Русская проза рубежа хх-хх1 веков. Учебное пособие. Под редакцией Т. М. Колядич. М. : флинта, наука, 2011. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская проза рубежа хх-хх1 веков. Учебное пособие. Под редакцией Т. М. Колядич. М. : флинта, наука, 2011.



Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 2000.

Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А.Николаева.. 3 изд., исправленное и дополненное. – М., 1997.

Громова М.М. Русская современная драматургия. Учебное пособие. – М., 1992.

Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М., 2002.

История русской литературы. ХХ век. В 2 частях: учебник для студентов вузов / В.В.Агеносов и др.; под ред. В.В.Агеносова. – М.: Дрофа, 2007.

Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. Монография. – М.: Флинта: Наука, 2010.

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. – СПб., 1996 (издание курса лекций, читанных в Ленинградском университете несколько десятилетий назад).

Квятковский А. Поэтический словарь. – 1996.

Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы / Под ред. Г.Абрамовича и др. – М., 1964.

Кякшто Н.Н. Русский постмодернизм //Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений / В.Н.Альфонсов, В.Е. Васильев, А.А. Кобринский и др.; Под ред. С.И.Тиминой. – СПб.: Издательство «Logos»; М.: «Высшая школа», 2002. СС. 305-326.

Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М., 1987.

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. – СПб, 1996.

Лотман Ю.М. Очерки по структуральной поэтике // Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. – М., 1994.

Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. – М., Захаров, 2003.

Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989.

Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1999.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПБ, 1996.

Русская проза конца ХХ века: Учебное пособие для студ. Высших учебных заведений / В.В.Агеносов, Т.М.Колядич, Л.А.Трубина и др.; Под ред. Т.М.Колядич. – М.: Академия, 2005.

Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений/ В.Н.Альфонсов, В.Е. Васильев, А.А. Кобринский и др.; Под ред. С.И.Тиминой. – СПб.: Издательство «Logos»; М.: «Высшая школа», 2002.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996 (переиздание учебника, вышедшего последний раз в 1931 г.).

Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. -3-е изд., исправл. и дополненное. – М,: Высшая школа, 2002. – 437 с.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – Л., 1972.

Хрестоматия по теории литературы. Пособие для студентов / Составитель Л.В.Осьмакова. – М., 1982..

 

Дополнительная литература:

Аннинский Л. Локти и крылья. Литература 80-х – надежды, реальность, парадоксы. _ М., 1989.

Асмус А.Ф. Чтение как труд и творчество // В.Ф.Асмус. Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.

Гаспаров М.Л. очерк истории русского стиха. – Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.2000.

Барт Р. Смерть автора. От произведения к тексту // Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Составление, общая редакция и вступ. статья Г.К. Костикова. – М., 1994.

Бахтин М.М. Слово в романе. Формы времени и хронотопа в романе. Эпос и роман // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Белая Г.А. Дон-Кихоты 20-х гг.: «Перевал» и судьбы его идей. – М., 1989.

Бугров Б.С. Герой принимает решение: Движение драмы от 50-х годов. – М., 1987.

Жолковский А. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма. – М., 1992.

Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994.

Корман Б.О. Иучение текста художественного произведения – М, 1972.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1967 (главы 4, 5.: Поэтика художественного времени. Поэтика художественного пространства).

Мелетинскицй Е.М. О литературных архетипах. – М, 1999.

Алексей Федорович Лосев / Под ред. А.А.Тахо-Годи и Е.А. Тахо-Годи. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. Заметки о художественном пространстве // Ю.М.Лотман Избранные статьи в 3 тт. Т.1. – Таллин., 1992.

Фрайденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра – М., 1997.

Теория метафоры / Сост. Н.Д.Арутюнова. – М., 1990.

Успенский Б.А. Поэтика композиции // Б.А. Успенский. Семиотика искусства. – М., 1995.

Тимина С.И. Современный литературный процесс (1990-е годы) // Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений / В.Н.Альфонсов, В.Е. Васильев, А.А. Кобринский и др.; Под ред. С.И.Тиминой. – СПб.: Издательство «Logos»; М.: «Высшая школа», 2002. СС. 238-258.

Хализев В. Е. Драма как род литературы: Поэтика, генезис, функционирование. – М., 1986.

Шкловский В.Б. Искусство как прием // В.Б.Шкловский. О теории прозы. – М., 1983.

