Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Рабочая программа учебного предмета «основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе авторской программы О М.Т. Студеникина ««Основы религиозных культур и светской этики» - Москва: ООО «Русское слово», 2012.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· Формирование семейных ценностей;
· Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
· Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
· понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
· формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
· первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
· становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
· осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
· Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
· признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Тема
| Кол-во
час.
| Содержание
| Требования к уровню
подготовки учащихся
|
|
| Введение в предмет.Народы России,их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.
| Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.
Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них
| |
|
| Россия – Родина мояПонятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние городаРоссии, их памятники культуры
| Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.
Уметь: показывать границы РФ на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов
| |
|
| Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормыэтикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики
| Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль).
Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым поступкам
| |
|
| Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.
| Умение слушать друг друга. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения
| |
|
| Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты
| Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях
| |
|
| Дружба и порядочность.Понятие и проявление дружбы. Рольдоверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.
Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе
| Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность.
Уметь: выявлять общечеловеческие ценности; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок
| |
|
| Честность и искренность.Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлениючестности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово»,«честно исполнять свой долг», «житьпо совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, сокружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность –составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов
| Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.
Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом
| |
|
| Гордость и гордыня.Понятия гордость и гордыня. Чувствособственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность искромность. Зазнайство и гордыня,зависть. Воспитание положительныхкачеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России
| Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.
Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения
| |
|
| Обычаи и обряды русского народа.
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России
| Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.
Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации
| |
|
| Терпение и труд.Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника
| Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.
Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды
| |
|
| Семья. Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи
| Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.
Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету
| |
|
| Семейные традиции.
Традиция – передача из поколенияв поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов.Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание
| Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.
Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение
| |
|
| Сердце матери.Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет
| Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану
| |
|
| Правила твоей жизни.Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищив школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистотыв школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.
| Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость
Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок
| |
|
| Праздники народов России.
Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести
| Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять уважение, терпимое отношение к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность
| |
|
| Защитники Отечества.23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных силРФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины.
| Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945–1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия,
| |
|
| Итоговое повторение.Основные знания и умения по этикеи этикету
| Знать основное содержание учебника. Иметь представление о важнейших понятиях;
Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания
| | 3. Тематическое планирование учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс (34 часа)
№ урока
| Тема урока
| Кол-во час.
| Тип и форма урока
| планируемые результаты (задачи)
| основные понятия
| Вид и форма контроля
| Дата урока по плану
| Дата урока
факт
| предметные результаты
(образовательный аспект ТДЦ)
| метапредметные (развивающий аспект ТДЦ)
| личностные
(воспитатель-ный аспект ТДЦ)
| 1.
| Введение в предмет.
|
| УИПЗЗ
| Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов-
ному саморазвитию
| готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
| становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций
| Этика, этикет, светский
| Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации,
|
|
| 2-3.
| Россия – Родина моя.
|
| УКИЗ
| Формирование первоначальных представлений о происхождении Руси, ее географическом населении, природе, культуре.
| Познавательные:
Умение осуществлять «анализ» текста с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять логическое действие «синтез», «сравнение», «обобщение»; устанавливать аналогии;
строить простые рассуждения, давать характеристики поступкам;
давать определение понятиям: этика, мораль, добро, зло, от-ветственность, долг, справед-ливость, эгоизм, нравственность, честь, идеалы, этикет, дружба, честь и др.;
выполнять творческие, поисковые задания;
устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом тексте;
находить существенные межпредметные связи (с чтением, ИЗО, музыкой);
обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям.
| Воспитание доброжелательности, нравственности на основе духовных традиций народов России.
| родина,
Россия,
патриот,
столица, президент, государственные символы.
| беседа,
чтение,
работа
с картой,
пересказ
по опорным
словам.
|
|
| 4-5
| Этика и этикет.
|
| УКИЗ
| Формирование первоначальных пред-ставлений о светской этике современной России. Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций
| Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией
| Этика,
Мораль,
этикет, образец, правила этикета
| Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск ин-формации, работа в группах
|
|
| 6-7
| Вежливость
|
| УИПЗЗ
| Раскрыть понятия вежливость, уважение. Умение применять правила этикета в разговорной речи
| Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
| вежливость уважение
| Ролевые игры,
Проект «Правила поведения в классе, мага-зине и т.д. (групповая работа)
|
|
| 8-9
| Добро и зло.
|
| УИПЗЗ
| Понимание значения нравственности в жизни человека и общества
| Личностные:
умение различатьосновные нравственно-этические понятия; идеен-тифицироватьсебя с принадлеж-ностью к народу, стране, государству;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
проявлятьинтерес к культуре и историисвоего народа, родной страны;
соотноситьпоступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
Умение анализировать и характеризоватьэмоциональные состояния и чувства;
оцениватьситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь при выполнение заданий; умение выражать положительное отношение к процессу познания; оцениватьсобственную учебную деятельность;
проявлять правила делового сотрудничества;
Умение проявлять терпение и доброжелательность в споре.
