Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальная работа. «Материализация страха»
Участники вновь занимают места для индивидуальной работы. • Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не • Поступите с рисунком, как вам хочется. Его мож После того, как участники расправились со своими материализованными в рисунках страхами, им предлагается следующая инструкция. • Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, • Оторвите пальцами лишнюю бумагу — фон. Нож Такая работа способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики рук. Возможна интерпретация и некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, наличие таких элементов, как глаза, рот, зубы, уши, рога и др. 4. Ритуальная драматизация. «Спонтанный театр» страха. Участникам предлагается объединиться для совместного творчества в малые группы по 3-5 человек. • Рассмотрите изображения масок. Обменяйтесь • Придумайте название и содержание истории, в Материалы для коллективной работы выбираются по желанию «художников». Далее участникам предлагается «озвучить» картину.
• Распределите и отрепетируйте роли в соответ Затем каждая группа выходит на импровизированную сцену. Остальные участники в это время — зрители. Получается небольшой спектакль, причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей. 5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ В процессе коллективной рефлексии каждому участнику предлагается вербализовать собственные впечатления, к примеру, обсудить: • Что чувствовал, когда работал один, с группой, • Как работала группа? Кому принадлежит идея • Как можно помочь себе и другим, если вдруг ста
• Какого цвета ваши чувства, когда бывает страшно? • Какого цвета ваши чувства сейчас? Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации Следует обратить внимание на диагностические возможности данной техники. Драматическая импровизация обычно рассматривается как своеобразный индикатор особенностей внутреннего мира участников группы. Важно, как работал каждый, какие при этом проявлял эмоции, как расправился с рисунком страха. Чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит автор. Зачастую, рисунок сначала «замазывают» краской, затем рвут на мелкие кусочки, которые сжигают, а пепел пытаются растоптать или смывают водой. Если человек просто разрывает и выбрасывает свой рисунок, можно предположить, что он свободен от навязчивых страхов или не испытал сильных эмоций в процессе занятия. Необходимо иметь в виду, что индивидуальные рисунки страхов, выполненные на этапе актуализации, обычно никому не показывают. Психолог должен быть предельно внимательным и корректным, использовать приемы скрытого наблюдения, не комментировать происходящего. Считается, что на данном этапе арт-терапевтической работы происходит сублимация и канализация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания аффекта. Хотя все защитные механизмы помогают индивиду справляться с тревогой, сублимация более адаптивна, поскольку приводит к социально одобряемым результатам. Сублимация — один из механизмов психологической защиты. В процессе сублимации, отмечает Э. Крамер, асоциальные импульсы преобразуются и направляются на стимуляцию иных, социально приемлемых форм поведения, что приводит к компромиссному удовлетворению исходных (первичных) потребностей, являющихся причиной этих импульсов [85]. Один из случаев сублимации — творчество, в ходе которого автор трансформирует свои фантазии в художественные образы. Искусство может одновременно преобразовывать такие чувства, как гнев, боль, тревога, страх, подавленность, и кроме того, помогает их выразить и осознать.
Наряду с сублимацией возможна актуализация механизмов защиты, что выражается в определенном типе рисунков детей, фальшиво-слащавом выражении чувств, эпатажном поведении. Придумывая и рассказывая «страшные» истории, как правило, со счастливым концом, участники освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию («мортидо», по Э. Берну). Страх, как известно, невидим. Материализованный в рисунке маски, он лишается эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.
