Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Рабочая прогрмма учебного предмета «технология»
Рабочая программа по технологии составлена на основе авторской программы Н.И.Роговцевой.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технол огическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного предмета «Технология»
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация,
оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов
Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
3.Тематическое планирование учебного предмета «Технология»
Класс (33 ч)
Тематическое планирование
| Характеристика деятельности учащихся
| Давайте познакомимся (3 ч)
| Как работать с учебником (1 ч)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
Я и мои друзья
Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты
| Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Осваиватькритерии изготовления изделия и навигационную систему учебника (системуусловных знаков).
Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечатьна них). Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию и переводитьеё в знаково-символическую систему (рисунок-пиктограмму)
| Материалы и инструменты (1 ч)
Знакомство с понятиями: материалы, инструменты.
Организация рабочего места
Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места
| Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливатьсвязи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место[1]
| Что такое технология (1 ч)
Знакомство со значением слова «технология» (названия предмета и процесса изготовления изделия). Осмысление освоенных умений.
Понятие: технология
| Объяснятьзначение слова «технология»,осуществлять поиск информациив словаре из учебника.
Называть освоенные виды деятельности, соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности
| Человек и земля (21 ч)[2]
| Природный материал (1 ч)
Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.
Понятия: аппликация, пресс, природные материалы, план выполнения работы.
Изделие: «Аппликация из листьев»
| Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы — их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотноситьприродные материалы по форме и цвету с реальными объектами.Выполнять практическую работу из природных материалов: собирать листья, высушиватьпод прессом и создаватьаппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец.
Выполнятьработу с опорой на слайдовый план. Соотноситьплан с собственными действиями
| Пластилин (2 ч)
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приёмы работы с пластилином.
Выполнение аппликации из пластилина. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности и её рефлексии.
Понятия: эскиз, сборка.
Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.
Понятие: композиция.
Изделие: «Мудрая сова»
| Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами.Анализироватьизделие, планировать последовательность его изготовления под руковод-ством учителя. Корректировать изготовление изделия. Оценивать выполняемое изделие на основе рубрики «Вопросы юного технолога».
Планироватьиосуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов[3].
Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для изготовления изделия. Осваиватьприёмы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию из природных материалов. Составлять план работы над изделием с помощью рубрики «Вопросы юного технолога». Осмысливать значение бережного отношения к природе
| Растения (2 ч)
Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян.
Понятие: земледелие.
Изделие: «Получение и сушка семян».
Проект «Осенний урожай»
Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне). Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приёмов работы с пластилином, навыков использования инструментов.
Понятие: проект.
Изделие: «Овощи из пластилина»
| Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека.
Выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и их сушке, оформлять пакетик для хранения семян.
Осваивать приёмы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание и др.). Подбирать цвета пластилина для изготовления изделия. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлятьсовместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ним свои действия и дополнять недостающие этапы изготовления изделия
| Бумага (2 ч)
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмыи способы работы сбумагой. Правила безопасной работы ножницами.Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур.
Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного её расходования.
Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы.
Изделия: «Волшебные фигуры», «Закладка из бумаги»
| Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги(состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваиватьприёмы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создаватьполуобъёмную аппликацию. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу
| Насекомые (1 ч)
Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изготовления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изделия из различных материалов (природные, бросовые материалы, пластилин, краски).
Изделие: «Пчёлы и соты»
| Использоватьразличные виды материалов при изготовлении изделий (природные, бросовые и др.). Соотноситьформу и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее. Осваивать приём ы соединения природных материалов при помощи пластилина.
Самостоятельно планировать, контролировать и корректировать свою деятельность при изготовлении изделия по слайдовому плану. Оцениватькачество изготовления работы, используя рубрику «Вопросы юного технолога»
| Дикие животные (1 ч)
Виды диких животных. Знакомство с техникой коллаж. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.
Проект «Дикие животные»
Изделие: «Коллаж»
| Осваиватьприёмы создания изделия в технике коллаж. Осваиватьпервичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план на основе рубрики «Вопросы юного технолога», обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнёра при изготовлении изделия; проводить оценку и самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение. Отбирать материал для изготовления изделия по тематике, цвету, размеру, самостоятельно составлятькомпозицию. Использоватьправила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие
| Новый год (1 ч)[4]
Проект «Украшаем класс к Новому году»
Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия.
Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Изготовление ёлочной игрушки из полосок цветной бумаги.
Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.