 

Словари:

Русские писатели: ХХ век. Библиографический словарь / Главный ред. и составитель П.А.Николаев. – М., 2000.

Русские писатели, ХХ век: биогр. слов.: А-Я / сост. И.О.Шайтанов. – М.: Просвещение, 2009.

Русские писатели: ХХ век. Биобиблиографический словарь: В 2 частях / Под редакцией Н.Н.Скатова. – М., 1088

 

6.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

– оборудованные аудитории;

– различные технические средства обучения;

– аудио-, видеоаппаратура;

– наглядные пособия.

Содержание текущего и итогового контроля.

7.1. Текущий контроль. Формы контроля (Рефераты, контрольные работы, рецензии, семинары, коллоквиумы.).

Например:

Реферат: Мир тем и образов Цветаевой. Жизненный, творческий путь. (Жанры в творчестве, поэзия, проза, литературно-критические статьи, мемуары. Книги Цветаевой доэмигрантского периода, характеристика их содержания, особенности поэтики. Фольклорные, мифологических, исторические реминисценциях ее поэзии? Произведения Цветаевой, написанные в эмиграции).

Вопросы и задания к контрольной работе по теме: Творчество М.Цветаевой.(по выбору студента)

1. Стихи Цветаевой группируются в циклы, назовите основные, с Вашей точки зрения, циклы Цветаевой. Выявите поэтику Ваших любимых стихотворений.

2. Какие стихотворения вошли в цикл «Стихи о Москве»

3. В каких стихотворениях наиболее четко прослеживается одна из характерных особенностей стиля Цветаевой – выделение отдельного слова, словообразование от одного или фонетически близких корней, обыгрывание корневого слова. Сделайте целостный анализ стихотворений (рекомендуются: «Цыганская свадьба», «Душа», «Рас-стояние: версты, мили…», «Русской ржи от меня поклон…», «Генералам двенадцатого года», «Стенька Разин», «Ох ты гриб, ты мой грибочек, белый гриб» и др. – по выбору).

4. Как развивается любовная тема в поэмах и стихотворениях Цветаевой «Психея», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Бабушке», «Я тебя отвою у всех земель, у всех небес…», «Спят трещотки и псы соседовы…», «Поэма горы», «Поэма конца».

5. На какие стихотворения Цветаевой написана музыка?

6. Проследите художественное исследование темы войны, насилия и ее разрешение в циклах Цветаевой «Лебединый стан», «Стихи к Чехии».

7. Тема поэта и поэзии в творчестве Цветаевой. Дайте характеристику циклов стихотворений, посвященных А.Блоку, А.Ахматовой, Б.Пастернаку, произведений, посвященных А.Пушкину, М.Волошину, стихотворений, посвященных О.Э.Мандельштаму, В.В.Маяковскому, С.Есенину

8. Поэтические формулы М.Цветаевой.

Рекомендуемые творческие задания:

Напишите рефераты на тему: Дом, семья как источник формирования личности в поэзии и прозе Цветаевой.

Напишите реферат на тему: Мир тем и образов Цветаевой. Жизненный, творческий путь. (Жанры в творчестве, поэзия, проза, литературно-критические статьи, мемуары. Книги Цветаевой доэмигрантского периода, характеристика их содержания, особенности поэтики. Фольклорные, мифологических, исторические реминисценциях ее поэзии? Произведения Цветаевой, написанные в эмиграции).

2. Вопросы и задания к самостоятельной работе по творчеству И.А.Бунина.

Рассказ И.А.Бунина«Чистый понедельник ». Тема, идея, изобразительно-выразительные средства языка. Рассказ в русле идейно-эстетических исканий литературной эпохи.

1. В цикл каких рассказов И.А.Бунина вошел рассказ «Чистый понедельник»? Когда был создан цикл «Темные аллеи»? Смысл названия книги «Темные аллеи», в чем он, на Ваш взгляд?

