Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этап вербализации и рефлексивного анализа
Приоритет интерпретации рисунков должен принадлежать их авторам. В индивидуальной арт-терапии для анализа изображенных событий целесообразна процедура «Что ты видишь?», которая опирается на систему значений, предлагаемых самим «художником». В условиях группы можно предложить кратко описать собственные работы на отдельном листе бумаги или сделать подписи под каждой картинкой, даже изготовить иллюстрированную «книжку». Возможно тактичное обсуждение историй по кругу. В этом случае следует использовать приемы опосредованного рассказа, начинающегося, например, со слов: «Один мальчик (одна девочка)...» или «Я придумал и нарисовал историю про одного человека, который...». Тем не менее, индивидуальный пострисуночный опрос все-таки предпочтительней. Заключительный этап Участники занятия обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте разрешения конфликтных ситуаций подобных их «Историям». Поскольку в картинках воспроизводятся, как правило, глубокие травматические переживания, участники в процессе занятия испытывают сильные эмоции. Поэтому на завершающем этапе занятия полезно поиграть со стилизованными меховыми игрушками или подержать в руках кусочки натурального меха. Доказано, что поглаживание меха (в реальности или воображении) производит заметный психотерапевтический эффект. Тактильное ощущение меха тесно связано на бессознательном уровне с базовыми чувствами тепла и близости, из которых (при благоприятных обстоятельствах развития в раннем детстве) вырастает чувство безопасности. Желательно предложить каждому участнику посредством свободных ассоциаций описать субъективную реакцию, пока он гладит мех. При этом важно наблюдать за невербальным поведением, эмоциональными реакциями.
Полученная информация представляет большую ценность для диагностики, особенно, если человек пытается избежать тактильного контакта, испытывает чувство беспокойства. Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации Техника «рассказа в картинках» помогает рассмотреть какую-либо проблему в динамике, воссоздать цепочку обстоятельств и поступков, прояснить ситуацию, мотивы, осознать и изменить свое отношение к происходившему и будущему.
Создавая серию рисунков, автор невольно анализирует «историю собственной лжи». Он как бы со стороны смотрит на произошедшие события, воспринимает себя глазами другого человека. Кроме того, в процессе анализа всей серии картинок становятся очевидными некоторые стереотипы лживого поведения или лживости как личностного качества. Нетрудно заметить так называемые «триггеры» (англ. trigger — пусковое устройство), вызывающие детскую ложь. Это могут быть ситуации, когда маленький человек чувствует страх, бессилие, обиду, несправедливое или унижающее его достоинство поведение взрослых и тому подобные. История одного случая [Лебедева Л. Д., Соловьев В. М. История одной лжи // Школьный психолог, 2001, № 9.] Насте восемь лет. У нее нет друзей. Одноклассники называют ее «врушей». Девочка долго размышляла, прежде чем взяться за рисование. Сначала расчертила лист на прямоугольники, но отложила его и взяла несколько стандартных листов. На первом из них нарисовала желтое солнце. Затем фиолетовым и желтым цветами изобразила женщину, которую вскоре зачеркнула черным фломастером. Второй рисунок также начала с солнца, только уже в виде хаотичных линий. У женщины желтые волосы, но все остальное нарисовано черным. Поскольку и этот портрет не удовлетворил маленькую художницу, она решила еще раз повторить первую картинку своей «Истории одной лжи». На сей раз, солнца не было, а в изображении женщины использован только черный цвет. Как выяснилось в процессе пострисуночного опроса, девочка рисовала маму. (См. рис. 24.) Далее Настя нарисовала серию картинок, на которых последовательно были представлены следующие сцены. 1. Приглашение гостей (без разрешения родителей) на 2. Страх девочки в ожидании возможного наказания. 3. Мечты о подарках, которые могут принести под 4. На последнем рисунке — автопортрет на коленях Завершающая работа серии картинок обычно выражает сокровенные мысли автора, позволяет ему обратиться к собственным наиболее сильным переживаниям. Считается, что именно последний рисунок отражает субъективное отношение к прошлым событиям, а также служит своеобразным индикатором личностных ценностей человека.
