Горький А.М. Полное собр. соч. : Художественные произведения.: В 25 т. – М., 19681976. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Горький А.М. Полное собр. соч. : Художественные произведения.: В 25 т. – М., 19681976.



Художественные тексты:

«Старуха Изергиль»; «Человек»; «На дне»; «Рождение человека»; «Ледоход»; «Гривенник»; «Страсти-мордасти»; «Рассказ о необыкновенном»; «Детство»; «Несвоевременные мысли»; «Светло-серое с голубым»; «Покойник»; «Кладбище» «Едут».

Для дополнительного чтения:

1. Роман «Мать». Рассказ «Голубая жизнь».

2.Баранов В. Максим Горький без грима. – М.,1997.

3. Басинский П. Логика гуманизма. Об истоках трагедии Максима Горького // Вопросы литературы. 1991. №2.

4.Михайловский Б.В., Тагер Е.Б. Творчество Горького. - М., 1969.

5. Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе. – М., 1988.

6.Трубина Л.А. М.Горький // Русская литература ХХ века. Учебное пособие. – М., 2002.

7. Ревякина И.А. Максим Горький и «другие»: Литературные диалоги в Сорренто // Русская словесность.1 997, №5

8. Роллан Р. Наше путешествие с женой в СССР. Июнь – июль.1935. // Вопросы литературы. 1989. №3 –5.

9. Спиридонова Л.М. М.Горький: диалог с историей. – М., 1994.

10. Громова М.И. Русская современная драматургия. Учебное пособие. – М., 2003.

Методические рекомендации:

При подготовке к написанию творческой работы по пьесе Гоького «На дне» вспомните, в чем состоит своеобразие драмы как рода литературы. Выясните свои представления о жанрах драматургии. Внутри драмы как рода литературы (лирика, эпос, драма) есть три основных драматургических жанра: комедия, трагедия, драма. Различие между ними определяется по предмету изображения. Драма – жанр, тяготеющий к исследованию философской или же социально-бытовой проблематики.

Подумайте, какие у вас основания рассматривать пьесу «На дне» М.Горького как драму? Драма ориентирована на сценическую интерпретацию. Обратите особое внимание на ремарки, играющие существенную роль для выражения авторской позиции, на роль диалогов и монологов в развитии сюжета. Важнейшей чертой драмы как рода литературы является конфликт, острое столкновение между героями по существенному поводу. Определите своеобразие конфликта в пьесе. Предметом изображения в пьесе «На дне» становится сознание людей. Определите философскую проблему пьесы. О чем спорят ночлежники? Какие конфликтные ситуации возникают по ходу действия? Кто задействован в них? Определите актуальность основных мыслей пьесы в наши дни.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы по творчеству И.А.Бунина. - 2 часа.

Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник ». Тема, идея, изобразительно-выразительные средства языка. Рассказ в русле идейно-эстетических исканий литературной эпохи.

1. В цикл каких рассказов И.А.Бунина вошел рассказ «Чистый понедельник»? Когда был создан цикл «Темные аллеи»? Смысл названия книги «Темные аллеи», в чем он, на Ваш взгляд?

2. Прокомментируйте название книги «Темные аллеи». Сопоставьте сюжет стихотворения Н.Огарева «Темные аллеи» и общую модель бунинского цикла «Темные аллеи» (рассказы «Руся», «В Париже», «Галя Ганская», «Чистый понедельник» – по выбору). Постройте ассоциативный ряд поэтических образов, музыкальных и живописных иллюстраций к этому циклу. Согласны ли Вы с оценкой литературоведа Ю.В.Мальцева: «Многие критики совершенно неправильно понимают заглавие сборника «Темные аллеи». «Темные» – здесь вовсе не значит «тенистые», это темные, мрачные и жуткие, запутанные лабиринты любви, сам Бунин говорит: «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». Любовь, как и смерть, дает освобождение от пут индивидуальности». (Ю.В.Мальцев. Иван Бунин. - М., 1994, с. 336).

3. Что является основным предметом изображения в рассказе «Чистый понедельник»? Что придает рассказу тематическую целостность? Можете ли Вы утверждать, что наряду с главной темой в рассказе много частных тем, какова их соотнесенность?

4. В исследованиях о творчестве Бунина подчеркивается, что в рассказе «Чистый понедельник» уместились художественные и философские искания серебряного века русской литературы, мысли и чувства человека того времени, что камерность и интимность любовной темы и сюжета не противоречат эпическому звучанию произведения. (Смотрите: И.Г.Минералова. Поэтический портрет эпохи. Слово, краски, звуки…(стиль Бунина) // Уроки русской словесности. Тексты. Комментарии. Материалы. Моделирование уроков. – М., 2000, с. 102-134).