Коммуникативные умения:
сознательно строить речевое высказывание в соответствии учебной задачей;
формулироватьточку зрения;
определить общую цель и пути её достижения;
аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;
договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности (чтение по ролям, совместная подготовка дополнит. материала, создание презентаций);
адекватно оценить поведение окружающих, героев произведений;
умение вести диалог, работать в группе.
Регулятивные умения:
сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
планироватьпоследовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей;
самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;
оцениватьучебные действия, применяя различные критерии оценки;
осознаватьспособы действий, приведших к успеху или неуспеху;
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; наме-чать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности
| Воспитание потребности в добрых делах, проявление заботы о родных и близких, нуждающихся в помощи людях
| Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие
| Чтение и обсуждение русских сказок, былин, рассказов, подбор пословиц
Инсценировка
Исполнение песен
|
|
| 10-11
| Дружба и по-рядочность
|
| УКИЗ
| познакомить с истинным толкованием слова "дружба", "друг", "приятель", "товарищ";
| Воспитание доброжелательности, справедливости, уважение друг к другу
| Дружба, бескорыстие, симпатия
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, песни о дружбе
|
|
| 12-13
| Честность и искренность
|
| УИПЗЗ
| Раскрыть понятия честность и искренность
| Соблюдение правил поведения в школе и дома, законов коллективной жизни
| Честность искренность правдивость тактичность
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему
|
|
| 14-15
| Гордость и гордыня
|
| УИПЗЗ
| создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь;
| развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
| Гордость гордыня
| чтение и обсуждение русских сказок, притч,
диалог по предложен-ной проблеме
|
|
| 16-17
| Обряды и обычаи русского народа
|
| УИПЗЗ
| Сформировать у учащихся представления о морали гражданина
| Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
| Гражданин, права, обязанности, патриот, Конституция
| Работа с ис-точниками, решение познавательных задач, диалог по предложенной проблеме
|
|
| 18-19
| Терпение и труд
|
| УИПЗЗ
| Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
| Воспитывать стремление к добрым поступкам
| Мораль, нравствен-ность, справедли-вость
| Составление плана, групповая работа
|
|
| 20-21
| Семья
|
| УИПЗЗ
| Расширять
представления детей о семье, роде, семейных
традициях,
реликвиях.
| Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.
| Семья,
род,
фамилия, родословная.
| Беседа, ком-ментирован-ное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
|
|
| 22-23
| Семейные традиции.
|
| УИПЗЗ
| уточнить понятия:
традиция, ритуал, забота, любовь
| Формирование семейных ценностей и традиций.
| традиция, ритуал,
забота, любовь
| Индивид. рассказы
|
|
| 24-25
| Сердце матери
|
| УИПЗЗ
| Формирование внимательного и уважительного отношения к своим близким, маме.
| Воспитание у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме
| семья
любовь
счастье
забота
терпение
| Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах
|
|
| 26-27
| Правила твоей жизни
|
| УИПЗЗ
| Сформировать у уча-щихся пред-ставления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе.
Формирование навыков выполнения основных
правил поведения учащихся на улице, дороге с целью
предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма
| знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств, доброжелательности
| дисциплина
культура
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
|
|
| 28-29
| Праздники народов России
|
| УИПЗЗ
| Систематизировать
и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России.
| Развивать культуру поведения на праздниках
|
| Презентации, сообщенния
|
|
| 30-31
| ЗащитникиОтечества.
|
| УИПЗЗ
| Познакомить детей с легендарными личностями,
которые в разное
историческое время внесли свой героический вклад в
борьбу с врагом.
| Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
| Родина, Отечество
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с ис-точниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
|
|
| 32-34
| Итоговое повторение
|
|
| Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение
их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета
| Ответственное отношение к выполняемым заданиям
|
| С.р.
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
|