2. Прокомментируйте название книги «Темные аллеи». Сопоставьте сюжет стихотворения Н.Огарева «Темные аллеи» и общую модель бунинского цикла «Темные аллеи» (рассказы «Руся», «В Париже», «Галя Ганская», «Чистый понедельник» – по выбору). Постройте ассоциативный ряд поэтических образов, музыкальных и живописных иллюстраций к этому циклу. Согласны ли Вы с оценкой литературоведа Ю.В.Мальцева: «Многие критики совершенно неправильно понимают заглавие сборника «Темные аллеи». «Темные» – здесь вовсе не значит «тенистые», это темные, мрачные и жуткие, запутанные лабиринты любви, сам Бунин говорит: «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». Любовь, как и смерть, дает освобождение от пут индивидуальности». (Ю.В.Мальцев. Иван Бунин. - М., 1994, с. 336).

3. Что является основным предметом изображения в рассказе «Чистый понедельник»? Что придает рассказу тематическую целостность? Можете ли Вы утверждать, что наряду с главной темой в рассказе много частных тем, какова их соотнесенность?

4. В исследованиях о творчестве Бунина подчеркивается, что в рассказе «Чистый понедельник» уместились художественные и философские искания серебряного века русской литературы, мысли и чувства человека того времени, что камерность и интимность любовной темы и сюжета не противоречат эпическому звучанию произведения. (Смотрите: И.Г.Минералова. Поэтический портрет эпохи. Слово, краски, звуки…(стиль Бунина) // Уроки русской словесности. Тексты. Комментарии. Материалы. Моделирование уроков. – М., 2000, с. 102-134).

5. Что Вы можете сказать о композиционном построении, сюжетном начертании рассказа? В чем, на Ваш взгляд, смысловая нагрузка композиционного построения? Выразите свое отношение к оценке рассказа, его сюжетного начертания ученым Мальцевым Ю.В.: «Быстротечность жизни и бессилие человека перед судьбой подчеркивается фрагментарной отрывочностью сюжетного начертания, набросанного как бы пунктиром» (Мальцев Ю.В. Иван Бунин. – М., 1994, с. 330).

6. Рассказ насыщен цитатами, реминисценциями аллюзиями, образами, придающими ему, несмотря на камерность темы любви, широкое звучание. В нем много фактов, свидетельств, характеризующих бытовую, культурную, социальную жизнь эпохи, Выпишите их из текста, расшифруйте их. Какова, на Ваш взгляд, их функция в тексте?

7. В чем, на Ваш взгляд, оправданность реминисценций из древнерусской повести - «Повести о Петре и Февронии»? Можно ли рассматривать «Чистый понедельник» как своеобразный парафраз «Повести о Петре и Февронии».

8. Что Вы можете сказать о стиле писателя, как в рассказе проявилось тяготение Бунина к художественному синтезу, соединению живописности с музыкальностью, провозглашенному символистами характерной чертой серебряного века?

В чем Вы усматриваете функцию пейзажных зарисовок в рассказе?

9. В тексте рассказа детально описывается внешность героини. Найдите повторяющиеся детали портрета (эпитеты, сравнения, метафоры). Какие признаки доминируют? Выпишите из текста строки с семантическим компонентом «загадочный», «странный». Какую роль они играют в создании облика героини?

10.В исследовании «Лингвистический анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» профессор Н.А.Николина отмечает: «И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления раздвоенности: герой – в «муке» и «счастии» земной любви, героиня в отказе от страстей и в обращении к вечному. (Николина Н.А. Лингвистический анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» // Русская словесность. – М., 1996. №3, с..19). Согласны ли Вы с мнением ученого? Аргументируйте свой ответ.

11. Какую роль играет в рассказе толстовская цитата, приведенная героиней: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету (...) Это так Платон Каратаев говорит Пьеру». Побуждает ли Вас эта цитата вспомнить мысль Пьера: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания Божества. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».

Предлагаемое творческое задание по творчеству И.А.Бунина: Напишите реферат по теме: Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» в русле идейно-эстетических исканий писателя.

7.2.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

1.Литература как часть культуры. Эстетический, познавательный, мировоззренческий аспекты искусства вообще и литературы в частности.

2. Принципы анализа литературного произведения.

3. Анализ и интерпретация одного из произведений, вошедших в учебный материал современной хрестоматии в начальных классах.

4.Специфика художественной речи. Изобразительно-выразительные средства языка.

 

7.3. Примерная тематика рефератов, курсовых работ:

1. Проблемы экологии и нравственности в повестях и рассказах В.Г.Распутина (по выбору студента: «Прощание с Матерой», «Женский разговор», «Нежданно-негаданно», «В ту же землю», «Изба» и др.).