5. Что Вы можете сказать о композиционном построении, сюжетном начертании рассказа? В чем, на Ваш взгляд, смысловая нагрузка композиционного построения? Выразите свое отношение к оценке рассказа, его сюжетного начертания ученым Мальцевым Ю.В.: «Быстротечность жизни и бессилие человека перед судьбой подчеркивается фрагментарной отрывочностью сюжетного начертания, набросанного как бы пунктиром» (Мальцев Ю.В. Иван Бунин. – М., 1994, с. 330).

6. Рассказ насыщен цитатами, реминисценциями аллюзиями, образами, придающими ему, несмотря на камерность темы любви, широкое звучание. В нем много фактов, свидетельств, характеризующих бытовую, культурную, социальную жизнь эпохи, Выпишите их из текста, расшифруйте их. Какова, на Ваш взгляд, их функция в тексте?

7. В чем, на Ваш взгляд, оправданность реминисценций из «Повести о Петре и Февронии»? Можно ли рассматривать «Чистый понедельник» как своеобразный парафраз «Повести о Петре и Февронии».

8. Что Вы можете сказать о стиле писателя, как в рассказе проявилось тяготение Бунина к художественному синтезу, соединению живописности с музыкальностью, провозглашенному символистами характерной чертой серебряного века?

В чем Вы усматриваете функцию пейзажных зарисовок в рассказе?

9. В тексте рассказа детально описывается внешность героини. Найдите повторяющиеся детали портрета (эпитеты, сравнения, метафоры). Какие признаки доминируют? Выпишите из текста строки с семантическим компонентом «загадочный», «странный». Какую роль они играют в создании облика героини?

10. В исследовании «Лингвистический анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» профессор Н.А.Николина отмечает: «И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления раздвоенности: герой – в «муке» и «счастии» земной любви, героиня в отказе от страстей и в обращении к вечному. (Николина Н.А. Лингвистический анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» // Русская словесность. – М., 1996. №3, с..19). Согласны ли Вы с мнением ученого? Аргументируйте свой ответ.

11. Какую роль играет в рассказе толстовская цитата, приведенная героиней: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету (...) Это так Платон Каратаев говорит Пьеру». Побуждает ли Вас эта цитата вспомнить мысль Пьера: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания Божества. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».

 

Предлагаемое творческое задание: Напишите курсовую работу по теме: Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» в русле идейно-эстетических исканий писателя.

Литература:

1. Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 тт. – М.,1966.

2. Карпов И.П. Автор и герой на rеndez-vous // Уроки русской словесности. – М.: Владос. 2000. С. 149-160

3. Лавров В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграциии (1920 - 1953) – М., 1989.

4. Минералова И.Г. Поэтический портрет эпохи. Слово, краски, звуки (стиль Бунина) // Уроки русской словесности. – М., 2000 С. 102-119.; 129-145.

5. Сигов В.К. Народный характер и судьба России в творчестве И.А.Бунина // И.А. Бунин и русская литература ХХ века. – М.: Наследие. 1995. С. 100-108

Методические рекомендации.

При подготовке к экзамену, написанию творческой работы по творчеству И.А.Бунина внимательно прочитайте рассказ «Чистый понедельник», другие рассказы книги «Чистый понедельник». Обратите внимание на стиль писателя, на богатство языка в образном и звуковом отношении. В чем смысл христианской символики, обращения Бунина к образам христианства и православному церковному календарю? Какой композиционный способ находит писатель для совмещения двух временных пластов?

Рассказ «Чистый понедельник» насыщен цитатами, реминисценциями из произведений древнерусской литературы, литературы 19 века, в нем упоминаются имена художников, актеров, писателей, композиторов, названия церквей, монастырей, театров. Проведите подробное наблюдение над языком рассказа, над речью повествователя, персонажей. Какие слова, словосочетания вы считаете наиболее выразительными, яркими и образными? Как вы объясните использование цитат, реминисценций, тропов в рассказе для раскрытия его основных мыслей?

 

Вопросы для самостоятельной работы при подготовке к семинару, написанию реферата, эссе, курсовой работы по творчеству А.Блока. – 2 часа.

Ответьте на вопросы, выполните задания:

1. Что Вас привлекает в поэзии А.Блока? Что оставляет равнодушным (если это происходит?).

