Для дошкольников и младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для дошкольников и младших школьников



Для дошкольников и младших школьников


Творческий ~.Центр


РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2008


ББК88.4 Б43

ВВЕДЕНИЕ


Белинская Е. В.

Б43 Сказочные тренинги для дошкольников и

школьников, г— СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 1

ISBN 5-9268-0459-0

Книга представляет собой сборник программ, игр и упраж­нений, предназначенных для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Представленные программы имеют подробное описание, направлены на развитие эмоционального мира и экологичес­ких знаний детей.

Издание адресовано психологам, воспитателям, соци­альным педагогам, учителям начальных классов.

ББК 88.4

© Е. В. Белинская, 2006

© Издательство «Речь», 2006

© П. В. Борозенец, оформление, 2006

© Е. Бурдина, рисунок на обложке, 2006

ISBN 5-9268-0459-0


 


Этот загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой быва­ет очень нелегко. Но не все так безнадежно, как может пока­заться на первый взгляд, ведь каждый из нас когда-то тоже был ребенком, и нас тревожили те же проблемы и интересо­вали те же вопросы, которые интересуют сегодняшних малы­шей. Нам стоит лишь вспомнить, и мы окажемся в волшеб­ном мире детства.

А в детстве самое главное — это сказка. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды^ познает этот огромный и многообраз­ный мир, готовится к взрослой жизни.

В последнее время все чаще можно услышать, что педаго­ги используют в своей работе приемы сказкотерапии. И это не может не радовать, ведь таким способом взрослому и ре­бенку намного легче понять друг друга, а порой — и наладить пошатнувшиеся было взаимоотношения.

В детском дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой — основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказоч­ного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т. п.), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.

Я очень часто применяю в своей практике сказкотерапев-тические приемы, как в групповой работе, так и во время ин­дивидуальных занятий. Именно поэтому появились програм­мы, предлагаемые в данной книге. Надеюсь, что они окажутся интересными для моих коллег и подскажут новые идеи в ра­боте с детьми.


 


 


;•


Программа развития эмоционального мира «Я и мой мир» 1

□ коррекция у детей нежелательных черт характера и по­
ведения;

□ обучение детей отреагированию эмоций в конфликте;
Q формирование адекватных форм поведения.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

№ п/п Тема занятия Задачи Используемые упражнения
1. «Я - единственный на 1. Знакомство детей друг 1. Приветствие.
  планете» с другом и психолога с 2. «Внимание».
    группой. 3. «Чудесное путешествие».
  * 2. Создание 4. «Снежный ком».
    доброжелательной 5. Беседа о жестах, мимике,
    атмосферы на занятиях. интонации.
    3. Первое знакомство с б. Прощание.
    понятиями «жесты»,  
    «мимика», «интонация».  
2. «Волшебные средства 1. Развитие у детей 1.Приветствие.
  понимания» понимания и 2. «Паутинка».
    чувствования друг друга. 3. «Кто тебя позвал?»
    2. Развитие эмпатии. 4. Интонационные этюды.
    3. Дифференцировка 5. «Повтори позу».
    слухового восприятия. 6. «Доброе животное».
      7. Прощание.
3. «Ассоциации» 1. Развитие интереса к 1. Приветствие.
    себе. 2. «Похожий - непохожий».
    2. Развитие вариатив- 3. «Ассоциации».
    ности мышления. 4. Релаксация.
    3. Творческое само- 5. Рисование.
    выражение. 6. Обсуждение рисунков.
      7. Прощание.
4. «Наше настроение» 1. Развитие понимания 1. Приветствие.
    мимических выражений 2. «Угадай эмоцию».
    и выражения лица. 3. Мимические этюды.
    2. Развитие эмпатии. 4. «Аплодисменты».
    3. Повышение 5. «Парный танец».
    самооценки. 6. Домашнее задание.
    4. Развитие умения 7. Прощание.
    чувствовать партнера.  

