Управление рисками в здравоохранении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление рисками в здравоохранении



В конце XX века в теории и практике управления экономически развитых стран возникло новое направление - управление риском (рискменеджмент).

Риск-менеджмент изучает влияние на различные сферы деятельности человека случайных событий, наносящих физический и моральный ущерб.

Риск - это событие или группа случайных событий, наносящих ущерб объекту, обладающему данным риском. Случайность наступления события означает невозможность точно определить время и место его возникновения. Объект может быть физическим (человек) или материальным (имущество), а также представлять имущественный интерес (нематериальное свойство объекта, например прибыль). Ущерб - ухудшение или потеря свойства объекта. Ущерб может быть выражен в натуральном виде (физический) или в стоимостном выражении (экономический).

 

Большинство неблагоприятных событий обладают свойством вероятности их реализации. Вероятность события - это его математический признак, означающий возможность рассчитать частоту наступления события.

Риску присущи два свойства - вероятность и ущерб. Каждое неблагоприятное событие порождается некоторой совокупностью исходных причин (инцидентов). Цепочка последовательных шагов, ведущих от инцидента к конечному событию, называется сценарием. Зная вероятность возникновения исходных инцидентов и промежуточных шагов, можно рассчитать вероятность реализации данного сценария.

Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти. В случае свершения такого события возможны 3 экономических результата:

• отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);

• нулевой;

• положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Управление рисками (риск-менеджмент) - это система мер, целью которых является уменьшение повреждающего или уничтожающего воздействия опасности на здоровье, жизнь, имущественное, финансовое положение рискующего и т.д.

Система управления в ситуациях риска содержит следующие основные элементы:

• выявление альтернатив риска, допущение его только в пределах социально, экономически и нравственно допустимого уровня;

• разработка конкретных рекомендаций, ориентированных на устранение или минимизацию возможных негативных последствий риска;

• создание специальных планов, позволяющих оптимальным образом действовать в критической ситуации людям, реализующим решения с риском или контролирующим этот процесс;

• подготовка и принятие нормативных актов, помогающих претворить в жизнь выбранную альтернативу;

• учет психологического и нравственного восприятия рискованных решений и программ и т.п.

 

Процесс управления риском состоит из следующих этапов:

• определение цели;

• выяснение риска;

• выбор методов управления риском;

• реализация управления риском;

• оценка результатов.

Приоритетом управления рисками в медицине является управление качеством лечебно-диагностического процесса. Главными инструментами риск-менеджмента в здравоохранении являются модули структурных стандартов КМП, а также модели конечных результатов труда.

Издержки, связанные с дефектами КМП, могут быть сопряжены со случаями гражданско-правовой ответственности при предъявлении производителям медицинских услуг судебных исков от истцов (потерпевшей стороны).

В классификации по роду опасности выделяются следующие виды рисков:

• природные (не зависят от деятельности человека);

• антропогенные (техногенные), включая медицинские риски (порождены деятельностью человека);

• смешанные (события природного характера, но вызванные человеческой деятельностью).

В здравоохранении риски подразделяются на следующие группы: 1. Социально-политические риски.

1.1. Изменения в законодательстве по формам и методам организации медицинской помощи населению.

1.2. Внесение изменений в систему финансирования здравоохранения.

1.3. Развитие экономических отношений и методов управления здравоохранением.

1.4. Реорганизация системы ОМС.

1.5. Приватизация или национализация субъектов здравоохранения.

1.6. Создание юридической базы.

1.7. Принятие закона о защите прав пациента с одновременным страхованием профессиональной деятельности медицинского работника.

1.8. Внесение изменений в арбитражное право.

2. Риски, связанные с управлением.

2.1. Отсутствие системы базовой подготовки специалистов в области управления здравоохранением и медицинского права.

 

2.2. Некомпетентность руководителей.

2.3. Низкий профессиональный уровень персонала.

2.4. Неправильный выбор стратегии.

2.5. Неадекватное изменение организационных структур и организационного механизма управления.