2. Какими настроениями проникнуты «Стихи о Прекрасной Даме»? Как отражены в книге философские идеи, искания В.Соловьева, личные переживания, чувства Блока?

3. В чем Вы усматриваете новизну тем и смену настроений между первой книгой Блока и второй – «Нечаянная радость»?

4. Раскройте роль метафоры в поэзии Блока. На материале стихотворения «Фабрика» объясните идейно-художественное значение метафоры.

5. Определите характерные особенности поэтического языка Блока. В каких произведениях в наиболее концентрированной форме сказалась поэтика символизма?

6. В чем заключается трагизм и конфликт стихотворения «На железной дороге»? Как Блок определил основную тему своей поэзии, которой он, по его словам, «сознательно и бесповоротно посвятил жизнь»?

7. Какие стихотворения вошли в цикл «Родина»? В каких стихотворениях тема Родины выражена, на Ваш взгляд, с наибольшей силой? Сделайте анализ одного из стихотворений, вошедших в цикл «На поле Куликовом». Какой исторический смысл вкладывает поэт в строки стихотворений, вошедших в цикл «На поле Куликовом»?

8. Как Вы понимаете блоковскую «ненавидящую любовь», «любовь-ненависть»? Проиллюстрируйте свои размышления ссылками на произведения Блока.

9. Что вы можете сказать об этапах творческого пути Блока, об эволюции его творчества?

10. Определите конфликт, проблематику поэмы «Соловьиный сад». Как разрешается в поэме тема творчества, роль поэта в жизни общества? Раскройте смысл названия поэмы.

11. В чем заключается жанровое своеобразие поэмы Блока «Двенадцать»?

12. Определите композицию поэмы, целесообразность построения глав, Что положено в основу сюжета поэмы? Какова роль лирического героя-повествователя в поэме?

13. Что Вы можете сказать о богатстве, обилии речевых манер, соединенных в поэме «Двенадцать»?

14. Что Вы можете сказать о художественной символике Поэмы «Двенадцать»? Найдите основные образы-символы поэмы, противопоставленные по принципу контраста? Какую роль играет контраст в поэме?

15. Какова роль евангельских мотивов и образов в поэме?

16. Напишите реферат на тему: «Мое любимое произведение А.Блока», «Тема России в произведениях А.Блока».

Литература:

1.Блок А. Собр. соч.: В 12 т. – Л., 1932- 1936.

2.Блок А. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1980-1983.

 

Художественные тексты:

Поэма «Двенадцать»; поэма «Соловьиный сад»; стихотворения цикла «Родина», «На поле Куликовом».

Стихотворения цикла «Ямбы», «Заклятие огнем и мраком».(по выбору учителя, ученика).

3. Авраменко А.П. Александр Блок и русские поэты 19 века. – М.,1990.

4. Горелов А. Гроза над соловьиным садом: Александр Блок. 2-е изд. – Л., 1973.

5. Громов П.А. Блок, его предшественники и современники. – М., Л., 1966.

4. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. 2-е доп. изд. – Л., 1980.

6. Жирмунский В.М. Поэзия А. Блока. – Пг., 1922.

7. Клинг О.А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». («Перечитывая классику»). – М., 1988.

8. Максимов Д. Поэзия и проза Александра Блока. 2-е изд. – Л., 1981.

9. Орлов В. Александр Блок: Очерк творчества. – М., 1956.
10. Смола О.П. «Черный вечер. Белый снег...» Творческая история и судьба поэмы Александра Блока «Двенадцать». – М., 1993.

11. Турков А. Александр Блок. Изд. 2-е, испр. и дополненное. – М., 1981.

12. Эткинд Е.Г. «Кармен»: Лирическая поэма как антироман; «Демократия, опоясанная бурей»: Композиция поэмы А.Блока «Двенадцать» // Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века: Очерки. – СПб.,1997.

13. Тагер Е.Б. Мотивы «возмездия» и «страшного мира» в лирике Блока // Александр Блок. Новые материалы и исследования: В 5 тт. Т.1. – М., 1980- 1993.

Методические рекомендации:

Лирика как литературный род противостоит эпосу и драматургии, поэтому при ее анализе следует учитывать родовую специфику. Эпос и драма изображают, лирика выражает. Стилевая доминанта, к которой тяготеет лирика – это психологизм, но психологизм своеобразный, он экспрессивен. Лирика раскрывает чувства, переживания, эмоции более глубоко и живо, чем это делается в эпосе. Многие литературные произведения построены на размышлениях автора.