Сказочные тренинги


Программа развития эмоционального мира «Я и мой мир»


 


№ л/п Тема занятия Задачи Используемые упражнения
5. «Наши имена- 1» 1. Идентификация 1. Приветствие.
    ребенка со своим 2. Обсуждение домашнего
    именем. задания.
    2. Формирование у 3. «Сказка об имени».
    ребенка позитивного 4. Беседа об именах.
    отношения к своему «Я». 5. Прощание.
6. «Наши имена - 2» 1. Идентификация 1. Приветствие.
    ребенка со своим 2. Сказка «Страна Имени».
    именем, формирование 3. «Паутинка».
    позитивного отношения 4. «Вход в страну Имени».
    ребенка к своему «Я». 5. Рисование имен.
    2. Стимулирование 6. Представление имен.
    творческого 7. «Выход из страны Имени».
    самовыражения. 8. Домашнее задание.
      9. Прощание.
7. «Моя семья-1» 1. формирование чувства 1. Приветствие.
    принадлежности к своей 2. Обсуждение домашнего
    семье. задания.
    2. Формирование 3. Сказка «Как Мамонтенок
    позитивного отношения к искал свою маму».
    своей семье. 4. Беседа о семье.
      5. Игра «Дружная семья».
      6. Прощание.
8. «Моя семья - 2» 1. формирование чувства 1. Приветствие.
    принадлежности к своей 2. Игра «Любящие родители».
    семье. 3. Игра «Верно - неверно».
    2. Творческое 4. Рисование «Моя семья».
    самовыражение. 5. Обсуждение рисунков.
      6. Прощание.
9. «Я и другое» 1. Развитие навыков 1. Приветствие.
    общения. 2. «Встаньте все те, кто...»
    2. Повышение 3. «Расскажи о друге».  
    самоценки. 4. «Клеевой дождик».  
    3. Гармонизация 5. «Доброе животное».  
    внутреннего состояния. 6. Прощание.  
10. «Волшебные краски» 1. Развитие воображе- 1.Приветствие.  
    ния, символических 2. «Волшебный мешочек».  
    предтавлений,креатив- 3. Релаксация.  
    ности. 4. «Рассказчик -слушатель  
    2. Гармонизация 5. «Волшебные краски».  
    эмоционального 6. Прощание.  
    состояния.?;, *. г •

 

№ п/п Тема занятия Задачи Используемые упражнения
11. «Страна Фантазия -1» 1. Развитие творческого 1.Приветствие.
    мышления и 2. «Сказочные испытания».
    воображения. 3. Вход в страну Фантазию.
    2. Отработка механизмов 4. Изготовление пальчиковых
    саморегуляции. кукол.
    3. Сплочение группы. 5. Выход из сказочной страны.
      6. Прощание.
12. «Страна Фантазия - 2» 1. Снятие напряжения, 1. Приветствие.
    получение позитивного 2. Вход в сказочную страну.
    двигательного опыта. 3. Путешествие по
    2. Формирование волшебному лесу.
    навыков общения. 4. Кукольный спектакль.
    3. Развитие уверенности 5. Выход из сказочной страны.
  - в себе. 6. Прощание.
13. «Карта волшебной страны 1. Развитие умения 1. Приветствие.
  Чувств» передавать свои чувства 2. Рисование карты волшебной
    с помощью цвета. страны Чувств.
    2. Исследование 3. Прощание.
    психоэмоционального  
    состояния детей.  
14. «Королевский дворец» 1. Повышение 1. Приветствие.
    самооценки. 2. Вход в волшебную страну
    2. Гармонизация Чувств.
    эмоционального 3. Создание в песочном
    состояния. подносе волшебной страны и
      дворца королевы Эмоции.
      4. Приветствие королевы
      Эмоции.
      5. Выход из волшебной страны
      Чувств.
      6. Прощание.
1Ь. «Волшебная страна 1. Закрепление знаний 1. Приветствие.
  Чувств» об эмоциях. 2. Сказка «Волшебная страна
    2. Развитие умения Чувств».
    выражать свои чувства с 3. Вход в волшебную страну
    помощью изобрази- Чувств.
    тельных средств. \. Изготовление масок.
      5. Знакомство с жителями
      волшебной страны.
      >. Выход из волшебной страны
      Чувств.
      7. Прощание.