Если маска идентифицируется со страхом, ребенок овладевает ситуацией, приобретает власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочет (порвать, сжечь, выбросить, уничтожить другим способом). Перевод событий, связанных со страхами, в комическую форму, эмоциональное переключение (смешно, а не страшно) приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций. По мнению некоторых психологов и психотерапевтов, целесообразно устраивать спектакли в нарисованных масках, закрепив их на лице с помощью резинки. Получается своеобразная игра со страхом, «эмоциональные качели». Человек вынужден вновь посредством маски соединиться с собственным страхом, от которого только что отстранился, как бы «вытащив» его наружу, когда рисовал. Зачастую дети и невротизированные взрослые категорически отказываются надеть маску на лицо, выказывают агрессию не только по отношению к своему рисунку, но и к психологу, ведущему занятие. В технике арт-терапии маски, приклеенные на лист ватмана, надежно отделены от авторов и кажутся им жалкими или смешными (рис. 17). Тем не менее, иногда в конце занятия группа просит уничтожить результаты коллективного изобразительного творчества, «чтобы страхи не могли возродиться». В моем опыте был случай, когда пришлось выйти на улицу, чтобы устроить своеобразный ритуальный костер «сжигания страхов». Настолько сильные эмоции испытали участники группы в процессе занятия. Таким образом, независимо от вида, причин, количества, разнообразия страхов у детей, данная арт-техника полезна как общая оздоровительная психотерапия. В серьезных случаях требуется специальная помощь психотерапевта и длительная работа психологов, учителей, родителей. Безусловно, важен правильный выбор коррекцион-ных приемов. Но самое главное — верный диагноз. Рис. 17. Коллективная работа «Сети страха» (авторы — студенты, 19-20 лет). История одного случая Никите 9 лет. Родители привели его лечиться от страха. Им казалось, что мальчик изменился вскоре после смерти дедушки, на похоронах которого он присутствовал. Никита из жизнерадостного, подвижного, общительного ребенка неожиданно превратился в молчаливого и замкнутого. Подолгу задумчиво сидел у окна, грустил, иногда тихонько плакал. В общении с психологом Никита спокойно рассказывал, что не боится темноты, остается дома один, играет в компьютерные «страшилки». Про смерть человека пытался говорить по-взрослому, «философствовал». На арт-терапевтическом занятии Никита долго рисовал дерево в нижней части листа обычным простым карандашом, еле-еле прикасаясь к бумаге (рис. 18). Листочки прорисовывал тщательно, будто с любовью.
На первый взгляд рисунок дерева напоминал образ человека. Но рассказ был совсем про другое. Никита назвал его: Рис. 18. «Жизнь» (Автор —• Никита, 9 лет) «Жизнь» — Вообще-то я деревья рисую не так. Не знаю, поче История была необычной и очень грустной. Другим участникам арт-терапевтического занятия передалось настроение Никиты. Они задавали вопросы, предлагали разные способы лечения дерева, советы. С одним из них мальчик согласился. Он решил дорисовать на стволе ремешок. Сказал, что дереву от этого, наверное, станет лучше. — Знаете, раньше богатыри такие пояса носили, и Далее выяснилось, что Вита — спаниель. И всем стало видно, что дерево напоминает собаку с длинными ушами. Позже мама Никиты, только взглянув на рисунок сына, сразу заметила: «Так это же наша Вита»! А в жизни произошло следующее. В лесу собаку отпустили побегать. Ее поводок привязали на талию Никиты. Собака уже болела, и надежды на выздоровление почти не оставалось. Мальчику об этом не говорили. Вита часто отдыхала, прислонившись к дереву. Никитка пытался играть с ней и незаметно потерял поводок. Когда это выяснилось, мама с горечью сказала, что Вита скоро умрет, есть такая примета. Эти слова не были укором, просто — мысли вслух. Однако чувство вины надолго поселилось в душе ребенка. Так взрослые, сами того не желая, могут стать причиной невротических отклонений у детей. Нередко эмоциональные состояния и оценочные суждения родителей как бы «заражают» ребенка опасениями, страхами. «Не подходи к собаке — укусит!». «Не подходи к воде — утонешь». «Только отведу ребенка и детский сад, так на следующий день обязательно заболеет», — говорит мать в присутствии малыша. «Не будешь есть суп, пойдем к врачу укол делать!» И ребенок начинает бояться детского сада, врачей, уколов, всего па свете. Обсуждение различных опасностей, разговоры о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отрицательно влияют на психику маленького человека. Взрослому необходимо правильно выбирать интонацию, мимику, слова, чтобы передать ему уверенность и спокойствие.