А.А.Блок пользовался всеобщим признанием как «один из чудотоворцев русского стиха» (О.Мандельштам). При анализе стихотворений, поэм Блока обратите особое внимание на речевую организацию произведения, на лирическое слово поэта. Лирическое слово Блока очень емко и заключает в себе сгущенный эмоциональный смысл. Если для Есенина общим принципом организации речи будет олицетворяющий метафоризм, для В.Маяковского – овеществление, то для Блока общим принципом организации речи будет символизация. Раскройте роль символов в поэзии Блока. Очень важным при анализе стихотворных особенностей лирической речи является ее темповая и ритмическая организация, так как темпоритм опредмечивает в себе определенные настроения и эмоциональные состояния и вызывает их в читателе. Обратите внимание на содержательность стихотворных размеров и систем стихосложения, на роль ямбических строчек, передающих процесс размышления с интонацией эпической, спокойной, размеренной, на роль дольника, дающего нервный, рваный ритм, выражающего тревожное настроение. Важным при анализе поэзии Блока является осмысление пафоса произведения, определение ведущего эмоционального настроя. Так, например, в стихотворении «Я Гамлет; холодеет кровь» определяющим является пафос трагизма; идея здесь растворяется в пафосе, эмоциональная сторона преобладает над рациональной.

Обратите особое внимание на проблематику произведений Блока, в проблематике проявляется его авторская индивидуальность.

 

Рекомендуемые творческие задания к семинару по теме «Творчество В.Маяковского» с их обсуждением – 2 часа.

1. Используя рекомендуемую литературу напишите реферат «Маяковский – поэт-футурист. Своеобразие раннего, дооктябрьского творчества В.Маяковского».

2. Напишите реферат на тему «Сатирические приемы в произведениях В.Маяковского Традиции и новаторство. («Прозаседавшиеся», «Помпадур», «Сплетник», «Трус», «О дряни», «Клоп», «Баня», «Гимн судье» и др.).

3. Используя рекомендованную литературу напишите реферат на тему «Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского».

4. Используя материалы пособия, рекомендованную литературу напишите реферат на тему «Антивоенные мотивы в поэзии В.Маяковского».

Литература:

1.Маяковский В. Полное собр. соч.: В 13 т. – М., 1955- 1961.

2. Альфонсов В. Н. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. – Л., 1984.

3. Альфонсов В.Н. Поэзия русского футуризма // Русская литература ХХ века: Школы. Направления. Методы творческой работы / Под редакцией С.И.Тиминой. – М., 2002, с. 60-111.

4. В мире Маяковского: В 2 книгах. - М., 1984.

5. Заманская В.В. Пути художественного воплощения характера в русской литературе конца 19 – начала ХХ вв. - Магнитогорск, 1995.

6. Карпов И.П. Ранний Маяковский. // Открытый урок по литературе: Русская литература ХХ века (Планы, конспекты, материалы); Пособие для учителей / Ред.-состав. И.П.Карпов, Н.Н.Старыгина. - М., 1999, с.308 -324.

7. Лурье А.Н. Лирический герой в поэмах Маяковского. – Л., 1972.

8. Михайлов А.А. Мир Маяковского: Взгляд из 80-х. – М., 1990.

9. Паперный З. Поэтический образ у Маяковского. – М., 1961.

10. Петросов К.Г. Творчество В.В. Маяковского (о русской поэтической традиции и новаторстве). – М., 1985.

11. Платонов А. Размышления о Маяковском. // А.Платонов. Размышления читателя / Составление и подготовка текста М.А.Платоновой. – М., 1980.

12. Пастернак Б. Охранная грамота. Люди и положения. // Б.Пастернак. Воздушные пути.. - М., 1982.

13. Смола О.П. Владимир Маяковский. // Русская поэзия серебряного века. Антология. – М., 1993.

14. Цветаева М. Эпос и лирика в современной России. Владимир Маяковский и Борис Пастернак, // М.Цветаева. Собр. соч.: В 2 тт. Т.2. - Минск, 1988.

 

Вопросы, задания для самостоятельной работы, для подготовки к семинару, написания творческих работ - сочинения, эссе, реферата по творчеству А.А.Ахматовой. – 2 часа.

Ответьте на вопросы, выполните задания.