Итак, полученный диагностический материал позволил прояснить все основные аспекты сознательного искажения истины: мотив, мотивацию, мотивировку, эмоциональные состояния. В приведенном выше примере мотив — «как можно больше подарков»; мотивация — «получение желаемого»; мотивировка — «мама разрешила пригласить всех»; эмоциональные состояния — предвкушение праздника, страх ожидаемого наказания, стыд перед подругами и родителями за свою ложь, чувства вины, обиды, унижения. Итогом этой истории стало настолько сильное эмоциональное потрясение, что девочка с тех пор, как выяснилось в процессе пострисуночного опроса, никого из подруг не приглашает в гости. Понятно, что в данном случае в роли триггера, «запускающего» ложь и отрицательные эмоциональные пережи-
Рис. 24. «История одной лжи: рассказ в картинках» (рисунки Насти, 8 лет)
вания ребенка, выступают нарушенные взаимоотношения с мамой, что ярко проявилось в серии рисунков. Еще одна история в картинках из жизни Насти была такой. Насте очень хотелось собаку. «Дома раньше была, но ее продали, потому что кормить надо...», — сказала девочка. Она нашла одинокого, замерзшего щенка и принесла домой. Вечером, когда мама вернулась с работы, Настя солгала, что учительница поручила ухаживать за собакой и вести дневник наблюдений. «За это даже отметки будут ставить. Когда все выяснилось, мама поругала меня ремнем», — написала девочка на последнем рисунке. Интересно, что на предложение психолога представить эту ситуацию по-новому, Настя сказала, что уговорила бы учительницу не выдавать. Ведь без верного друга так плохо. Таким образом, полученный диагностический материал является основанием для специальной работы, как с самой Настей, так и с ее родителями. Нередко художественная деятельность, сопровождающаяся рефлексией, сама по себе выступает в качестве «триггера», способствующего запуску процессов, связанных с самоанализом, самопознанием, самосовершенствованием. Особенно, если человек более склонен выражать себя в рисунках, нежели в словах. В зарубежной литературе встречаются сведения об эффективности техники «Рассказ в картинках» в арт-терапев-тической работе с людьми, совершившими преступление, подвергавшимися сексуальному насилию, пережившими психические травмы. По мнению специалистов, серия рисунков более информативна, чем многочисленные беседы с клиентом в течение нескольких месяцев. Известные арт-терапевты Р. Гудман, М. Либман, А. Мишара, Б. Суоркис, К. Тисдейл отмечают положительное влияние арт-терапии на улучшение общего физического и психического состояния больных людей, избавление от психосоматических нарушений. В основе «целительного» механизма лежит так называемый перевод с невербального языка чувств, эмоций на язык когнитивных, вербальных процессов. Одновременно изменяется отношение человека к собственному прошлому травматическому опыту, переживаниям, болезням и т. д. А достигаемый психотерапевтический эффект выражается в упорядочивании психосоматических процессов.
В итоге, изобразительная деятельность позволяет достичь состояния психического комфорта. При этом «художник» превращается в «зрителя», дистанцируясь от проблемы, как бы наблюдая за ее превращениями со стороны. Иллюстрацией, подтверждающей сказанное, может служить «Рассказ в картинках» о чудесном исцелении от бронхиальной астмы десятилетнего мальчика [Лебедева Л. Д., Киселева М. В. История выздоровления в картинках // Школьный психолог, 2001, №3.]. История одного случая Впервые я попал на прием к необычному врачу — психологу - арт -терапевту, и вместо простых таблеток Марина Вячеславовна попросила, меня нарисовать свою болезнь. (См. серию картинок, рис. 25). Я начал представлять ее. Вот что получилось: улит-ко-слизняк — огромный и страшный. Мы обсуждали эту картинку. Я рассказал, что я чувствую, смотря на нее. Я понял, что боюсь этого страшилища. Тогда врач дала следующее задание — изобразить свой страх. И я нарисовал рядом с чудовищем себя, боящегося, дрожащего. Но, когда посмотрел на то, что получилось, я заметил, что страшилище уменьшилось в размерах и стало уже не такое страшное. На следующей картинке я нарисовал себя, стоящим на этом Чуде-юде, а потом и вовсе лежащим на нем. Ему это, конечно же, не понравилось. Я вдруг, понял, что моя болезнь не такая уж и страшная, и я смогу от нее избавиться. Ее просто надо выбросить и все. Так я и сделал. Па следующем рисунке я улыбаюсь. Я сильный и знаю, что буду здоровым, у меня появятся новые друзья –
