Этап вербализации и рефлексивного анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап вербализации и рефлексивного анализа



Приоритет интерпретации рисунков должен принад­лежать их авторам.

В индивидуальной арт-терапии для анализа изобра­женных событий целесообразна процедура «Что ты ви­дишь?», которая опирается на систему значений, пред­лагаемых самим «художником».

В условиях группы можно предложить кратко опи­сать собственные работы на отдельном листе бумаги или сделать подписи под каждой картинкой, даже изготовить иллюстрированную «книжку».

Возможно тактичное обсуждение историй по кругу. В этом случае следует использовать приемы опосредо­ванного рассказа, начинающегося, например, со слов: «Один мальчик (одна девочка)...» или «Я придумал и нарисовал историю про одного человека, который...».

Тем не менее, индивидуальный пострисуночный оп­рос все-таки предпочтительней.

Заключительный этап

Участники занятия обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте разрешения конфлик­тных ситуаций подобных их «Историям».

Поскольку в картинках воспроизводятся, как прави­ло, глубокие травматические переживания, участники в процессе занятия испытывают сильные эмоции. Поэтому на завершающем этапе занятия полезно поиграть со сти­лизованными меховыми игрушками или подержать в ру­ках кусочки натурального меха. Доказано, что поглажи­вание меха (в реальности или воображении) производит заметный психотерапевтический эффект. Тактильное ощущение меха тесно связано на бессознательном уров­не с базовыми чувствами тепла и близости, из которых (при благоприятных обстоятельствах развития в раннем детстве) вырастает чувство безопасности.

Желательно предложить каждому участнику посред­ством свободных ассоциаций описать субъективную реак­цию, пока он гладит мех. При этом важно наблюдать за не­вербальным поведением, эмоциональными реакциями.

 

Полученная информация представляет большую ценность для диагностики, особенно, если человек пытается избежать тактильного контакта, испытывает чувство беспокойства.

Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации

Техника «рассказа в картинках» помогает рассмот­реть какую-либо проблему в динамике, воссоздать це­почку обстоятельств и поступков, прояснить ситуацию, мотивы, осознать и изменить свое отношение к проис­ходившему и будущему.

Создавая серию рисунков, автор невольно анализи­рует «историю собственной лжи». Он как бы со стороны смотрит на произошедшие события, воспринимает себя глазами другого человека.

Кроме того, в процессе анализа всей серии картинок становятся очевидными некоторые стереотипы лживо­го поведения или лживости как личностного качества.

Нетрудно заметить так называемые «триггеры» (англ. trigger — пусковое устройство), вызывающие детскую ложь. Это могут быть ситуации, когда маленький чело­век чувствует страх, бессилие, обиду, несправедливое или унижающее его достоинство поведение взрослых и тому подобные.

История одного случая [Лебедева Л. Д., Соловьев В. М. История одной лжи // Школьный пси­холог, 2001, № 9.]

Насте восемь лет. У нее нет друзей. Одноклассники называют ее «врушей».

Девочка долго размышляла, прежде чем взяться за ри­сование. Сначала расчертила лист на прямоугольники, но отложила его и взяла несколько стандартных листов.

На первом из них нарисовала желтое солнце. Затем фиолетовым и желтым цветами изобразила женщину, которую вскоре зачеркнула черным фломастером.

Второй рисунок также начала с солнца, только уже в виде хаотичных линий. У женщины желтые волосы, но все остальное нарисовано черным.

Поскольку и этот портрет не удовлетворил малень­кую художницу, она решила еще раз повторить первую картинку своей «Истории одной лжи».

На сей раз, солнца не было, а в изображении женщины использован только черный цвет. Как выяснилось в про­цессе пострисуночного опроса, девочка рисовала маму. (См. рис. 24.)

Далее Настя нарисовала серию картинок, на которых последовательно были представлены следующие сцены.

1. Приглашение гостей (без разрешения родителей) на
День своего рождения.

2. Страх девочки в ожидании возможного наказания.

3. Мечты о подарках, которые могут принести под­
ружки.

4. На последнем рисункеавтопортрет на коленях
перед своими родителями.

Завершающая работа серии картинок обычно выража­ет сокровенные мысли автора, позволяет ему обратиться к собственным наиболее сильным переживаниям.

Считается, что именно последний рисунок отражает субъективное отношение к прошлым событиям, а также служит своеобразным индикатором личностных ценно­стей человека.

Итак, полученный диагностический материал позволил прояснить все основные аспекты сознательного искажения истины: мотив, мотивацию, мотивировку, эмоциональные состояния. В приведенном выше примере мотив — «как можно больше подарков»; мотивация — «получение жела­емого»; мотивировка — «мама разрешила пригласить всех»; эмоциональные состояния — предвкушение праздника, страх ожидаемого наказания, стыд перед подругами и ро­дителями за свою ложь, чувства вины, обиды, унижения.

