Молодые врачи часто ошибаются из-за отсутствия опыта, более опытные - из-за его переоценки и снижения квалификации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молодые врачи часто ошибаются из-за отсутствия опыта, более опытные - из-за его переоценки и снижения квалификации.



Успехи диагностики часто зависят от способности учитывать общие тенденции развития и изменения патологии. Многие наблюдения свидетельствуют о том, что по мере увеличения возраста больных диагностические трудности возрастают, а с ними - и количество ошибок. Особую роль при этом играет растущая с возрастом полиморбидность.

Известно, что около 80% терапевтических больных начинают и заканчивают лечение в поликлиниках. Поэтому разъяснять значимость правильной диагностики на этом этапе нет необходимости, поскольку те или иные ошибки диагностики на добольничном этапе имеют место у каждого 3-4-го больного.

Полагают, что и на фоне технических достижений медицины диагноз устанавливается по данным анамнеза более чем в 50% случаев, на основании физикального обследования -примерно в 30% и по лабораторноинструментальным данным - в 15-20%.

Многие ошибки обусловлены неправильной оценкой данных лабораторноинструментальных и аппаратных исследований. Врачи не задумываются над тем, что возможность ошибки бывает заложена не только в аппарате и реактиве, но и в тех, кто выносит соответствующие заключения.

Недочеты в использовании лабораторно-инструментальных исследований носят двоякий характер: либо не назначают показанные данному больному, либо рекомендуют ненужные. Если неназначенные исследования в основном относятся к инструментально-аппаратным методам диагностики (бронхоскопия, сканирование и т.п.), то ненужные чаще связаны с лабораторными анализами. Если неназначенные исследования служат, как правило, предметом критических замечаний, то ненужные не анализируются, их игнорируют.

Проведенный анализ назначения лабораторных и инструментальных исследований (как в поликлинике, так и в стационаре) позволил выявить следующие часто допускаемые ошибки и недостатки:

 

1. Затянутое обследование как результат отсутствия четкого плана и системы в назначениях.

2. Неполноценное обследование, при котором не используются имеющиеся методы, показанные при данном или сходном заболевании (особенно это относится к поликлиникам).

3. Упрощенное понимание комплексности при отсутствии диагностической концепции: назначаются всевозможные исследования, а не показанные при конкретно предполагающейся болезни. Между тем комплексность предусматривает использование наиболее результативных методов (хорош тот врач, который получает максимум информации при минимуме исследований).

4. Повторение в стационаре без достаточных на то оснований исследований, выполненных амбулаторно.

5. Обследование больного только в связи с основным заболеванием (жалобами) при недостаточном внимании к сопутствующим болезням.

6. Использование инвазивных методов исследования без строгих показаний и учета того, что уточнение диагноза может не сказаться ни на лечении, ни на исходе болезни. Недопустимо превращать диагностический метод в самоцель.

Довольно часто встречаются врачебные ошибки в процессе лечения.

Среди опытных врачей зачастую бытует мнение, что если диагноз сформулирован правильно, то последующее лечение больного является в основном лишь соблюдением общепринятых методик и технологий. Это глубоко ошибочное мнение, поскольку выбор технологий лечения и определение его тактики - очень сложный и динамичный процесс.

Ошибки в лечении чаще совершают молодые врачи, что связано с недостаточной подготовкой в части системного подхода к процессу выбора технологий, логическому переходу процесса лечения от одного состояния тяжести заболевания к другому. Основными причинами ошибок в процессе лечения являются:

• недостаточный уровень знаний в области клинического прогнозирования;

 

• неумение провести анализ и оценить эффективность разных технологий лечения;

• недооценка риска возможных побочных эффектов и осложнений лечения;

• неправильный выбор тактики лечения;

• неумение провести анализ промежуточных и конечных результатов лечения.

Очень важной составляющей в предупреждении врачебных ошибок является умение врача активно привлекать к процессу лечения средний медицинский персонал, самого пациента и его родственников. К таким мероприятиям относятся:

• обязательность выполнения пациентом назначений врача, в том числе по изменению образа жизни и привычек поведения;

• обязательность исполнения средним медперсоналом врачебных назначений в соответствии со стандартом выполнения процедур;

• соблюдение медперсоналом безопасных для здоровья пациента условий при проведении лечебных мероприятий.

Врачебные ошибки в 80-85% случаев являются причиной осложнений заболеваний, зачастую приводящих к тяжелому клиническому исходу. Так, по данным официальной статистики, в США ежегодно от осложнений только лекарственной терапии погибают до 80 тыс. пациентов. Затраты на

лечение этих осложнений составляют 45-50 млрд долларов в год. Кроме этого, медицинские учреждения несут значительные моральные и экономические убытки, поскольку значительная часть врачебных ошибок служит основанием для судебных разбирательств по искам пациентов или их родственников.

Таким образом, работа по предупреждению врачебных ошибок должна занимать центральное место в системе управления КМП. Следовательно, в планах медицинских учреждений и программах развития здравоохранения органов управления здравоохранением всех уровней ежегодно должны предусматриваться меры по предупреждению врачебных ошибок. Необходимо создать мониторинг врачебных ошибок лечения, начиная с уровня медицинского учреждения и кончая федеральным уровнем управления здравоохранением.

 

Результаты разбора врачебных ошибок обязательно должны носить открытый характер и служить другим врачам наглядным примером недопустимости дефектов при диагностике и лечении пациентов.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте аналитическую, конструктивную, технологическую, коммуникативную и социально-экономическую функции врача.

2. Что такое врачебная ошибка?

3. Назовите основные причины диагностических врачебных ошибок.

4. Перечислите основные причины врачебных ошибок в процессе лечения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.004 с.)