Например, ребенку, который увидел мышь, можно сказать: «Она такая маленькая и сама нас боится». Как правило, уговоры, обращенные к разуму, не способствуют решению проблемы, поскольку страх — иррациональное явление. Лучше помогают «охранительные» советы, «волшебные» предметы. В частности, согласно Дорис Бретт, эмоциональное самочувствие ребенка заметно улучшится, если ему положить под подушку особенный фонарик, которого опасается «ночной страх». Ведь от света он становится жалким и беспомощным. Обычно дети самостоятельно придумывают счастливые талисманы: монетки, цветные стеклышки, мягкие иг-
рис.20. Иллюстрация к арт-терапевтической технике «Рисуем деревья» (Автор — Альберт, 10 лет)
рушки и др., которые оберегают их от несчастья, непрп ятностей, потерь. (Вспомните магический меловой круг it произведении Н. В. Гоголя «Вий», чеснок в кулаке — народное средство от вампиров, бесов, другой нечисти). Страхи зачастую возникают как следствие нарушенных взаимоотношений ребенка с социальным окружением. Среди многообразия причин этого явления — конф ликтные семьи, асоциальное поведение кого-нибудь n.i близких родственников, неприятие ребенка, излишняя требовательность, критические замечания, обещание на казаний, угрозы, запугивание. Пример сказанному рисунки (19, 20, 21) третьеклассника, который панически боится отчима. Сообразно этому состоянию мальчик видит и изображает семейную ситуацию. Нередко причиной многочисленных страхов ребел ка становится и сверхзаботливое отношение взрослых гиперопека. Таким образом, коррекция детских страхов будет эффективной в случае совместных усилий. Советы взрослым Детские страхи — очень серьезная проблема. Родители иногда и не подозревают о том, что ребенка мучают невротические фантазии, переживания. А узнав, посмеиваются: «Трусишка». «Чепуха, разве этого можно бояться»? «Что же здесь страшного? Это все выдумки!» Высказывания подобного рода не только не добавляют отваги ребенку, но и порождают дополнительный страх — страх откровения со взрослыми. Правильнее рассказать, что у папы и мамы тоже когда-то были страхи, которые они, повзрослев, преодолели. В этом случае ребенок понимает, что бояться не стыдно и взрослые могут помочь. У него рождается надежда стать смелым и сильным, когда подрастет. • Создавать для ребенка атмосферу максимального • Не запугивать ребенка разными устрашающими
• Стараться понять скрытый смысл вопросов, кото питателъница, если мальчик сделает что-нибудь не так. — Кто сломал пожарную машину? — поинтересовался Брюс у воспитательницы. — Зачем об этом спрашивать, ведь ты никого из детей еще не знаешь! —рассердилась и одновременно смутилась от бестактности сына мама. Однако воспитательница поняла скрытый смысл вопроса. — Игрушки для того и сделаны, чтобы ими играть. Иногда они ломаются. Бывает... Брюс был доволен. Воспитательница хорошая. Она не станет злиться, если случайно сломается игрушка. Бояться нечего, можно спокойно остаться, в детском саду. • Заранее подготовить ребенка к разлуке, если она неизбежна. Родители зачастую просто «сбегают», когда дети спят. Ребенок, поставленный перед фактом маминого или папиного отъезда, очень переживает, ждет, плохо ест, скучает... Иногда даже считает, что его обманули, бросили, предали. X. Дж. Джайнотт описывает игру, которую организовала мама с дочерью перед тем, как лечь на операцию. Она устроила кукольную больницу. Показала, как доктор хорошо лечит куклу-маму. Вскоре та выздоравливает и возвращается домой на радость дочери. «Драма» разлуки была проиграна несколько раз. Дочь поручила кукле-доктору хорошенько присматривать за мамой, уговаривала ее не бояться 11 обещала спокойно ждать. Фотография напоминала девочке о маминой любви. • Детям противопоказаны семейные ссоры, которые порождают разнообразные страхи, тревогу и чувство вины. Поскольку им часто кажется, что родители больше никогда не помирятся, произойдет Боязнь темноты — один из наиболее распространенных детских страхов. Часто он связан со страхом неизвестности. Дети считают, что взрослые обманывают их, когда говорят, что на самом деле в темной комнате ничего особенного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто-то входит и зажигает свет. Образы пугающих объектов нередко являются проекцией злости, раздражения или плохого настроения ребенка. Они содержат отрицательные эмоции и чувства, с которыми трудно справиться самостоятельно. Поэтому необходимо помочь маленькому человеку почувствовать себя более уверенным перед кажущейся опасностью, научиться понимать свое состояние, управлять эмоциями, владеть собой. С целью усиления чувства защищенности дети и сами придумывают счастливые приметы, наделяют различные предметы свойствами амулетов, талисманов. Один из действенных способов помощи ребенку, по мнению Д. Бретт, — психотерапевтические истории, которые рассказывает взрослый. К примеру, история про Энни. Девочка боялась темноты. Однажды к ней прилетела фея и подарила волшебный фонарик, от света которого все чудовища начинали плакать, уменьшаться в размерах., отчего становились безобидными. Такой же фонарик был у мамы на кухне. Его положили к девочке под подушку. Теперь, когда она включала свет, чудовище умоляло ее выключить, т.к. не любило выглядеть жалким и само страшилось девочки. В итоге они подружились и, чтобы избавиться от страха, вместе колошматили подушку. Было очень смешно. Потом они сладко уснули и больше никогда не пугали друг друга и не боялись [7]. Родителям можно посоветовать в занятия с детьми включать элементы куклотерании. Примерные тематические задания: • Нарисуй лицо куклы, которая чего-то боится. Сделай «пальчиковую» куколку. Пусть она расскажет страшные истории. • Представь, что кукла чего-то боится и прячется. Нарисуй, где и от кого она прячется. • Представь, что твоя кукла попала в темную комнату. Нарисуй, что там происходило.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.039 с.) |