Итогом этой истории стало настолько сильное эмо­циональное потрясение, что девочка с тех пор, как выяс­нилось в процессе пострисуночного опроса, никого из подруг не приглашает в гости.

Понятно, что в данном случае в роли триггера, «запус­кающего» ложь и отрицательные эмоциональные пережи-

 

Рис. 24. «История одной лжи: рассказ в картинках» (рисунки Насти, 8 лет)

 

 



вания ребенка, выступают нарушенные взаимоотношения с мамой, что ярко проявилось в серии рисунков.

Еще одна история в картинках из жизни Насти была такой.

Насте очень хотелось собаку. «Дома раньше была, но ее продали, потому что кормить надо...», — сказала девоч­ка. Она нашла одинокого, замерзшего щенка и принесла домой. Вечером, когда мама вернулась с работы, Настя солгала, что учительница поручила ухаживать за соба­кой и вести дневник наблюдений. «За это даже отметки будут ставить. Когда все выяснилось, мама поругала меня ремнем»,написала девочка на последнем рисунке.

Интересно, что на предложение психолога предста­вить эту ситуацию по-новому, Настя сказала, что уго­ворила бы учительницу не выдавать. Ведь без верного друга так плохо.

Таким образом, полученный диагностический мате­риал является основанием для специальной работы, как с самой Настей, так и с ее родителями.

Нередко художественная деятельность, сопровожда­ющаяся рефлексией, сама по себе выступает в качестве «триггера», способствующего запуску процессов, связан­ных с самоанализом, самопознанием, самосовершенство­ванием. Особенно, если человек более склонен выражать себя в рисунках, нежели в словах.

В зарубежной литературе встречаются сведения об эф­фективности техники «Рассказ в картинках» в арт-терапев-тической работе с людьми, совершившими преступление, подвергавшимися сексуальному насилию, пережившими психические травмы. По мнению специалистов, серия ри­сунков более информативна, чем многочисленные беседы с клиентом в течение нескольких месяцев.

Известные арт-терапевты Р. Гудман, М. Либман, А. Мишара, Б. Суоркис, К. Тисдейл отмечают положи­тельное влияние арт-терапии на улучшение общего фи­зического и психического состояния больных людей, из­бавление от психосоматических нарушений. В основе «целительного» механизма лежит так называемый перевод с невербального языка чувств, эмоций на язык ког­нитивных, вербальных процессов. Одновременно изме­няется отношение человека к собственному прошлому травматическому опыту, переживаниям, болезням и т. д. А достигаемый психотерапевтический эффект выража­ется в упорядочивании психосоматических процессов.

В итоге, изобразительная деятельность позволяет достичь состояния психического комфорта. При этом «художник» превращается в «зрителя», дистанцируясь от проблемы, как бы наблюдая за ее превращениями со стороны.

Иллюстрацией, подтверждающей сказанное, может служить «Рассказ в картинках» о чудесном исцелении от бронхиальной астмы десятилетнего мальчика [Лебе­дева Л. Д., Киселева М. В. История выздоровления в кар­тинках // Школьный психолог, 2001, №3.].

История одного случая

Впервые я попал на прием к необычному врачупси­хологу - арт -терапевту, и вместо простых таблеток Марина Вячеславовна попросила, меня нарисовать свою болезнь. (См. серию картинок, рис. 25).

Я начал представлять ее. Вот что получилось: улит-ко-слизняк — огромный и страшный.

Мы обсуждали эту картинку. Я рассказал, что я чув­ствую, смотря на нее. Я понял, что боюсь этого страши­лища. Тогда врач дала следующее задание — изобразить свой страх. И я нарисовал рядом с чудовищем себя, боя­щегося, дрожащего.

Но, когда посмотрел на то, что получилось, я заме­тил, что страшилище уменьшилось в размерах и стало уже не такое страшное.

На следующей картинке я нарисовал себя, стоящим на этом Чуде-юде, а потом и вовсе лежащим на нем. Ему это, конечно же, не понравилось. Я вдруг, понял, что моя болезнь не такая уж и страшная, и я смогу от нее избавиться.

Ее просто надо выбросить и все. Так я и сделал.

Па следующем рисунке я улыбаюсь. Я сильный и знаю, что буду здоровым, у меня появятся новые друзья –

 

       

Рис. 25. История в картинках: серия рисунков «Победа над страхом болезни»

(Автор — Алексей, 10 лет)

 

 

 

птички, собака и кошка. Это я и нарисовал на последней картинке.

Заключительный рисунок («Я здоров») соответ­ствовал не только субъективным ощущениям автора, но и объективным показателям его здоровья. Мальчик изобразил мечту — себя и своих питомцев, которых раньше нельзя содержать дома из-за его бронхиальной астмы.