Сказочные тренинги


Программа развития эмоционального мира «Я и мой мир #



 


№ п/п Тема занятия Задачи Используемые упражнения
16. «Волшебные маски» 1. Развитие у ребенка 1. Приветствие.
    интереса к самому себе. 2. Вход в волшебную страну
    2. Повышение Чувств.
    самооценки. 3. Представление масок
      в парах.
      4. Совместное сочинение
      сказки.
      5. Выход из волшебной страны
      Чувств.
      6. Прощание.
17. «Пластилиновая страна» 1. Развитие вообра- 1. Приветствие.
    жения, оригинальности 2. Сказка «Пластилиновая
    мышления. страна».
    2. Творческое 3. Релаксация.
    самовыражение. 4. Рассказывание детьми
      сочиненных сказок.
      5. Создание страны из
      пластилина.
      6. Выставка работ.
      7. Прощание.
18. «Обыкновенное чудо» 1. Развитие навыков 1. Приветствие.
    взаимодействия. 2. «Обыкновенное чудо».
    2. Снятие напряжения, 3. «Камень-веревка».
    тревожности. 4. «Скала».
    3. Развитие у ребенка 5. «На берегу моря».
    интереса к себе. 6. «Волшебный камень».
      7. «Прощание».
19. Изготовление марионеток 1. Сближение детей и 1. Приветствие.
20.   родителей. 2. Изготовление марионеток.
    2. Гармонизация 3. Представление марионеток.
    семейных отношений. 4. Прощание.
    3. Актуализация пози-  
    тивного эмоционального  
    опыта.  
21. Знакомство с марионет- 1. Стабилизация 1. Приветствие
  ками- 1 психических процессов, 2. Вход в сказочную страну.
    снятие напряжения. 3. Танцевальные этюды.
    2. Адекватное телесное 4. Игра с марионетками.
    выражение различных 5. Выход из сказочной страны.
    эмоциональных состояний. 6. Прощание.
    3. Развитие уверенности  
    в себе.  

 

№ п/п Тема занятия Задачи Используемые упражнения
22. Знакомство с марионет- 1. Стабилизация 1. Приветствие.
  ками-2 психических процессов, 2. Совместное сочинение
    снятие напряжения. сказки.
    2. Развитие позитивной 3. Репетиция сказки с
    Я-концепции. участием марионеток.
    3. Развитие уверенности 4. Показ спектакля родителям.
    в себе. 5. Прощание.
23. «Деревья-характеры -1» 1. Раскрытие своего «Я». 1. Приветствие.
    2. Формирование умения 2. «Запомни и повтори».
    выражать характер с 3. Релаксация.
  •••. ш опорой на 4. Сказка «Деревья-
    художественное характеры».
    изображение. 5. Рисование.
      6. Обсуждение рисунков.
      7. Прощание.
24. «Деревья-характеры - 2» 1. Раскрытие своего «Я». 1. Приветствие.
    2. Стимулирование 2. «Тополь-ива».
    творческого 3. Рисование сказочных
    самовыражения. существ.
    3. Формирование умения 4. Представление сказочных
    выражать характер с существ.
    опорой на художествен- 5. Совместное сочинение
    ное изображение. сказки.
      6. Прощание.
25. «Мальчик, который не 1. Показать значение 1. Приветствие.
  умел играть» внимательности, соблю- 2. «Ответить - не ответить».
    дения норм в отношениях 3. Обсуждение игры.
    между людьми. 4. «Сказка о мальчике,
    2. Вскрыть и обсудить который не умел играть».
    проблему понимания 5. Рисование.
    человека человеком. 6. Обсуждение рисунков.
      7. Прощание.
26. «Ребята, давайте жить 1. Развитие навыков 1. Приветствие.
  дружно» бесконфликтного 2. «Да и нет».
    общения. 3. Беседа «Как правильно
    2. Развитие умения дружить».
    договариваться друг с 4. Разговор в парах спиной
    другом. друг к другу.
    3. Развитие умения 5. «Цветик-семицветик».
    благодарить. 6. «Спасибо за приятный
      день».
      7. Прощание.


