Этап вербализации и кукольной театрализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап вербализации и кукольной театрализации



Придумайте историю, которую кукла непременно
хотела бырассказать о себе. Если длямаленького спек­
такля необходимы другие персонажи, сделайте их.

При желании, обратитесь к участникам группы с
просьбой, чтобы их куклы сыграли задуманные
вами роли.

Таким образом, каждый может выбрать для себя ком­фортную «дозу» коммуникативного участия.

Заключительный

Каждому участнику группы вновь предлагается выб­рать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце. (Изменение цвета лоскутка в сравнении с пер­воначальным выбором — своеобразный индикатор дина­мики настроения и эмоционального самочувствия за пе­риод занятия.) Кукла (без лица), по желанию, может поблагодарить всех присутствующих, поделиться впе­чатлениями, задать вопрос, рассказать о произошедших в ней изменениях.

Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации

Процессы изготовления кукол и манипулирование ими являются психотерапевтическими. Самодельная кукла, надетая на палец, — своеобразный портрет «ху­дожника». Она помогает рассказать какую-либо исто­рию, используя при этом художественные образы и соб­ственное воображение, и как бы не от первого лица сообщить о значимых проблемах, переживаниях. В дан­ном случае бумажная куколка становится продолжени­ем руки, от чего активизируются механизмы проекции и идентификации. Человек неосознанно наделяет ее осо­быми чертами, которые расцениваются как показатели его собственных свойств.

Кукла может иметь одно лицо или сменные лица, что создает условия для моделирования различных эмоций, образов «плохих» и «хороших» героев. Психологическая «мудрость» такого приема состоит в том, что одна и та же кукла из отрицательного персонажа превращается в


 




положительный, из трусишки в — храбреца и т. п. Сле­довательно, так может происходить и в жизни. Психо­аналитики отмечают благотворность процесса отожде­ствления с удачливым героем в рассказе, подчеркивают катарсический эффект безопасного признания ребенком подавляемых чувств и эмоций.

Изготовление куклы без лица позволяет фантазировать и быстро изменять ее настроение, роли. В то же время, та­кая кукла помогает скрыть собственные чувства и пережи­вания, становясь средством психологической защиты в конкретной ситуации. Отсутствие лица у кукольного пер­сонажа на заключительном этапе занятия помогает чело­веку «снять» с себя роли, гармонизировать эмоции.

Диагностическими индикаторами служат цвет ткани для косынки, особенности взаимодействия с другими (социометрический выбор), характер проявления эмо­ций, образ и содержание рассказа от имени куклы, а так­же ее лицо, нарисованное на бумаге. Оно может «сооб­щить» дополнительную информацию о личности «рисовальщика». Замечу, что выбор фактуры ткани (гладкая или ворсистая поверхность) во многом опреде­ляется доминирующими в данный момент чувствами.

Поскольку у застенчивых, замкнутых, тревожных де­тей с избирательным мутизмом затруднены вербальная коммуникация и межличностное взаимодействие, на эта­пе «Настроя» полезно использовать различные темати­ческие, индивидуальные задания. Например, нарисовать молчаливого человечка и его альтернативу, а потом — себя (или персону, похожую на себя). Такие рисунки содержат диагностическую информацию. Сравнивая повторяющи­еся элементы и цвета во всех трех изображениях челове­ка, нетрудно увидеть, с каким (отрицательным или поло­жительным) персонажем ребенок себя идентифицирует, как оценивает, в чем видит проблему. В этом смысле наи­более информативны творческие работы по темам: «Мол­чание», «Одиночество», «Добро» и др.

Важно заранее продумать разнообразные способы включения детей в коммуникативный процесс. В част-


ности, эффективен игровой прием с условным названи­ем «Обет молчания».

После того, как изготовлены куклы и каждой из них предстоит встреча с волшебником, наступает действие правила молчания. Все дети в кругу пытаются догово­риться, чья кукла в этой театрализации не участвует. Как правило, на первых занятиях желающих принять «обет молчания» довольно много. Застенчивые и тревожные дети обычно предпочитают наблюдать за происходящим, хотя некоторые из них все же пытаются установить с психологом невербальный контакт. Манипулируя сво­ей куклой, молчуны стремятся обратить на себя внима­ние, увидеть знаки заинтересованности, получить похва­лу. На последующих занятиях принявших «обет молчания» участников становится все меньше. В конце концов, дети с удовольствием отводят эту роль психо­логу, ревностно наблюдая за исполнением правил. От­мечу, что запрет на разговоры особенно эффективен в случае проявления негативизма.

На этапе настроя можно предложить участникам раз­делиться на пары, по секрету от всех договориться, ка­кое животное или птицу они собираются нарисовать. Остальные дети с помощью косвенных вопросов долж­ны догадаться об их замысле.

В случае, если молчун с интересом участвует в твор­ческой изобразительной работе, но при этом все-таки отказывается от вербальной коммуникации, нередко помогает педагогический метод «мнимого безразличия». Главное, не заставлять. Сам факт того, что ребенок при­ходит на групповые занятия и выполняет некоторые за­дания, уже свидетельствует о положительном сдвиге в коррекционном процессе.

Активизировать вербальное общение обычно удает­ся с помощью приема с условным названием «Фоторо­бот». Психолог делает из ткани собственную куклу боль­шого размера и просит ребят придумать для нее необычное лицо. Чтобы все дети участвовали в работе, каждому предлагается нарисовать несколько вариантов


 




 


 


какой-либо одной детали (глаза различной формы и раз­мера, брови, нос, рот). Затем в процессе коллективного обсуждения создается целостный образ. Выбранные ча­сти лица наклеиваются на бумагу.

К общению побуждает и подбор имени для куклы.

Желательно напомнить детям, что куклы, вероятно, говорят своими особыми, кукольными голосами, поэто­му человеческий голос надо постараться изменить до не­узнаваемости. Такое предложение вызывает интерес даже у самых застенчивых, и они с удовольствием включаются в общение. Особенно, если говорить надо в масках, из-за ширмы, из коробки, из шкафа и т. п. Например, два-три участника занятия могут спрятаться за занавес. Затем кто-нибудь из них громко шепчет, а остальные дети пытаются отгадать, кому принадлежит голос.

Итак, на подобных занятиях используются разнооб­разные приемы, побуждающие ребенка к вербальной коммуникации в благоприятной атмосфере взаимного принятия и доверия. Это способствует выработке необ­ходимых навыков общения, формированию увереннос­ти, воспитывает уважение к чувствам и переживаниям другого человека, помогает приобрести опыт гармонич­ных отношений со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, для коррекции коммуникативных проблем, в том числе такой сложной из них как избирательный му-тизм, требуется длительная арт-терапевтическая работа.

Занятие 4. «Домашняя куклотерапия»

Наилучший способ помочь детямэто помочь их родителям.

Томас А. Харрис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.007 с.)