Примеры тематических заданий для серии рисунков.

Изобрази на рисунке и расскажи:

Как ты узнал о своей болезни?

Что изменилось в тебе самом, когда это произошло?

Нарисуй самые страшные представления о своей болезни.

Нарисуй, что будет, когда болезнь пройдет.

Нарисуй себя здоровым и сильным.

Нарисуй себя в будущем.

Обычно и дети, и взрослые с удовольствием расска­зывают свои истории в картинках. Главная задача пси­холога (арт-терапевта) в этой своеобразной «изобрази­тельной игре» — оказать помощь:

в вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний;

в осмыслении тех символических образов, которые воспринимаются автором рису}жов как опасные;

в формировании новых интересов, значимых для дальнейшего психосоциального развития, на которые человек сможет затем опираться в повседневной жизни (по С. Валкер).

Сравнение рисунков, выполненных на начальном и завершающем этапах занятия, является прогностичес­ким признаком и показывает тенденцию к нарастанию или, напротив, к разрешению эмоциональных конфлик­тов в перспективе.

Таким образом, арт-терапевтическое взаимодействие создает условия для обретения участниками ценного опыта самопознания и самосовершенствования.

На этапе настроя данного занятия участники СТ8ЛКИ ваются с психологическими эффектами линий, рисуя их в том или ином сочетании на бумаге, а затем концом фИ руясь на созерцании изображения. Особенно важен on мен полученными впечатлениями. Простая линия, по мнению Р. Ассаджиоли, может оказывать определенное психологическое воздействие. Некоторые ИНДИВИДЫ ощущают подобное влияние весьма интенсивно и спон­танно. Другие подвергаются ему, не осознавая этого. Автор подчеркивает, что названные психологические:i;i кономерности линий и психологические качества про являются в почерке. Изменяя манеру письма, усваивая иной стиль, выражающий те качества, которых недоста­ет человеку, можно в определенной мере развить в еббв желаемые [1, с. 372-374].

Бесспорно, что впечатления от прямых, ломаных ли­ний и острых углов заметно отличаются от впечатлений, производимых окружностями, дугами, волнистыми лини­ями и линиями, образующими арку. Считается, что пер­вые из названных несут в себе мужские качества, вторые — женские. Так, преобладание прямых линий создает ощу­щение жесткости, решительности, твердости, активной и направленной энергии; острые углы, устремленные вверх, наводят на мысль о вдохновении и аскетическом транс­цендентальном мистицизме [1]. Это характерно для го­тического стиля и для скалистых гор. Романский стиль гармонично сочетает прямые линии и изгибы, которые не­сут в себе мягкость, расширение, ритмическое движение, изменчивость, пластичность, успокоение, доброту, любовь и пассивность, иногда даже чувственность.

В архитектуре изгибы преобладают в стилях барокко и рококо. В природе — встречаются в водной стихии: в море, с его постоянным движением и бесчисленными волнами, и в облаках.

Эти общие замечания дают ключ к использованию линий в различных психологических целях. Применяя данные принципы, по словам Р. Ассаджиоли, можно из­менить и внешний вид, и внутренний дизайн зданий так, что они будут создавать более гармоничную и полезную обстановку, разумно подобранную для занятий. Напри­мер, изгибы должны преобладать в местах, предназна­ченных для отдыха и развлечений, в то время как пря­мые линии больше подходят для рабочих помещений.

Считается, что не менее сильное влияние, нежели линии, производит цвет. Линии отражают пульсацию мысли, цвета — динамику чувств. Холодные и приглу­шенные цвета успокаивают, теплые и яркие, напротив, возбуждают волнение, а розовый вызывает ощущение безмятежности и счастья. Цвет, по словам Беатрис Ир­вин, всегда оказывает на нас одно из трех воздействий: успокаивающее, восстанавливающее или возбуждаю­щее.

Как известно, предпочтение того или иного цвета в рисунке расценивается как диагностический индикатор (М. Люшер, В. С. Мухина, Е. С. Романова, Л. Н. Собчик, Г. М. Ферс, В. М. Элькин и др.).

Итак, цвет, линия, формы обладают глубоким, мно­гозначительным смыслом, хотя он зачастую может и не осознаваться.

Занятие 9. «Я леплю из пластилина...»

Общие замечания. Приоритетные цели

Упражнения способствуют снятию мышечных зажи­мов, развитию пространственного и творческого вооб­ражения, спонтанности в выражении чувств, располага­ют к двигательной и эмоциональной разрядке.