Сказочные тренинги


ЗАНЯТИЕ 1.

«Я - ЕДИНСТВЕННЫЙ НА ПЛАНЕТЕ»

Задачи:

1) знакомство детей друг с другом и психолога с группой;

2) создание доброжелательной атмосферы на занятиях;

3) первое знакомство с понятиями «жесты», «мимика»,
«интонация».

Ход занятия

Дети заходят в кабинет, располагаются.

«Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться поудобнее, чтобы ничего не мешало, сосредоточить все свое внимание. Пока мы тут с вами болтали, смеялись, во­круг нас происходило много событий. В соседней группе дети готовились к занятию, цветок рос, машина ехала, птица летела мимо окна, на втором этаже двигали стул, на станцию прибыл поезд, над городом пролетел самолет. И все это одновременно, но мы ничего этого не осознаем, не слышим. Человек не мо­жет, конечно же, все видеть и слышать сразу. Давайте попробу­ем сейчас сосредоточиться на чем-то одном».

Дети с закрытыми глазами поочередно слушают звуки на улице, в кабинете, в коридоре; ощущения того, как одежда прикасается к телу, как растут на голове волосы.



Сказочные тренинги


Программа развития эмоционального мира «Я и мой мир» -,



 


«Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад. И все это бегом, и заметить, остановить­ся, понюхать цветочек нет времени. А планета кружится, пти­цы поют, цветы растут, солнце всходит... Закройте глаза, пред­ставьте: над красивым черным космосом, между блестящими звездочками висит теплая круглобокая планета, она кружит­ся, на ней живут люди, зверюшки бегают, прыгают, бабочки летают. И давайте присмотримся к планете внимательнее, еще внимательнее... Откройте глазки. Вы заметили одну удиви­тельную вещь? Нигде, нигде на планете больше нет ни одного вот такого малыша, нет больше нигде вот такой замечатель­ной красавицы, на всей планете одна вот такая разъединствен-ная девочка, и, сколько ни присматривайся, нигде больше на всей планете нет такого очаровательного мальчика. Нет тако­го второго ребенка нигде».

То же самое очень искренне говорится о каждом ребенке. В этот момент психолог обращается к группе на «ты». «Ты на свете один такой единственный, второго такого существа нет нигде, сколько бы мы ни искали». «Существо» произносится очень нежно, с восторгом, как слово «чудо».

«Давайте, наконец, познакомимся. Чтобы все видели друг дружку, сядем в кружок».

Дети по кругу называют сначала имена всех уже предста­вившихся, а затем свое имя. Психолог завершает круг, снача­ла называя по именам всех детей, а затем свое имя.

«Замечательно, оказалось, что у всех вас есть прекрасные имена. Ну-ка, дайте я на вас посмотрю. У всех есть глазки, по два глазика у всех? У всех есть носик, у всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, дети, так вы все оди­наковые».

Психолог выдерживает выразительную паузу на слове «одинаковые», давая детям возможность прийти в себя и воз­мутиться. Когда они возмутились: «Мы разные», психолог говорит:


«Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, вот уши, и т. п. А, волосы разные? Характер разный? Хорошо, вы меня убе­дили, давайте разберемся, чем вы отличаетесь друг от друга». Дети вместе с психологом перечисляют, чем отличаются друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, внут­ренний мир. Внутренний мир выводится отдельно.