Рис. 25. История в картинках: серия рисунков «Победа над страхом болезни» (Автор — Алексей, 10 лет)
птички, собака и кошка. Это я и нарисовал на последней картинке. Заключительный рисунок («Я здоров») соответствовал не только субъективным ощущениям автора, но и объективным показателям его здоровья. Мальчик изобразил мечту — себя и своих питомцев, которых раньше нельзя содержать дома из-за его бронхиальной астмы. Примеры тематических заданий для серии рисунков. Изобрази на рисунке и расскажи: • Как ты узнал о своей болезни? • Что изменилось в тебе самом, когда это произошло? • Нарисуй самые страшные представления о своей болезни. • Нарисуй, что будет, когда болезнь пройдет. • Нарисуй себя здоровым и сильным. • Нарисуй себя в будущем. Обычно и дети, и взрослые с удовольствием рассказывают свои истории в картинках. Главная задача психолога (арт-терапевта) в этой своеобразной «изобразительной игре» — оказать помощь:
• в вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний; • в осмыслении тех символических образов, которые воспринимаются автором рису}жов как опасные; • в формировании новых интересов, значимых для дальнейшего психосоциального развития, на которые человек сможет затем опираться в повседневной жизни (по С. Валкер). Сравнение рисунков, выполненных на начальном и завершающем этапах занятия, является прогностическим признаком и показывает тенденцию к нарастанию или, напротив, к разрешению эмоциональных конфликтов в перспективе. Таким образом, арт-терапевтическое взаимодействие создает условия для обретения участниками ценного опыта самопознания и самосовершенствования. На этапе настроя данного занятия участники СТ8ЛКИ ваются с психологическими эффектами линий, рисуя их в том или ином сочетании на бумаге, а затем концом фИ руясь на созерцании изображения. Особенно важен on мен полученными впечатлениями. Простая линия, по мнению Р. Ассаджиоли, может оказывать определенное психологическое воздействие. Некоторые ИНДИВИДЫ ощущают подобное влияние весьма интенсивно и спонтанно. Другие подвергаются ему, не осознавая этого. Автор подчеркивает, что названные психологические:i;i кономерности линий и психологические качества про являются в почерке. Изменяя манеру письма, усваивая иной стиль, выражающий те качества, которых недостает человеку, можно в определенной мере развить в еббв желаемые [1, с. 372-374]. Бесспорно, что впечатления от прямых, ломаных линий и острых углов заметно отличаются от впечатлений, производимых окружностями, дугами, волнистыми линиями и линиями, образующими арку. Считается, что первые из названных несут в себе мужские качества, вторые — женские. Так, преобладание прямых линий создает ощущение жесткости, решительности, твердости, активной и направленной энергии; острые углы, устремленные вверх, наводят на мысль о вдохновении и аскетическом трансцендентальном мистицизме [1]. Это характерно для готического стиля и для скалистых гор. Романский стиль гармонично сочетает прямые линии и изгибы, которые несут в себе мягкость, расширение, ритмическое движение, изменчивость, пластичность, успокоение, доброту, любовь и пассивность, иногда даже чувственность. В архитектуре изгибы преобладают в стилях барокко и рококо. В природе — встречаются в водной стихии: в море, с его постоянным движением и бесчисленными волнами, и в облаках. Эти общие замечания дают ключ к использованию линий в различных психологических целях. Применяя данные принципы, по словам Р. Ассаджиоли, можно изменить и внешний вид, и внутренний дизайн зданий так, что они будут создавать более гармоничную и полезную обстановку, разумно подобранную для занятий. Например, изгибы должны преобладать в местах, предназначенных для отдыха и развлечений, в то время как прямые линии больше подходят для рабочих помещений.