Изделия: «Украшение на ёлку», «Украшение на окно»
| Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план с помощью рубрики «Вопросы юного технолога», распределятьроли, оценивать свою работу. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлятьсовместную практическую деятельность, анализироватьсвою деятельность.
Выбирать необходимые инструменты, материалы и приёмы работы. Осваивать способы работы с бумагой: выполнятьразметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру.
Создаватьсобственное изделие на основе заданной технологии и приведённых образцов.
Оформлять класс
| Домашние животные (1 ч)
Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.
Изделие: «Котёнок»
| Использоватьприёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при изготовлении изделий.
Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
Определять по слайдовому плану последовательностьизготовления изделия. Определятьи использоватьприёмы работы с пластилином, необходимые для изготовления изделия
| Такие разные дома (1 ч)
Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов.
Понятия: макет, гофрированный картон.
Изделие: «Домик из веток»
| Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлятьразличные виды домов.По иллюстрации учебника и собственным наблюдениямсоставлять рассказ о материалах, используемых при строительстве домов. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства гофрированного картона. Проводить эксперимент по определению способа сгибания гофрированного картона (вдоль линий). Создавать макет дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы).Осваиватьспособы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина.
Планироватьи осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Контролировать и корректировать выполнение работы на основе слайдового плана
| Посуда (2 ч)
Знакомство с видами посуды и материалами, из которых её изготавливают. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии.
Понятия: сервировка, сервиз.
Проект «Чайный сервиз»
Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при изготовлении изделий для чайного сервиза.
Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница»
| Использовать умения работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлятьи обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, проводить оценку качества изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их изготовления. Использовать приёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий.
Использоватьправила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз». Осваиватьправила поведения за столом
| Свет в доме (1 ч)
Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнение старинных и современных способов освещения жилища. Изготовление модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы шилом.
Изделие: «Торшер»
| Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. На основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ, находить элементарные причинно-следственные связи.Анализироватьконструктивные особенности торшера. Планироватьиосуществлятьработу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлятьэти виды планов. Осваивать правила работы шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина
| Мебель (1 ч)
Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для её изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и уход за мебелью). Изготовление модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.
Изделие: «Стул»
| Планировать иосуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдовых и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, выбиратьнеобходимые материалы и приёмы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу.
Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлятьрассказ об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры, основываясь на своём опыте
| Одежда, ткань, нитки (1 ч)
Знакомство с видами одежды, её назначением и материалами, из которых её изготавливают. Способы создания одежды. Виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве.
Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.
Понятия: выкройка, модель.
Изделие: «Кукла из ниток»
| Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)текстильные и волокнистые материалы. Определять под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве.
Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий. Определятьинструменты и приспособления, необходимые для работы. Осваиватьумения наматывать, связывать и разрезать нитки.
Планироватьиосуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осмысливатьспособы изготовления одежды и её назначение
| Учимся шить (3 ч)
Знакомство с правилами работы иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью.
Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления изделия. Оформление игрушки при помощи пуговиц.
Изделия: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой», «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой», «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», «Медвежонок»
| Осваиватьправила безопасной работы иглой при изготовлении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. Сравниватьразличные виды пуговиц (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания, а также способы выполнения стежков на основе прямых стежков. Осуществлятьвыбор ниток и пуговиц для изготовления изделия по контрасту. Организовывать рабочее место.
Осваиватьправила экономного расходования тканей и ниток при изготовлении изделия. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов
| Передвижение по земле (1 ч)
Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения в жизни человека.
Знакомство с конструктором, его деталями и приёмами соединения деталей.
Изготовление из конструктора модели тачки.
Изделие: «Тачка»
| Осваиватьприёмы работы с конструктором: знакомиться с видами деталей и способами их соединения. Конструироватьизделие на основе предложенного плана, искать изаменять детали конструкции, выбиратьспособы сборки. Применятьприёмы работы с конструктором — завинчивание и отвинчивание гайки — при сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки). Осваивать разные виды соединений деталей (подвижное и неподвижное). Моделироватьисобирать изделие из конструктора, проектировать конструкцию простого бытового приспособления — тачки.
Планироватьиосуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов
| Человек и вода (3 ч)
| Вода в жизни человека. Вода в жизни растений (1 ч)
Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями.
Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.
Понятие: рассада.