«Что такое внутренний мир? То есть понятно, что такое внешний мир. Это природа, небо, солнце. А внутренний? На самом деле в нашем внутреннем мире тоже есть небо, солн­це. И если на солнышко находят тучки — настроение пор­тится, идет дождь — бегут слезки, светит солнышко — хоро­шее настроение, поем песенки. От того, какое у нас настроение, зависит почти все остальное. В плохом настро­ении проявляются те черты характера, которые, может быть, не проявляются в хорошем. У «внешности» в плохом настро­ении надутые губы, все привычки отодвинуты в сторону, че­ловек грустит, в мяч не гоняет, в куклы не играет (все гово­рится капризным тоном).

Как выглядит грустный человек? Брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты.

А как выглядит веселый человек? Прыгучесть повышен­ная, все встали, вот мы веселые, попрыгали, хочется обнять все небо, руки раскинули, вот устали.

Как выглядит уставший человек? Уф, выдохнули, пополам согнулись, руки тяжелые, упали, все, лежим, отдыхаем.

Что мы только что делали? А как мы это делали? Правиль­но, внутреннее состояние человека можно передать многими способами. С помощью жестов. Давайте все грустно помашем вслед рукой... При этом наша грусть написана на лице. Это наша мимика. Давайте мимикой покажем, какие мы сонные, хотим спать, глазки слипаются. Еще у нас есть голос, интона­ция. Давайте голосом покапризничаем: «Мама, не хочу вста­вать». Все эти приспособления — жесты, интонация, мими­ка — действуют вместе. И вообще, мы очень сложные и разные



Сказочные тренинги


ЗАНЯТИЕ 2.

«ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»

Задачи:

1) развитие у детей понимания и чувствования друг друга;

2) развитие эмпатии;

3) дифференцировка слухового восприятия.

Ход занятия:

«Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть сейчас возможность снова сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время.

Меня зовут Елена Владимировна, и я очень люблю выши­вать...»

Психолог зажимает свободный конец нити крепко в руке

и кидает клубок ребенку, сидящему напротив.

«Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-ни­будь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то


можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить сле­дующему».

Таким образом клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающей­ся паутины. Затем паутина распускается. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени.

«В прошлый раз мы с вами говорили о том, какие мы все разные. У каждого из нас свои жесты, мимика, интонация. И с помощью жестов, мимики, интонации мы можем показать другим людям, какое у нас настроение, и можем узнать, какое настроение у другого человека. А как мы можем помочь чело­веку, которому грустно, плохо? Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели? Что особенного умеют делать люди, с которыми вам приятно об­щаться, что их отличает? (Улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие, нерезкие жесты, прият­ные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека.) Можем ли мы эти средства понимания назвать "волшебны­ми"? Почему? Можем ли мы с вами применять эти "волшеб­ные" средства, когда?

Давайте сейчас посмотрим, умеем ли мы пользоваться эти­ми "волшебными" средствами, понимаем ли мы их».

Проводится игра «Кто тебя позвал?». Дети, каждый по оче­реди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза — водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего — догадаться, кто его позвал.

«Молодцы, ребята. Вы очень внимательны и умеете разли­чать отдельные оттенки интонации разных людей. А теперь давайте попробуем по очереди повторить с различными чув­ствами, с различной интонацией (зло, радостно, задумчиво, с обидой) фразы:

— «Пойдем играть».

— «Дай мне игрушку» и др.



Сказочные тренинги


ЗАНЯТИЕ 3. «АССОЦИАЦИИ»

Задачи:

1) развитие интереса к себе;

2) развитие вариативности мышления;

3) творческое самовыражение.


 


 


Материалы:

1) пары предметов, одинаковых по сути, но разных по ха­
рактеру, внутренней динамике — одинаковые вазы раз­
ных цветов, одинаковые колокольчики с разными го­
лосами и т. д.;

2) бумага;

3) цветные карандаши, краски;

4) кассета с аудиозаписью спокойной музыки.
Ход занятия

«Здравствуйте, ребята! Итак, здесь собрались замечатель­ные человечки, неповторимые и единственные. Один не по­хож на другого, хотя кое-что общее у них все-таки есть. Что же у вас одинаковое? Чем вы можете быть похожи между со­бой? А похожа, допустим, вот эта дверь и эта дверь между со­бой и чем они отличаются? А характеры у этих дверей — оди­наковые или разные?»