Считается, что не менее сильное влияние, нежели линии, производит цвет. Линии отражают пульсацию мысли, цвета — динамику чувств. Холодные и приглушенные цвета успокаивают, теплые и яркие, напротив, возбуждают волнение, а розовый вызывает ощущение безмятежности и счастья. Цвет, по словам Беатрис Ирвин, всегда оказывает на нас одно из трех воздействий: успокаивающее, восстанавливающее или возбуждающее. Как известно, предпочтение того или иного цвета в рисунке расценивается как диагностический индикатор (М. Люшер, В. С. Мухина, Е. С. Романова, Л. Н. Собчик, Г. М. Ферс, В. М. Элькин и др.). Итак, цвет, линия, формы обладают глубоким, многозначительным смыслом, хотя он зачастую может и не осознаваться. Занятие 9. «Я леплю из пластилина...» Общие замечания. Приоритетные цели Упражнения способствуют снятию мышечных зажимов, развитию пространственного и творческого воображения, спонтанности в выражении чувств, располагают к двигательной и эмоциональной разрядке. Пластические материалы — действенное средство в арт-терапии гнева, агрессии, страхов, тревожности, замкнутости. Лепка из глины эффективна в помощи детям с гиперкинетическим расстройством (Д. Хенли). Индивидуальная творческая работа отвечает потребности субъекта в сохранении личностной идентичности и независимости. Цель совместной творческой работы заключается в достижении взаимопонимания и сотворчества «скульпторов». Материалы: Пластилин, глина, листы картона А 4, гуашь, акварель, мелки. Веревки размером 1-1,5 м. Аудиозаписи музыкальных композиций. Основные процедуры. Этапы (Инструкции для участников выделены курсивом). Настрой («разогрев») • Сложите на полу из веревки букву, с которой начинается ваше имя. • Пройдите по ней пальцами, ладонями, затем кулаками, локтями, ногами. • «Походите» по буквам других участников с их разрешения. Будьте осторожны и бережны. • Создайте «телесные» буквы с помощью своих рук, ог, тела. Попробуйте выполнить это задание, стоя и лежа на полу. • Объединитесь в пары (затем в малые группы поЗ~5 человек) и создайте сообща образы букв, слов. • Возьмите кусок пластилина определенного цвета и вылепите из него заглавную букву своего имени в образе человечка. (Содержание данных упражнений может быть положено в основу самостоятельного арт-терапевтического занятия с целью развития и коррекции ориентации в пространстве, координации «глаз-рука», особенно при дис-графии). 2. Индивидуальная работа • взять в руки кусок свежеприготовленной глины (объем и масса этого куска определяются индивидуально, по желанию); • прогуливаться в любом темпе по пространству арт-терапевтического кабинета, разминая глину в руках. Через несколько минут арт-терапевт включает мелодичную композицию и просит участников, не прерывая движения, спонтанно, не задумываясь над результатом, придать бесформенному куску глины какой-либо образ. Далее, продолжая перемещаться в пространстве кабинета, участники рассматривают работы друг друга с целью найти созвучный («комплиментарный») образ и по этому признаку образовать пары для дальнейшего творческого взаимодействия. Этап завершается обсуждением. 3. Работа в парах (или малых группах до 5 человек). • из имеющихся фигур создайте общую композицию, придумайте сюжет, название. Договоритесь о форме презентации изобразительного продукта. Заключительный этап Участники создают выставку своих работ и по очереди представляют их, делятся впечатлениями от работы в парах, опытом самопознания, открытиями в процессе творческого взаимодействия в себе самом и партнере. Затем участники могут письменно предоставить обратную связь друг другу. Для этого у каждой композиции оставляют чистый лист бумаги, на котором желающие предлагают авторам собственный вариант названия и/или прочтения продуктов совместного творчества. Последующий анализ полученной информации, как правило, позволяет прояснить и осознать скрываемые чувства, переживания, актуализировать травматический опыт, побудить к размышлениям, самоисследованию, личностному росту. Комментарии. Рекомендации Я леплю из пластилина. Пластилин нежней, чем глина... Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак. Если кукла выйдет плохо, назову ее дуреха, Если клоун выйдет плохо, назову его дурак... Н. Матвеева Как образно подмечено Н. Матвеевой, пластилин и глина — не только средства творческой экспрессии, но и превосходные психотерапевтические «инструменты» самотерапии. Преимущества пластилина очевидны: можно многократно исправлять создаваемый образ. Вместе с тем именно в пластичности заключаются недостатки пластилина: образ может разрушиться вопреки желанию автора, в то время как композиция из застывшей глины сохраняет свою форму надолго. К тому же ее приятно раскрашивать. Работа с пластичными материалами облегчает отреа-гирование гнева, агрессии и тем самым снижает вероятность насильственных действий в реальной действительности. Размазывание по поверхности пластилина используется в работе с детьми, пережившими травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности. Выражая, таким образом, свои чувства, ребенок постепенно освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму (Г. Лэндрет). Эмоционально «зажатым», тревожным детям необходимы материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев (В. Оклендер, А. А. Осиповаидр.). В данном случае эффективнее работа с глиной, поскольку на нее затрачивается больше усилий по сравнению с пластилином. В целом, разнообразные виды деятельности в арт-терапии развивают фантазию и воображение, помогают ориентироваться в мире вещей посредством их моделирования в ином материале, формируют у участников умения действовать во внутреннем плане, способствуют развитию моторики, становлению произвольной регуляции деятельности. Занятие 10. «Подарки по кругу» Черти не мелом, а любовью. В. Хлебников
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.233.8 (0.046 с.) |