2.Художественная деталь в «двучастных» рассказах А.И.Солженицына («Абрикосовое варенье», «Желябугские Выселки»).

3. Противостояние людей и «паразитов несочувственных» в прозе А.И.Солженицына («Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Абрикосовое варенье» и др.).

3.Композиция рассказа А.Платонова «Возвращение». Художественное решение темы контакта поколений.

4. Ритм и рифма в поэтической речи В.Маяковского.

5. Проблематика, поэтика рассказов В.М.Шукшина. Конфликт рассказов.

6. Звукопись как выразительное средство в поэзии М.Цветаевой.

7. Особенности лирики Н.Рубцова.

8. Проблематика, поэтика рассказа В.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». Смысл названия.

9. Характерные особенности стиля, язык пьесы А.Вампилова «Старший сын»

 

 

Промежуточный контроль. Примерный перечень вопросов к зачету, к коллоквиуму.

 

1. 1. Тема и идея «Повести непогашенной луны» Б.Пильняка. Композиция произведения. Функция реминисценций. Символические образы.

2. Мотив «сердца, берегущего человека», мотив души как сквозные образы в художественном мире А.Платонова. Целостный анализ рассказа «По небу полуночи». Смысл реминисценции в заглавии рассказа, в чем он?

3. Композиция рассказа А.Платонова «Возвращение» на разных уровнях его художественной структуры.

4. Тема и идея рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник». Поэтика рассказа. Функция реминисценций.

5. Сюжет, фабула повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Творческая судьба произведения. Функция реминисценций.

6. Изобразительно-выразительные средства языка в поэме А.А.Ахматовой «Реквием». Библейская символика в поэме, ее роль. Функция реминисценций. Тема памтника.

7. Цикл М.Цветаевой «Стихи о Москве». Характерные особенности поэтического языка.

8. Категория пространства и времени в рассказе А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», ее роль в выявлении доминантных идей рассказа.

9. Конфликт в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор». Противостояние людей и «паразитов несочувственных».

10.. Приемы создания образов. Роль героя-повествователя (Игнатьича) в рассказе.

11. Какие черты роднят Матрену с Иваном Денисовичем из рассказа «Один день

Ивана Денисовича»?. В чем народность этого образа? Как Вы понимаете

заключительную фразу рассказа, что «есть она тот самый праведник, без

которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Каковы

авторские приемы создания образа героини? Каковы, на Ваш взгляд, наиболее

характерные высказывания Матрены?

12. Как Вы понимаете авторскую фразу в рассказе «Матренин двор» - «Но дела звали

Матрену к жизни»?

13.. Роль оксюморона в названиях рассказов В.Маканина «Гражданин убегающий,

«Человек свиты»?

14. Проблема воспитания в рассказе В.Маканина «Голубое и красное». Роль рассказчика.

15. «Громкая» и «тихая» поэзия. Преемственность традиций русской поэзии и новаторство поэзии Н.Рубцова.

16. Поэзия конца 90-х, начала 21 века (постмодернисты, концептуалисты, метаметафористы). Авторская песня (Т.Кибиров, Д.Пригов, И.Жданов, А.Цветков, С.Гандлевский, А.Башлачев – по выбору студента.

17. Дать характеристику основных женских образов в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

18. Судьба Григория Мелехова в романе М.Шолохова «тихий Дон». Эволюция характера героя. Решение проблемы нравственного выбора.

19. Основные сюжетные линии в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон», их развитие. Дайте определение сюжета и его элементов.

20. Смысл финала романа М.Шолохова «Тихий Дон», в чем он, на Ваш взгляд? Приведите разные точки зрения по этому вопросу.

21. «Идея жизни» Андрея Платонова как «философия существования. Проблематика, поэтика рассказа «Песчаная учительница».

22. Кто произносит в рассказе А.Платонова фразу «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие-то…»? Как дети Петруша и Настя помогают отцу встать на путь подлинного «возвращения»?

23. Метафора «обнажившегося сердца» в рассказе А.Платонова «Возвращение» и ее роль в раскрытии доминантных идей рассказа в разрешении проблемы преемственности поколений?

24. Черты «сокровенного человека» в любимых Вами героях А.Платонова. Функция библейского архетипа, в чем она, на Ваш взгляд?