Таким же образом сравниваются приготовленные пары предметов. Эта работа проводится столько времени, сколько потребуется группе для понимания ассоциации, мысли пси­холога о разных характерах.

«Согласитесь ли вы, что каждый предмет в этом кабинете имеет свой характер? И любая вещь в мире вообще имеет свой характер: чемодан, дерево, цветок и т. п. У разных чемоданов разные характеры, у каждого дерева свой характер.

А у вас у каждого тоже свой характер? Отзывчивый, трудо­любивый, ласковый, добрый. У всех вас разные характеры. Если у вас разные характеры, но вы бываете друг на друга по­хожи, и у вещей характеры разные, но они тоже бывают друг на друга в чем-то похожи, могут ли вещи быть похожи на лю­дей? Вот этот цветок может быть похож на эту девочку? Такой же пушистый, кудрявый. А вот этот мячик на этого мальчика? Такой же веселый, попрыгунчик. Если приглядеться к наше­му миру, то можно подсмотреть много похожих моментов, из которых складывается волшебное слово «ассоциация». Вот,


 



Сказочные тренинги


Сказочные тренинги


ЗАНЯТИЕ 5. «НАШИ ИМЕНА - 1»

Задачи:

1) идентификация ребенка со своим именем;

2) формирование позитивного отношения ребенка к сво­
ему «Я».

Ход занятия

«Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие мы на­чнем с того, что вы еще раз расскажете о том, как путешество­вали по нашей планете, что вы увидели и нашли ли что-ни-



Сказочные тренинги


СКАЗКА ОБ ИМЕНИ

(И. Вачков)

В давние времена в одном царстве жил-был маленький мальчик. Был он круглым сиротой и бродил по дорогам своей страны, прося милостыню и перебиваясь случайными заработками. Он совсем не помнил своих родите­лей и даже имени своего не знал. Закрепилась за ним кличка Оборвыш.

Однажды ночевал он в лесу у костерка. Только собрался съесть краю­ху хлеба, поданную ему днем сердобольным землепашцем, как вышел из темного леса высокий седой старик с большим посохом.

- Нельзя ли передохнуть у твоего костра? - спросил старик.

- Пожалуйста, дедушка! У меня и хлебушко есть. Угощайтесь!

Сказочные тренинги


ЗАНЯТИЕ 6. «НАШИ ИМЕНА - 2»

Задачи:

1) идентификация ребенка со своим именем, формирова­
ние у него позитивного отношения к своему «Я»;

2) стимулирование творческого самовыражения.
Материалы:

1) клубок ниток;

2) гуашь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мел­
ки;

3) вырезки из журналов;

4) пластилин;

5) аудиокассета с записью спокойной музыки.
Ход занятия:

«Доброе утро, ребята! Мне очень приятно снова всех вас видеть. Сегодня мы поприветствуем друг друга улыбкой. Нуж­но повернуться к соседу справа и подарить ему улыбку. Мо­лодцы! В прошлый раз я рассказала вам сказку об имени. А се­годня я предлагаю вам попробовать разгадать тайну ваших


имен. Мы отправимся в сказочную страну Имени, и если нам повезет, то мы сможем не только услышать наши имена, но и увидеть их. Но чтобы войти в сказочную страну, нужно соткать паутинку из наших имен. И только тот, кто пройдет через эту паутинку, сможет наполниться волшебной силой и прикос­нуться к таинству имени. Вы готовы?

