строгих запретов и ограничений свобод человека. Такие же черты мы видим в правлении Ким Чен Ир (генерального секретаря КНДР), соответственно такой режим мы тоже относим к тоталитарному.

4) Литературное течение — это одна из разновидностей какого-либо литературного направления. Литературное течение не выходит за рамки художественного метода, являющегося основой литературного направления, однако при этом характеризуется особым отношением ряда писателей к поставленным проблемам. Рассмотрим различные литературные течения. Реализм характеризуется….

5) На данный момент в мире есть три основных религии- это христианство, ислам и буддизм. В христианстве люди верят в Иисуса Христа сына Божьего, который принял на себя все грехи человечества. В исламе единый бог Аллах. В буддизме преклоняются Будде и верят в реинкарнацию души человека.

6) Самыми первыми правители на Руси были князья. Чуть позже князей сменили цари. В конце 20 века царей заменили президенты.

Комментарий: указывая способ изложения, приведите обоснование вашей мысли.

 

Ø Вариант 2.

Задание № 1.

Выберите одну из представленных тем и составьте три небольших текста (не менее 6-8 предложений) официально-делового стиля, которые соотносятся с дипломатическим, законодательным и канцелярским подстилями.

Темы для выбора: контроль, культура, компьютер, программа.

 

Комментарий: составляя тексты, не забудьте соблюдать соответствие экстралингвистическим факторам и целям, которые в целом определяют различия между подстилями внутри одной широкой области использования официально-делового стиля.

 

Задание № 2.

Прочитайте приеденные ниже тексты, для которых указана принадлежность к определенному подстилю научного стиля. Обоснуйте правильность или неправильность определения стилистической принадлежности текстов.

· Учебно-научный

Млекопита́ющие (лат. Mammalia) — класс позвоночных животных, основной отличительной особенностью которых является вскармливание детёнышей молоком. Млекопитающие распространены почти повсеместно. Внешний вид млекопитающих весьма разнообразен, но в целом соответствует характерному и для других четвероногих плану строения. Анатомия и физиология млекопитающих характеризуется наличием тех же функциональных систем, что и у прочих четвероногих. Однако многие из этих систем достигли высокого уровня развития, так что данный класс среди позвоночных считают наиболее высокоорганизованным.

· Научно-популярный

Млекопитающие (лат. Mammalia) — класс позвоночных животных, основной отличительной особенностью которых является вскармливание детёнышей молоком. По оценкам биологов, известно до 5500 современных видов млекопитающих, среди которых – и вид Человек разумный (лат. Homo sapiens); общее же число видов млекопитающих, включая вымершие, превышает 20 000.

· Собственно научный

Млекопитающие распространены почти повсеместно. Произошли от высокоразвитых синапсид в конце триаса. К млекопитающим относят ныне живущих однопроходных, сумчатых и плацентарных, а также большое число вымерших групп. Современные виды, входящие в класс млекопитающих, объединяют в 26—29 отрядов.

Внешний вид млекопитающих весьма разнообразен, но в целом соответствует характерному и для других четвероногих плану строения. Анатомия и физиология млекопитающих характеризуется наличием тех же функциональных систем, что и у прочих четвероногих. Однако многие из этих систем достигли высокого уровня развития, так что данный класс среди позвоночных считают наиболее высокоорганизованным. Приспособления млекопитающих к жизни в различных средах обитания весьма разнообразны, их поведение отличается сложностью и многообразием. Они занимают доминирующие позиции среди наземной фауны (в водной среде они уступают лишь лучепёрым рыбам). Млекопитающие играют большую роль в жизни и хозяйственной деятельности человека: они выступают как важные источники продуктов питания и производственного сырья, выполняют транспортные функции, служат тягловой силой, используются как лабораторные животные и домашние питомцы.

 

Комментарий: выполняя задание, опирайтесь на схему описания стилей и функциональных разновидностей языка (см. учебно-справочное пособие Н.Н. Соловьевой «Как составить текст»).

Задание № 3.

Напишите текст выписки из протокола. Ситуацию продумайте самостоятельно.

 

Задание № 4.

Проиллюстрируйте на примере одного и того же содержания, имеющего отношение к области экономики или менеджмента, различные способы изложения – аналогический, ступенчатый, концентрический.

Комментарий: примеры текстов на тот или иной способ изложения не должен быть меньше 3-х предложений.

 

Ø Вариант 3.

Задание № 1.

Выберите одну из представленных тем и составьте три небольших текста (не менее 6-8 предложений) научного стиля, которые иллюстрируют собственно научный, учебно-научный и научно-популярный подстили.

Темы для выбора: экономика, управление, профессиональная компетентность, консалтинг.

 

Комментарий: составляя тексты, не забудьте соблюдать соответствие экстралингвистическим факторам и целям, которые в целом определяют различия между подстилями внутри одной широкой области использования научного стиля.

 

Задание № 2.

Прочитайте приеденные ниже тексты, для которых указана принадлежность к определенному подстилю официально-делового стиля. Обоснуйте правильность или неправильность определения стилистической принадлежности текстов.

· Дипломатический

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

<…>

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

· Канцелярский

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

· Законодательный

Основные задачи отдела:

  • Использование современных информационных технологий в автоматизации технологических и производственных процессов.
  • Использование информационно-вычислительной техники, средств передачи данных, программного обеспечения для реализации функций управления технологическими процессами и производственно-хозяйственной деятельностью филиала и его подразделений.
  • Содействие в использовании программно-аппаратных средств с целью обеспечения бесперебойной работы по транспортировке нефти с наименьшими затратами.
  • Внедрение и проведение опытной эксплуатации корпоративных информационных систем, разработанных сторонними компаниями, с последующим их вводом в промышленную эксплуатацию в аппарате управления и подразделениях.
  • Совершенствование программного обеспечения эксплуатируемых задач, постановка новых задач, разработка их алгоритмов и программирование.

 

Комментарий: выполняя задание, опирайтесь на схему описания стилей и функциональных разновидностей языка (см. учебно-справочное пособие Н.Н. Соловьевой «Как составить текст»).

 

Задание № 3.

Напишите текст доверенности. Ситуацию продумайте самостоятельно.

 

Задание № 4.

Проиллюстрируйте на примере одного и того же содержания, имеющего отношение к области экономики или менеджмента, различные способы изложения – дедуктивный, ступенчатый и хронологический.

Комментарий: примеры текстов на тот или иной способ изложения не должен быть меньше 3-х предложений.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 10, 11.

 

· Контрольная работа IV: Культура родного языка

в профессиональной сфере

Темы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.029 с.)