25. Проблемы преемственности поколений в рассказе А.Платонова «Третий сын». Смысл названия, в чем он, на Ваш взгляд».

26. Роль образа Дона в сюжете и композиции романа-эпопеи «Тихий Дон»? Какие жанры эпического рода Вы знаете? Дайте их определение.

27. Какой исторический период и какие события стали предметом внимания писателя в романе «Тихий Дон»?

28. В каком рассказе М.Горького прозвучал его известный афоризм «Прекрасная должность быть на земле Человеком». Проведите целостный анализ этого произведения..

29. Терминологическая сущность выражения «лирическая героиня»? Какую эволюцию проходит образ лирической героини («Генералам двенадцатого года», «Чародею», «Бывшему чародею», «Комедьянт» и др.)

30. А.Ахматова – мастер тонкой и точной детали. Предметы быта в ее стихах служат для

выражения внутренних психологических переживаний. Какую роль играет в ее поэзии

«вещная символика»? Приведите примеры.

30. Как Вы понимаете название поэмы «Реквием»? Какова творческая судьба

произведения? Какова ее основная тема и идея? Актуальна ли идея поэмы в наши дни?

Аргументируйте, пожалуйста, свои мысли.

31. Мастерство В.Распутина в изображении образа Андрея Гуськова. В повести «Живи и помни». Как проявляется реализм Распутина в оценке Андрея? Как решает писатель проблему личного выбора и ответственности через образ Гуськова? Как проявляется гуманизм писателя в трактовке этой фигуры? Есть ли, на Ваш взгляд, нечто, объединяющее Гуськова и Родиона Раскольникова, Гуськова и Каразина. (Произведения для сопоставления – «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского; «Карамора» М.Горького – по выбору).

32. Функция пейзажа в повести В.Г.Распутина «Живи и помни», какова она? В чем смысл названия и концепция повести, на Ваш взгляд?

33. Сюжет повести В.Распутина «Живи и помни», элементы сюжета, определите их. В какой

последовательности описаны события, как расставлены элементы сюжета. Совпадают ли

в повести сюжет и фабула?

34. Можно ли рассматривать рассказ В.Г.Распутина «Видение» из цикла «Отчие

пределы» как рассказ-рассуждение о смысле жизни, как «лирику в прозе»? В

чем своеобразие стиля писателя в рассказе? Можно ли характеризовать стиль

рассказа как метафизический? Как вы понимаете строки рассказа:

«Уже не кажется больше растительным философствованием, будто все мы

связаны в единую цепь жизни и в единый ее смысл – и люди, и деревья, и

птицы». Смысл названия – «Отчие пределы», в чем он, на ваш взгляд?

 

7.5. Итоговый контроль. Вопросы к экзамену: Литература с основами литературоведения. Русская литература ХХ века.

 

1. Пьеса М.Горького «На дне» как философская драма. Система образов, авторские

приемы в создании образов.

2. Тема и идея рассказов И.А.Бунина из цикла «Чистый понедельник». Художественное своеобразие, язык рассказов.

3.Тема России в цикле стихотворений А.Блока «Родина». Лейтмотив цикла. Целостный анализ одного из стихотворений и чтение наизусть (по выбору студента).

4. Композиция, сюжет поэмы А.Блока «Двенадцать». Художественная символика в поэме.

5.Творческая судьба поэмы А.А.Ахматовой «Реквием». Своеобразие композиции. Тема памятника. Библейская символика в поэме.

6. Цикл стихотворений М.Цветаевой «Стихи о Москве». Характерные особенности поэтического языка. Чтение одного из стихотворений наизусть.

7. Идейный смысл поэмы В.Маяковского «Облако в штанах». Композиция, стилевые особенности поэмы.

8.Поэма С.Есенина «Анна Снегина». Проблематика, художественное своеобразие поэмы.

9. Концепция человека в романтических произведениях М.Горького(рассказ «Старуха Изергиль», поэма «Человек»).. Изобразительно-выразительные средства языка.

10.Творческая судьба романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Проблематика, своеобразие композиции, сюжетные линии, система образов.

11.Тема и идея «Повести непогашенной луны» Б.Пильняка. Функция реминисценций в повести. Символические образы. Творческая судьба произведения.

12.Творческая судьба повести А.Платонова «Котлован». Своеобразие композиции. Система образов. Художественное решение темы контакта поколений.