У меня в руках клубочек. Каждый из вас будет брать его в руки и наматывать ниточку на свой стульчик, произнося свое имя. Все остальные в это время постараются придумать и на­звать как можно больше ласковых имен для своего товарища». Когда ласковые имена будут названы, ребенок, для кото­рого их придумывали, выбирает то, которое ему понравилось больше всего. Затем перекидывает клубок тому товарищу, ко­торый назвал это имя. И так до тех пор, пока каждый из детей не выберет себе ласковое имя. В процессе игры психолог по­могает закрепить нитку за стульчик, создавая тем самым «па­утинку». Дети, которые вторично получили клубок, просто обматывают нитку вокруг своего стульчика и передают клу­бок дальше.

«Вы молодцы! Все действовали дружно и поэтому соткали такую чудесную "паутинку" из наших имен! Теперь нам оста­лось только пройти через нее, чтобы наполниться волшебной силой. В добрый путь!»

Дети по очереди перелезают через «паутинку», помогая друг другу.

«Вот мы и добрались до страны Имени и находимся в са­мом ее сердце. Слышите, волшебные звуки музыки уже встре­чают нас. Давайте присядем и приготовимся к встрече со сво­им именем. Закройте глаза и представьте себе, на что похоже шине имя, как оно выглядит. Из чего оно сделано? Какие в нем есть цвета? Как оно пахнет? Как звучит? Как двигается? Внимательно послушайте, что нашепчет вам музыка стра­ны Имени. В какую тайну вас посвятит». Слушаем музыку еще 1—2 минуты.



Сказочные тренинги


ЗАНЯТИЕ 7. «МОЯ СЕМЬЯ - 1»

Задачи:

1) формирование чувства принадлежности к своей семье;

2) формирование позитивного отношения к своей семье.


Ход занятия:

«Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте сегодня поздороваемся особенным образом: каждый из вас по очере­ди произнесет свое имя, а мы все вместе его повторим».

Ребенок произносит свое имя, остальные дети хором его повторяют. Затем следующий ребенок произносит свое имя и так далее.

«Вы сегодня пришли на занятие с замечательными аппли­кациями. Давайте познакомимся с каждой аппликацией по­ближе. Положите их, пожалуйста, перед собой так, чтобы их все могли видеть. Дашенька, расскажи нам, что нарисовано на твоем рисунке... Какой замечательный цветок получился у Даши!»

Таким образом рассматривается работа каждого ребенка, и о каждом ребенке и его рисунке говорится что-нибудь хоро­шее.

«Как здорово, сколько разных имен мы сегодня узнали! А вы заметили, ребята, даже если у кого-то имена и одинако­вые, звучат они все равно по-разному. Давайте мы приклеим каждый к своему рисунку приготовленную дома ромашку. Те­перь наши имена будут всегда с нами.

А сейчас я хочу рассказать вам сказку о мамонтенке, кото­рый искал свою маму».

Психолог рассказывает сказку по мультфильму «Мама для мамонтенка».

Однажды, далеко на севере, на свет появился маленький мамонтенок. Никто не знал, откуда он взялся, да и сам мамонтенок не знал, кто он и кто его родители. Все, что он помнил, это то, как однажды во время снежной бури мама куда-то исчезла. Мамонтенок долго ее ждал, но затем устал, спрятался за большим сугробом и уснул. А когда проснулся, то оказалось, что никто никогда не видел таких зверей и не знает, где можно их найти. И только старый тюлень сказал, что видел похожих на мамонтенка живот-



Сказочные тренинги


Программа развития эмоционального мира «Я и мой мир*



 


ных далеко-далеко на юге. Он помог мамонтенку сесть на льдину и отпра­виться в дальнее путешествие. Много дней и ночей скитался мамонтенок по бескрайнему океану, и вот однажды его льдину прибило к очень стран­ному берегу. Вокруг росли огромные зеленые деревья, летали разноцвет­ные птицы, и было очень жарко. Вдруг с ближайшего дерева спрыгнул маленький шустрый зверек.

- Ты кто? - спросил он у мамонтенка.
-Я не знаю. А ты кто?

- Я - обезьянка.

- А ты случайно не встречала мою маму?

- Нет, но хочешь, я помогу тебе ее найти?

- Конечно, хочу, - обрадовался мамонтенок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.117 с.)