1. Что отличало поэзию А.Ахматовой с самого начала ее творческого пути от поэзии таких представителей литературно-художественных течений как акмеизм и символизм, что позволило А.Блоку в статье «Без божества, без вдохновенья» (1921) выделить ее среди поэтов, по его словам, «не желающих иметь тени представления (…) о жизни мира вообще», как «настоящее исключение»?

2. Что привлекает Вас в любовной лирике Ахматовой? Согласны ли Вы с мыслью А.Твардовского, что «..в лирике Ахматовой никогда не было злонамеренного эгоизма личности, который обычно бывает присущ лирике, декларирующей свою непричастность к судьбам мира и человечества»? Какие словесные образы и выражения передают внимание поэта к внутреннему миру человека? В каких стихотворениях, на Ваш взгляд, в наиболее концентрированной форме переданы народные представления о любви, о духовности этого чувства?

3. Назовите стихотворения Ахматовой с ярко выраженным гражданским звучанием, стихотворения, в которых четко определена гражданская позиция? Прочитайте одно из них наизусть.

4. Какие стихи Ахматовой написаны в традициях устного народного творчества? Какие поэтические средства фольклора она использует, какова функция повтора, метафоры, олицетворения, библейской лексики в ее стихах?

5. А.Ахматова – мастер тонкой и точной детали. Предметы быта в ее стихах служат для выражения внутренних психологических переживаний. Какую роль играет в ее поэзии «вещная символика»? Приведите примеры.

6. Как Вы понимаете название поэмы «Реквием»? Какова творческая судьба произведения? Какова ее основная тема и идея? Актуальна ли идея поэмы в наши дни? Аргументируйте, пожалуйста, свои мысли.

7. В 30-е годы были арестованы и осуждены сын Анны Андреевны Лев Николаевич Гумилев и ее муж, профессор Всероссийской Академии художеств Николай Николаевич Пунин, в 1921 г. был расстрелян первый муж Ахматовой Николай Степанович Гумилев. Как в поэме «Реквием» семейная беда перерастает в народную драму?

8. Охарактеризуйте композицию поэмы «Реквием». Каков смысл эпиграфа (1961г.), предисловия («Вместо предисловия», 1957г.), «Эпилога» (1940 г).

9. Тема матери ассоциируется в поэме «Реквием» с библейской темой распятия. Почему, на Ваш взгляд, стихотворение «Распятие» является ключевым фрагментом поэмы? В чем смысл эпиграфа к нему из кондака «Не рыдай мене, мати, во гробе сущу»?

10. В каких строках «Реквиема» звучит традиционная для отечественной поэзии тема памятника? Какие чувства вызывает у Вас авторская позиция?

11. История матери, вписанная в широкую историю народа, придает поэме «Реквием» объемность, подчеркивает ее патриотическую, свободолюбивую идею. В чем своеобразие художественного стиля Ахматовой в «Реквиеме», интонации народного плача? Определите функцию сравнения, сопоставления лирической героини со «стрелецкими женками»? (глава «Уводили тебя на рассвете»).

12. В каких контрастных образах запечатлен в поэме поединок между желаньем смерти и волей жизни у лирической героини?

Напишите рефераты на темы:

1. «Уводили тебя на рассвете…» Семейная беда и народная драма в поэме «Реквием» А.Ахматовой;

2.«Будь мечтою горда….» Тема любви в поэзии А.А.Ахматовой.

Литература:

1. Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы / Вступ. слово А.А.Суркова. Составление, подготовка текста и примечания В.М. Жирмунского. 2-е издание. – Л., 1976.

2. Ахматова А.А. Собр. соч.: В 2 т. – М., 1990.

3. Ахматова А.А. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1998.

Художественные тексты.

«Мне голос был…». «Не с теми я, кто бросил землю…», «Сероглазый король», «Настоящую нежность не спутаешь», «Меня покинул в новолунье», «Родная земля», поэма «Реквием», цикл «Ветер войны».

Для дополнительного чтения

1. «Поэма без героя».

2. Виленкин В.Д. В сто первом зеркале. – М., 1987.

3. Головникова О.В., Тархова Н.С. «И все-таки я буду историком!» // Звезда. 2002, №8. С. 114-135.

4. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. – Л.,1973

5. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. – М.,1998.

6. Коровин В. И. А.А.Ахматова // Русские писатели ХХ века. Биографический словарь. – М., 2000.

7. ПавловскийА.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. – М.,1987.

8. Хренков Д. Анна Ахматова в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. – Л., 1969

9. Виленкин В.Д. В сто первом зеркале. – М.,1987.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.079 с.)