13.Тема любви в творчестве А.Платонова. Рассказы «Фро», «Афродита», «Возвращение». Проблематика, поэтика.

14. Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». Философская концепция романа. Система образов. Авторские приемы создания образа Григория Мелехова.

15. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека». «Кольцевая» композиция, ее функция. Проблематика, поэтика рассказа. Философско-этический смысл произведения.

16.Проблематика, поэтика рассказов А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Категория пространства и времени в рассказе. Система образов. Роль и значение художественной детали.

17.Художественное своеобразие повести В.Распутина «Живи и помни». Проблематика. Система образов. Приемы создания образов Андрея и Настены.

18.Проблемы экологии и нравственности в романе В.Астафьева «Царь-рыба». Анализ одного из рассказов («Бойе», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба» - по выбору студента)

19.Поэма А.Твардовского «Василий Теркин». Идейно-тематическое содержание. Приемы создания образа главного героя. Поэтика фольклора в поэме.

20.Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие». Система литературных портретов пяти девушек-зенитчиц. Язык повести.

21. Повесть В.Быкова «Альпийская баллада» в контексте повестей о Великой Отечественной войне. Своеобразие композиции повести. Образы Ивана Терешки и итальянки Джулии. Функция пейзажа.

22.Проблематика, поэтика рассказов и повести В.М.Шукшина «Калина красная». Конфликт произведений, их нравственный смысл («Алеша Бесконвойный», «Жена мужа в Париж провожала», «Мастер», «Чудик», «Калина красная»).

23.Пьеса А.Вампилова «Старший сын». Проблематика, система образов, идейный смысл. Язык пьесы

24.«Громкая» и «тихая» поэзия. Преемственность традиций и новаторство поэзии Н.Рубцова. Тематика, язык.

25.«Женская» проза. Проблематика, поэтика прозы и драматургии Л.Петрушевской. «Три девушки в голубом», «Новые Робинзоны (Хроника конца ХХ века)».

26.Жанр рассказа в творчестве В.Маканина. Проблематика, поэтика, идейный смысл рассказов «Река с быстрым течением», «Человек свиты», «Красное и голубое».

27.Проблематика, поэтика рассказов Б.Екимова «Продажа», Фетисыч», «Пиночет». Приемы создания образов.

28. Проблемы нравственности и гуманизма в прозе В.Токаревой («Вместо меня», «Сказать – не сказать», «Я есть. Ты есть. Он есть»).

 

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Дисциплина «Литература с основами литературоведения» входит в цикл дисциплин предметной подготовки. Специфика курса связана с тем, что в нем сочетается историко-литературный и теоретико-литературный материал. Подготовка специалиста осуществляется на основе лекционного курса, практических занятий и выполнения самостоятельных творческих работ, специальной методической литературы.Овладение дисциплиной «Литература с основами литературоведения» является необходимым условием профессионального становления выпускника.

Студентам предлагается изучать художественный мир писателя в тесной связи с его биографией, творческой судьбой, в историко-литературном контексте.

При анализе прозы писателя предлагается обратить внимание на стиль, проблему традиций и новаторства, богатство языка. При анализе сюжета произведения выявить основное противоречие (конфликт, лежащий в основе действия и определяющий его развитие).

Рекомендуется провести подробное наблюдение над языком художественного текста, над речью повествователя, персонажей (какие слова, словосочетания являются наиболее выразительными, яркими и образными; с какой целью используются цитаты, реминисценции, тропы и т.д.).

Внутри драмы как рода литературы есть три основных драматических жанра: комедия, трагедия, драма. Различие между ними определяется по предмету изображения.

В ходе знакомства со стихотворением следует обратить внимание на совершенствование анализа стихотворного текста, остановиться на уточнении таких понятий как «лирическое стихотворение», «лирический герой», «лиро-эпический стих», система стихосложения»; рассматривать не только проблематику, основные образы и изобразительно-выразительные средства, но и композиционные, и ритмические осорбенности произведения, поэтику, фольклорные традиции.

 

 

9. Учебная практика по дисциплине

Не предусмотрена.

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031600 Сурдопедагогика, 031800 – Логопедия – 03170009(050714)- Олигофренопедагогика;

 

Автор программы Серафимова В.Д.- к.филол.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.154.65 (0.114 с.)