Изделие: «Проращивание семян»
| Исследоватьзначение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, её значении для жизни на земле, использовании воды человеком (способ добывания питьевой воды из-под земли, значение воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта). На основе сравнения информации делать выводы иобобщения.
Проращивать семена. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксироватьрезультаты. Определять и использоватьинструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической деятельности осваиватьправила ухода за комнатными растениями
| Питьевая вода (1 ч)
Изготовление макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели параллелепипеда при помощи шаблона развёртки и природного материала (палочек). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.
Изделие: «Колодец»
| Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике. Осваивать последовательность создания модели параллелепипеда из бумаги при помощи шаблона развёртки и природного материала (палочек).
Самостоятельно анализироватьобразец. Конструировать макет колодца.Использоватьизвестные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия. Сравнивать способы и приёмы изготовления изделия.Составлятьи оформлять композицию по образцу или собственному замыслу. Использовать различные виды материалов для создания композиции и её оформления
| Передвижение по воде (1 ч)
Знакомство со значением водного транспорта для жизнедеятельности человека.
Проект «Речной флот»
Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота. Создание фигуры цилиндрической формы из бумаги.
Исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приёмами изготовления изделий в технике оригами. Сравнение способов изготовления плавательных средств (кораблика и плота) из различных материалов.
Понятие: оригами.
Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
| Анализироватьпроцесссборки реального объекта (плота),конструироватьмакет плота с использованием технологии реальной сборки. Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой — оригами.
Составлятьиоформлять композиции по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определятьнедостающие этапы его изготовления. Исследоватьразличные материалы на плавучесть. Использоватьизвестные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия.
Определять используемые материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Осваиватьприёмытехники оригами. Сравниватьмодели одного изделия, изготовленные из разных материалов (в том числе из природных и бросовых).
Использовать умения работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку, обсуждать план. Слушать собеседника, излагатьсвоё мнение, осуществлятьсовместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность
| Человек и воздух (3 ч)
| Использование ветра (1 ч)
Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки при помощи линейки (вычерчивание диагонали). Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление изделия по самостоятельному замыслу.
Понятие: флюгер.
Изделие: «Вертушка»
| Осуществлятьпоиск необходимой информации об использовании ветра, о полётах человека, летательных аппаратах. Сопоставлять данную информацию со знаниями, полученными при изучении других предметов, из собственных наблюдений и прочитанных книг. Приводитьсобственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.
Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Чертить диагональ по линейке. Осваиватьсоединение деталей с помощью кнопки. Использоватьприёмы работы с бумагой.Выполнять оформление изделия по собственному замыслу
| Полёты птиц (1 ч)
Знакомство с видами птиц.
Закрепление навыков работы с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования материала при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.
Понятие: мозаика.
Изделие: «Попугай»
| Осваиватьновый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваная бумага». Подготавливатьсвоё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдатьтехнику безопасной работы инструментами, закреплятьнавыки работы с бумагой и клеем. Осваиватьииспользоватьспособы экономного расходования бумаги при выполнении техники «рваная бумага».
Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, корректироватьиконтролироватьпоследовательность выполнения. Выполнять заготовки для мозаики в группе
| Полёты человека (1 ч)
Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление моделей самолёта и парашюта. Закрепление умений работать с бумагой в технике оригами, размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.
Понятие: летательный аппарат.
Изделия: «Самолёт», «Парашют»
| Сравниватьсовременные и старинные виды летательных аппаратов. Подготавливать своё рабочее место, размещатьматериалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности.
Использовать навыки работы с бумагой, правила работы ножницами и клеем. Самостоятельно создаватьизделие по слайдовому плану, использовать технику оригами.
Проводить эксперимент, определятьпрямую зависимость (чем тяжелее груз, тем выше скорость падения парашюта)
| Человек и информация (3ч)
| Способы общения (1 ч)
Изучение способов общения и получения информации. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование, шифрование).
Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо»
| Осуществлятьпоиск информации. Анализироватьисравнивать способы общения и передачи информации в разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их.
Осваиватьспособы работы с новым материалом (глиной), в том числе нанесение на него рисунка с помощью стеки. Переводить информацию в разные знаково-символические системы (пиктограммы).
Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие элементы. Определятьприём работы с пластилином при изготовлении изделия.
Определятьнеобходимые для изготовления изделия материалы и инструменты по слайдовому плану
| Важные телефонные номера. Правила движения (1 ч)
Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Определение безопасного маршрута от дома до школы, его графическое отображен |
|