Значение кожных ощущений и восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение кожных ощущений и восприятия



ТАКТИЛЬНЫЕ И ВИБРАЦИОННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Играют ту же роль, что у нормально слышащих, используются для отражения свойств предметов. У глухих детей кожные ощущения используются для контроля за произношением звуков, напр.: с, ш. Наибольшее значение для неслышащего ребенка имеют вибрационные ощущения и восприятия, которые заменяют во многом слуховые ощущения. Вибрационные ощущения и восприятия имеют со слухом одинаковую природу, т.е. возникают колебания какого-либо тела. Вибрационные ощущения возникают при воспроизведении человеком колебаний твердого тела, поэтому вибрационные ощущения называют часто константно-дистантными. Вибрационные колебания человек может различать в диапазоне от 5 до 8 тысяч (12 тыс.) колебаний в секунду. Вибрационная чувствительность человека гораздо ниже, чем слуховая чувствительность. Причем различительная вибрационная чувствительность ниже, чем слуховая  в 20 раз. Для неслышащего человека значение вибрационной чувствительности значительно возрастает. Вибрационная чувствительность в значительной степени заменяет слуховую.

Значение вибрационной чувствительности:

Она служит для познания свойств предметов, заменяя слуховые.

Служит источником для ориентировки в пространстве.

С помощью вибрации неслышащий человек воспринимает музыкальные звуки и может различать мелодии и даже полностью воспринимать сложные мелодии.

Особое значение имеет восприятие речи с помощью вибрации.

Вибрационные ощущения и восприятия развиваются не сами по себе, а в процессе специальной работы. Поэтому для их формирования необходимо проходить специальные упражнения, направленные на различение вибрационных ощущений, на локализацию источника вибрации в пространстве.

Большое значение имеют занятия ритмикой и специальная работа по различению музыкальных инструментов.

Учат воспринимать детей вибрационные колебания через различные поверхности тела. Наиболее чувствительными к вибрации является тыльная сторона ладони, коленки, локоть, лоб, т.е. те участки, где костная ткань близко подходит к поверхности кожи. Т.о. у неслышащих детей осуществляется развитие вибрации в процессе обучения, значительно возрастают возможности вибрационного восприятия в процессе специальных занятий.

Особенности осязания у детей с нарушенным слухом

С помощью осязания осуществляется познавательный процесс, в котором принимают участие кожные и двигательные ощущения.

У детей с нарушениями слуха наблюдаются те же тенденции в развитии осязания, что и у детей с нормальным слухом, но отмечается значительное отставание, особенно в развитии сложных видов осязания. А. П. Розова исследовала особенности узнавания при помощи осязания объемных предметов и их контурных изображений. Объемные предметы легче распознаются всеми детьми. В распознавании плоских изображений большие трудности наблюдались у глухих первоклассников (одно правильное распознавание из 40 возможных; у слышащих сверстников — 11 правильных). Различия между глухими и слышащими выступали особенно отчетливо в тех случаях, когда распознавание объектов требовало мыслительных операций.

Опознание предмета с помощью осязания при выключенном зрении требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о предметах, правильной организации процесса обследования. Недостаточное развитие мышления и речи у детей с нарушениями слуха сказывается на развитии осязания.

Сенсорное развитие детей с нарушенным слухом на разных этапах онтогенеза

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.004 с.)