2.6. Пренебрежение деятельностью по охране труда и техники безопасности.

3. Профессиональные (медицинские) риски, связанные с гражданскоправовой ответственностью.

3.1. Обусловленные несвоевременным лечебно-диагностическим вмешательством:

1) диагностические:

- инновационные;

- связанные с некачественной работой персонала по реализации неинвазивных диагностических технологий;

2) лечебные:

- хирургические, связанные с оперативным вмешательством;

- анестезиологические;

- фармакотерапевтические, связанные с определенным уровнем опасности, осложнений и смерти при применении лекарственных средств;

- связанные с переливанием крови.

3.2. Связанные с отсутствием или недостаточной работой по профилактике:

1) инфекции;

2) превышения в окружающей среде предельно допустимых концентраций ядовитых и сильнодействующих веществ;

3) других индивидуальных для здоровья человека рисков (курение, алкоголизация, гиподинамия, наркомания, ожирение, стресс и т.п.).

3.3. Связанные с отсутствием в ЛПУ современных систем реабилитации. Риски, связанные с угрозой здоровью медицинских работников:

1) от больных с особо опасными инфекциями;

2) от больных вирусным гепатитом, СПИДом, сифилисом и т.п.;

3) от больных туберкулезом;

4) от психически больных;

5) от наркоманов;

6) от преступников.

Управление риском - это многоступенчатый процесс, цель которого - уменьшить и компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий. Важно понимать, что минимизация ущерба и снижение риска - не одно и то же. Например, страхование, которое обеспечивает компенсацию ущерба, никак не снижает вероятность риска.

 

Основные этапы классического процесса управления риском: анализ риска (его выявление и оценка); выбор методов воздействия на риск и принятие решения; воздействие на риск (его снижение, сохранение, передача; контроль и корректировка результатов.

Анализ риска - начальный этап; его цель - получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и прогнозируемых рисках. Собранной информации должно быть достаточно, чтобы принимать адекватные решения на последующих этапах.

Анализ состоит из выявления рисков и их оценки. При выявлении рисков (качественная составляющая) определяются все риски, присущие исследуемой системе. Оценка - это количественное (количественная составляющая) описание рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба.

Выявление рисков и их оценка тесно взаимосвязаны, и не всегда представляется возможным разделить их на самостоятельные части общего процесса. Более того, анализ идет в двух противоположных направлениях - от оценки к выявлению, и наоборот. В 1-м случае уже имеются убытки и необходимо выявить причины; во 2-м - на основе анализа системы выявляются риски и возможные последствия.

Следующий этап - выбор метода воздействия на риски с целью минимизации возможного ущерба. Как правило, каждый вид риска допускает 2-3 традиционных способа его уменьшения. Поэтому возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего. После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков. Это этап принятия решений, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходят постановка и распределение задач среди менеджеров.

 

Снижение риска подразумевает уменьшение либо размера возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Чаще это достигается при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления системы безопасности (обучение персонала, установка систем оповещения и т.д.).

Сохранение риска не всегда означает отказ от любых действий. Организация может создать резервный фонд (фонды самострахования или фонды риска), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод управления рисками называется самострахованием.

К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут быть также причислены получение кредитов и займов, получение государственных дотаций и т.д.

Меры по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, а также различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.п.

Новизна и актуальность проблемы управления рисками определила необходимость подготовки не только специалистов в области анализа риска, управления риском и безопасностью, но и подготовку руководящих кадров по важнейшим вопросам теории и практики управления рисками.

Действенная и эффективная система управления КМП активно сокращает степень риска врачебных ошибок.

Вопросы для повторения

1. Перечислите свойства, характеризующие риск.

2. Укажите основные элементы управления в ситуациях риска.

3. Назовите и кратко охарактеризуйте риски в здравоохранении.

4. Назовите этапы процесса управления рисками и дайте их краткую характеристику.

5. Перечислите основные группы методов воздействия на риск.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.011 с.)