Нормы современного русского литературного языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы современного русского литературного языка.



v Проверяемые компетенции:

· для направления подготовки 080100.62 «Экономика»: ОК-6.

· для направления подготовки 080200.62 «Менеджмент»: ОК-5, ОК-6.

 

Ø Вариант 1.

Задание № 1.

1) Выпишите из трех различных источников (учебника, энциклопедии или энциклопедического справочника, сборника лекций) определения, раскрывающие суть культуры речи как науки и как учебной дисциплины. Проведите сравнение данных определений, выявив их сходства и отличия.

2) На основе проведенного анализа составьте таблицу, позволяющую составить представление о предмете исследования культуры речи и ее задачах как науки и ее задачах как учебной дисциплины.

Комментарий: при работе с литературой указывайте выходные данные, оформляя их по правилам ГОСТ, и страницы; литература должна быть последних лет издания. При составлении таблицы продумайте ее графы и их содержание.

 

Задание № 2.

Прочитайте приведенные неграмотные высказывания и запишите и справленный вариант, не меняя смысла предложений.

1. Появившийся страх в вагоне поезда загоняет нашего героя – Николая Велина – в тупик.

2. Каждый человек – это индивид, и у него есть свое понимание счастья. К примеру, Штольц воспринимал счастье жить здоровой, полноценной жизнью, а Обломов счастьем считал лежать целыми днями на диване и ничего не делать.

3. Я не могу не согласиться с В. Амлинским, так как в настоящее время тоже встречал человека, который помог мне в трудную минуту, которому я очень благодарен.

4. По моему мнению, проблемой данного текста автор выделил то, что во всех библиотеках должны быть такие же взрослые люди, которые бы могли тебя направить в нужном направлении, помочь найти то, что тебе не хватает.

5. Как-то раз я слышал по новостям, что есть одна семья, которая берет к себе и растит медвежат.

6. Лаптев В. считает несправедливым то, что многие великие люди терпели невзгоды, лишенные сочувствия и поддержки тех, кому они искренне служили.

7. Хочется верить, чтобы таких ситуаций в наше время не было. И каждый человек получал награду и верил, что его открытия принесут народу пользу.

8. Детство – это время, когда ребенок получает первые азы воспитания, наделяется родительской заботой, лаской, любовью, ни в чем не нуждающийся, зависящий только от родителей.

9. Автор вспоминает маленькую библиотеку имени Достоевского своего детства, которая находилась у Чистых прудов.

10. Свобода – это определенные рамки, в которых человек чувствует себя свободным.

Комментарий: в работе по исправлению различного рода ошибок в данных предложениях сначала рекомендуется привести исходный пример, в котором следует подчеркнуть обнаруженные ошибки, затем дать исправленный вариант.

 

Ø Вариант 2.

Задание № 1.

1) Выпишите из различных учебников и сборников лекций определения, раскрывающие суть культуры речи, стилистики и риторики. Определите место культуры речи среди прочих наук о языке.

2) Составьте таблицу, позволяющую сопоставить предметы исследования и задачи культуры речи, стилистики и риторики.

Комментарий: при работе с литературой указывайте выходные данные, оформляя их по правилам ГОСТ, и страницы; литература должна быть последних лет издания. При составлении таблицы продумайте ее графы и их содержание.

 

Задание № 2.

Прочитайте приведенные неграмотные высказывания и запишите и справленный вариант, не меняя смысла предложений.

1. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга!

2. Автора возмущает поведение и отношение людей к этим великим людям.

3. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.

4. Любочка побледнела и покраснела, вынула и опять спрятала записочку из фартука и, опустив голову, как-то укоротив шею, как будто ожидая удара сверху, прошла в двери.

5. Раньше родители следили, ухаживали за нами, а теперь мы должны и обязаны любить, уважать и ухаживать за своими родителями.

6. Пусть у меня небольшой жизненный опыт, но я знаю многочисленные истории и рассказы как из классической литературы, так и примеры из собственной жизни.

7. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.

8. Человек и природа. Не об этом ли задумываемся мы, останавливаясь перед картиной Левитана «Над вечным покоем»?

9. Зимой можно вырыть в сене глубокую нору, залезть и всю ночь спать в стогу, будто в запертой комнате.

10. Дружба с Антоном Павловичем Чеховым освещала и заполняла жизнь Левитана.

Комментарий: в работе по исправлению различного рода ошибок в данных предложениях сначала рекомендуется привести исходный пример, в котором следует подчеркнуть обнаруженные ошибки, затем дать исправленный вариант.

 

Ø Вариант 3.

Задание № 1.

1) Выпишите не менее трех высказываний известных людей о культуре речи, родного языка. Проведите их сравнение, обнаружив отличия и точки пересечения. Отметьте, какое из высказываний в большей степени Вам импонирует и объясните почему.

2) Найдите высказывание на ту же тему, с которым Вы в меньшей степени согласны. На его основе напишите эссе, в котором приведите не менее трех аргументов, которые опровергают высказанную мысль и подтверждают Вашу позицию.

Комментарий: при работе с литературой указывайте выходные данные, оформляя их по правилам ГОСТ, и страницы. Текст эссе предполагает развернутый текст (не менее 10 предложений).

 

Задание № 2.

Прочитайте приведенные неграмотные высказывания и запишите и справленный вариант, не меняя смысла предложений.

1. Находясь длительное время в автомобиле, в самолете, у человека появляется сонливость, теряется аппетит, снижается работоспособность, и он как бы загоняет себя в клетку, какое-то замкнутое пространство, что очень плохо влияет на здоровье человека.

2. Но нашелся такой человек, который увидел, что со мной что-то не так. И, поговорив с ним, рассказав ему все то, что меня беспокоило, мне стало очень легко на душе.

3. Лишь читая книги, твое общение со сверстниками станет интересным и увлекательным.

4. Размышляя о судьбах великих людей, возникают смешанные чувства.

5. Картина «Явление Христа народу», поглотившая всю творческую энергию А. Иванова, разочаровала его и не закончена.

6. В эскизах художник намечает композицию и колорит картины: отбирает и располагает предметы и действующие лица, распределяет краски, свет и тени.

7. В картине «Сватовство майора» Федотов показал как нрав русского купечества, так и дворянства сороковых годов XIX века.

8. Как вы относитесь к оценке серовского портрета «Иды Рубинштейн» Репина?

9. На всех своих картинах Репин размышляет об основных проблемах своего времени.

10. В девяностые годы Серов увлекается иллюстрацией произведений великих русских классиков – Крыловым и Пушкиным.

Комментарий: в работе по исправлению различного рода ошибок в данных предложениях сначала рекомендуется привести исходный пример, в котором следует подчеркнуть обнаруженные ошибки, затем дать исправленный вариант.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1, 2, 3, 4.

 

· Контрольная работа II: Современные нормы литературного языка и качества хорошей речи

Темы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.01 с.)