Пластические материалы — действенное средство в арт-терапии гнева, агрессии, страхов, тревожности, зам­кнутости. Лепка из глины эффективна в помощи детям с гиперкинетическим расстройством (Д. Хенли). Инди­видуальная творческая работа отвечает потребности субъекта в сохранении личностной идентичности и не­зависимости. Цель совместной творческой работы зак­лючается в достижении взаимопонимания и сотворче­ства «скульпторов».

Материалы:

Пластилин, глина, листы картона А 4, гуашь, аква­рель, мелки. Веревки размером 1-1,5 м. Аудиозаписи музыкальных композиций.

Основные процедуры. Этапы

(Инструкции для участников выделены курсивом).

Настрой («разогрев»)

Сложите на полу из веревки букву, с которой начинается ваше имя.

Пройдите по ней пальцами, ладонями, затем кулаками, локтями, ногами.

«Походите» по буквам других участников с их разрешения. Будьте осторожны и бережны.

Создайте «телесные» буквы с помощью своих рук, ог, тела. Попробуйте выполнить это задание, стоя и лежа на полу.

Объединитесь в пары (затем в малые группы поЗ~5 человек) и создайте сообща образы букв, слов.

Возьмите кусок пластилина определенного цвета и вылепите из него заглавную букву своего имени в образе человечка.

(Содержание данных упражнений может быть поло­жено в основу самостоятельного арт-терапевтического занятия с целью развития и коррекции ориентации в про­странстве, координации «глаз-рука», особенно при дис-графии).

2. Индивидуальная работа
Каждому участнику предлагается:

взять в руки кусок свежеприготовленной глины (объем и масса этого куска определяются индивидуально, по желанию);

прогуливаться в любом темпе по пространству арт-терапевтического кабинета, разминая глину в руках.

Через несколько минут арт-терапевт включает мело­дичную композицию и просит участников, не прерывая движения, спонтанно, не задумываясь над результатом, придать бесформенному куску глины какой-либо образ.

Далее, продолжая перемещаться в пространстве ка­бинета, участники рассматривают работы друг друга с целью найти созвучный («комплиментарный») образ и по этому признаку образовать пары для дальнейшего творческого взаимодействия.

Этап завершается обсуждением.

3. Работа в парах (или малых группах до 5 человек).
Инструкция:

из имеющихся фигур создайте общую композицию, придумайте сюжет, название. Договоритесь о фор­ме презентации изобразительного продукта.

Заключительный этап

Участники создают выставку своих работ и по очере­ди представляют их, делятся впечатлениями от работы в парах, опытом самопознания, открытиями в процессе творческого взаимодействия в себе самом и партнере.

Затем участники могут письменно предоставить обрат­ную связь друг другу. Для этого у каждой композиции ос­тавляют чистый лист бумаги, на котором желающие пред­лагают авторам собственный вариант названия и/или прочтения продуктов совместного творчества. Последую­щий анализ полученной информации, как правило, позво­ляет прояснить и осознать скрываемые чувства, пережи­вания, актуализировать травматический опыт, побудить к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.

Комментарии. Рекомендации

Я леплю из пластилина. Пластилин нежней, чем глина... Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак. Если кукла выйдет плохо, назову ее дуреха, Если клоун выйдет плохо, назову его дурак...

Н. Матвеева

Как образно подмечено Н. Матвеевой, пластилин и глина — не только средства творческой экспрессии, но и превосходные психотерапевтические «инструменты» самотерапии.

Преимущества пластилина очевидны: можно много­кратно исправлять создаваемый образ. Вместе с тем имен­но в пластичности заключаются недостатки пластилина: образ может разрушиться вопреки желанию автора, в то время как композиция из застывшей глины сохраняет свою форму надолго. К тому же ее приятно раскрашивать.

Работа с пластичными материалами облегчает отреа-гирование гнева, агрессии и тем самым снижает вероят­ность насильственных действий в реальной действитель­ности. Размазывание по поверхности пластилина используется в работе с детьми, пережившими травмати­ческие ситуации с целью восстановления их психической чувствительности. Выражая, таким образом, свои чувства, ребенок постепенно освобождается от страхов, и пережи­тое не развивается в психическую травму (Г. Лэндрет).

Эмоционально «зажатым», тревожным детям необхо­димы материалы, требующие широких свободных движе­ний, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев (В. Оклендер, А. А. Осиповаидр.). В данном слу­чае эффективнее работа с глиной, поскольку на нее зат­рачивается больше усилий по сравнению с пластилином.

В целом, разнообразные виды деятельности в арт-те­рапии развивают фантазию и воображение, помогают ориентироваться в мире вещей посредством их модели­рования в ином материале, формируют у участников умения действовать во внутреннем плане, способству­ют развитию моторики, становлению произвольной ре­гуляции деятельности.

Занятие 10. «Подарки по кругу»

Черти не мелом, а любовью. В. Хлебников



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.233.8 (0.046 с.)